Сотрудничество государств СНГ по вопросам обороны и безопасности в переходный период после распада СССР.

Отсутствие контроля над вооруженными силами СССР в момент его распада могло создать очень серьезные проблемы безопасности для всего международного сообщества. К тому времени армия фактически была расколота последними событиями в стране, и крайне важно было не усложнить, а по возможности стабилизировать обстановку.

Первые меры, принятые после распада СССР.Уже в Соглашении о создании СНГ его участники взяли на себя обязательств:

§ Сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием

§ Создать необходимые условия для размещения стратегических вооруженных сил

§ Проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей

На встрече в Алма-Ате, последовавшей вслед за беловежской встречей главы четырех государств — Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия(Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.)Согласно ему:

1. Ядерные вооружения, входящие в состав объединенных Стратегических вооруженных сил, должны были обеспечивать коллективную безопасность всех участников СНГ

2. Страны подтвердили обязательство о неприменении ядерного оружия первыми;

3. Выражалась решимость совместно вырабатывать политику по ядерным вопросам, до полной ликви­дации ядерного оружия на территориях Белоруссии, Казахстана и Украины

*Решение о необходимости его применения должен был принимать Президент России по согласованию с главами государств—участников Соглашения на основе разработанных процедур.

4. В соглашении закреплены также обязательства не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывчатые устройства и технологии, а также обязательство осуществлять контроль над такими ядерными устройствами.

Было также принято решение о том, что до реформирования Вооруженных Сил командование ими будет осуществлять маршал Е. И. Шапошников.

Дезинтеграция армии. Однако отсутствие общего мнения о роли и месте Вооруженных сил в новых политических реалиях быстро усилило дезинтеграционные процессы в армии. Формально они базировались на принятых в 1990 г. декларациях о государственном суверенитете, в которых провозглашалось и юридически закреплялось право на собственные вооруженные силы. Таким образом, перед огромной армией ставился выбор: либо оставаться единой, либо трансформироваться в объединенную, либо разойтись по национальным квартирам. За создание собственных вооруженных сил выступили Азербайджан, Молдова, Грузия. Сторонниками сохранения единых вооруженных сил были Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.

Стремление государств—участников СНГ к созданию собственных вооруженных сил было закреплено в Соглашении Совета глав государств—участников Содружества о Вооруженных Силах и Пограничных войсках от 30 декабря 1991 г. В нем было подтверждено право новых государств на создание собственных вооруженных сил и оговаривались вопросы управления общими вооруженными силами в период реформирования. На этой же встрече было заключено Соглашение по Стратегическим силам. В этом Соглашении подтверждалась необходимость создания объединенного командования Стратегическими силами, сохранения единого контроля над ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения и сохранения порядка принятия решения о необходимости применения ядерного оружия.

Участники этого Соглашения договорились о том, что ядерное оружие, размещенное на территории Украины, находится под контролем объединенного командования стратегических сил с целью его неиспользования и разукомплектования к концу 1994 г.; уничтожение ядерного оружия, размещенного на территории Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, будет проводиться под совместным контролем государств Содружества. В специальном протоколе был определен перечень Стратегических сил.

Для претворения в жизнь этих решений и сохранения обороноспособности Содружества был разработан целый ряд необходимых мер. Среди них можно указать следующие:

· принятие на межгосударственном уровне Соглашения о статусе вооруженных сил на территориях государств—участников Содру­жества;

· обеспечение национальными законодательствами политических, социально-экономических и личных прав и свобод для военно­служащих и членов их семей;

· исключение любых ограничений на право оставаться на посто­янное место жительства по месту прохождения службы или переезда на другое место жительства;

· принятие решений о сокращении и передислокации войск только на правовой основе.

Решения по разделу Военно-Морского Флота СССР исходили из того, что он входил в состав Стратегических сил, за исключением части Черноморского флота, которая войдет впоследствии в состав вооруженных сил Украины, а часть кораблей Каспийской флотилии будут переданы Азербайджанской Республике.

20. ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОС-В СОДРУЖЕСТВА В СФЕРАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ
К концу 1993 г. Вооружен­ные Силы бывшего СССР были реорганизованы в собственные Воору­женные силы государств Содружества. Однако общий кризис в странах СНГ привел к тому, что реалиями стали такие негативные факторы: распад единой военной структуры, единого оборонительного простран­ства, отсутствие современных вооруженных сил в государствах СНГ и их низкая боеспособность.

+Построение собственных вооруженных сил государствами—уча­стниками СНГ не могло решить проблемы обеспечения коллектив­ной безопасности. А система именно такой безопасности позволяет обеспечить безопасность со значительно меньшими экономическими научно-техническими издержками, ослабить территориальные, пограничные, этнические противоречия, противостоять вооруженным Конфликтам.
ß
необходимость более тесного взаимодействия гос-в в сферах обороны и безопасности
ß
Реорганизация Вооруженных Сил СНГ
(Главное командование реорганизовывалось в Штаб по координации военного сотрудничества СНГ,упразднялась должность Глав­нокомандующего ОВС СНГ, а руководство Главным командованием ОВС Содружества возлагалось на начальника Генштаба ОВС).


В соответствии с Уставом СНГ в Содружестве были созданы:
- Совет Министров иностранных дел (ст. 27),
- Совет министров обороны, Главное командование Объединенными Вооруженными Силами (ст. 30),
- Совет командующих Пограничными войсками (ст. 31).
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИэтих органов Содружества соответственно являются:
- осуществление координации внешнеполитической деятельности;
- осуществление руководства Объединенными Вооруженными Силами (ОВС), а также группами военных наблюдателей и кол­лективными силами по поддержанию мира в Содружестве;
- обеспечение охраны и стабильности на внешних границах госу­дарств—членов СНГ.

Взаимодействие между гос-вами Содружества в сферах обороны и безопасности осуществляется в рамках данных органов
ß
I. СОВЕТ МИНИСТРОВ ОБОРОНЫ (СМО) – занимается вопросами во­енной политики и военного строительства. Учрежден 14 февраля 1992 года.

Функции:
- рассмотрение концептуальных подходов к обеспечению оборон­ной достаточности регионов государств—участников Содруже­ства;
- рассмотрение проектов договоров (соглашений) и других доку­ментов по вопросам обороны и военного строительства;
- разработка предложений по организационной структуре, общим требованиям по вопросам боевой и мобилизационной готовнос­ти сил, систем вооружения и военной техники;
- рассмотрение и предложение СГГ кандидатуры Главнокоманду­ющего Объединенными Вооруженными Силами Содружества, начальника Генерального штаба и Командующего Стратегическими силами Объединенных Вооруженных Сил Содружества;
- разработка предложений по выполнению государствами—учас­тниками Содружества своих обязательств.

II. ШТАБ ПО КООРДИНАЦИИ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Декабрь 1993 г. - в Ашгабате СГГ принял Решениео Штабе по координации военного со­трудничества государств—участников СНГ Þ шаг по совершенствованию системы военной безопасности Содружества. Штаб предназначен для содействия военного сотрудни­чества между министерствами обороны государств.
Функции:
- согласование усилий министерств обороны государств Содруже­ства по реализации решений СГГ, СГП и СМО по вопросам во­енного сотрудничества;
- участие в координации усилий государств Содружества по соблю­дению международных договоренностей в области мер доверия по повышению открытости в военной сфере, сокращению обыч­ных вооруженных сил и вооружений;
- согласование по поручению Совета министров обороны мероп­риятий в интересах восстановления систем ПВО, предупрежде­ния о ракетном нападении и контроле космического простран­ства государств Содружества;
- разработка предложений СМО по вопросам подготовки и при­менения групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве;
- подготовка по поручению СМО предложений и согласование вопросов по оперативному оборудованию театров военных действий в интересах государств Содружества.
*В настоящее время структура Штаба интегрирована в ОДКБ.

III. СОВЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ –был создан в рамках ДКБ. Направление деятельности – обеспечение коллективной безопасности + коллективной обороны.
На него возлагается координация и обеспечение совместной деятель­ности государств-участников в соответствии с Договором:

- противодействия возникшим уг­розам (безопасности, территориальной целостности, суверенитету, уг­розы международному миру);
- совместные кон­сультации с целью координации позиций и принятия мер для устране­ния возникшей угрозы.
- предоставление необходимой помощи (в том числе военной) в случае совершения акта агрессии против любого из гос-в – участников.

Наши рекомендации