Тема 8. Роль политических мифов в манипулировании политическим поведением (практико-ориентированное занятие)

Технология организации практического занятия: данное занятие проходит в смешанном семинарско-практическом формате. В начале занятия происходит обсуждение дискуссионных вопросов по теме занятия.

1. Концепции социально-политических мифов в рамках предмета политической психологии.

2. Роль социально-политических мифов в ситуации кризиса идентичности.

3. Социально-политические мифы в современной России.

В ходе обсуждения данных вопросов преподаватель обращает внимание студентов на специфику процесса политического мифотворчества в современной отечественной политической практике, выделяя при этом технологии и основные сюжеты политических мифов, внедряемых в массовое сознание различными политическими акторами. Особое внимание преподаватель уделяет формам политического мифа, который выстраивают вокруг себя отдельные политики и политические партии. Здесь обсуждение идет в плане использования созданных политических мифов в процессе манипуляционного управления политическим поведением своих сторонников и последователей. Определяется, что одной из форм политического мифа может стать сказка как некий нарратив, адресованный к архетипическим структурам человеческого сознания.

Вторая часть занятия посвящена работе со сказкой как формой создания политического мифа актора. Особенностью сказок является то, что сказка содержит некие фантастические элементы, которые добавляются к правдоподобным и продвигают реальный сюжет. Классическая сказка всегда заканчивается позитивно для главного персонажа. Сказка всегда происходит «не здесь и не сейчас», т.е. сюжет размещен «в некотором царстве, в некотором государстве». События всегда происходят в условном времени, помещенном в прошлом. При этом сказка принципиально циклична и воспроизводима. Все эти характеристики присущи и мифологической форме восприятия человеком происходящих вокруг него событий, в том числе и политических. Когда происходящим в политике событиям приписываются некие фантастические интерпретации причин из возникновения или избранностью отдельных политических лидеров, которым самой судьбой предначертано изменить ход истории и вектор развития страны. К тому же они имеют героическое прошлое и свершения в нем, заложившие основы их нынешней миссии по изменению в лучшую сторону жизни в руководимой ими стране, выполнение которой становится для них судьбоносной задачей.

Роли и сценарии сказки принципиально несводимы к обыденной логике, к ней неприменима этика обыденной жизни. В сказке герои, как правило, не имеют серьезных личных мотивов для совершения поступков, их «влечет композиция сказки». В сюжете сказки отсутствуют эпизоды с сильным выражением чувств, хотя героям приходится встречаться с достаточно сильными испытаниями. Они не переживают, они действуют!

Действия главного героя сказки направлены на восстановление порядка и целостности мира. Именно такая композиция повествования обуславливает структуру завершенного динамического образа главного героя сказки, приписывающего желаемое обществом представление о том, каким должен быть культурный герой, перенося его на фигуру политического лидера этой страны. Главная цель сказки, как и политического мифа – обозначить силу культурного героя, способного решить все немыслимые проблемы и преодолеть все преграды на пути героя к счастливому концу, которого ожидают все, кто поверил в героя и готов идти с ним до конца.

Таким образом, использование сказки в политической практике с точки зрения политической психологии – это создание политического мифа, имеющего ярко выраженный манипуляционный потенциал воздействия на общественное мнение с целью создания вокруг главного героя сказки ореола сакральности и избранности, что является важным элементом в определении содержательной модели формируемого имиджа политика. При этом герои сказки в отличие от героев политического мифа не отягощены компрометирующими связями с лицами, негативно воспринимаемыми общественностью; они бессмертны, что позволяет гарантировать продолжительность действий сказки, а героям политических мифов – выполнение обещаний, которые делают политики во время предвыборной кампании (что все то за что выступал политик, будет претворено в жизнь).

Поэтому цель данной части занятия – сочинить сказку, тем самым приобретя компетенцию в мифотворческой деятельности политического консультанта, создающего биографию политика перед началом политической или избирательной практики. Студенты за 10–15 минут должны вспомнить сюжет какой-либо сказки и воспроизвести ее сюжет. Затем преподаватель просит студентов придумать к этой сказке начало (что было до слов «Жили-были… ») и конец (что было после счастливого конца настоящей сказки); на это также отводится 10–15 минут занятия. Именно с этого момента и начинается мифотворчество, когда студенты придуманные ими сюжеты пытаются встроить в контекст существующей сказки (так придумывание деталей биографии политика встраивается в реальную композицию уже имеющихся фактов жизни этого политика. Затем проводится коллективное обсуждение результатов творческой деятельности студентов.

Рефлексия.

В ходе рефлексии, продолжающейся 5–10 минут, студенты подводят итоги своего творчества и отмечают самые оригинальные варианты развития сюжетов сказок. Преподаватель особо акцентирует внимание студентов на манипуляционную направленность создаваемых политических мифов и обращает внимание на то, что при придумывании начала и конца сказки студент фактически бессознательно идентифицирует себя с главным героем сказки. Эта методика качественного психологического исследования также может применяться студентами как инструмент диагностики неосознаваемых личностью собственных характеристик и событий из своей жизни, на основе будущий политический консультант может создавать психологический профиль будущей позиционируемой модели имиджа политика в возможных политических и избирательных кампаниях. Цель рефлексии – показать студентам роль сказок в создании политических мифов и возможности с их помощью манипулировать политическим поведением избирателей.

Обязательная литература

Андреев А.Л. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. С. 7–29.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. С. 62–88.

Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты.М.: Мысль, 1985. С. 98–122.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. С. 146–184.

Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. С. 36–55.

Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. С. 18–25.

Дополнительная литература

Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. М.: Академ. проект, 2008. С. 64–87.

Евгеньева Т.В. Архаическая мифология в современной политической культуре // Полития. 1999. № 1. С. 33–47.

Лосев А. Диалектика мифа. – М: Мысль, 1991. С. 345–369.

Нечаев В.Д. Региональный миф в политической культуре современной России. М.: РАН, 1999. С. 78–102.

Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. С. 82–116.

Юнг К.Г. О современных мифах: Сб. трудов.М.: Практика, 1994. С. 84–108.

Наши рекомендации