И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Господь снова являет свое Божественное могущество, исцеляя страдающую кровотечением женщину (из-за своего недуга она считалась среди иудеев нечистой и к ней запрещалось прикасаться и даже общаться, так что можно представить себе ее мучения, тем более, что она 12 лет не могла избавиться от болезни) и воскрешает умершую девочку (в те времена девочка 12 лет и правда считалась уже девицей, а не девочкой и даже во времена, когда русский народ воспринял веру Христову, отличие ситуации было небольшим, ведь замуж и на Руси выдавали в 13-14 лет, так что девица 18 лет считалась «засидевшейся» в девках и ее не брали замуж). Господь воскрешает мертвых значительно чаще, но Евангелисты приводят лишь три случая такого чуда, акцентируя на них внимание, как на проявлении Божественного могущества Христа. Напомню, что и Ветхозаветные пророки совершали чудеса и даже воскрешали мертвых, но ветхозаветные книги подчеркивают, что они совершали это не своей силой, но молились, Бог же в ответ на их молитву и совершал чудеса, даже молитвы пророков в книгах приводятся подробно. Здесь же и сам Господь подчеркивает, что совершает это Сам. Этот же случай примечателен, что ко Христу обращается начальник синагоги – один из иудейских начальников, из которых немногие приняли Христа. Этот же не только принял, но сам обратился к Нему. В обоих приведенных случаях мы не знаем о молитвах людей, прибегающих ко Христу, их слезным воплям к Богу, вызванным страданиями своими или близких, но видим плод этих молитв – совершенное чудо. Несомненно, Господь, ничего не делающий просто так, совершил это потому что это могло принести им, да и окружающим их, большую пользу, так как болезнь является следствием греха и отдаления человека от Бога и приближения по своему состоянию к духам злобы, коим и попускается мучить его. Смерть же таже есть промысла Божия, ибо учредив день, в который Бог отделяет душу человека от тела, он положил конец его грехам, дабы человек не уподоблялся по своему сотоянию демонам, не стал окончательно подобным им. И с тех пор Он изымает душу человека из тела, когда видит, что далее улучшения состояния этой души ждать нечего – будет только хуже. Поэтому, Бог, милуя человека, изымает его из этой жизни, подчас в детстве, пока он еще не набрался греха. Если же человек живет, то значит Бог еще ждет его покаяния, вероятно, по молитвам близких его. Так и здесь Господь внял мольбе отца этой девочки, вернув душу в тело. Видимо, само обращение ее отца ко Христу давало надежду на то, что он употребит все усилия, чтобы его дочь росла не для погибели, но для спасения…. Хоть прошло время, и она все равно умерла и душа ее отправилась в уготованное ей место (мы не знаем – какое), но Господь этим совершал спасение и самой этой души (ведь ясно, что она будет помнить о том, что умирала и была воскрешена по милости Божией), да и душ ее родственников. Мы же, читая это, должны помнить, что и нам надлежит некогда разрешиться от тел наших и отправиться к Богу, дабы дать ответ за дела наши, как должн помнить, что вряд ли у нас будет такая возможность тогда вернуться к жизни, чтобы исправиться и избежать воздаяния по делам нашим. Теперь – время благоприятное и теперь – день спасение. Потому этот текст и читается нам, дабы мы не опоздали….
По окончании службы о.Сергий говорил на тему нынешнего евангельского чтения. Нам предлагается отрывок, в котором происходит сразу два деяния – исцеление кровоточивой женщины и воскрешение умершей девочки. В Евангелии приводятся всего три воскрешения умерших: первое – воскрешение дочери Иарира, второе – воскрешение сына Наинской вдовы и третье – воскрешение праведного Лазаря. Воскрешения умерших многие сейчас ствят под сомнение, как ставили многие и в те времена, дескать, если исцелить больного еще можно было, то поверить в воскрешение умершего – невозможно. Именно поэтому Господь и совершает эти чудеса, являя свое Божственное могущество. Когда этот начальник синагоги, именем Иаир, приходит ко Христу и зовет, дабы Он исцелил его больную дочь, то по пути Христа окружает большая толпа, которая теснит Его, так как все эти люди жаждут прикоснуться к нему. Среди них – некая женщина, о которой говорится, что она страдала кровотечением и на лечение истратила все свое состояние, но не имела пользу. Тут надо заметить, что согласно иудейскому закону, она считалась нечистой, так что скверно с ней было и разговаривать, а потому нетрудно представить ее состояние отверженности от иудейского общества, притом много лет (тут мы недалеко ушли от них, ибо эти правила, во многом, живы и в нашем православном обществе, ведь и сегодня на слуху запрет для женщин в определенные дни приходить в храм и пркасаться к святыням, вплоть до того, что в последовании общей исповеди существует такой пункт: «в нечистоте приходили в храм Божий и прикасались к святыням….»). Мы не знаем о ее молитвах, о ее слезных воплях к Богу, но можем предположить о ее состоянии, близком к отчаянию. И вот, она, слыша о Христе, желает только прикоснуться к нему, веря, что получит долгожданное исцеление. Прикоснувшись же, она получает исцеление. Она желает сделать это тайно, боясь, быть может нареканий, дескать, чего эта нечистая прикасается к людям. Но Господь вынуждает ее при всех открыть свою обстятельства – чем она болела и как прикоснушись, исцелилась. Вопрос «кто прикоснулся ко Мне?» ученикам кажется странным, ведь его окружает и теснит большая толпа, в которой все желают дотронуться до Него. Однако Господь видит ее и желает, чтобы соершившееся чудоб явилось пред всеми. Но в этот момент приходит посыльный из дома, говорящий хозяину, дескать, дочь твоя умерлав, не трогай Учителя. Можно представить отчаяние отца, однако Господь обращает эту ситуацию ко благу, воскрешая умершую девочку. Почему же здесь приводится целых два действия? Поистине, здесь надо знать догматическое богословие. Здесь надо отметить, что мертвое тело также считалось нечистым, так что человеку, прикасавшемуся к умершему, полагалось 40 дней очищения. Поэтому она была как бы отверженной, пока Господь не воскрешает ее, возвращая душу в тело. Христос, приходя, выводит человека из состояния отверженности и двум этисм людям можно уподобить каждого из нас, надо только последовать Христу, дабы избавиться от этой отверженности от Бога. А чтобы последовать за Христом, нужна вера. На деле же часто бывает, что приходит желающие креститься, но учиться оснвам веры – не желают, дескать, я тебе, батя, уже заплатил, ты, давай, крести меня и нечего меня учить. Но как же при таком отношении человек может приобщиться к Церкви, к верным Божиим, сочетаться Христу? Лишь сочетавшись Христу, он приобщиться к Церкви, но нельзя сочетаться Христу, если ты даже не желает знать, во что верует Церковь. И лишь приобщившись к верным Божиим, человек избавится от отвержения от Бога. Здесь важно и участие окружающих, ведь если первая заповедь – о любви к Богу, то главная – любить ближнего, как самого себя, а научившийся любить ближнего, будет любить и Бога. Любящий же не будет гнать впервые приходящих в храм из-за того, что тот чего-то не знает и не умеет себя вести в храме, как на деле часто бывает. нападения бывалых прихожан на неофитов часто гонят человека из храма. Человек также не будет желать ни вола, ни жены ближнего, ибо будет любить его, радуясь тому, что все это у того есть. Итак, исцеляя больную и воскрешая умершую, Господь призывает и нас приступить к нему, дабы и нас избавить от состояния отверженности от Бога.
Также о.Сергий напомнил расписание служб, заметив, что завтра – праздник Собора Архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных, а потому вечером будет всенощное бдение. Также бдение будет в пятницу вечером под праздник святителя Иоанна Златоута….. Напоследок он снова говорил о строительстве храма Святых Жен-Мироносиц на кладбище Кабахаха, заметив, что сейчас храм снаружи был покрыт теплоизоляционным покрытием, а теперь поверх покрывается новым слоем штукатурки, после чего будет покраска. Кровля также уже уложена полностью. Внутри пол уже покрыт плиткой и проведена система отопления. Теперь же необходимо приобретение богослужебных принадлежностей, иконостаса, также всего, необходимого для алтаря: престола, жертвенника, напрестольных Креста и Евангелия, дарохранительницы, а также евхаристического набора. Также необходимы иконы, аналои, подсвечники и светильники для освещения пространства храма. В целом, на все это необходимо несколько миллионов, но для начала нужно обсутроить хотя бы алтарь, дабы совершать богослужения. Храм этот – кладбищенский, а потому, в первую очередь, создается, как памятник, как место, где совершается отпевание усопших, где можно оставить покойника на ночь и где можно читать псалтирь. Может быть, в будущем, будет, как в Геленджике, где у кладбищенского Преображенского храма есть свои прихожане, просто в силу того, что вокруг кладбища существуют жилые кварталы…. Сказав это, он попросил у верующих помощи, если не финансовой, то молитвенной….