Политические конфликты, кризисы и государственно-правовые способы их разрешения

Противоречия, конфликты присущи любому политическому процессу. Конфликт обычно развивается при взаимодействии субъектов политики, выражающих противоположные интересы (социальные, национальные, ведомственные, профессиональные и т. д.). Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты его смягчения.

Уровни формирования   Основные последствия   Условия разрешения
    Положительные Отрицательные    
Межличностные   Стабилизирующая роль   Дезинтеграция и дестабилизация общества   Вскрытие причин
Групповые   Разрешение противоречий и обновление общества   Гибель людей и материальных ценностей   Анализ конфликта
На уровне подсистемы общества   Стимуляция переоценки ценностей   Неблагоприятные изменения отношений власти   Поиск путей и способов разрешения
Региональные и глобальные   Ускорение момента кристаллизации новых общественных структур       Активные действия по ликвидации
    Обеспечение лучшего познания конфликта        
             

В России есть глубокие революционные корни, которые про­низывают общественное сознание. Путем революционного пере­ворота Россия вступила в XX столетие и путем революционно­го экспериментирования его завершает. Пример политического кризиса в российском обществе — события начала 90-х гг. К осени 1993 г. сложилась ситуация, когда президентская власть оказалась под угрозой полной потери управленческих функций и легитимности. Двоевластие переросло в безвластие. Указ Пре­зидента РФ № 1400 создал условия для упразднения системы советской власти в России и отмены действовавшей Конститу­ции. События в Чечне и вокруг нее с особой остротой подтвер­дили, что у власти нет конструктивных идей, достаточных сил, реальных механизмов вывода страны из постигшего ее социаль­но-экономического кризиса. На разрешение данного кризиса были направлены следующие политические акции 1993 г.: зак­лючение конституционного соглашения; проведение референду­ма о доверии Президенту; создание альтернативной конституци­онной комиссии, Конституционного совещания; учреждение Со­вета Федерации, наделение его законодательными полномочия­ми и т. д.

Выход из политического конфликта возможен путем уста­новления консенсуса и заключения компромисса.

Для поддержания политического консенсуса (лат. consen­sus — согласие, единодушие) необходимы три условия: 1) готов­ность большинства населения следовать принимаемым законам, установлениям, нормам; 2) позитивное восприятие большинством политических институтов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь; 3) наличие у различных категорий граж­дан чувства принадлежности к общности, например к нации, что способствует сглаживанию имеющихся различий в их интересах и потребностях. Договор об общественном согласии, заявление три­надцати предпринимателей "Выйти из тупика" — попытки определить пути к согласию, которое необходимо обществу, уставшему от политических разборок, конфликтов, постоянной борьбы оппо­зиции с властью.

Важное значение играют в политике компромиссы, которые заключаются на основе не словесного "консенсуса", а баланса ре­альных сил.

Компромисс (лат. compromissum) есть соглашение, достигну­тое путем взаимных уступок сторон, вовлеченных в конфликт. Политическая амнистия в феврале 1994 г. создала благоприятные условия для реализации и другой политической акции — подпи­сания в конце апреля Договора об общественном согласии пред­ставителями ряда властных структур, политических партий, обще­ственных организаций, в том числе профсоюзов. Акт этот право­мерно рассматривать, как проявление крепнущего в обществе же­лания уйти от конфронтационности, а также крайней усталости страны от распрей.

Одна из крайних форм проявления конфликтной политичес­кой ситуации — политический переворот. Это открытая попыт­ка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить ста­бильность системы. Если он имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (а именно это отличает пере­ворот от глубинных социальных преобразований), то в лучшем случае дает лишь выигрыш во времени, но обычно такая отсрочка не приносит желаемых результатов.

В послевоенный период, по оценкам западных политологов, 71 нация пострадала от государственных переворотов или попы­ток совершения революций. А потому проблема определения воз­можных стрессовых ситуаций, политических и социальных напря­жений и разработки наиболее эффективных средств их ослабле­ния и полного устранения стала одной из наиболее важных в по­литологии.

Неспособность общества восстановить внутреннюю стабиль­ность с помощью политических средств имела в России следстви­ем гражданскую войну. Гражданская война как форма проявле­ния общественных противоречий обычно бывает длительной и кро­вопролитной. Один из ее возможных результатов — полный рас­пад системы. Однако чаще гражданская война завершается побе­дой одной из сторон. При условиях сохранения системы такая победа полностью не снимает существующих противоречий.

Переломный момент в развитии политического процесса в по­литике обозначается термином "кризис" (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход). По сути политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными соци­альными слоями. Политическая обстановка, возникающая в резуль­тате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политической правящей группой. Лю­бой политический кризис может перерасти в конфликтную ситуа­цию.

Различают несколько видов (типов) политических кризи­сов.

Правительственный кризис выражается в потере исполни­тельной властью контроля над ситуацией и разрешается пере­становками в правительстве или его отставкой в полном соста­ве.

Парламентарный кризис — это такое изменение соотноше­ния сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевает­ся, как правило, роспуском парламента и назначением новых вы­боров.

Конституционный кризис означает фактическое прекраще­ние действия Основного закона страны из-за утраты его легитим­ности. Выход из него состоит в качественном обновлении Консти­туции или принятии новой.

В ходе политической борьбы, столкновений интересов (со­циальных, национальных, групповых, ведомственных, местных и т. д.) вопросы содержания правовых норм и их применения оказываются в центре политической борьбы, а законотворчес­кая деятельность становится формой политического противо­борства, инструментом политики. Так, конституционный кризис в России в 1992 — 1993 гг. по вопросу о компетенции различ­ных ветвей власти носил не столько правовой, сколько полити­ческий характер.

Внешнеполитический, или международный, кризис обуслов­ливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и вза­имных уступок, он может перерасти в войну. Одним из классических примеров является кубинский кризис, который чуть не при­вел к мировой войне.

Социально-политический, или общенациональный, кризис есть поворотный момент в развитии социально-политического процес­са, не обязательно ведущий к смене властвующей элиты или гос­подствующей социальной группы. Выход из него может быть обес­печен частными перестановками внутри правящей группы и кор­ректировкой политического курса без нарушения существующего соотношения между социально-политическими силами. Если вы­ход не будет найден, кризис может перерасти в революционную ситуацию.

В развитых демократических странах большое значение при­дается оппозиции как фактору, сдерживающему развитие конф­ликтных и кризисных ситуаций.

Оппозиция (противопоставление) понимается обычно в двух аспектах:

как противодействие, противопоставление одних взглядов, позиций, политики, действий другим;

как группа лиц, партий, фракций, выступающих с иным или противоположным мнением, противоречащим господствующей, официальной точке зрения, мнению большинства.

Оппозиция правомерно рассматривается в качестве одного из институтов политической системы демократически организо­ванного общества.

Существуют различные виды оппозиции: внешняя и внутрен­няя, явная и латентная (скрытая), легальная и нелегальная, уме­ренная (конструктивная) и деструктивная, правая и левая, парла­ментская и внутрипартийная.

Весомой является властная оппозиция — парламентская. В Государственной Думе первого созыва, по некоторым аналити­ческим оценкам, 256 депутатов из 448 были настроены антиреформаторски. Из них 200 резко выступали против реформ. Безуслов­ными (или условными) сторонниками реформ были 188 депута­тов'.

В нынешней Думе оппозицию Правительству и Президен­ту составляет почти половина всего состава, (только коммуни­сты располагают 35 % мандатов). Наличие в Думе ощутимого "левопатриотического" большинства предопределяет острые по­литические баталии при обсуждении вопросов, превращает ее в источник постоянной "головной боли" исполнительной влас­ти.

Немалую силу представляет собой партийная оппозиция, хотя современные российские партии немногочисленны. Тем не менее, политические акции партий, в частности их заявления, оценки, митинги, форумы, "круглые столы", теоретические конференции, дискуссии; выступления по телевидению и в печати их лидеров оказывают весьма ощутимое воздействие на общественное мнение, поворачивают его в том или ином направлении.

Наши рекомендации