Особенности развития предпринимательства
1)В XIX веке слово "предпринимательство" не могло использоваться в России по прямому назначению: оно означало не совсем то, что обычно понимают под экономической активностью заинтересованного и свободного в своих действиях человека, предпринимателя. Для российских предпринимателей это было именно приспособление к реальностям жизни, на которое они тратили свою "предприимчивость", поэтому так важен общественный фон этой деятельности. С другой стороны, социальная жизнь и нравы являются следствием недостаточной развитости естественной предприимчивости достигающего свои цели человека
2) Начинался процесс предпринимательства в России с торговли и деятельности торговцев-купцов, крестьян, а также и других слоев населения. Именно торговля становилась связующим звеном, причиной и следствием развития промышленности, товаризации сельского хозяйства, роста городского населения. Оборот внутренней торговли в начале XIX века оценивался от 500 до 900 млн. рублей. Важная роль торговца-купца - это русская особенность. Улучшились сухопутные и водные пути, появился паровой транспорт. К концу первой четверти XIX века в России действует система судоходных каналов. Во втором десятилетии возникло пароходное сообщение. В 1834 году крепостные Черепановы построили первый паровоз. В 1838 г. была открыта железная дорога между Петербургом и Царским Селом, протяженностью 25 километров. Возникли железные дороги: Москва - Петербург и Москва - Нижний Новгород. Купцы и крестьяне сами организовывали свои перевозки.
3)Торговля продолжала носить ярмарочный характер. Растёт постоянная лавочная и магазинная торговля. В 20-х годах в России функционировало свыше 4 тысяч ярмарок, к 30-м годам - 1705. Из них 64 ярмарки были с привозом товаром более 1 млн. рублей. Макарьевская (Нижегородская) ярмарка была главным пунктом обмена товаров между Европейской Россией и Сибирью, оборот ее в 1860 г. достиг 105 млн. рублей. Ирбитская ярмарка связывала Сибирь, Среднюю Азию и Россию, крупными были Коренная ярмарка в Курске, Крещенская в Харькове, Сретенская в Киеве. В товарном ассортименте повышается роль промышленных изделий, а некоторые из них перерастают в постоянные рынки. В торговле главное значение имели сельскохозяйственные продукты - хлеб, сахарная свекла, кожи, а промышленные товары в основном массового потребления - ткани, галантерея, металлические изделия. Широкое распространение в XIX веке получают коробейники и "ходебщики", разносившие по деревням промышленные товары.
4)Торговля все больше теряет сословный характер. В 1842 году были отменены законы, запрещавшие промышленникам вести розничную торговлю, и последние стали открывать собственные магазины. В результате торговый капитал терял монополию на рынке и превращался в агента промышленного капитала. Это начало третьей стадии в развитии предпринимательства. Выросло и значение "торгующего крестьянства". Положение самого купечества было недостаточно устойчивым и переменчивым, да и составляли купцы в 1811 году всего 201,2 тыс. человек - 7,4 % городского населения.
Купечество встречало ряд ограничений торговли внутри страны: сложность процедуры заключения торговых договоров, зависимость купцов от "общества" системой поручительства, необходимостью объявлять состояние своих коммерческих дел. Паспортная система затрудняла систему передвижения, наблюдался рост налогов с купцов, "общественные сборы" и другие повинности.
5)В XIX веке продолжается хронический для России процесс первоначального накопления капиталов - для большинства предпринимателей он действительно только начинался - и на этой основе формируется российская буржуазия. Она сохраняла сословную организацию, но в самом сословии купцов на смену привилегированному гильдейскому купечеству выдвигается промышленная и торговая буржуазия, связанная не с казной, а с внутренним рынком. Из среды "торгующих крестьян" вышли многие крупные промышленники и торговцы: Морозовы, Прохоровы, Гучковы, Яхненко и Симиренко, Бугримов и другие.
6)Очень показательно торговое земледелие крестьян центрально-промышленных губерний в первой половине XIX века. Было характерным разведение на продажу технических культур и огородничество, мелкое сельскохозяйственное, крестьянское предпринимательство. Основная масса крестьян работала в промышленности: хлопчатобумажной, шелкоткацкой, фарфоро-фаянсовой. Но практически все не прерывали связи с сельским хозяйством, что очень долго будет характерным для России. Здешние крестьяне специализировались на хмелеводстве. Центром луководства был Верейский уезд Вышегородской волости (вотчина Шуваловых). Здесь выделились богатые луководы-предприниматели, которые вели свое хозяйство на покупной и арендованной земле.
В московских подгородных селениях широкое развитие получило торговое сотрудничество. По свидетельству С. Чернова, автора "Статистического описания Московской губернии", изданного в 1812 году, уже тогда около Москвы "целые поля были обращены под огороды". Богатые предприниматели-огородники владели капиталами в десятки и сотни тысяч рублей.
Главными торговыми культурами у ростовских огородников были зеленый горошек, лук и лекарственные травы (до 85 наименований). Зеленый горошек был предметом импорта в Германию, Голландию и Англию, лекарственными травами ростовцы снабжали все аптеки России.
В 40-50 гг. XIX века в Ярославской губернии торговой культурой стал картофель.
7)В I половине XIX века сформировались отдельные очаги и центры торгового животноводства. В Ярославской губернии разводили улучшенные породы скота: ярославские коровы, романовские овцы, брейтовские (с. Брейтово) свиньи. Разведением рогатого скота в торговых целях занимались в Тверской губернии. Молочный скот помещики отдавали в аренду своим крестьянам. Помещики заводили и небольшие предприятия по переработке молока. ). Крупным очагом торгового птицеводства была вотчина Куракиных в Ярославской губернии. Московско-Петербургская железная дорога (1851 г.) ускорила доставку птиц в Петербург с 12 до 2 дней, что повысило спрос. Предпринимательские хозяйства (семьи) покупали от 100 до 1000 цыплят.
Все эти центры предпринимательского земледелия и животноводства возникли еще при крепостном праве. Это объясняет тот факт, что предпринимательская деятельность долго сохраняла свои первоначальные, примитивные черты.
8)Царизм был противоречив по отношению к буржуазии. Рост силы буржуазии и военные потребности заставляли царизм покровительствовать предпринимательству в разных видах. В 1828 году были созданы с участием заводчиков и купцов Мануфактурный и Коммерческий советы. Но русская мелкая и крупная буржуазия так и не выросла в самостоятельный класс.
9)Члены Союза благоденствия предусматривали привлечение в организацию представителей всех свободных сословий в России: купцов, мещан, вольных людей, стремящихся к "общему благу": они должны были помогать друг другу. Члены отрасли Союза благоденствия "Общественное хозяйство" должны были направлять свою деятельность на подъем производительных сил страны. В эту отрасль приглашались все "общественным хозяйством и промышленностью занимающиеся".
В обязанности участников входило покровительство "полезной промышленности", надзор за внутренней и внешней торговлей, поддержка предприимчивых представителей купечества, они должны были "ввести строгую честность в торговлю", оказывать помощь потерпевшим убытки, искоренять другие злоупотребления в торговле.
Декабристы чутко улавливали недовольство купцов. Идеи высказывались в двух записках Штейнгеля правительству: "Некоторые мысли и замечания относительно законных постановлений о гражданстве и купечестве в России" и "Патриотическое рассуждение о причинах упадка торговли" (1818 - 19 гг.). Он считал, что нужно реорганизовать городскую жизнь на буржуазных началах. Эти записки Штейнгеля широко обсуждались на собраниях декабристов. Декабристы однозначно подчеркивали выросший культурный уровень купеческого сословия. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. Муравьева имели пункты, касавшиеся интересов купечества. Ликвидация сословий, провозглашение равенства граждан перед законом, уничтожение гильдий и цехов открывали дорогу буржуазному предпринимательству.
Точных сведений об участии в Союзе благоденствия представителей купечества нет. Есть лишь семейные предания о членстве в организации богатого купца Барышникова, тестя Н. Бегичева - члена Союза благоденствия и друга А. С. Грибоедова. Был вовлечен петербургский книгоиздатель и книготорговец В. А. Плавильщиков.
Декабристы были тесно связаны со средой купечества Российско-Американской компании. В декабрьские дни 1825 года дом правления Российско-американской компании стал штабом восстания. Восстание 14 декабря расстроило намечавшиеся связи с купцами. В 1831 году Н. А. Бестужев пишет работу: "О свободе торговли и вообще промышленности". Через Российско-Американскую компанию посылались ссыльным посылки. Декабристы вошли в контакт с наиболее образованными представителями местного купечества.
Но в целом ситуация была такова, что декабристы не видели объективной буржуазной направленности и в своем движении, и в развитии России.
10)Гораздо ближе и понятнее была купцам религия именно в виде старообрядчества как основы мировоззрения купечества.Русские купцы не выработали принципов своей деятельности. Раскольники провозглашали очень полезные для купцов качества: нужно трудиться, уважать старших, не обманывать, быть чистоплотными. Вся торговля, а потом и промышленность России была создана именно старообрядцами.
11)Внутренняя торговля в России в XIX веке преобладала над внешней. Первые годы XIX века были периодом интенсивного развития внешней торговли России. Рост денежного хозяйства в стране способствовал увеличению товарооборота. В развитии внешней торговли в значительной степени был заинтересован господствующий класс. Внешняя торговля с 29 млн. руб. в 90-х годах XVIII века выросла до 58 млн. руб. в 20-х годах XIX века. Баланс внешней торговли был активный. Но главные изменения происходили в видоизменении экспорта. За Россией, ввиду ее технической отсталости, все больше и больше закрепляется роль поставщика сырых сельскохозяйственных продуктов. В Западную Европу в основном ввозили сало, лен, пеньку, кожи, меха, лес. С 40-х годов возрастает экспорт хлеба. В импорте возросло значение промышленного сырья, особенно хлопка и красителей, а также машин. В 1817 году для Одессы было введено порто-франко ("свободный порт" - ввоз и вывоз без пошлин), вследствие чего Одесса стала важным складским местом для иностранных товаров.
12)В страны Азии Россия вывозила преимущественно промышленные изделия, а импортировала хлопок, чай, пряности. Русский вывоз на Восток вырос с 1802 по 1825 года более чем в 3,5 раза. Значительное место в азиатской торговле занимала торговля с Китаем, которая велась преимущественно через Кяхту. Из Китая вывозили хлопчатобумажные ткани, а в Китай - русские меха. Русские товары были менее конкурентоспособны и без защиты государства теряли свои позиции во внешней торговле.
13)В целом в первой половине XIX века торговля носила протекционистский характер, но это не спасало Россию от разделения труда во внешней торговле в качестве поставщика сырья и полуфабрикатов. Господствовала мануфактура, промышленный переворот еще не коснулся России. Буржуазия, делавшая бизнес на внешней торговле, получала высокую прибыль, и это способствовало первоначальному накоплению ее капиталов, которые потом могли использоваться на развитие отечественной промышленности