Кризисы полит участия и основные способы их разрешения
Под кризисами полит участия подразумеваются ситуации, когда правящая элита не в состоянии создать институциональные усл-я для того, чтобы вобрать растущие требования участия в политике, идущие со стороны различных новых соц групп и обусловленные их претензиями на соучастие во власти, на вхождение в полит элиту. В политологии принято связывать подобные процессы с модернизацией (осовремениванием) общества.
В традиционном обществе, если и происходила смена правящей элиты, то это, как правило, не затрагивало более массовые слои населения. Однако процессы модернизации, связанные с эк развитием и сопутствующими ему изменениями в соц стр-ре и в доминирующих полит ориентациях крупных групп населения, одним из следствий имеют расширение слоя активных полит участников. В их сознании особую ценность приобретают чувство гражданского долга, информированность, понимание того, что политсфера непосредственно касается их личной жизни, наконец, вера в то, что индивид, независимо от своего изначального соц статуса, может и вправе оказывать свое влияние на общ процессы. Все это создает необходимые эк, соц и псих предпосылки для расширения полит участия масс.
Результат процесса модернизации во многом зависит от того, созданы ли институциональные условия для того, чтобы рост полит участия происходил в формах, приемлемых для данного полит сообщества. Считается, что кризисы полит участия возникают в тех случаях, когда правящая элита считает нелегитимными требования и поведение отдельных новых социальных групп, стремящихся к активному включению в полит процесс. Такие ситуации обычно разнятся между собой. Правящая элита может считать, например, что в силу разных причин только она одна предназначена для осуществления управления в данном обществе и поэтому отметает претензии иных групп на участие в политике. В иных ситуациях правящая элита, не ставя под сомнение саму идею включения в политику новых соцьгрупп, считает нелегитимными и отвергает конкретные методы и способы выдвижения этих требований. Наконец, в некоторых случаях содержание самих требований, к примеру, о расширении полит участия, могут восприниматься правящей элитой как неправомерные, нелегитимные.
Понятно, что та или иная разновидность кризиса полит участия не обязательно представляет собой полную катастрофу для существующего гос-ва, поскольку открывается возможность для поиска решения назревшей проблемы. Наиболее оптимальным вариантом разрешения кризиса считается институциональная адаптация, то есть ситуация, когда в рамках данной полит системы удается найти институциональное решение: создаются новые процедуры выборов и электоральные институты, совершенствуются партийные стр-ры и формируются организованные группы интересов. В перспективе такой путь ведет к развитию самых современных моделей представительной демократии.
Другим вариантом решения сложившегося кризиса участия может быть, то есть отказ от поиска институционального варианта для расширения эффективного полит участия или даже его насильственное ограничение путем введения запретов и репрессивных мер, то есть авторитарный выход из ситуации. Такой путь нередко ведет к формам принудительного, мобилизационного либо имитационного участия. В таком случае оппозиционным партиям и движениям формально предоставляются права на соревнование в полит процессе, однако реальная структура распределения и воспроизводства власти не дает им никаких реальных шансов на успех.
30. Особенности пол участия в совр Рос:
1. Политическое участие нестабильно. Временами наблюдается его всплеск, но в целом оно относительно малоактивно.
2. Такая форма полит участия как политический протест, в современной России выражается преимущественно в виде демонстраций и пикетов. Забастовки, в связи с эк стабилизацией, перестали играть ведущую роль.
3. Участие граждан в работе полит партий и организаций остается мало активным и нестабильным, носящим цикличный характер, зависимость от выборов. В насте время в партийной деятельности участвуют, в основном, те, кто хочет реализовать свои полит или властные амбиции
4. Наиболее четко полит участие рассматривается в избирательных кампаниях, где население проявляет относительно высокую активность.
5. Сущ «раскол» – разница между избирательскими предпочтениями городского и сельского населения
6. «Социально-психологический подход» к электоральному поведению, ассоциация себя с партией
7. К особенностям отечественных групп интересов можно отнести то, что они предпочитают использовать различные механизмы воздействия на аппарат гос власти, нежели на общественное мнение.