Эволюция постсоветского экономического пространства: основные этапы.

Начиная с распада СССР можно выделить три этапа экономической интеграции: первый этап (1991 - 1995 гг.), второй этап (1995 - 2000 гг.), третий этап (2000 - 2014 гг.), четвёртый этап (2014 – наст. время)

На первом этапе государства-члены СНГ проявляли заинтересованность в экономической интеграции. В подписанном 9 октября 1992 года Соглашении "О принципах сближения хозяйственного законодательства государств-участников Содружества" предусматривалось проводить работу по сближению и унификации гражданского, таможенного, финансового и других отраслей законодательства. Для этих целей создавался специальный правовой консультационный совет.

! 1-й попыткой экономического объединения государств-участников СНГ стало заключение Договора о создании Экономического союза – 24 сентября 1993, Москва. Украина не подписала Договор – присоединилась как ассоциированный член в 1994, Туркменистан подписал его в 1993.
Основа договора – принцип поэтапного создания общего экономического пространства на базе рыночных отношений – реально действующего полномасштабного Экономического союза.
Каждый этап должен быть всесторонне подготовлен на основе взаимной заинтересованности, с учётом реальной ситуации.
Цели создания Экономического союза:
■формирование условий стабильного развития экономик стран-участниц Договора в интересах повышения жизненного уровня населения;
■поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;
■обеспечение равных возможностей и гарантии экономической деятельности для всех хозяйствующих субъектов;
■совместное осуществление экономических проектов, представляющих взаимный интерес;
■решение совместными усилиями экологических проблем, связанных с последствиями стихийных бедствий и катастроф;
■обеспечение согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики;
■гармонизация хозяйственного законодательства государств—участников Договора.

В рамках развития и реализации Договора о создании Экономического союза были приняты
- Конвенция о защите прав инвестора,
- Соглашение о создании зоны свободной торговли ,
- Соглашение о создании Платежного союза.
Однако в полном объеме данные Соглашения не были реализованы. Причинами неудачной попытки экономической интеграции на постсоветском пространстве в начале 1990-х годов называются политические разногласия участников, разный уровень внутреннего экономического развития. Соглашаясь с подобными выводами, стоит отметить и институциональную проблему. Созданные межгосударственные органы оказались нежизнеспособными. Поставленные перед ними задачи не соответствовали имеющимся у них полномочиям. (об этом далее при рассмотрении МЭК)

апрель 1994 – Соглашение о создании ЗСТ (12 гос-в СНГ)

октябрь 1994 – создание МЭК (Межгосударственный экономический комитет).
Цель создания: "формирование и обеспечение эффективной деятельности Экономического союза, рационального развития интеграционных процессов в рамках СНГ".
Однако заявленная цель создания Комитета немогла быть осуществлена ввиду отсутствия инструментов воздействия - возможности наднационального регулирования общественных отношений в установленной сфере деятельности.
При осуществлении своих функций Комитет имел право принимать:
- распорядительные решения по вопросам, переданным ему государствами;
- решения, обязательность исполнения которых должна была подтверждаться соответствующими решениями правительств (в их числе решения по вопросам сохранения мобилизационных мощностей, поддержания эффективных кооперированных связей, структурных изменений, охраны окружающей среды и природных ресурсов);
- решения рекомендательного характера.

Отсутствие правотворческих полномочий свело деятельность Комитета консультационным функциям – он становится аналитическим центром !!! (разрабатывает планы развития, взаимодействия экономик)

В связи с неудачами в реализации первого интеграционного проекта (большая часть соглашений по вопросам социально-экономического характера носила декларативный характер – в них не был предусмотрен механизм реализации соответствующих целей и задач) руководство государств стало предпринимать попытки по установлению более тесного двустороннего сотрудничества, а также искать компромиссные варианты для экономического сотрудничества.

ВТОРОЙ ЭТАПначался с двустороннего сотрудничества в сфере экономической интеграции.

январь 1995- заключено Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Таможенного союза.
Данное Соглашение было подписано вместе с Протоколом "О введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь".

Спустя две недели аналогичные Соглашения были заключены между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, что стало основанием для заключения нового договора о создании Таможенного союза. Отличительной особенностью данного акта было то, что он принимался в развитие соглашения об Экономическом союзе и был открыт для всех государств-участников СНГ.

1995 – увеличивается товарооборот в этих трех странах на 45%, НО! доходы стран уменьшились из-за отсутствия таможенных сборов.

В рамках Таможенного союза предполагалось провести мероприятия, предусмотренные Соглашением о создании зоны свободной торговли, а именно унифицировать внешнеторговое, таможенное, валютно-финансовое, налоговое и другие отрасли законодательства, затрагивающие внешнеэкономическую деятельность.

29 марта 1996 года к Таможенному союзу присоединилась Киргизия.
В этот же день был подписан Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях- предусматривал углубление экономической интеграции участников, а в будущем и создание единого экономического пространства (общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем).

Отличительной стороной нового этапа экономического сотрудничества стало создание наднациональных органов управления интеграцией. Были образованы
-Межгосударственный Совет – высший орган управления интеграцией; представлены главы гос-в, прав-в, МИДы, Председатель Интеграционного комитета; разрабатывает стратегию сотрудничества, определяет его основные этапы,
- Интеграционный Комитет– постоянно действующий исполнительный орган,
- Межпарламентский Комитет – принимает модельные акты, на основе которых разрабатываются акты нац.законодательств,
- Органы отраслевого сотрудничества и др.

26 февраля 1999 года к Таможенному союзу присоединился Таджикистан. Вступление очередного участника стало поводом для развития интеграции. Был принят новый акт,который ставил новые цели перед участниками Союза.

1999 – Новое Соглашение «О таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» (~общий рынок)
Первоочередной задачей стало завершение формирования Таможенного союза и создание на его основе Единого экономического пространства. В Договоре страны заявили о желании стать членами ВТО (т.к. именно она разрабатывает общие правила торговли).

ТРЕТИЙ ЭТАПэкономической интеграции ознаменовался учреждением Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

2000 – Договор об учреждении ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, РФ, Киргизия, Таджикистан). Фактически произошло оформление отношений на новом институциональном уровне - ЕврАзЭС создавалось как международная организация с правами юридического лица.
Продолжилось расширение наднационального правового регулирования.

ЕврАзЭС имеет следующую институциональную структуру:
1) Межгосударственный Совет ЕврАзЭС – высший орган, главы гос-в и прав-в;
2) Интеграционный комитет ЕврАзЭС;
3) Комиссия постпредов – выполняет работу Интеграционного Комитета между его заседаниями;
4) Секретариат;
5) Суд ЕврАзЭС.
Во-первых, была четко определена правотворческая компетенция Межгосударственного Совета. Он принимал решения по вопросам:
- регулирования условий взаимной торговли между государствами-членами Сообщества;
- таможенной политики Сообщества по отношению к третьим государствам;
- упрощения и унификации таможенных правил и процедур, применяемых в государствах-членах Сообщества;
- гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства государств-членов ЕврАзЭС.
Во-вторых, Интеграционный Комитет получил право издавать нормативные правовые акты по вопросам своих полномочий или в рамках делегированных полномочий Межгосударственного Совета.

Несмотря на принятые меры, результативность работы ЕврАзЭС была невелика. Это стало причиной для пересмотра общей идеологии создания Таможенного союза и организации его в составе трех государств: России, Казахстана и Белоруссии.

В результате был образованновый Таможенный союз, в рамках которого существует единая таможенная территория, унифицированы таможенные формальности государств-участников, применяется единый таможенный тариф, а в дальнейшем - создание Единого экономического пространства.

2005-2006 – процесс интеграции ОЦАС (Орг-ции Центральноазиатского сотрудничесвтва) в ЕврАзЭС.
2006 – членом ЕврАзЭС стал Узбекистан (сначала согласилась, но спустя 2 года вышла)

Далее – возникает необходимость РАЗРАБОТАТЬ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ – БАЗУ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА:
9 декабря 2010 – подписан пакет 17 базовых соглашений, основные 4 блока: 1)Проведение согласованной экономической политики; 2) Обеспечение свободы, движение капитала и услуг; 3) Свобода движения рабочей силы; 4) Доступ к естественным монополиям.
Эти базовые соглашения – начало функционирования ЕЭП.

!!! 1 июля 2010 – введен ТК ТС – Таможенный Кодекс Таможенного Союза – гос-вам удалось ввести внешний таможенный контроль ® т.о. был осуществлен ТС ! (Россия, Белоруссия, Казахстан)
+ появляется Таможенная Комиссия ТК – наднациональный орган.
31/05/2013 – Киргизия вступает в ТС
24/10/2013 – Армения вступает к ТС и ЕЭП

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП.Формирование ТС и ЕврАзЭС – часть оформления ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
29 мая 2014, Астана – подписание Договора о ЕАЭС главами Беларуси, Казахстана и России.
2015 – к ЕЭАС присоединились Киргизия и Армения.

К 2015 - государства-члены Союза подошли с разным уровнем экономического развития, различными структурами экономик, приоритетами национального развития, специфическими для каждой страны особенностями рынка труда, социально-политического уклада. Однако общей целью государств-членов Союза стало обеспечение развития национальных экономик и повышение их конкурентоспособности через создание интеграционного объединения – экономического союза. На сегодняшний день во всех государствах – членах Союза широко распространено мнение о том, что интеграция дает их экономикам дополнительные возможности, которых не было бы вне интеграционного проекта. Во всех государствах–членах сформулирован список приоритетов и интересов, которые они стремятся реализовать, используя механизмы и инструменты интеграции.

Наши рекомендации