Факторы, способствующие развитию экономического пространства СНГ. Препятствия на пути развития экономических и торговых отношений.

«+»:
Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств – участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.Проблемы экономического взаимодействия являются весьма важными для развития как всего Содружества, так и отдельных его членов.

«-»:

Препятствием экономического взаимодействия государств – участников СНГ являются факторы общего характера такие как:
– различие по экономическому потенциалу, структуре экономики, уровню экономического развития и благосостояния населения;
– различия в характере и масштабах рыночных преобразований;
– разноскоростной характер интеграционных процессов;
– невыполнение государствами отдельных принятых в рамках СНГ обязательств.
Кроме того, на экономическое взаимодействие оказывают влияние:
– высокий уровень энерго- и материалоемкости производства;
– критический износ основных фондов, в первую очередь в базовых отраслях экономики;
– сложившаяся товарная структура внешней торговли, в которой доля минерального топлива и сырья в среднем по государствам – участникам СНГ составляет более половины общего объема экспорта;
- аграрно-сырьевые страны, производя в значительной мере схожий ассортимент продуктов, выступают по отношению друг к другу не столько как взаимодополняющие партнеры, сколько как конкуренты.
– большая доля транспортной составляющей в стоимости товаров, что резко снижает их конкурентоспособность;
– наличие значительной доли теневой экономики;

С другой стороны — все страны, входящие в СНГ, нуждаются в доступе к масштабным инвестициям и новейшим высоким технологиям, чего в пределах Содружества в должной мере они найти не могут. Это заставляет членов СНГ в одностороннем порядке устанавливать связи с другими государствами и международными экономическими организациями вне рамок Содружества. Таким образом, в экономической сфере жизнедеятельности СНГ проявляются тенденции как к интеграции, так и к дезинтеграции. К тому же экономические проблемы в Содружестве тесно переплетаются с политическими, в результате чего задержка с решением вопросов в одной из указанных сфер ограничивает развитие другой.

Таким образом, Роль и место государств – участников СНГ в мировой экономике диктуют необходимость совместного решения проблемы экономического роста и достижения заявленных при образовании СНГ стратегических целей. Промышленный потенциал государств – участников СНГ, в первую очередь высокотехнологичных отраслей, не может устойчиво развиваться без опоры на взаимные кооперационные поставки и рынки сбыта.

16. Договорные и институциональные основы экономического сотрудничества государств–участников Содружества.

Основой экономического сотрудничества стран СНГ является Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 г. На его основе предусматриваются следующие этапы интеграции: 1) ассоциация свободной торговли; 2) таможенный союз; 3) общий рынок.

В настоящее время завершается становление ассоциации свободной торговли, в которой должны быть отменены взаимные пошлины в отдельных отраслях. Создан таможенный союз, в котором должен действовать единый внешний тариф, однако правила таможенного союза участниками не выполняются.

Главными инструментами взаимодействия стран СНГ являются ежегодные встречи глав государств и правительств стран-участниц. В сфере экономики исполнительным органом является Межгосударственный экономический комитет.

Модели развития интеграции. В настоящее время выделяют две основные модели развития интеграции бывших союзных республик: 1) интеграция с использованием механизма СНГ; 2) сближение России на двусторонней основе с государствами, которые готовы активно участвовать в интеграции.

Первая модель представляется наиболее приемлемой. Однако СНГ существует несколько лет, подписаны десятки соглашений между его участниками и, несмотря на это, процессы интеграции идут крайне медленно. Но данный механизм уже действует, созданы и продолжают создаваться органы, которые будут управлять процессами интеграции; государства-участники принимают решения, ведущие к сближению.

Вторая модель реализуется в развитии отношений России, Белоруссии и Казахстана. С Белоруссией декларировано создание союзного государства и начато его строительство. Россия, Белоруссия и Казахстан являются центром интеграции в рамках СНГ, ее ядром. В целом вторая модель не противоречит первой.

Направления интеграции стран СНГ.

Опыт сотрудничества России с государствами ЕС в инновационной сфере придаёт новые импульсы для продолжения тесного взаимодействия со странами СНГ. Во-первых, инновационное развитие предполагает формирование новых национальных технологических систем и углубление компетенции каждой страны в результате развития способности по созданию принципиально новых товаров и их продвижению на определенные рынки. Следовательно, углубление национальной инновационной компетенции (специализации) усиливает необходимость во взаимодополняющем взаимодействии между государствами. Во-вторых, создание принципиально новых товаров в современных условиях возможно только на основе развития фундаментальных исследований и, прежде всего, на стыке научных дисциплин. Учитывая значительные затраты, высокий риск и неопределенность коммерческих результатов, характерных для многих направлений фундаментальных исследований объединение усилий, интеллектуального и финансового капитала, устранение дублирования дорогостоящих исследований, а также ускорение диффузии технологий, имеющих высокий коммерческий эффект на рынке становятся важными факторами успеха инновационной деятельности каждой из стран СНГ.

В-третьих, расширение разнообразия технологически новой продукции предполагает расширение емкости и углубление диверсификации рынка сбыта. В этой связи определение общих правил торговли инновационной продукцией и формирование для нее общего торгового и таможенного пространства становятся важным условием успеха совместной инновационной деятельности. В комплексе организационно-экономических проблем инновационного развития стран СНГ можно выделить три основных группы: проблемы согласования интересов; технологические проблемы; системные проблемы.

Создание инноваций и новых технологий – один из этапов инновационного развития экономики; не менее важным является формирование межгосударственной инновационной системы с мотивационным механизмом коммерческой реализации научно-технических достижений в народном хозяйстве. Осуществление подобного развития невозможно без разработки межгосударственной стратегии инновационного развития.

Для решения основных стратегических задач инновационного развития должны быть использованы преимущества экономики стран СНГ: природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая база и транспортная инфраструктура; значительный технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности; резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на рынках ряда развивающихся стран; значительный научно-технический потенциал, большое количество патентов, ноу-хау, высококвалифицированные научные кадры; система высшего образования мирового уровня. Важным элементом инновационного развития государств - участников СНГ должны стать инновационные программы – комплексы взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития экономики государств. Отбор программ должен осуществляется исходя из социально-экономических приоритетов государств Содружества, прогнозов, целей структурной политики при соблюдении следующих условий: существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада; принципиальной новизне и взаимосвязанности проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

Одно из направлений сотрудничества - свободное перемещение рабочей силы и снятие ограничений на получение работы и жилья гражданами стран СНГ во всех странах Содружества. Страны Содружества 9 октября 1994 г. подписали Соглашение о создании платежного союза стран СНГ, который в будущем сменится валютным союзом.

В соответствии с соглашением расчеты между хозяйствующими субъектами должны осуществляться децентрализовано через коммерческие банки и валютные рынки без существенного вмешательства государств, с применением рыночного обменного курса для всех видов внешнеэкономических операций и через либерализацию режима обмена остатков средств на счетах нерезидентов в их национальную валюту.

Практическая реализация направлений интеграции, отраженных в подписанных членами СНГ соглашениях, осуществляется крайне медленно.

Нынешние тенденции в развитии СНГ отражают усиливающуюся фрагментацию экономического и политического пространства Содружества, а также создание субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ. Так, на сегодняшний день существует четыре региональных объединения различного типа.

1. Союз Белоруссии и России был создан 2 апреля 1997 года, а в 2000 году преобразован в Союзное государство России и Белоруссии. Это самое интегрированное из всех межгосударственных образований на постсоветском пространстве.

2. Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана первоначально был образован четырьмя государствами 29 марта 1996 г.

По договору от 26 февраля 1999 года он расширился за счет присоединения Таджикистана. Эти государства поставили цель сформировать единое экономическое пространство.

10 октября 2000 года в столице Республики Казахстан г. Астана главами государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Следует выделить следующие факторы, определяющие специфику ЕврАзЭС. Документы, подписанные в рамках Таможенного союза «пятерки» и определявшие цели и задачи интеграции, имели один общий недостаток - слабость организационно-правового механизма их реализации. Подписанный договор об учреждении Евразийского экономического сообщества призван преодолеть этот недостаток, поскольку создается совместный механизм в форме международной организации. Если в СНГ его члены самостоятельно решают вопросы об участии в любом из органов Содружества и о подписании тех или иных решений, международных договоров, то в ЕврАзЭС каждое государство участвует в работе всех органов управления интеграцией. Решения подписываются всеми государствами с учетом установленной процедуры их принятия и исполняются всеми путем принятия необходимых национальных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.

Принципиально новым стал закрепленный в договоре об учреждении ЕврАзЭС порядок принятия решений органами Сообщества. Согласно ему, высший орган ЕврАзЭС - Межгосударственный совет - принимает все решения консенсусом, кроме решений о приостановке членства или об исключении из Сообщества, принимаемых по принципу «консенсус минус голос заинтересованной договаривающейся Стороны».

Иной стала и организация системы контроля за исполнением решений. В СНГ контроль за реализацией принятых решений осуществляется посредством национальных механизмов контроля. Для государств обязательны те решения, участниками которых они являются. В ЕврАзЭС контроль за выполнением договоров и решений осуществляется органами управления в пределах их компетенции, то есть органы управления получают возможность анализировать и оценивать уровень исполнительской деятельности не на основе справок и информации, а путем рассмотрения фактического положения дел.

3. Центрально-азиатское экономическое сотрудничество (ЦАЭС), куда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан (с 1994 г.), Таджикистан (с 1998 г.), образовано в 1994 году подписанием Договора о создании единого экономического пространства (г.Чолпон-Ата).

4. Региональная группировка пяти стран СНГ - Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы и Узбекистана (ГУУАМ) была создана в 1997 году в Страсбурге (Франция) на встрече президентов четырех стран СНГ, а в нынешнем составе существует с апреля 1999 года, после присоединения Узбекистана. Главные цели ГУУАМ согласно Заявлению, подписанному 24 апреля 1999 года в Вашингтоне, являются: миротворческая деятельность, борьба с сепаратизмом и религиозным экстремизмом, развитие транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия», интеграция в европейские структуры и сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира».

Явление, получившее название «разноскоростная интеграция», по-разному оценивается лидерами различных государств. Одни считают, что образование альтернативных СНГ интеграционных группировок является стимулом для остальных государств Содружества, другие говорят о том, что это может привести к развалу СНГ. Арбитром в этом споре, безусловно, станет история.

Россия и другие страны СНГ стоят сегодня перед реальными вызовами найти достойное место в складывающейся мировой табели о рангах и их готовности эффективно ответить на эти вызовы.

Либо они найдут в себе силы, умение и ресурсы, необходимые для долгосрочной работы по выстраиванию сложной конструкции национальной экономики XXI века, либо мировая экономика сама последовательно «выстроит» на территории постсоветских государств свой сегмент. Он в полной мере будет отвечать её потребностям, но в малой мере будет соответствовать национальным интересам России.

17. Проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря

Государства Содружества - это жизненное пространство, необходимое нашей стране для сохранения статуса великой державы, для обеспечения собственного устойчивого развития, для поддержания хозяйственной целостности.

Основными факторами заинтересованности России в СНГ являются гео-стратегические, экономические, технические и интеллектуальные (факторы).

Общие факторы ( в большинстве своём экономические):

1.Формирование общего экономического пространства СНГ с широким выходом к границам Евросоюза и на Азиатско - Тихоокеанский регион;

2.Доступ к разработке минерально-сырьевой базы стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы и получения дефицитных полезных ископаемых, а также для повышения своей роли на мировых сырьевых рынках и в качестве гаранта международной энергетической безопасности;

3.Необходимость в эффективном коммерческом присутствии на рынке Содружества;

4.Доступ к избыточной рабочей силе стран СНГ;

5.Налаживание активной приграничной торговли по всему периметру границ с СНГ для стимулирования и придания комплексного характера хозяйственному развитию российских приграничных территорий;

6.Доступ к интеллектуальной элите стран СНГ для восполнения и стимулирования инновационных процессов в российской экономике;

7.Использование геостратегического потенциала СНГ, в том числе как транзитной территории;

Заключая вышесказанное, следует заметить, что Россия больше заинтересована в продвижении по интеграционному пути, поскольку формирование единого экономического пространства предполагает для более сильной России необходимые и достаточные условия получения геоэкономических выгод. Страны Содружества же, имеющие дивиденды от сотрудничества с РФ, пока заинтересованы не столько в конечных результатах интеграционных проектов, сколько в самом процессе интеграции, в ходе которого возможно получение от нас дополнительных ресурсов и привилегий.

Наши рекомендации