Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Эта норма, в частности, устанавливает недопустимость насильственного получения журналистами сведений от их источников и запрещает распространять такую информацию.
Важнейшими для развития института массовой информации являются также следующие нормы Конституции РФ.
«Статья 15 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Это означает необходимость официального опубликования законов, в том числе и средствами массовой информации на всех уровнях их принятия. Неопубликованный официально закон не действует и его нормы не могут применяться для разрешения споров.
«Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Данная норма обязывает должностных лиц передавать информацию об угрозе для жизни и здоровья людей, в том числе и для распространения средствами массовой информации.
«Статья 42 «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Эта норма является веским основанием (если не обязанностью) для СМИ получать такую информацию от всех возможных источников и доводить ее до всеобщего сведения с целью вынуждения соответствующих субъектов к принятию мер, направленных на недопустимость экологических правонарушений.
Основным, системообразующим актом, регулирующим информационные отношения, является Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». Нормы этого Закона применяются в отношении средств массовой информации, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.
Вопрос 54.
Объекты правоотношений в сфере массовой информации.
Информационная продукция медиа является основным объектом (предметом) правоотношений СМИ права.
Под продукцией средства массовой информациипонимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Под распространением продукции средства массовой информациипонимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.
Вопрос 55.
Субъекты правоотношений в сфере массовой информации.
При производстве и распространении массовой информации действуют следующие основные субъекты:
редакция средства массовой информации— организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан! осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
главный редактор— лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
журналист— лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанноедоговорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
издатель— издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации,а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
распространитель— лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовойинформациипо договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
учредитель средства массовойинформациигражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.
Не может выступать учредителем:
гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы но приговору суда, ибо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
гражданин другого государства или лицо без гражданства, не продающее постоянно в Российской Федерации. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно. Потребителями массовой информацииявляются широкий, практически неограниченный круг лиц, в том числе граждане и лица без гражданства, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица.
Вопрос 56.
Правовой статус журналиста в системе права массовой информации.
Права журналиста
Журналист имеет право:
искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения установленных законом требований (см. ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»);
производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
. посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
проверять достоверность сообщаемой ему информации;
излагать личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 указанного Закона;
распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Вопрос 57.
Механизмы правовой охраны и защиты прав в сфере массовой информации.
Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации
Регистрация и лицензирование СМИ
Регистрация СМИ носит не разрешительный, а уведомительный характер.
25Регистрация не является обязательной для тех СМИ, которые создаются
органами власти исключительно для издания официальных материалов,
нормативных и иных актов или выпускаются тиражом менее 1000
экземпляров.
Изготовление и распространение продукции СМИ без его регистрации (если
она является обязательной) влечет административную ответственность по ст.
13.21 КоАП РФ.
Процедура регистрации начинается с подачи учредителем заявления в
письменной форме. Если продукция СМИ предназначается для
распространения преимущественно на всей территории России, в нескольких
субъектах РФ или за рубежом, то регистрация осуществляется Федеральной
службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Если же основной
аудиторией
является население субъекта Федерации или муниципального образования,
то
регистрация СМИ осуществляется соответствующими территориальными
органами.
В заявлении должны быть указаны: сведения об учредителе; название
регистрируемого СМИ; язык, на котором оно будет выходить; адрес
редакции;
форма периодического распространения массовой информации; примерная
тематика или специализация СМИ; источники финансирования;
предполагаемые периодичность выпуска и максимальный объем СМИ.
В регистрации СМИ может быть отказано в следующих случаях (ч. 1 ст. 13
Закона о СМИ):
1) если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на
учреждение СМИ;
2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности
3) если название, тематика или специализация СМИ представляет собой
злоупотребление свободой массовой информации (в смысле ч. 1 ст. 4
Закона о СМИ);
4) если ранее уже было зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же
формой распространения массовой информации.
Для телевидения и радиовещания необходимо не только регистрировать,
но еще и лицензировать СМИ. Эти вопросы регулируются Законом о СМИ,
федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а
также постановлением Правительства РФ «О лицензировании
телевизионного
вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и
радиовещания в РФ» от 7.12.94г. № 1359.
Вопрос 58.
Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом.
Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя то множество тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна.
Законодательство РФ устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом. Первым обязательным признаком ,при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита.
Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом заявляются:
• предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;
• предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
• реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию их обладателей.
При этом ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указывает, что режим защиты информации устанавливается в отношении:
• сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона РФ "О государственной тайне";
• конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона;
• персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.
Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах возложен на органы государственной власти.
Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.
Другим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что защите подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе).
Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ст. 1 ФЗ «О библиотечном деле»).
Третьим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом выступает ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.
В ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приведен общий перечень случаев, когда не могут быть отнесены (запрещено относить) к информации _ с ограниченным доступом следующие сведения:
• законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
• документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
• документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интересов или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Вопрос 59.
Особенности информационных правоотношений, составляющих государственную тайну.