МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа гуманитарных наук
Согласовано УМУ Школы ДВФУ | «УТВЕРЖДАЮ» |
Школа гуманитарных наук | Заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и антропологии (название кафедры) |
Руководитель ОП | |
_____________ З.А. Ковалева | Н.Н. Крадин, член-корр. РАН, д.и.н., профессор_________________________ |
«_____»___________________2012г. | «______»_________________2012г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История стран Азии и Африки в новейшее время»
по специальности 030401.65 «История»
Форма подготовки (очная/заочная)
Школа гуманитарных наук
Кафедра: всеобщей истории, археологии и антропологии
курс 4 семестр 7, 8.
Лекции - 68час.
Практические занятия - 34час.
Консультации 2 часа
Всего часов аудиторной нагрузки-102час.
Самостоятельная работа – 88час.
Реферативные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Зачет: - 7 семестр
Экзамен: - 8 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, образовательного стандарта ДВФУ
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры 14.03.2012г. Протокол №7.
Заведующий кафедрой___________________Н.Н. Крадин
Составитель: доцент ___________________А.И. Петров
УМКД составлен на основе рабочей программы «История стран Азии и Африки в новейшее время» д.и.н., профессора Совастеева В.В.
Оборотная сторона титульного листа
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 201__г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
подпись) (и.о. фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 201_г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
Аннотация рабочей учебной программы
«История стран Азии и Африки»
Программа курса «История стран Азии и Африки в новейшее время » составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Цельучебного курса «Новейшей истории стран Азии и Африки» заключается в изучении основных тенденций развития государств и обществ Азии и Африки, ориентации студентов в процессах социально-экономической, политической и духовной жизни, происходивших в странах Азии и Африки в новейший период истории.
Основными задачами курса являются: изучение социальных, экономических и политических процессов развития афро-азиатских сообществ, анализ проблем социально-политического, экономического и социокультурного взаимодействия государств и обществ Азии и Африки в рамках мировой системы, определение роли и перспектив стран Востока в современном мире.
Преподавание курса связано с другими историческими специальностями профессионального образования: «Новая и новейшая история стран Европы и Америки», «История стран Азии и Африки в новое время», «Политология», «История международных отношений» и опирается на их понятийный аппарат стран Азии и Африки в новейшее время.
Требования к уровню освоения дисциплины предполагают, что по завершению обучения по дисциплине студент должен:
– овладеть системой знаний о ходе, закономерностях и особенностях исторического развития стран Азии и Африки;
– иметь представление о политических системах в изучаемых странах, регионах, в которых они расположены и субрегионах;
– владеть умением анализа современных политических ситуаций, возникающих в данных странах;
– знать основные механизмы межрегиональных и международных отношений;
– формирование у студентов комплексных знаний по дисциплине, и и аналитических способностей с тем, которые позволяли бы им определять закономерности развития социально-политических и экономических процессов на Востоке.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Лекция 1.
Тема: Вступительная лекция в курс «Новейшая история стран Азии и Африки».
ХХ – начало XXI вв. как особый этап мировой истории. Хронологические рамки данного периода: с ХХ в., когда в основном завершается процесс включения стран Азии и Африки в мировую экономическую систему, до начала 2010-х годов, обозначивших новое кардинальное изменение геополитической ситуации в мире. Устойчивое функционирование большинства стран Азии и Африки в качестве периферийных компонентов МЭС,как отличительная особенность их исторического опыта на протяжении ХХ века вплоть до начала XXI в.
Проблемы социально-экономического, политического и культурного развития восточных обществ в условиях асимметричной взаимозависимости с государствами Запада, — доминирующим «центром» мировой экономической системы.
Разнообразие форм реакции азиатско-африканского мира на новые условия его существования. Наличие общей тенденции, которая раскрывает смысл исторической эволюции стран Азии и Африки в ХХ веке: последовательное осуществление революционных (не по форме, но по существу) перемен в духовной, политической и экономической жизни, призванных обеспечить максимальную результативность усилий азиатских и африканских обществ в поиске «национального» пути развития и выхода из состояния периферийной зависимости.
Лекция 2.
Тема:Колониализм и тенденции развития афро-азиатских стран в первой половине ХХ в.
Колониальные войны на рубеже ХIХ-ХХ веков как свидетельство обострения противоречий между великими державами. Возникновение в странах Востока многоукладных структур, в том числе капиталистических анклавов. Великие колониальные империи в период между двумя мировыми войнами. Приспособление колонизаторов к новым политическим и экономическим условиям. Колониальные реформы. Экономическая и политическая эффективность колониального режима: вывоз капитала, «неэквивалентный обмен», прямое и косвенное управление.
Лекция 3.