Тема 10. Процесс манипуляции политическим поведением
(практическое занятие)
Технология организации практического занятия: занятие проходит в виде психологического тестирования на выявление возможности манипуляции личностью. Преподаватель ставит задачу внимательно прослушать текст и ответить на ряд вопрос. При этом студентам дается следующая инструкция:
«Сейчас я прочитаю небольшую заметку, которая была недавно опубликована в криминальной хронике газеты «Московский комсомолец». Текст заметки будет зачитан дважды. В первый раз постарайтесь воспринять текст на слух, а во второй в деталях запомнить, что происходило по ходу развития сюжета. Записывать ничего нельзя, разговаривать друг с другом тоже. Итак, начинаем».
Преподаватель зачитывает текст заметки:
КАССОВЫЙ АППАРАТ
Владелец магазина только что погасил свет в магазине, когда появился один мужчина, известный российский политик, и потребовал деньги. Владелец открыл кассовый аппарат. Касса была опустошена на все свое содержимое, и мужчина, известный российский политик, убежал. Внимание милиционера было немедленно обращено на это событие.
Тест заполняется следующим образом: на чистом листке бумаги ставится номер вопроса и вариант ответа испытуемого. Их может быть три: если испытуемый согласен с прочитанным утверждением после номера ответа ставит букву «П», что обозначает «правда», если считает прочитанное утверждение неверным, т.е. неправдой, то после номера ответа ставит букву «Н», если полагает, что по данной в утверждении информации невозможно точно определить, было ли событие, содержащееся в утверждении, на самом деле, то после номера ответа ставится знак «?».
Пример:
1. П;
2. Н;
3. ?
Затем преподаватель дает установку, что в первый раз тест заполняется индивидуально каждым испытуемым, а затем, объединившись с коллегой по парте, они совместно отвечают на этот тест. Здесь определяется, насколько студент подвержен внешнему влиянию. Если он правильный ответ в итоге под давлением коллеги меняет на неправильный, то он подвержен влиянию, которое по своей природе будет манипуляционным. При этом преподаватель также дает установку, что при совместной работе студенты могут продвигаться в своих ответах дальше только при достижении консенсуса по предыдущему ответу, т. е. во втором случае в правой части листка обоих испытуемых на один и тот же вопрос должен быть одинаковый ответ.
Пример заполнения теста:
Индивидуальные ответы на тест: Коллективные ответы на тест:
1. П; 1. П;
2. Н; 2. ?;
3. ? 3. П.
Преподаватель зачитывает следующие утверждения, являющиеся вопросами данного теста:
1. Мужчина, известный российский политик, появился после того как владелец выключил свет в своем магазине.
2. Вор был мужчина.
3. Мужчина, известный российский политик не требовал никаких денег.
4. Человек, который открыл кассовый аппарат, был владельцем магазина.
5. Владелец магазина опустошил содержимое кассы и убежал.
6. Кто-то открыл кассовый аппарат.
7. После того как мужчина, известный российский политик, требующий денег, опустошил кассу, он убежал.
8. В кассе находились деньги, но в заметке не сказано сколько.
9. Вор требовал денег от владельца магазина.
10. Заметка состоит из серии событий, в которых участвуют только три персоны: владелец магазина, мужчина, известный российский политик, требующий денег, и милиционер.
11. Следующее событие в заметке верное: кто-то требовал денег, кассовый аппарат был открыт, его содержимое опустошено и один мужчина, известный российский политик, убежал из магазина.
Далее преподаватель просит подсчитать количество набранных баллов, как при индивидуальном ответе, так и при коллективном. В итоге должно получиться две суммы, которые нужно будет сравнить между собой и проанализировать полученные результаты в ходе проведения рефлексии.
Ключ к ответам теста:
1. П; 4. П; 7. ?; 10. П;
2. ?; 5. ?; 8. ?; 11. П.
3. Н; 6. П; 9. ?;
Если ответы студентов индивидуальные и коллективные будут совпадать с ключом, то они себе за это будут ставить балл, если нет, то ничего ставить не нужно. В итоге у испытуемых может оказаться сумма от 0 до 11баллов, которая и будет показателем уровня их манипуляционного потенциала, как при индивидуальном выборе, так и при коллективном.
Контрольные показатели теста:
0 – 5 баллов – высокий уровень манипуляционных возможностей с данной личностью;
5 – 8 баллов – средний уровень манипуляционных возможностей с данной личностью;
9 – 11 баллов – высокий уровень манипуляционных возможностей с данной личностью.
По окончании тестирования преподаватель просит каждую группу, состоявшую из двух человек, сидящих за партой написать небольшой пресс-релиз от имени местного отделения милиции, что же на самом деле произошло с известным политиком, и кто он был. На это задание дается 10 минут, после чего идет этап рефлексии, на котором зачитываются подготовленные материалы к печати.
Рефлексия.
В ходе рефлексии, продолжающейся 5–10 минут, студенты подводят итоги и сравнивают свой индивидуальный уровень подверженности манипуляции с коллективным, определяя, насколько они поддаются влиянию извне. Преподаватель особый акцент в рефлексии должен сделать на то, что уровень влияния манипуляционного воздействия на личность увеличивается, когда у адресанта нет точной информации либо она скрыта, либо не совсем им понята. Поэтому избежать манипуляции возможно только в случае обладания знаниями в вопросе, по которому возможна манипуляция или когда человек начинает сопоставлять получаемую им информацию из разных источников по данному вопросу. Цель рефлексии – показать студентам их уровень манипуляционной подверженности внешнему воздействию и указать различные способы противостояния подобному внешнему управлению их социальным и политическим поведением.
Обязательная литература
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. С. 108–145.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004. С. 154–175.
Дополнительная литература
Леви Р. Механизмы манипуляции: защита от чужого влияния / Пер. с англ. М.: И.Д. Вильямс, 2007. С. 367–392.
Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. С. 82–116.
СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Вид контроля | Количество баллов | |
1. Промежуточный контроль | ||
1. | Самостоятельная работа студентов, выражающаяся в подготовке доклада (реферата) по предмету | 0–10 |
2. | Тестовые задания | 0–20 |
3. | Работа в семинарской группе | 0–25 |
Итого: | 0–55 | |
2. Итоговый контроль | ||
Итоговая письменная работа | 0–45 | |
Всего: | 0–100 |
На основе совокупности оценок различных форм контроля определяется оценка за семестр (по системе «зачет–незачет»): сумма баллов в пределах 60–100 соответствует оценке «зачет», сумма менее 60 баллов – оценке «незачет». В случае проведения контроля знаний студентов по экзаменационной системе: сумма баллов, набранная студентом за семестр, в пределах 91–100 соответствует оценке «отлично»; сумма баллов в пределах 75–90 соответствует оценке «хорошо»; сумма баллов в пределах 60–74 соответствует оценке «удовлетворительно»; сумма менее 60 баллов – оценке «неудовлетворительно».
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ДОКЛАДОВ (РЕФЕРАТОВ)
Методические указания по написанию доклада (реферата)
Доклад (реферат) готовится студентом на основании внимательного изучения работ одного из представителей современной западной или отечественной психологической науки. В докладе студент должен продемонстрировать знание основных положений, представленных в работах избранного им автора, понимание места этого автора в истории психологической науки в целом, его вклада в формирование и развитие конкретного направления психологической науки, а также возможностей использования подходов, предлагаемых автором, для анализа современных социальных и политических процессов.
Доклад (реферат) должен иметь следующие разделы:
1. План доклада (реферата), включающий:
– введение, где ставится проблема, которую студент предполагает решить, используя подходы, предлагаемые избранным им автором, дается анализ его работ, представленных в качестве источников, а также другой использованной литературы;
– основная часть доклада (реферата), состоящая из двух-трех глав, в которых последовательно излагается процесс решения поставленной во введении проблемы;
– заключение, в котором делаются основные выводы, а также должно быть изложено мнение автора о возможности применения подходов, предлагаемых данным представителем психологической науки или данной психологической школой в целом для анализа причин формирования тех или иных настроений массового сознания современного общества, их вероятных политических последствий, а также возможных способов их преодоления.
2. Список источников (изученные работы избранного автора) и литературы, использованной при написании доклада (реферата).
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ (РЕФЕРАТОВ)
1. Политическое поведение масс в работе С. Московичи «Век толп».
Обязательная литература
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.
Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 480 с.
Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи.Лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.
Дополнительная литература
Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.
Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.
Войтоловский Л. Очерки коллективной психологии. М.; Птг., 1923–1925. Ч. 1: Психология масс. 300 с.
Ольшанский Д.В. Психология масс.СПб.: Питер, 2002. 368 с.
2. Психологическая природа установки и ее воздействие на политическое поведение.
Обязательная литература
Бозрикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением (обзор исследований в США) // Социальная психология за рубежом. М., 1974. Вып. 1. С. 65–77.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.
Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: ИПП, 1997. 448 с.
Дополнительная литература
Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 144 с.
Узнадзе Д. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. 210 с.
Eysenk H. The Psychology and Politics. L.: Routledge & Kegan-Paul, 1954.
La Piere R. Attitude versus action. N.Y.: John Wiley, 1967.
3. А. Эткинд о месте психоанализа в революционном процессе формирования масс.
Обязательная литература
Фрейд 3. Коллективная психология и анализ «Я». М.: АСТ, 2004. 192 с.
Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Гнозис; Прогресс-Комплекс, 1994. 376 с.
Дополнительная литература
Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.
Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2007. 624 с.
4. Психологические механизмы формирования политической идентификации сообществ.
Обязательная литература
Артемов В.Л. По тылам психологической войны. М.: Молодая гвардия, 1973. 208 с.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Пер. с англ. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. 560 с.
Дополнительная литература
Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка // Социс. 1995. № 4. С. 3–13.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки. 2000–2005. М.: Новое издательство, 2006. 384 с.
Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 576 с.
Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. 94 с.
Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago: Chicago Univ. Press, 1984.
5. Психология политического лидерства в работах Е.Б. Шестопал.
Обязательная литература
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 445 с.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.
Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Аспект-Пресс, 2007. 427 с.
Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. 205 с.
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской элиты. М., 2000. 431 с.
Дополнительная литература
Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером.Психологическое пособие для политиков: В 2 кн. М., АНТИКВА, 1993. Кн. 1. 221 с. Кн. 2. 423 с.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
Шестопал Е.Б. и др. Образы власти в постсоветской России. М.: Алетейа, 2004. 536 с.
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: РОССПЭН, 2000. 431 с.
Фрейд 3. Коллективная психология и анализ «Я». М.: АСТ, 2004. 192 с.
Lasswell H. Psychopathology and Politics. Chicago: University Press, 1931. 410 p.
6. Политическая социализация: агенты, стадии, результат.
Обязательная литература
Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. – 304 с.
Ирхин Ю.В., Котеленец Е.А., Слизовский Д.Е. Проблемы теории и психологии политики. М.: РГГУ, 1996. 224 с.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
Политическая социализация российских граждан в период трансформации. М.: Новый хронограф, 2008. 552 с.
Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Аспект-Пресс, 2007. 427 с.
Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. 205 с.
Дополнительная литература
Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303 с.
Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.
Гринстайн Ф. Личность и политика // Социально-политические науки. 1991. № 10. С. 67–74.
Комаровский В.С. Типология избирателей // Социологические исследования. 1990. № 3. С. 56–67.
Политическая психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 858 с.
7. Восприятие гражданами образов публичных политиков.
Обязательная литература
Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.
Егорова-Гантман Е.В., Байбакова В.Б., Плешаков К.В. Политическая реклама. – М.: ЦПК «Никколо-М», 1999. – 240 с.
Егорова-Гантман Е.В., Минтусов И.Е.Политическое консультирование. М.: Никколо-М, 1999. 471 с.
Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. 267 с.
Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. 266 с.
Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Аспект-Пресс, 2007. 427 с.
Дополнительная литература
Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.
Дубов И.Г., Пантелеева С.Р. Восприятие политического лидера // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 25–34.
Захаров А.В. Народные образы власти // Полис. 1998. № 1. С. 23–35.
Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки. 2000–2005. М.: Новое издательство, 2006. 384 с.
Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 576 с.
Человек, политика, психология // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 3–23.
Шестопал Е.Б. и др. Образы власти в постсоветской России. М.: Алетейа, 2004. 536 с.
8. Политическая реклама в России. Психологические особенности воздействия.
Обязательная литература
Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером.Психол. пособие для политиков: В 2 кн. М., АНТИКВА, 1993. Кн. 1. 221 с. Кн. 2. 423 с.
Водотынский Д., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю. и др. Как делать имидж политика. Психология политического консультирования. М.: ИМА-пресс, 1995. 189 с.
Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995. 104 с.
Егорова-Гантман Е.В., Байбакова В.Б., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Никколо-М, 1999. 240 с.
Егорова-Гантман Е.В., Минтусов И.Е.Политическое консультирование. М.: Никколо-М, 1999. 471 с.
Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. 266 с.
Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. 94 с.
Дополнительная литература
Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000. 160 с.
Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хадеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом: современное социальное программирование. Пермь: ПГУ, 2002. 640 с.
Мехлер Г. Власть и магия PR. СПб.: Питер, 2004. 173с.
Наполитан Дж. Электоральная игра. М.: Никколо-М, 2002. 400 с.
Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Курьер, 2003. 340 с.
Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.
9. Специфика формирования политических мифов в современной России.
Обязательная литература
Андреев А.Л. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. 240 с.
Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. М.: Академ. проект, 2008. 351 с.
Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. 280 с.
Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты.М.: Мысль, 1985. 310 с.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. 304 с.
Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. 266 с.
Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. 94 с.
Дополнительная литература
Евгеньева Т.В. Архаическая мифология в современной политической культуре // Полития. 1999. № 1. С. 33–47.
Лосев А. Диалектика мифа. М: Мысль, 1991. 560 с.
Нечаев В.Д. Региональный миф в политической культуре современной России. М.: РАН, 1999. 156 с.
Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.
Юнг К.Г. О современных мифах: Сб. трудов.М.: Практика, 1994. 251 с.
10. Технологии манипуляции общественным мнением.
Обязательная литература
Андреев А.Л. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. 240 с.
Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. 280 с.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. 304 с.
Егорова-Гантман Е.В., Байбакова В.Б., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Никколо-М, 1999. 240 с.
Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки. 2000–2005. М.: Новое издательство, 2006. 384 с.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 213 с.
Дополнительная литература
Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.
Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хадеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом: современное социальное программирование. Пермь: ПГУ, 2002. 640 с.
Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 576 с.
Леви Р. Механизмы манипуляции: защита от чужого влияния / Пер. с англ. М.: И.Д. Вильямс, 2007. 432 с.
Ольшанский Д.В. Политический PR. М.; СПб., 2003. 544 с.
Политический имидж: «секреты» манипуляции массовым сознанием: Сб. науч. статей. СПб.: ГЦРОС, 2000. 167 с.
Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ТЕСТА
1. Впервые определение предмета политической психологии ввёл:
а) Л. Дупп;
б) Г. Оллпорт;
в) Дж. Кнутсен;
г) Д. Майерс.
2. Узкое определение политической психологии – это:
а) психология политического манипулирования;
б) психология политической деятельности;
в) психология ведения политических переговоров;
г) психология избирателя.
3. Исследования политического поведения людей, развиваются в направлении:
а) поведения элит и поведения масс;
б) поведения политиков и электорального поведения;
в) поведения политического лидера и поведения толп;
г) поведения властвующих лиц и поведения подчиненных.
4. Психобиографический метод в политике развивали:
а) Т. Адорно, М. Рокич, Д. Расман;
б) Ф. Гринстайн; Л. Дупп, Ж. Нюттен;
в) Дж. Коулз, Г. Гэнс, Ж. Пиаже;
г) Э. Эриксон, Э. Фромм, А. Джордж.
5. Т. Адорно, Э. Фромм, М. Хоркхаймер вывели тип личности:
а) демократический;
б) фашизоидный;
в) авторитарный;
г) либеральный.
6. Политическое поведение изучается в рамках психологического направления:
а) бихевиористское;
б) когнитивное;
в) психоаналитическое;
г) гуманистическое.
7. Сферы политических представлений подразделяются:
а) обыденное и теоретическое;
б) политическое и социальное;
в) бытовое и научное;
г) обыденное и рациональное.
8. Формирование политических представлений осуществляется следующим образом:
а) политическое представление à формирование на уровне непосредственного опыта à вырабатывается идеологами;
б) политическое представление à слухами à вырабатывается межличностной коммуникацией с родителями, соседями, друзьями;
в) политическое представление à формирование на уровне непосредственного опыта à вырабатывается учителями, начальниками;
г) политическое представление à слухами à вырабатывается учителями, начальниками.
9. Установите соответствие:
1. Наблюдение через СМИ за ходом а) пассивное политическое
политического процесса в стране поведение;
2. Неучастие в выборах б) активное политическое
поведение;
3. Политический бойкот в) вербальное политическое
поведение;
4. Участие в политических дискуссиях г) невербальное политическое
поведение;
д) нейтральное политическое
поведение.
А) 1-б, 2-a, 3-д, 4-г;
Б) 1-д, 2-б, 3-в, 4-a;
В) 1-г, 2-a, 3-б, 4-в;
Г) 1-г, 2-в, 3-a, 4-б.
10.«Образы–символы» обычно в нашем сознании преобразуются в:
а) политическую установку;
б) политический стереотип;
в) политическое мнение;
г) политическое убеждение.
11.Механизм работы установки в отношении понятия «демократ»:
а) мифологический образ à слово à установка à партийная принадлежность à идентификация с личностью;
б) слово à партийная принадлежность à мифологический образ à идентификация с личностью à установка;
в) партийная принадлежность à слово à мифологический образ à установка à идентификация с личностью;
г) слово à мифологический образ à идентификация с личностью à установка à партийная принадлежность.
12. Наиболее ярко «парадокс Лапьера» проявляется при:
а) политическом конфликте;
б) политическом диалоге;
в) политических переговорах;
г) политических отношениях.
13. Большинство из нас строят свое политическое поведение на основе:
а) политических ориентаций;
б) установок;
в) рациональных оценок происходящих событий;
г) чьих-то мнений.
14. «Клановая идентификация» в современной политике присуща:
а) партии с харизматическим лидером;
б) партии, находящейся в оппозиции;
в) партии власти;
г) правящей партии.
15.Политик, охарактеризовавший отечественную политическую систему «битвой бульдогов под ковром»:
а) Д. Буш;
б) Р. Рейган;
в) У. Черчилль;
г) Т. Блэр.
16. Понятие «переворачивание стереотипа» в политической науке появилось благодаря:
а) Е. Шестопал;
б) Г. Дилигенскому;
в) А. Назаретяну;
г) Г. Андреевой.
17. Политическая картина мира определяет у личности:
а) политическую ориентацию;
б) политическую позицию;
в) политическое мнение;
г) политическую платформу.
18. Уровни политических настроений определяются:
1) пассивной неудовлетворенностью;
2) пассивной удовлетворенностью;
3) активной неудовлетворенностью;
4) активной удовлетворенностью;
5) нейтральностью.
А) 1, 2, 3;
Б) 2, 4;
В) 1, 2, 5;
Г) 3, 4, 5.
19. «Ответы» политика на ряд философских (стратегических) и инструментальных (тактических) вызовов в политике определяется как:
а) когнитивный стиль;
б) кейс-стадиз;
в) операциональный код;
г) раскодировка.
20. Неустойчивый вид политической установки определяется:
а) диспозицией;
б) мнением;
в) стереотипом;
г) убеждением.
21. Когнитивный диссонанс, возникающий при восприятии политических событий, предполагает наличие:
а) альтернатив, перед которыми стоит человек при собственном выборе;
б) девиантного поведения, непохожего на принятые в обществе порядки и нормы;
в) группы, разделенной различными идеологическими установками;
г) напряжение у человека при наличии у него двух психологически несовместимых между собой убеждений.
22. Аттитюд – это:
а) социальные ожидания определенного образца поведения от стороны, с которой человек вступает в контакт;
б) установка;
в) метод социальной психологии;
г) один из видов социальной идентификации общества.
23. Я-концепция в политической психологии обозначает:
а) совокупность всех положительных представлений социума о человеке, сопряженных с собственной самооценкой;
б) совокупность всех положительных представлений человека о себе, сопряженных с собственной самооценкой;
в) совокупность всех представлений социума о человеке, сопряженных с собственной самооценкой;
г) совокупность всех представлений человека о себе, сопряженных с собственной самооценкой.
24. Социальная перцепция политических событий нами осуществляется с помощью механизма:
а) локус–контроля;
б) рефлексии;
в) интеграции информации;
г) инверсии ролей.
25. Установите последовательность реализации структуры потребностей политика в пирамиде А. Маслоу от основания к ее вершине:
1) потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании);
2) потребности в безопасности, в защите от насилия и угроз;
3) физиологические потребности в пище, сне, кислороде, движении и т. д.;
4) потребности в самовыражении (самореализации);
5) потребность в общении, любви, привязанности к какой-либо группе.
А) (1) à (2) à (3) à (4) à (5);
Б) (2) à (3) à (4) à (1) à (5);
В) (3) à (2) à (5) à (1) à (4);
Г) (5) à (1) à (4) à (2) à (3).
26. Автор культурно-исторической концепции развития политики:
а) М. Коул;
б) Дж. Мид;
в) Л. Выготский;
г) А. Лурия.
27. Первичный образ мира представлен в политическом сознании в виде:
а) актора;
б) архетипа;
в) имиджа;
г) символа.
28. «Спираль умолчания» в опросах общественного мнения:
а) иррациональная установка;
б) поведенческая установка;
в) когнитивная установка;
г) эмоциональная установка.
29. Слухи и паника изучаются в политической психологии в разделе:
а) психология формирования образа лидера;
б) психология деятельности, или в бихевиоризме;
в) психология социализации;
г) психология масс.
30. Установите соответствие:
1. Каузальная атрибуция a) защитный механизм;
2. Рационализация б) познавательное средство;
3. Идентификация в) тип поведенческой реакции;
4. Компенсация г) способ политической ориентации;
д) вид политической социализации.
А) 1-в, 2-б, 3-г, 4-a;
Б) 1-д, 2-б, 3-в, 4-a;
В) 1-б, 2-a, 3-д, 4-г;
Г) 1-г, 2-в, 3-a, 4-б.
31. Конформизм в массовом сознании обычно вырабатывается из-за:
1) отсутствия информации;
2) авторитета;
3) страха;
4) протеста;
5) оппозиции.
А) 3, 4;
Б) 1, 2, 3;
В) 1, 3, 4;
Г) 3, 4, 5.
32. Определите как осуществляется цепочка формирования цели политического поведения граждан:
а) потребность à ценность à установка à цель;
б) установка à потребность à ценность à цель;
в) ценность à установка à потребность à цель;
г) ценность à потребность à установка à цель.
33. Понятие «политический стереотип» в научный оборот ввел:
а) Р. Инглхарт;
б) Н. Лейтес;
в) У. Липпман;
г) Р. Харпе.
34. При доказательстве правильности своего политического стереотипа мы пользуемся аргументами, построенными:
1) через большинство;
2) через меньшинство;
3) через средства массовой информации;
4) через авторитет;
5) через страх.
А) 1, 4, 5;
Б) 1, 3, 4;
В) 2, 4, 5;
Г) 3, 5.
35. Малыми социальными группами, через которые происходит процесс политической идентификации личности, являются:
1) общество;
2) семья;
3) религиозная конфессия;
4) профессиональная группа;
5) группа сверстников.
А) 1, 3;
Б) 1, 5;
В) 1, 2, 3;
Г) 2, 4, 5.
36. В ситуации кризиса политическая идентификация строится на уровне:
а) традиционной принадлежности к власти;
б) традиционной принадлежности к большим социальным группам;
в) стихийной принадлежности к настроениям толпы;
г) стихийных нетрадиционных совпадений настроений.
37. Личность может идентифицировать себя с неструктурированной политической общностью, называемой:
а) толпой;
б) массой;
в) нетрадиционной общностью;
г) хаосной группой.
38. Бессознательность происходящих событий в политике выражена в:
а) политических стереотипах;
б) мифах;
в) установках;
г) архетипах.
39. Политическое влияние эффективно, если связано с внушением через:
а) особенности суггестора;
б) ценностные ориентации суггестора;
в) испытываемые суггестором эмоции;
г) природу коллективного бессознательного.
40. Основой политического восприятия феномена вождизма служат:
а) этнокультурный стереотип;
б) традиционная политическая культура;
в) рациональное восприятие политической жизни;
г) иерархия в политике.
41. Теорию «героя» и «толпы» в политической психологии открыл:
а) М. Элиаде;
б) С. Московичи;
в) Г. Лебон;
г) М. Штирнер.
42. Первая кафедра политической психологии в России была создана:
а) в Санкт-Петербургском государственном университете;
б) в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова;
в) в Ярославском государственном университете;
г) в Томском государственном университете.
43. Политическая социализация, формирующаяся при межгрупповом противостоянии и борьбе взаимосвязанных интересов, соответствует:
а) гармоническому типу;
б) гегемонистскому типу;
в) плюралистическому типу;
г) конфликтному типу.
44. «Функцию вратаря» – интегративную коммуникационную функцию при отборе и подаче информации или при принятии решения предложил:
а) У. Липпман;
б) Г. Лассуэлл;
в) С. Липсет;
г) К. Левин.
45. Среди участников политической жизни по их отношению к существующей власти выделяются следующие психологические типы личности:
1) реакционеры;
2) активисты;
3) консерваторы;
4) пассивные граждане;
5) реформисты.
А) 1, 5;
Б) 2, 4;
В) 1, 3, 5;
Г) 3, 4, 5.
46. Мотивационную сферу личности политика составляют:
1) инстинкты политики;
2) мотивы политики;
3) национальный характер;
4) политические интересы;
5) политические установки;
6) политические настроения;
7) политическая воля.
А) 1, 2, 3, 4;
Б) 1, 2, 4, 5;
В) 2, 3, 6, 7;
Г) 3, 4, 6, 7.
47. Неподвижность, бездеятельность в политике определяется как:
а) абсентеизм;
б) протестная реакция общества на политический порядок;
в) психическая инерция в политике;
г) политическая апатия.
48. Власть средств массовой информации называется:
а) медиакратией;
б) масс-медиакратией;
в) информкратией;
г) инфократией.
49. Теория «целевого поведения» разработана:
а) Б. Бассом;
б) Р. Стогдиллом;
в) Р. Хау;
г) М. Эвансом.
50. Формула мотивации политического лидерства:
а) мотив Х требования Х интересы;
б) мотив Х способности Х условия;
в) мотив Х ожидание Х стимул;
г) мотив Х стимул Х активность самого лидера.
ТЕМЫ ИТОГОВЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
1. Проблематика политической психологии в работе Г. Лебона «Психология масс и народов».
2. Проблематика политической психологии в работе Г. Тарда «Общественное мнение и толпа».
3. Проблематика политической психологии в работе З. Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого “Я”».
4. Проблематика политической психологии в работе Э. Фромма «Бегство от свободы».
5. Проблематика политической психологии в работе У. Липпмана «Общественное мнение».
6. Проблематика политической психологии в работе Э. Ноэль-Нойман «Общественное мнение: Открытие спирали молчания».
7. Проблематика политической психологии в работе Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности».
8. Проблематика политической психологии в работе Т. Адорно и др. «Исследование авторитарной личности».
9. Закономерности становления политического сознания личности.
10. Истоки, основные этапы становления политической психологии.
11. Массовое политическое сознание: структура, тенденции развития и возможности изменения.
12. Мотивация политического лидерства.
13. Общественное мнение как фактор направленности политического процесса.
14. Основные концепции политического лидерства.
15. Политико-психологическая типология конфликта.
16. Политико-психологическая характеристика общест