Тема 10. Процесс манипуляции политическим поведением

(практическое занятие)

Технология организации практического занятия: занятие проходит в виде психологического тестирования на выявление возможности манипуляции личностью. Преподаватель ставит задачу внимательно прослушать текст и ответить на ряд вопрос. При этом студентам дается следующая инструкция:

«Сейчас я прочитаю небольшую заметку, которая была недавно опубликована в криминальной хронике газеты «Московский комсомолец». Текст заметки будет зачитан дважды. В первый раз постарайтесь воспринять текст на слух, а во второй в деталях запомнить, что происходило по ходу развития сюжета. Записывать ничего нельзя, разговаривать друг с другом тоже. Итак, начинаем».

Преподаватель зачитывает текст заметки:

КАССОВЫЙ АППАРАТ

Владелец магазина только что погасил свет в магазине, когда появился один мужчина, известный российский политик, и потребовал деньги. Владелец открыл кассовый аппарат. Касса была опустошена на все свое содержимое, и мужчина, известный российский политик, убежал. Внимание милиционера было немедленно обращено на это событие.

Тест заполняется следующим образом: на чистом листке бумаги ставится номер вопроса и вариант ответа испытуемого. Их может быть три: если испытуемый согласен с прочитанным утверждением после номера ответа ставит букву «П», что обозначает «правда», если считает прочитанное утверждение неверным, т.е. неправдой, то после номера ответа ставит букву «Н», если полагает, что по данной в утверждении информации невозможно точно определить, было ли событие, содержащееся в утверждении, на самом деле, то после номера ответа ставится знак «?».

Пример:

1. П;

2. Н;

3. ?

Затем преподаватель дает установку, что в первый раз тест заполняется индивидуально каждым испытуемым, а затем, объединившись с коллегой по парте, они совместно отвечают на этот тест. Здесь определяется, насколько студент подвержен внешнему влиянию. Если он правильный ответ в итоге под давлением коллеги меняет на неправильный, то он подвержен влиянию, которое по своей природе будет манипуляционным. При этом преподаватель также дает установку, что при совместной работе студенты могут продвигаться в своих ответах дальше только при достижении консенсуса по предыдущему ответу, т. е. во втором случае в правой части листка обоих испытуемых на один и тот же вопрос должен быть одинаковый ответ.

Пример заполнения теста:

Индивидуальные ответы на тест: Коллективные ответы на тест:

1. П; 1. П;

2. Н; 2. ?;

3. ? 3. П.

Преподаватель зачитывает следующие утверждения, являющиеся вопросами данного теста:

1. Мужчина, известный российский политик, появился после того как владелец выключил свет в своем магазине.

2. Вор был мужчина.

3. Мужчина, известный российский политик не требовал никаких денег.

4. Человек, который открыл кассовый аппарат, был владельцем магазина.

5. Владелец магазина опустошил содержимое кассы и убежал.

6. Кто-то открыл кассовый аппарат.

7. После того как мужчина, известный российский политик, требующий денег, опустошил кассу, он убежал.

8. В кассе находились деньги, но в заметке не сказано сколько.

9. Вор требовал денег от владельца магазина.

10. Заметка состоит из серии событий, в которых участвуют только три персоны: владелец магазина, мужчина, известный российский политик, требующий денег, и милиционер.

11. Следующее событие в заметке верное: кто-то требовал денег, кассовый аппарат был открыт, его содержимое опустошено и один мужчина, известный российский политик, убежал из магазина.

Далее преподаватель просит подсчитать количество набранных баллов, как при индивидуальном ответе, так и при коллективном. В итоге должно получиться две суммы, которые нужно будет сравнить между собой и проанализировать полученные результаты в ходе проведения рефлексии.

Ключ к ответам теста:

1. П; 4. П; 7. ?; 10. П;

2. ?; 5. ?; 8. ?; 11. П.

3. Н; 6. П; 9. ?;

Если ответы студентов индивидуальные и коллективные будут совпадать с ключом, то они себе за это будут ставить балл, если нет, то ничего ставить не нужно. В итоге у испытуемых может оказаться сумма от 0 до 11баллов, которая и будет показателем уровня их манипуляционного потенциала, как при индивидуальном выборе, так и при коллективном.

Контрольные показатели теста:

0 – 5 баллов – высокий уровень манипуляционных возможностей с данной личностью;

5 – 8 баллов – средний уровень манипуляционных возможностей с данной личностью;

9 – 11 баллов – высокий уровень манипуляционных возможностей с данной личностью.

По окончании тестирования преподаватель просит каждую группу, состоявшую из двух человек, сидящих за партой написать небольшой пресс-релиз от имени местного отделения милиции, что же на самом деле произошло с известным политиком, и кто он был. На это задание дается 10 минут, после чего идет этап рефлексии, на котором зачитываются подготовленные материалы к печати.

Рефлексия.

В ходе рефлексии, продолжающейся 5–10 минут, студенты подводят итоги и сравнивают свой индивидуальный уровень подверженности манипуляции с коллективным, определяя, насколько они поддаются влиянию извне. Преподаватель особый акцент в рефлексии должен сделать на то, что уровень влияния манипуляционного воздействия на личность увеличивается, когда у адресанта нет точной информации либо она скрыта, либо не совсем им понята. Поэтому избежать манипуляции возможно только в случае обладания знаниями в вопросе, по которому возможна манипуляция или когда человек начинает сопоставлять получаемую им информацию из разных источников по данному вопросу. Цель рефлексии – показать студентам их уровень манипуляционной подверженности внешнему воздействию и указать различные способы противостояния подобному внешнему управлению их социальным и политическим поведением.

Обязательная литература

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. С. 108–145.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004. С. 154–175.

Дополнительная литература

Леви Р. Механизмы манипуляции: защита от чужого влияния / Пер. с англ. М.: И.Д. Вильямс, 2007. С. 367–392.

Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. С. 82–116.

СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

  Вид контроля Количество баллов
1. Промежуточный контроль
1. Самостоятельная работа студентов, выражающаяся в подготовке доклада (реферата) по предмету 0–10
2. Тестовые задания 0–20
3. Работа в семинарской группе 0–25
  Итого: 0–55
2. Итоговый контроль
  Итоговая письменная работа 0–45
  Всего: 0–100

На основе совокупности оценок различных форм контроля определяется оценка за семестр (по системе «зачет–незачет»): сумма баллов в пределах 60–100 соответствует оценке «зачет», сумма менее 60 баллов – оценке «незачет». В случае проведения контроля знаний студентов по экзаменационной системе: сумма баллов, набранная студентом за семестр, в пределах 91–100 соответствует оценке «отлично»; сумма баллов в пределах 75–90 соответствует оценке «хорошо»; сумма баллов в пределах 60–74 соответствует оценке «удовлетворительно»; сумма менее 60 баллов – оценке «неудовлетворительно».

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ДОКЛАДОВ (РЕФЕРАТОВ)

Методические указания по написанию доклада (реферата)

Доклад (реферат) готовится студентом на основании внимательного изучения работ одного из представителей современной западной или отечественной психологической науки. В докладе студент должен продемонстрировать знание основных положений, представленных в работах избранного им автора, понимание места этого автора в истории психологической науки в целом, его вклада в формирование и развитие конкретного направления психологической науки, а также возможностей использования подходов, предлагаемых автором, для анализа современных социальных и политических процессов.

Доклад (реферат) должен иметь следующие разделы:

1. План доклада (реферата), включающий:

– введение, где ставится проблема, которую студент предполагает решить, используя подходы, предлагаемые избранным им автором, дается анализ его работ, представленных в качестве источников, а также другой использованной литературы;

– основная часть доклада (реферата), состоящая из двух-трех глав, в которых последовательно излагается процесс решения поставленной во введении проблемы;

– заключение, в котором делаются основные выводы, а также должно быть изложено мнение автора о возможности применения подходов, предлагаемых данным представителем психологической науки или данной психологической школой в целом для анализа причин формирования тех или иных настроений массового сознания современного общества, их вероятных политических последствий, а также возможных способов их преодоления.

2. Список источников (изученные работы избранного автора) и литературы, использованной при написании доклада (реферата).

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ (РЕФЕРАТОВ)

1. Политическое поведение масс в работе С. Московичи «Век толп».

Обязательная литература

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.

Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 480 с.

Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи.Лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.

Дополнительная литература

Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.

Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.

Войтоловский Л. Очерки коллективной психологии. М.; Птг., 1923–1925. Ч. 1: Психология масс. 300 с.

Ольшанский Д.В. Психология масс.СПб.: Питер, 2002. 368 с.

2. Психологическая природа установки и ее воздействие на политическое поведение.

Обязательная литература

Бозрикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением (обзор исследований в США) // Социальная психология за рубежом. М., 1974. Вып. 1. С. 65–77.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.

Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: ИПП, 1997. 448 с.

Дополнительная литература

Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 144 с.

Узнадзе Д. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. 210 с.

Eysenk H. The Psychology and Politics. L.: Routledge & Kegan-Paul, 1954.

La Piere R. Attitude versus action. N.Y.: John Wiley, 1967.

3. А. Эткинд о месте психоанализа в революционном процессе формирования масс.

Обязательная литература

Фрейд 3. Коллективная психология и анализ «Я». М.: АСТ, 2004. 192 с.

Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Гнозис; Прогресс-Комплекс, 1994. 376 с.

Дополнительная литература

Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.

Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2007. 624 с.

4. Психологические механизмы формирования политической идентификации сообществ.

Обязательная литература

Артемов В.Л. По тылам психологической войны. М.: Молодая гвардия, 1973. 208 с.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Пер. с англ. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. 560 с.

Дополнительная литература

Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка // Социс. 1995. № 4. С. 3–13.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.

Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки. 2000–2005. М.: Новое издательство, 2006. 384 с.

Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 576 с.

Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. 94 с.

Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago: Chicago Univ. Press, 1984.

5. Психология политического лидерства в работах Е.Б. Шестопал.

Обязательная литература

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 445 с.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.

Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Аспект-Пресс, 2007. 427 с.

Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. 205 с.

Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской элиты. М., 2000. 431 с.

Дополнительная литература

Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером.Психологическое пособие для политиков: В 2 кн. М., АНТИКВА, 1993. Кн. 1. 221 с. Кн. 2. 423 с.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.

Шестопал Е.Б. и др. Образы власти в постсоветской России. М.: Алетейа, 2004. 536 с.

Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: РОССПЭН, 2000. 431 с.

Фрейд 3. Коллективная психология и анализ «Я». М.: АСТ, 2004. 192 с.

Lasswell H. Psychopathology and Politics. Chicago: University Press, 1931. 410 p.

6. Политическая социализация: агенты, стадии, результат.

Обязательная литература

Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. – 304 с.

Ирхин Ю.В., Котеленец Е.А., Слизовский Д.Е. Проблемы теории и психологии политики. М.: РГГУ, 1996. 224 с.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.

Политическая социализация российских граждан в период трансформации. М.: Новый хронограф, 2008. 552 с.

Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Аспект-Пресс, 2007. 427 с.

Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. 205 с.

Дополнительная литература

Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303 с.

Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.

Гринстайн Ф. Личность и политика // Социально-политические науки. 1991. № 10. С. 67–74.

Комаровский В.С. Типология избирателей // Социологические исследования. 1990. № 3. С. 56–67.

Политическая психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 858 с.

7. Восприятие гражданами образов публичных политиков.

Обязательная литература

Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.

Егорова-Гантман Е.В., Байбакова В.Б., Плешаков К.В. Политическая реклама. – М.: ЦПК «Никколо-М», 1999. – 240 с.

Егорова-Гантман Е.В., Минтусов И.Е.Политическое консультирование. М.: Никколо-М, 1999. 471 с.

Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. 267 с.

Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. 266 с.

Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Аспект-Пресс, 2007. 427 с.

Дополнительная литература

Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.

Дубов И.Г., Пантелеева С.Р. Восприятие политического лидера // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 25–34.

Захаров А.В. Народные образы власти // Полис. 1998. № 1. С. 23–35.

Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки. 2000–2005. М.: Новое издательство, 2006. 384 с.

Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 576 с.

Человек, политика, психология // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 3–23.

Шестопал Е.Б. и др. Образы власти в постсоветской России. М.: Алетейа, 2004. 536 с.

8. Политическая реклама в России. Психологические особенности воздействия.

Обязательная литература

Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером.Психол. пособие для политиков: В 2 кн. М., АНТИКВА, 1993. Кн. 1. 221 с. Кн. 2. 423 с.

Водотынский Д., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю. и др. Как делать имидж политика. Психология политического консультирования. М.: ИМА-пресс, 1995. 189 с.

Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995. 104 с.

Егорова-Гантман Е.В., Байбакова В.Б., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Никколо-М, 1999. 240 с.

Егорова-Гантман Е.В., Минтусов И.Е.Политическое консультирование. М.: Никколо-М, 1999. 471 с.

Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. 266 с.

Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. 94 с.

Дополнительная литература

Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000. 160 с.

Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хадеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом: современное социальное программирование. Пермь: ПГУ, 2002. 640 с.

Мехлер Г. Власть и магия PR. СПб.: Питер, 2004. 173с.

Наполитан Дж. Электоральная игра. М.: Никколо-М, 2002. 400 с.

Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Курьер, 2003. 340 с.

Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.

9. Специфика формирования политических мифов в современной России.

Обязательная литература

Андреев А.Л. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. 240 с.

Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. М.: Академ. проект, 2008. 351 с.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. 280 с.

Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты.М.: Мысль, 1985. 310 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. 304 с.

Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. 266 с.

Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. 94 с.

Дополнительная литература

Евгеньева Т.В. Архаическая мифология в современной политической культуре // Полития. 1999. № 1. С. 33–47.

Лосев А. Диалектика мифа. М: Мысль, 1991. 560 с.

Нечаев В.Д. Региональный миф в политической культуре современной России. М.: РАН, 1999. 156 с.

Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.

Юнг К.Г. О современных мифах: Сб. трудов.М.: Практика, 1994. 251 с.

10. Технологии манипуляции общественным мнением.

Обязательная литература

Андреев А.Л. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. 240 с.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. 280 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. 304 с.

Егорова-Гантман Е.В., Байбакова В.Б., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Никколо-М, 1999. 240 с.

Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки. 2000–2005. М.: Новое издательство, 2006. 384 с.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 213 с.

Дополнительная литература

Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.

Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хадеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом: современное социальное программирование. Пермь: ПГУ, 2002. 640 с.

Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 576 с.

Леви Р. Механизмы манипуляции: защита от чужого влияния / Пер. с англ. М.: И.Д. Вильямс, 2007. 432 с.

Ольшанский Д.В. Политический PR. М.; СПб., 2003. 544 с.

Политический имидж: «секреты» манипуляции массовым сознанием: Сб. науч. статей. СПб.: ГЦРОС, 2000. 167 с.

Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ТЕСТА

1. Впервые определение предмета политической психологии ввёл:

а) Л. Дупп;

б) Г. Оллпорт;

в) Дж. Кнутсен;

г) Д. Майерс.

2. Узкое определение политической психологии – это:

а) психология политического манипулирования;

б) психология политической деятельности;

в) психология ведения политических переговоров;

г) психология избирателя.

3. Исследования политического поведения людей, развиваются в направлении:

а) поведения элит и поведения масс;

б) поведения политиков и электорального поведения;

в) поведения политического лидера и поведения толп;

г) поведения властвующих лиц и поведения подчиненных.

4. Психобиографический метод в политике развивали:

а) Т. Адорно, М. Рокич, Д. Расман;

б) Ф. Гринстайн; Л. Дупп, Ж. Нюттен;

в) Дж. Коулз, Г. Гэнс, Ж. Пиаже;

г) Э. Эриксон, Э. Фромм, А. Джордж.

5. Т. Адорно, Э. Фромм, М. Хоркхаймер вывели тип личности:

а) демократический;

б) фашизоидный;

в) авторитарный;

г) либеральный.

6. Политическое поведение изучается в рамках психологического направления:

а) бихевиористское;

б) когнитивное;

в) психоаналитическое;

г) гуманистическое.

7. Сферы политических представлений подразделяются:

а) обыденное и теоретическое;

б) политическое и социальное;

в) бытовое и научное;

г) обыденное и рациональное.

8. Формирование политических представлений осуществляется следующим образом:

а) политическое представление à формирование на уровне непосредственного опыта à вырабатывается идеологами;

б) политическое представление à слухами à вырабатывается межличностной коммуникацией с родителями, соседями, друзьями;

в) политическое представление à формирование на уровне непосредственного опыта à вырабатывается учителями, начальниками;

г) политическое представление à слухами à вырабатывается учителями, начальниками.

9. Установите соответствие:

1. Наблюдение через СМИ за ходом а) пассивное политическое

политического процесса в стране поведение;

2. Неучастие в выборах б) активное политическое

поведение;

3. Политический бойкот в) вербальное политическое

поведение;

4. Участие в политических дискуссиях г) невербальное политическое

поведение;

д) нейтральное политическое

поведение.

А) 1-б, 2-a, 3-д, 4-г;

Б) 1-д, 2-б, 3-в, 4-a;

В) 1-г, 2-a, 3-б, 4-в;

Г) 1-г, 2-в, 3-a, 4-б.

10.«Образы–символы» обычно в нашем сознании преобразуются в:

а) политическую установку;

б) политический стереотип;

в) политическое мнение;

г) политическое убеждение.

11.Механизм работы установки в отношении понятия «демократ»:

а) мифологический образ à слово à установка à партийная принадлежность à идентификация с личностью;

б) слово à партийная принадлежность à мифологический образ à идентификация с личностью à установка;

в) партийная принадлежность à слово à мифологический образ à установка à идентификация с личностью;

г) слово à мифологический образ à идентификация с личностью à установка à партийная принадлежность.

12. Наиболее ярко «парадокс Лапьера» проявляется при:

а) политическом конфликте;

б) политическом диалоге;

в) политических переговорах;

г) политических отношениях.

13. Большинство из нас строят свое политическое поведение на основе:

а) политических ориентаций;

б) установок;

в) рациональных оценок происходящих событий;

г) чьих-то мнений.

14. «Клановая идентификация» в современной политике присуща:

а) партии с харизматическим лидером;

б) партии, находящейся в оппозиции;

в) партии власти;

г) правящей партии.

15.Политик, охарактеризовавший отечественную политическую систему «битвой бульдогов под ковром»:

а) Д. Буш;

б) Р. Рейган;

в) У. Черчилль;

г) Т. Блэр.

16. Понятие «переворачивание стереотипа» в политической науке появилось благодаря:

а) Е. Шестопал;

б) Г. Дилигенскому;

в) А. Назаретяну;

г) Г. Андреевой.

17. Политическая картина мира определяет у личности:

а) политическую ориентацию;

б) политическую позицию;

в) политическое мнение;

г) политическую платформу.

18. Уровни политических настроений определяются:

1) пассивной неудовлетворенностью;

2) пассивной удовлетворенностью;

3) активной неудовлетворенностью;

4) активной удовлетворенностью;

5) нейтральностью.

А) 1, 2, 3;

Б) 2, 4;

В) 1, 2, 5;

Г) 3, 4, 5.

19. «Ответы» политика на ряд философских (стратегических) и инструментальных (тактических) вызовов в политике определяется как:

а) когнитивный стиль;

б) кейс-стадиз;

в) операциональный код;

г) раскодировка.

20. Неустойчивый вид политической установки определяется:

а) диспозицией;

б) мнением;

в) стереотипом;

г) убеждением.

21. Когнитивный диссонанс, возникающий при восприятии политических событий, предполагает наличие:

а) альтернатив, перед которыми стоит человек при собственном выборе;

б) девиантного поведения, непохожего на принятые в обществе порядки и нормы;

в) группы, разделенной различными идеологическими установками;

г) напряжение у человека при наличии у него двух психологически несовместимых между собой убеждений.

22. Аттитюд – это:

а) социальные ожидания определенного образца поведения от стороны, с которой человек вступает в контакт;

б) установка;

в) метод социальной психологии;

г) один из видов социальной идентификации общества.

23. Я-концепция в политической психологии обозначает:

а) совокупность всех положительных представлений социума о человеке, сопряженных с собственной самооценкой;

б) совокупность всех положительных представлений человека о себе, сопряженных с собственной самооценкой;

в) совокупность всех представлений социума о человеке, сопряженных с собственной самооценкой;

г) совокупность всех представлений человека о себе, сопряженных с собственной самооценкой.

24. Социальная перцепция политических событий нами осуществляется с помощью механизма:

а) локус–контроля;

б) рефлексии;

в) интеграции информации;

г) инверсии ролей.

25. Установите последовательность реализации структуры потребностей политика в пирамиде А. Маслоу от основания к ее вершине:

1) потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании);

2) потребности в безопасности, в защите от насилия и угроз;

3) физиологические потребности в пище, сне, кислороде, движении и т. д.;

4) потребности в самовыражении (самореализации);

5) потребность в общении, любви, привязанности к какой-либо группе.

А) (1) à (2) à (3) à (4) à (5);

Б) (2) à (3) à (4) à (1) à (5);

В) (3) à (2) à (5) à (1) à (4);

Г) (5) à (1) à (4) à (2) à (3).

26. Автор культурно-исторической концепции развития политики:

а) М. Коул;

б) Дж. Мид;

в) Л. Выготский;

г) А. Лурия.

27. Первичный образ мира представлен в политическом сознании в виде:

а) актора;

б) архетипа;

в) имиджа;

г) символа.

28. «Спираль умолчания» в опросах общественного мнения:

а) иррациональная установка;

б) поведенческая установка;

в) когнитивная установка;

г) эмоциональная установка.

29. Слухи и паника изучаются в политической психологии в разделе:

а) психология формирования образа лидера;

б) психология деятельности, или в бихевиоризме;

в) психология социализации;

г) психология масс.

30. Установите соответствие:

1. Каузальная атрибуция a) защитный механизм;

2. Рационализация б) познавательное средство;

3. Идентификация в) тип поведенческой реакции;

4. Компенсация г) способ политической ориентации;

д) вид политической социализации.

А) 1-в, 2-б, 3-г, 4-a;

Б) 1-д, 2-б, 3-в, 4-a;

В) 1-б, 2-a, 3-д, 4-г;

Г) 1-г, 2-в, 3-a, 4-б.

31. Конформизм в массовом сознании обычно вырабатывается из-за:

1) отсутствия информации;

2) авторитета;

3) страха;

4) протеста;

5) оппозиции.

А) 3, 4;

Б) 1, 2, 3;

В) 1, 3, 4;

Г) 3, 4, 5.

32. Определите как осуществляется цепочка формирования цели политического поведения граждан:

а) потребность à ценность à установка à цель;

б) установка à потребность à ценность à цель;

в) ценность à установка à потребность à цель;

г) ценность à потребность à установка à цель.

33. Понятие «политический стереотип» в научный оборот ввел:

а) Р. Инглхарт;

б) Н. Лейтес;

в) У. Липпман;

г) Р. Харпе.

34. При доказательстве правильности своего политического стереотипа мы пользуемся аргументами, построенными:

1) через большинство;

2) через меньшинство;

3) через средства массовой информации;

4) через авторитет;

5) через страх.

А) 1, 4, 5;

Б) 1, 3, 4;

В) 2, 4, 5;

Г) 3, 5.

35. Малыми социальными группами, через которые происходит процесс политической идентификации личности, являются:

1) общество;

2) семья;

3) религиозная конфессия;

4) профессиональная группа;

5) группа сверстников.

А) 1, 3;

Б) 1, 5;

В) 1, 2, 3;

Г) 2, 4, 5.

36. В ситуации кризиса политическая идентификация строится на уровне:

а) традиционной принадлежности к власти;

б) традиционной принадлежности к большим социальным группам;

в) стихийной принадлежности к настроениям толпы;

г) стихийных нетрадиционных совпадений настроений.

37. Личность может идентифицировать себя с неструктурированной политической общностью, называемой:

а) толпой;

б) массой;

в) нетрадиционной общностью;

г) хаосной группой.

38. Бессознательность происходящих событий в политике выражена в:

а) политических стереотипах;

б) мифах;

в) установках;

г) архетипах.

39. Политическое влияние эффективно, если связано с внушением через:

а) особенности суггестора;

б) ценностные ориентации суггестора;

в) испытываемые суггестором эмоции;

г) природу коллективного бессознательного.

40. Основой политического восприятия феномена вождизма служат:

а) этнокультурный стереотип;

б) традиционная политическая культура;

в) рациональное восприятие политической жизни;

г) иерархия в политике.

41. Теорию «героя» и «толпы» в политической психологии открыл:

а) М. Элиаде;

б) С. Московичи;

в) Г. Лебон;

г) М. Штирнер.

42. Первая кафедра политической психологии в России была создана:

а) в Санкт-Петербургском государственном университете;

б) в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова;

в) в Ярославском государственном университете;

г) в Томском государственном университете.

43. Политическая социализация, формирующаяся при межгрупповом противостоянии и борьбе взаимосвязанных интересов, соответствует:

а) гармоническому типу;

б) гегемонистскому типу;

в) плюралистическому типу;

г) конфликтному типу.

44. «Функцию вратаря» – интегративную коммуникационную функцию при отборе и подаче информации или при принятии решения предложил:

а) У. Липпман;

б) Г. Лассуэлл;

в) С. Липсет;

г) К. Левин.

45. Среди участников политической жизни по их отношению к существующей власти выделяются следующие психологические типы личности:

1) реакционеры;

2) активисты;

3) консерваторы;

4) пассивные граждане;

5) реформисты.

А) 1, 5;

Б) 2, 4;

В) 1, 3, 5;

Г) 3, 4, 5.

46. Мотивационную сферу личности политика составляют:

1) инстинкты политики;

2) мотивы политики;

3) национальный характер;

4) политические интересы;

5) политические установки;

6) политические настроения;

7) политическая воля.

А) 1, 2, 3, 4;

Б) 1, 2, 4, 5;

В) 2, 3, 6, 7;

Г) 3, 4, 6, 7.

47. Неподвижность, бездеятельность в политике определяется как:

а) абсентеизм;

б) протестная реакция общества на политический порядок;

в) психическая инерция в политике;

г) политическая апатия.

48. Власть средств массовой информации называется:

а) медиакратией;

б) масс-медиакратией;

в) информкратией;

г) инфократией.

49. Теория «целевого поведения» разработана:

а) Б. Бассом;

б) Р. Стогдиллом;

в) Р. Хау;

г) М. Эвансом.

50. Формула мотивации политического лидерства:

а) мотив Х требования Х интересы;

б) мотив Х способности Х условия;

в) мотив Х ожидание Х стимул;

г) мотив Х стимул Х активность самого лидера.

ТЕМЫ ИТОГОВЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Проблематика политической психологии в работе Г. Лебона «Психология масс и народов».

2. Проблематика политической психологии в работе Г. Тарда «Общественное мнение и толпа».

3. Проблематика политической психологии в работе З. Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого “Я”».

4. Проблематика политической психологии в работе Э. Фромма «Бегство от свободы».

5. Проблематика политической психологии в работе У. Липпмана «Общественное мнение».

6. Проблематика политической психологии в работе Э. Ноэль-Нойман «Общественное мнение: Открытие спирали молчания».

7. Проблематика политической психологии в работе Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности».

8. Проблематика политической психологии в работе Т. Адорно и др. «Исследование авторитарной личности».

9. Закономерности становления политического сознания личности.

10. Истоки, основные этапы становления политической психологии.

11. Массовое политическое сознание: структура, тенденции развития и возможности изменения.

12. Мотивация политического лидерства.

13. Общественное мнение как фактор направленности политического процесса.

14. Основные концепции политического лидерства.

15. Политико-психологическая типология конфликта.

16. Политико-психологическая характеристика общест

Наши рекомендации