Информационные правоотношения

Информационно-правовые отношения- отношения, складывающиеся в информационно- правовой сфере, регулируемые правовыми нормами.

Имеют признаки, присущие правоотношениям в целом.

Субъектами этих отношений являются лица, наделенные информационными правами и обязанностями:

Индивидуальные субъекты ( физические лица);

Коллективные субъекты ( юридические лица)- органы государственной власти и МСУ, предприятия, учреждения, общественные объединения.

Объектом являются действия сторон , а предметом выступает информация в виде сведений независимо от формы представления и документированная информация, т.е. зафиксированная на материальном носителе с определенными реквизитами.

Информационные отношения носят двусторонний характер. Могут подразделяться на:

Регулятивные и охранительные;

Материальные и процессуальные.

По соотношению прав и обязанностей участников:

На горизонтальные и вертикальные.

По характеру юридических фактов:

Правомерные и деликтные;

По направлению деятельности:

Владение, пользование, распоряжение информационными ресурсами;

Сбор, обработка, передача, хранение, распространение информации;

Обеспечение безопасности информации , информационных ресурсов;

Право интеллектуальной собственности;

Функционирование информационной инфраструктуры.

К полномочиям субъектов информационного права относится право создавать информацию; право владеть информацией( знать ее содержание);

Применять информацию в собственной деятельности; тиражировать, распространять информацию.

Среди субъектов выделяются следующие категории:

Производитель;

Обладатель;

Потребитель.

Информационно-правовые нормы

Информационно-правовая норма-это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав, обязанностей субъектами и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

Перед нормами информационного права стоят следующие задачи:

1.упорядочивание различных элементов информационной сферы;

2. классификация объектов;

3. регламентация процессов.

Нормы пользуются государственной защитой.

Классификация информационно-правовых норм:

1)материальные, которые закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность;

2) процессуальные , которые регулируют динамику организации и обеспечения процессов обращения информации.

По методам воздействия на субъектов:

1) уполномачивающие (дозволительные);

2)обязывающие;

3)запрещающие.

По форме предписания:

1) диспозитивные;

2) рекомендательные;

3) императивные.

По пределу действия:

1)международные;

2)общероссийские ( федеральные);

3) региональные;

4) местные;

5)локальные.

По субъектам:

1) индивидуальные;

2) коллективные.

Структура информационно-правовых норм.

Информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов-участников этих правоотношений.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это может быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

Классификация информации

Информация может быть классифицирована следующим образом:

1) по объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и т.д.

2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента -и нформация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;

3) по форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;

4) по изменчивости во времени - условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

5) по способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и т.д.;

6) по режиму передачи - в нерегламентные сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

7) по назначению - экономическая , техническая, социальная, организационная и т.д.

8) по стадиям жизненного цикла объекта - по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д.;

9) по отношению объекта управления к субъекту - между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе.

По роли в правовой системе информация подразделяется на правовую и неправовую.

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в НПА.

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм.

К ненормативной правовой информации относится:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка:

заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;

судебная, уголовная и прокурорская статистика;

информация о соблюдении прав и свобод человека(в т.ч. по представлению Уполномоченного по правам человека);

социологические исследования об эффективности законодательных и иных НПА;

2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах(договоры, соглашения);

3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и МСУ по исполнению нормативных предписаний;

4) информация судов и судебных органов( судебные дела, судебные решения);

5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:

криминологическая информация- данные о преступности и др.правонарушениях, эффективности уголовных наказаний:

криминалистическая информация ,используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;

судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;

оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающие ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.

Классификация нормативной правовой информации по видам актов:

КРФ;

ФКЗ;

ФЗ;

Указы и распоряжения Президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

НПА федеральных органов исполнительной власти.

НПА субъектов РФ:

Законодательные акты субъектов РФ;

НПА высших органов исполнительной власти субъектов РФ;

НПА органов исполнительной власти субъектов РФ;

Акты органов МСУ.

Классификация информации по доступу к ней:

Открытая;

Наши рекомендации