Лекция 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран.
Конституционно-правовые отношения.
Врезультате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения. Конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти, суверенитета народа и др.
Объектом КП отношений выступает материальная или духовная реальность, по поводу которой стороны вступают в отношения (власть, суверенитет, свобода, достоинство личности).
Участники КП отношений называются субъектами конституционного права. В их число обычно включаются:
- социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма, др.)
- государство и его составные части (напр., субъекты федерации в Германии – земли)
- основные органы государства (глава государства – Император в Японии, Президент в США, Парламент в Великобритании, Кабинет министров в Индии и др.)
- общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются только извлечением прибыли. Напр., партии.
- Депутаты представительных органов
- Органы местного самоуправления и управления (напр., советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции)
- Индивиды (граждане, лица без гражданства, ино граждане – каждая из этих категорий населения обладают своим объемом конституционных прав
Особенностью КП отношений является то, что каждый их участник имеет прямой или опосредованный интерес относительно публичной власти. КП отношения определяются во многом характером властеотношений, т.е. отношениями по поводу или в связи с осуществлением власти. Их политическая направленность несомненна. Нередко реализация конституционных норм сопровождается возникновением управленческих, имущественных и некоторых других отношений.
Лекция 2. Конституции зарубежных стран.
1. Понятие сущность и основные черты конституций зарубежных государств.
К. – основной закон государства, документ высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке специально уполномоченным государственным органом (парламентом, учредительным собранием) или народом на референдуме и регулирующий самые стабильные и важные общественные отношения в области прав и свобод человека и гражданина, государственного устройства, организацию государственной власти и т.п.
Характерные черты конституции:
1. Основополагающий характер заключается в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные и таким образом, носит обобщающий характер.
2. К. – документ длительного действия, поэтому стабильность является ее важнейшей чертой. Она должна обеспечивать незыблемость существующего порядка на определенное время и не может подвергаться частым и сиюминутным изменениям. (пример, иная крайность – вечный документ, норма К. СССР 1936г. земля закрепляется в собственности колхозного крестьянства навечно).
3. Народность – она должна выражать интересы и волю народа, исходить от народа и приниматься народом либо непосредственно, либо чнрез своих представителей.
4. Легитимность К. (законность).
Представители различных школ неодинаково характеризуют сущность конституции. Так, последователи школы естественного права видят в ней своего рода общественный договор, нормативисты – высшую, основную норму, венчающую пирамиду правовой системы государства, марксизм-ленинизм – продукт классовой борьбы и закрепление ее результатов. В современной науке КП термин К. употребляется в 2-х основных смыслах: юридическая и фактическая К.
СМ. 1.----------------
Лекция 3. Политические партии и партийные системы.
Типология ПП.
В ЗС действую разнообразные по своим установкам ПП. Их можно подразделять на различные группы по различным критериям.
А) консервативные, социал-демократические, коммунистические, конфессиональные …
Консер. П. Выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере. К ним относятся Республиканская и демократическая п. США, Консервативная партия Великобритании …
Социал-демократические п. Отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая финансирование социальных программ за счет государства.
Коммунистические – выступают за огосударствление экономики, в той или иной степени придерживаются идеологии марксизма-ленинизма.
Конфессиональные п. Активно используют в своей деятельности религиозную идеологию напр., Христианско-демократический союз ФРГ.
Также выделяют революционные п., реформаторские – выступающие за смену политического курса путем реформ; экстремистские – призывающие к незаконным методам борьбы; национальные – выражающие на государственном уровне интересы той или иной этнической группы.
Лекция 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран.
1. Понятие конституционного права зарубежных стран.
Предметом науки кпзс является государственное право конкретных стран, их национальные государственно-правовые системы.
Конституционное пр в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права, представляет собой совокупность юридических норм, содержащихся в конституции, законах, других источниках права, регулирующих определенную категорию общественных отношений (главным образом, правовое положение личности, устройство государства, форму правления и др.)
Понятие кпзс не означает, что существует особая отрасль права. При употреблении данного термина речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств.
В настоящее время в мире существует более 200 государств, каждое из которых имеет свою правовую систему:
- высокоразвитые страны Запада (плюс Япония)
- государства среднеразвитого капитализма (Португалия, Греция, Мальта и др.)
- бывшие социалистические страны Европы ( Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и др.)
- развивающиеся страны, большинство из которых были колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Алжир, Египет, Индия, Кения)
- государства, продолжающие считать себя социалистическими (КНР, Вьетнам, Лаос, Куба)
2. Источники конституционного права зарубежных стран.
Они чрезвычайно разнообразны. Основным источником являются конституции – основной закон государства (за искл. Некоторых мусульманских стран) В федеративных государствах часто встречаются конституции частей федерации – штатов, земель, провинций и т.д.).
Законыони бывают конституционные ( вносят изменения в конституцию или добавляют ее, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: об избирательном праве, о полномочиях правительств и парламентов и др.
Напр, Акт о свободе печати 1949 г. в Швейцарии, Закон о политических партиях Испании 1978 г.
Органические законы – принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Они принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции. Напр., Конституция Франции 1958 г., устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение и условия избрания и др.
Обычные (обыкновенные) законы, принимаемые парламентом, регулируют отдельные вопросы, например о выборах президента, гражданство, статус депутата и др.)
Чрезвычайные законы, принимаемые только в особых условиях и на короткий срок, они чаще всего отступают от положений конституции, может быть особый порядок их принятия
Регламенты палат парламента, которые устанавливают и регулируют внутреннюю процедуру работы данного органа
Подзаконные нормативные акты (правительства, главы государства, др.) Они не должны противоречить законам и конституции. В ряде стран Франция, Италия, Великобритания данные акты могут иметь силу закона. Так, во Фр. Важную роль играют президентские ордонансы, юридически приравненные к парламентским актам по своей юридической силе (13 октября 1958 г. специальным ордонансом была введена мажоритарная одномандатная избирательная система с двумя турами голосования при выборах в Национальное Собрание и др.). К группе ПНА большинство исследователей относят и акты местного самоуправления
Конституционные обычаи, многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, однако они регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль в механизме государства. Правовой (конституционный) обычай – это сложившееся на практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записан в качестве такового, однако в течение длительного времени применяемый повсеместно,признаваемый,молчаливо санкционированный государством. Широкое распространение он получил к англосаксонских государствах и в тех странах, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы.
Нормы конституционного права содержатся в нормативных договорах.Они могут быть международные и внутригосударственные. Так, соглашение о разделение Чехословакии на Ч. и С. с 1 января 1993 г.; по Конституции Испании автономные сообщества могут заключать друг с другом соглашения о сотрудничестве и др.
Акты органов конституционного контроля(конституционных судов и др.), которые дают официальное толкование конституции, признают те или иные законы, соответствующие конституции или не соответствующие ей.
Судебный прецедент– ранее вынесенные решения судов (чаще вышестоящих), принимаемые за образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Его характерные черты: А) создается высшими судебными инстанциями на основе закона, Б) непосредственно связан с судебной практикой и создается в ходе судопроизводства, В) в его разработке велика роль свободного усмотрения, Г) является обязательным не только для участников данного спора, но и для других судебных органов. Наиболее широкое распространение они получили в Великобритании и ряде других англосаксонских государств.
Международные договоры(напр., о защите прав и свобод человека и гражданина). Они могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом имеют приоритет по с равнению с законом.
В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками КП являются мнения и высказывания выдающихся ученых-государствоведов.Эта концепция широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права рассматриваются труды канонизированных авторов (Блэкстона, Мэя и др.).