Этап – после Второй Мировой Войны

В 1945 году был принят Устав Организации Объединенных Наций (ООН), участниками которой впоследствии стали все государства мира. В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на государство-агрессор.

Появляются новые субъекты международного права. Обычай уходит на второй план. Появляются новые отрасли международного права и укрепляется роль судебных органов в решении международных споров.

2. Источники международного права

Источники международного права - это формы закрепления норм международного права, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов.

Источники международного права делятся на основные и вспомогательные.

Основные:

1)Международный договор (основной источник МП)- это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования.

2)Международно-правовой обычай – правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленные в международном договоре.

Пример – принцип неприкосновенности дипломатических помещений, при запуске ракеты необязательно разрешение государств.

Вспомогательные:

1)Судебные решения международных судов

Государство не несет ответственности за обязательства, указанные в договоре, если оно не участвует в данном договоре. Но если это обычай, то в независимости от участия государство несет ответственность.

Факультативный протокол предполагает в случае спора суд в ООН.

2) ???НЕ ФАКТ,ЧТО СЕЙЧАС ЭТО ЕСТЬ! Правовая доктирна - используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.(в Великобритании применялось)

3. Основные принципы международного права

Особый вид источника международного права - это общепризнанные принципы международного права. Такие принципы необязательно должны иметь письменное выражение, главное, чтобы они были общепризнанными в мировом сообществе.

В соответствии с Конституцией РФ принципы международного права наряду с международными договорами являются частью правовой системы России.

Виды:

1)общие – используются и в национальном праве

2)общепризнанные

В документах международного права 10 принципов:

1) Принцип суверенного равенства государств. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга. У каждого государства 1 голос в ООН, они равны

2) принцип мирного решения спора, запрета агрессии, угрозы применения силы.Международному праву известны лишь два основания правомерного применения силы в международных отношениях, предусмотренных Уставом ООН:

· По решению Совета Безопасности ООН, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности ;

· В порядке реализации права государства на индивидуальную или коллективную самооборону, если государство подверглось вооруженному нападению, с немедленным оповещением об этом Совета Безопасности ООН

3) Принцип территориальной целостности

4) принцип неприкосновенности границ государства

5) Принцип мирного урегулирования споров.

6) Принцип невмешательства во внутренние дела.

7) Принцип уважения прав человека в международных отношениях. Государства обязаны уважать признанные права и основные свободы человека, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

8) Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы Земли вправе свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие в рамках государства.

9) Принцип межгосударственного сотрудничества. С целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации.

10) Принцип добросовестного выполнения международных договоров. Договоры должны соблюдаться. Никто не может заставить государство подписать договор.

4.Понятие и виды субъектов международного права

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Это также лицо, поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные правоотношения.

Принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории:

1) Основные (первичные) субъекты - это прежде всего государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер.

Территория, власть и население – признаки государства. Суверенитетом государство обладает с момента возникновения.

Унитарное государство – 1 субъект международного права.

В федеративном государстве субъекты, штаты государства не являются самостоятельными субъектами государства.

2) Производные (вторичные) субъекты - это преимущественно международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается в том, что они порождены - именно как субъекты международного права - волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте.

Более 50 тыс.

Самая главная – ООН (18 спец учреждений ЮНЕСКО, МОТ)

Государство определяет деятельность организаций, поэтому организации – вторичный субъект международного права. Организации могут заниматься только той деятельностью, которая определена в уставе этой организации.

3) нации, борющиеся за независимость- В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции, и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами международного права, обладающих международными правами и обязанностями.

Государство подобные образования – колонии, ассоциированные государства (Пуэрто-Рико), самоуправляющиеся колонии (Каймановы острова).

Намибия – вышла из протектората Южной Африки.

Палестина – получили широкую автономию.

5.Государство как основной субъект международного права

Государства являются основными субъектами международного права; Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.

Суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами.

Таким образом, с точки зрения современного международного права, государство - это образование, обладающее определенной территорией и постоянно проживающим на ней населением, которое находится под контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать формальные отношения с другими аналогичными образованиями.

Суверенитетом государство обладает с момента возникновения.

Виды государств как субъектов МП:

Государства в зависимости от своей территориально-организационной структуры могут быть простыми (унитарными) и сложными.

1) Унитарное государство представляет собой единое государственное образование с единой системой высших органов государственной власти и управления. В области внешних сношений оно выступает в качестве единого субъекта международного права. К унитарным государствам относятся Франция, Италия, Швеция, Япония, большинство стран Африки и Латинской Америки.

2) Сложные – конфедерация и федерация

Конфедерация - это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения определенных задач.
Члены конфедерации остаются субъектами международного права, им может быть и конфедерация в целом, если государства при ее создании возложили на нее определенные права и обязанности.
В прошлом конфедерациями являлись: США (1776-1787 гг.), Швейцария (1291-1848г.г), Германия (1815-1866 гг.).
- Федерация - это не просто союз государств, а союзное государство.
Федерация сама является субъектом международного права. К федеративным государствам относятся - РФ, США, Канада, ФРГ, Бразилия, Индия и др.В федеративном государстве субъекты, штаты государства не являются самостоятельными субъектами государства.

В теории международного права содержание правосубъектности государств раскрывается через основные (фундаментальные) права и обязанности.

Права: суверенное равенство государств, право на независимость, осуществление верховенства над своей территорией, право на оборону и пр.

Из них вытекают и соответствующие обязанности: уважение суверенитета остальных государств, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира и поддержание международной безопасности, развитие экономического сотрудничества, защита прав человека, охрана окружающей среды и т.д.

Для подтверждения за конкретным государством статуса субъекта международного права, необходимо его признание. Признание - это политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами и иным образом участвовать в международном общении.

Это чрезвычайно важный аспект в международном праве. Так с развалом СССР и вместе с ней ряда государств, составлявших социалистический лагерь, образовалось несколько новых субъектов международного права.

6. Соотношение внутригосударственного и международного права

Лекции:

1)в международном праве все субъекты известны

2)у субъектов есть суверенитет

3)объектом международного права являются международные отношения, а национального – отрасли

4)по нормообразованию:

В международном праве нет органа, издающего законы. Нормы права издают сами субъекты.

5)это право компромисса

6)по нормоприменению

При подаче заявления должно быть согласие обеих сторон. Исполнение решения происходит самими субъектами.

7)на создание норм международного права влияет расстановка сил

Другое различие(учебник)

1) разная социальная среда. Национальное (внутригосударственное) право отвечает социальной сущности данного государства. Например, в фашистской Германии государственные предписания официально оправдывали агрессию.

2) способ образования правовых норм. В национальном (внутригосударственном) праве создателем норм права может быть монарх, парламент, другие органы власти, глава военной хунты и т.д. Но не подданные или граждане — субъекты национального права. Создатели национального права находятся как бы над субъектами права.

В международном же праве его нормы, в том числе тексты договорных норм, создают сами субъекты права, прежде всего государства. Посредством согласия между ними.

3) способ обеспечения выполнения норм права. По национальному праву, если гражданин его нарушает, стоящие над ним государственные органы его за это наказывают, обеспечивают восстановление нарушенного права.

А в международном праве над субъектами права нет верховного органа. Поэтому субъекты международного права сами создают механизмы обеспечения его выполнения;

4) предмет регулирования. Национальное право регулирует отношения прежде всего в пределах юрисдикции соответствующего государства — между гражданами, юридическими лицами, между ними и органами власти и т.д.

Международное право регулирует отношения прежде всего между государствами, а также между ними и другими акторами (действующими участниками) межгосударственной системы, причем в общепланетарном пространстве (наземном, подземном, мор-

ском, воздушном), в космосе;

5) функционирование права, правоосуществление. Национальное право применяют прежде всего суды; но не субъекты права (граждане, юридические лица). Последние

исполняют нормы национального права.

А главную роль в реализации международного права, в его применении играют его субъекты, прежде всего государства.

7.Виды правового режима территории. Юридическая природа государственной территории, ее состав.

Территория в международном праве – это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними.

Государственная территория – та часть земного шара, которая находится под суверенитетом государства и где распространяется действие нац законов. На тер-и гос-ва нет власти двух гос-в. Есть исключения. Где не действует власть гос-ва на тер-и данного гос-ва – посольства. Там действует закон… Гос-во может продать или сдать в аренду. Байконур, база в Таджикистане военная.

Состав гос территории – суша. Индонезия состоит из множества островов. Это архипелаг. Анклавы. Калининград – полуанклав (выход на море есть). Есть гос-ва, находящиеся в тер водах другого гос-ва. В состав гос территории входит воздушное пространство. Граница составляет 100-110 км вверх (в воздух). Дальше право не действует. Граница – 6 метров нейтральной зоны. На воде 12 морских мир от суши.

Территория государства состоит из:

1) сухопутной территории, к которой относятся материк, острова и (в некоторых странах) анклавы - часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега;

2) водной территории, состоящей из бассейнов рек, озер, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), полностью расположенных в пределах границ государства, а также территориальных вод, омывающих побережье государства;

3) воздушной части - пространства (столба воздуха), расположенного над сухопутной и водной территорией РФ. По сложившейся юридической практике воздушное пространство включает высоту до 100 км.

Не относятся к государственной территории каких-либо стран открытое море (свобода судоходства, полетов и др.), Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними. Указанное пространство вместе с космическим есть общее достояние всех народов, и порядок их использования определяется нормами международного права.

В пределах перечисленных пространств различают:

  1. территории государств;
  2. территории с международным режимом;
  3. территории со смешанным режимом.

В зависимости от вида территории каждая из них имеет определенный международно-правовой статус и режим.

Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находится под суверенитетом конкретного государства. Территория государства имеет международно признанные границы, что достигается заключением с соседними государствами договоров о границах. В пределах своих границ государство устанавливает правовой режим территории на основе национального законодательства и международных договоров, которые оно заключает с заинтересованными иностранными государствами.

К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами государственных территорий и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется международным правом; государственный суверенитет на такие территории не распространяется, за исключением территорий искусственных островов, установок и сооружений, которые в соответствии с современным международным морским правом государство может строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.

Типичным примером пространства с международным режимом является космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли. Космическое пространство открыто для исследования и использования любыми государствами в интересах всего человечества в соответствии с принципами и нормами международного права.

К территориям со смешанным режимом - территории, где действуют нормы МП и национального законодательства прибрежного государства. Они не входят в состав государственной территории, на них не распространяется суверенитет государства, но прибрежные страны имеют здесь суверенные права на разведку и разработку ресурсов, охрану окружающей среды.

Условно территории со смешанным режимом делятся на:

- международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых имеются действующие международные договоры

- пространства Мирового океана - прилежащие исключительные экономические зоны и континентальный шельф(прибрежное морское или океаническое мелководье, часть акватории с определенными внутр и внешн границами)

Территории со специальным международным режимом – демилитаризованные и нейтрализованные территории, зоны мира в случае их установления. Правовой статус их устанавливается на основе международных договоров, заключенных субъектами МП(например Антарктика).

8.Государственные границы: виды, порядок установления

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость.

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и, согласно этим договорам, отмечаются на местности.

Способы проведения границ:

Как правило, эти границы проводятся с учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) и называются орографическими (обозначения делаются на месте). Иногда устанавливаются границы по прямой линии между двумя данными точками (геометрические границы США, Африка), а также по меридианам или параллелям (астрономические границы – СЩА-КАНАДА-МЕКСИКА).

Порядок установления границ:

Делимитация границ – договорное установление границ между государствами.

Демаркация границ – смешанная комиссия между государствами проводит на местности границу.

Способы приобретения территорий:

1. Оккупация – овладение бесхозной территории, создание на ней органов власти.

2. Девиляция – захват территории.

3. Цессия – добровольная передача территории другим гос органом.

4. Плебисцит – территория выкупается в результате голосования, референдума. всенародное голосование за союз с др гос-м.

5. Восстановление исторической справедливости. после второй мир войны. Куриллы.

6. Право победителя Uti Possidetis – Лат Америка и Африка.владей, чем владеешь, что тебе определили.

7. Эстопель – по согласию государств, если другое государство не претендует (судебный процесс).

Государства осуществляют верховенство власти на всей своей территории, невозможно иметь конкурирующую власть. Исключение - Кондоминиум – на части тер-и действует власть другого гос-ва. Неприкосновенность границ.

9.Международно-правовой режим Арктики

Арктика — область земного шара с условным центром Северным полюсом, в состав которой входят воды Северного Ледовитого океана и его морей, а также участки суши Европы, Азии и Америки.

К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть - суверенитет - того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, - России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США.

Первой из приарктических стран, сделавшей шаги к законодательному закреплению своих притязаний на прилежащие к ее основной территории пространства Арктики, стала Канада.Тогда международный суд постановил, что территория может отойти к этой стране, если в течение 100 лет никто аргументировано не докажет, что дно Северного ледовитого океана принадлежит ему.

О своих неотъемлемых правах на сухопутные образования, расположенные в омывающих ее северное побережье водах Северного Ледовитого океана, Россия впервые четко заявила в адресованной правительствам союзных по Антанте и дружественных ей держав в ноте-депеше от 20 сентября 1916 г.

16 сентября 1993 г. представители правительств арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике.

В 1996 г. правительства арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США) подписали Декларацию об учреждении Арктического Совета. Целями Совета объявлены: организация сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (за исключением вопросов военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды; надзор и координация программ, учрежденных в рамках

Совет собирается раз в два года. Решения Арктического Совета принимаются его членами на основе консенсуса.

Борьба за Северный полюс

В 2004 году Дания объявила, что имеет права на Северный полюс Земли, поскольку полюс связан с Гренландией двухтысячекилометровым подводным хребтом Ломоносова, а сама Гренландия является полуавтономной территорией датского королевства.

«Кремль вызвал на западе „учащенное сердцебиение“, установив в 2007 году свой государственный флаг на дне Северного Ледовитого океана под Северным полюсом, Россия таким образом хотела продемонстрировать свои территориальные претензии на полярный регион»

В настоящее время США и Канада организуют арктические экспедиции, для того чтобы доказать свои права на большую часть арктического шельфа, чем та, которой они могут распоряжаться сегодня.

10.Международно-правовой режим Антарктики

Антарктика- район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном.

Особое положение этого района объясняется, в частности, тем, что в начале XX в. ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) провозгласили на тех или иных основаниях свой суверенитет над отдельными районами этой территории, что привело к конфликтам и вооруженным столкновениям между государствами. Советский Союз, в свою очередь, заявил о непризнании территориальных притязаний в Антарктике и о сохранении за ним всех прав, основанных на открытиях и исследованиях русских мореплавателей.

Бесперспективность продолжения такой ситуации и интенсивное развитие международного сотрудничества по исследованию и использованию Антарктики в общих интересах человечества потребовали установления особого правового статуса и режима ее территории. В 1959 г. была созвана Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие 12 государств (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США) и которая выработала Договор об Антарктике. Ныне участниками этого договора являются более 40 государств. На основе этого договора в дальнейшем были заключены другие договоры, регулирующие, в частности, использование ресурсов Антарктики.
Договор 1959 г. исходит из двух основных положений: во-первых, он не признает суверенитета какого-либо государства на ту или иную часть территории Антарктики, хотя и не отвергает существующие территориальные притязания (он как бы «заморозил» их); во-вторых, он исходит из убеждения международного сообщества государств в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях.
Соответственно установлена полная демилитаризация и нейтрализация Антарктики. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Запрещены также любые ядерные взрывы и захоронения в этом районе радиоактивных материалов.
Персонал станций и экспедиций, осуществляющих научную и иную исследовательскую деятельность в Антарктике, находится под юрисдикцией направившего их государства, в том числе и в случае обмена таким персоналом между станциями и экспедициями.

11.Международно-правовой режим о.Шпицберген

Освоение архипелага Шпицберген, как полагают ученые, началось в XI--XII вв. русскими поморами,которые использовали территорию архипелага и его прибрежные воды для промысла пушного и морского зверя, рыбной, ловли, добычи гагачьего пуха. Впоследствии, в силу близости Шпицбергена к России и Норвегии, он осваивался преимущественно подданными этих государств. Не случайно вставший во второй половине XIX в. вопрос о международно-правовом статусе Шпицбергена решался именно между Россией и Швецией-Норвегией (до 7 июня. 1905г. это была уния).

Правовой режим территорий с неопределившимся статусом (sub judice) не предполагает существования и суверенитета государства, владеющего этой территорией, но и не превращает территорию в ничейную (terra nullius). Государство, в ведении которого находится соответствующая территория, осуществляет свою юрисдикцию и функции управления в пределах, установленных межгосударственными правовыми актами, определяющими статус территории. Статус населения (государственная принадлежность, гражданство) складывается при этом сообразно каждому конкретному случаю.

Подтверждением прав государства на открытую и присоединенную к нему территорию может служить только эффективная вновь открытой и не имеющей постоянного населения территории или необитаемых островов. Эффективная оккупация включает такие действия, как создание постоянных поселений, административных органов власти, включение территории в хозяйственную жизнь страны наряду с формальными актами - поднятием флага и официальной декларацией о присоединении данной территории к соответствующему государству. Международное право исходит из того, что только лишь поднятие флага и опубликование официальной прокламации о включении территории в состав государства олицетворяют собой фиктивную оккупацию и никаких правооснований данному государству не дают.

Различие между ничейной и неопределившейся территориями заключается в том, что первая открыта для приобретения любым государством, а вторая не может быть предметом дополнительных притязаний со стороны государств, ибо уже имеет находящийся в стадии формирования, а то и оформления территориальный суверенитет.

До Парижской конференции 1920 г. ничейной территорией были острова архипелага Шпицберген, что подтверждало соглашение между Россией, Норвегией и Швецией 1872 г., закрепившее за архипелагом статус "ничейной земли", а фактически - территории общего пользования, изъятой из сферы распространения государственного суверенитета. Коллективный договор от 9 февраля 1920 г. Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, Швеции и Японии закрепил за архипелагом Шпицберген суверенитет Норвегии (до второй мировой войны к договору присоединились еще 25 государств, в том числе СССР). Суверенитет Норвегии над островами был признан полным и абсолютным, но за участниками договора были закреплены права в сферах мореплавания, рыболовства, охоты и горного промысла; гражданам государств - участникам договора гарантировалась свобода производственной и коммерческой деятельности на островах на условиях полного равноправия16.
возможность управления и территориальной юрисдикции без государственного суверенитета.

Наши рекомендации