Понятие и источники, субъекты гражданского права
Источники гр права: 1)конституция-каждый может зан предпринимательством; неприкосновенность собственности; свободное перемещение товаров, денег и людей по территории РФ; 2)гр кодеск-сост из 4 частей: 1 часть принята в 1994, 4-я-1 января 2008. кодекс регулирует осн моменты гр отношений, доп спец законами (об ООО, о банкротстве, о банках и т.д.), подзаконные акты (инстукции по бух учёту, типовые формы договоров). Защита гр прав. Могут защищаться в формах: -судебная (самая надёжная и длительная); -административная (гр права защищает должностное лицо); -самозащита (усл: другие формы не эффективны, должна быть соразмерна). Способы защиты гр прав: 1)признание права; 2)реституция (возврат к исходному положению); 3)компенсация причинённого вреда (прямые убытки; упущенная выгода; моральный вред-ден компенсация за нравственные страдания, как доказать как оценить).
Предмет гр права состоит: -имущ-стоимостное отношение (рыночное); - личные неимущ отношения. Они объед взаимооценкой, взаимная оценка возможна при равенстве субъектов и значит метод гр права-это метод равенство, в гр праве все равны. Гражданско-правовая ответственность-компенсация убытков (выплата неустойки, потеря задатка).
Граж.право-отрась права, регулирующая круг общественных отношений, представляющих совокупность норм гражд.законодат-ва. Предметом ГП(т.е. какие отношения оно регулирует):-право собственности;-личные неимущественные права(усыновление)-на инелетуальную собств(на песни, стихи)-наследственное право.Метод- совокупность приемов и способов, при помощи которых все участники правоотношений реализуют свои права и обеспечивают их защиту. Метод гражданско-правового регулирования основан на принципах:-равенство участников гражданских правоотнош,-автономия их воли,-имущественная совместимость. Источники ГП:-констит РФ, Гражд кодекс РФ,др федеральные законы и законы субъектов РФ, указы президентаРФ постановления прав-ва, приказы и инструкции министерств и ведомств.Субъекты:-граждане или др физ лица,-юридич лица,-гос,-субъекты РФ,-минуципальное образов.
46. Административная ответственность. Административные наказания.Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Административная ответственность - устанавливается Кодексом об административных правонарушениях, другими федеральными законами и законами субъектов РФ.
Административная ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершение административного правонарушения и реализацию административно-правовых санкций, в виде применения к правонарушителю мер государственного воздействия (административного принуждения). Мерой государственного воздействия на правонарушителя является наложение дисциплинарного взыскания. Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения физическим или юридическим лицом. Не подлежит административной ответственности лицо, совершившее действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, если при этом не превышены пределы необходимой обороны либо крайней необходимости.Административная ответственность также не наступает, если деяние является преступлением и влечёт наступление уголовной ответственности. Не подлежит уголовной ответственности также лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости либо не достигло возраста административной ответственности к этому времени. Для военнослужащих и некоторых других категорий служащих и работников административная ответственность за совершение административного правонарушения заменяется дисциплинарной ответственностью. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания: Предупреждение - выносится письменно.
Административный штраф - устанавливается, как правило, в размере от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а в некоторых случаях - и в большем размере. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Административный арест - устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток.Административный арест назначается районным судом или мировым судьёй. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - применяется при незаконном въезде в РФ. Дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
КоАП РФ предусматривает ряд ограничений применения административных наказаний. Например, административный арест не может применяться к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп.
Порядок наложения административных наказаний.
Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении.
45.. Система органов исполнительной власти.Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:
а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением;б) функционально. Его главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;
в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа.
.С одной стороны, органы исполнительной власти — это разновидность органов государственной власти, с другой, — субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Государственную деятельность — государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственногоуправления. Необходимо уяснить, что орган исполнительной власти — всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления признается органом исполнительной власти..
Взаимодействие органов исполнительной власти с представи-тельными (законодательными) и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (согласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представительных органов и т. д.). В палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде РФ имеются полномочные представители Президента РФ1, а в указанных палатах — также представители Правительства2.
Достаточно обширны и разнообразны отношения органов исполнительной власти с представительными (законодательными) и судебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими конституционных функций, например, по вопросам материально-технического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов.Однако органы исполнительной власти самостоятельны, осуществляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является, как уже отмечалось, исполнительной и распорядительной. В соответствии с законода-тельством эти органы обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены .широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны.
Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной ему компетенции, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.
Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими. Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.
Слабым местом в статусе органов исполнительной власти является неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности.
44. Понятие, источники, субъекты административного права. Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований. Административное право регулирует самый широкий круг общественных отношений. Административным правом регулируются управленческие отношения, трудовые, земельные, финансовые, гражданские и др. Классификация административных отношений:
В зависимости от субъектов административных отношений: -Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами -Различными органами неподчинёнными друг другу. -Отношения между государственными и негосударственными органами. -Органами государственного управления и гражданами
В зависимости от характера отношений:-Отношения связанные с непосредственным управлением. -Отношения не связанные с непосредственным управлением.
По областям деятельности:-В сфере управления народным хозяйством. -В сфере социально-культурного строительства. -В сфере административно-политического строительства.
Источники административного права. Источники это выражения норм права. Иерархия источников административного права:
1. Конституция РФ. 2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ). 3. Законы субъектов РФ, указы президента РФ и глав субъектов РФ. 4. Постановления и распоряжения правительства РФ. 5. Постановления правительств субъектов РФ.
6. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.) 7. Ведомственные акты глав субъектов РФ и ведомственные акты местного самоуправления.
Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
Считается, что в административном праве используются три юридических возможности, первые две из которых, представляют собой "императивный", а третья - "диспозитивный метод административного права: 1 Предписание — возложение на лиц прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой; 2 Запрет — возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой; 3 Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.Функции административного права:К основным функциям административного права традиционно относятся:
Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;
Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права;Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферыгосударственного управления;Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.