Информационные правоотношения
Информационно-правовые отношения- отношения, складывающиеся в информационно- правовой сфере, регулируемые правовыми нормами.
Имеют признаки, присущие правоотношениям в целом.
Субъектами этих отношений являются лица, наделенные информационными правами и обязанностями:
Индивидуальные субъекты ( физические лица);
Коллективные субъекты ( юридические лица)- органы государственной власти и МСУ, предприятия, учреждения, общественные объединения.
Объектом являются действия сторон , а предметом выступает информация в виде сведений независимо от формы представления и документированная информация, т.е. зафиксированная на материальном носителе с определенными реквизитами.
Информационные отношения носят двусторонний характер. Могут подразделяться на:
Регулятивные и охранительные;
Материальные и процессуальные.
По соотношению прав и обязанностей участников:
На горизонтальные и вертикальные.
По характеру юридических фактов:
Правомерные и деликтные;
По направлению деятельности:
Владение, пользование, распоряжение информационными ресурсами;
Сбор, обработка, передача, хранение, распространение информации;
Обеспечение безопасности информации , информационных ресурсов;
Право интеллектуальной собственности;
Функционирование информационной инфраструктуры.
К полномочиям субъектов информационного права относится право создавать информацию; право владеть информацией( знать ее содержание);
Применять информацию в собственной деятельности; тиражировать, распространять информацию.
Среди субъектов выделяются следующие категории:
Производитель;
Обладатель;
Потребитель.
Информационно-правовые нормы
Информационно-правовая норма-это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав, обязанностей субъектами и осуществлением информационных процессов при обращении информации.
Перед нормами информационного права стоят следующие задачи:
1.упорядочивание различных элементов информационной сферы;
2. классификация объектов;
3. регламентация процессов.
Нормы пользуются государственной защитой.
Классификация информационно-правовых норм:
1)материальные, которые закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность;
2) процессуальные , которые регулируют динамику организации и обеспечения процессов обращения информации.
По методам воздействия на субъектов:
1) уполномачивающие (дозволительные);
2)обязывающие;
3)запрещающие.
По форме предписания:
1) диспозитивные;
2) рекомендательные;
3) императивные.
По пределу действия:
1)международные;
2)общероссийские ( федеральные);
3) региональные;
4) местные;
5)локальные.
По субъектам:
1) индивидуальные;
2) коллективные.
Структура информационно-правовых норм.
Информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов-участников этих правоотношений.
Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это может быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
Классификация информации
Информация может быть классифицирована следующим образом:
1) по объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и т.д.
2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента -и нформация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;
3) по форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;
4) по изменчивости во времени - условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);
5) по способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и т.д.;
6) по режиму передачи - в нерегламентные сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
7) по назначению - экономическая , техническая, социальная, организационная и т.д.
8) по стадиям жизненного цикла объекта - по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д.;
9) по отношению объекта управления к субъекту - между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.
Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе.
По роли в правовой системе информация подразделяется на правовую и неправовую.
Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в НПА.
Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм.
К ненормативной правовой информации относится:
1) общая информация о состоянии законности и правопорядка:
заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;
судебная, уголовная и прокурорская статистика;
информация о соблюдении прав и свобод человека(в т.ч. по представлению Уполномоченного по правам человека);
социологические исследования об эффективности законодательных и иных НПА;
2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах(договоры, соглашения);
3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и МСУ по исполнению нормативных предписаний;
4) информация судов и судебных органов( судебные дела, судебные решения);
5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:
криминологическая информация- данные о преступности и др.правонарушениях, эффективности уголовных наказаний:
криминалистическая информация ,используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;
судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;
оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающие ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.
Классификация нормативной правовой информации по видам актов:
КРФ;
ФКЗ;
ФЗ;
Указы и распоряжения Президента РФ;
Постановления и распоряжения Правительства РФ;
НПА федеральных органов исполнительной власти.
НПА субъектов РФ:
Законодательные акты субъектов РФ;
НПА высших органов исполнительной власти субъектов РФ;
НПА органов исполнительной власти субъектов РФ;
Акты органов МСУ.
Классификация информации по доступу к ней:
Открытая;