Тема 6. Личность политического лидера
(практическое занятие в виде тренинга)
Тренинг проходит в виде ролевой игры «Выборы в лесу».
Цель ролевой игры: выработать у студентов навыки организации политических коммуникаций, учитывая различные психологические типы личности как на уровне политических лидеров отдельных социальных и политических групп, так и на массовом уровне в ходе моделирования ситуации избирательной практики, сопряженной с острым соперничеством участвующих в игре команд. Погружение в практику игры позволяет студентам дополнить полученные на лекциях по данной теме курса знания выработкой практических коммуникативных компетенций по ведению политического диалога с учетом личностных особенностей представителей других команд, участников этой игры.
Участники игры: лев, уходящий в отставку с должности хозяина леса, партии животных, собирающихся принять участие в выборах, представители данных партий, которые пожелали баллотироваться от своих партий на вакантную должность хозяина леса.
Примерный сценарий игры. Хозяин леса лев по старости решил уйти на покой и объявил одновременные выборы в лесной парламент и на свою прежнюю должность. Придерживаясь демократических взглядов, лев впервые за всю историю предложил лесному сообществу избрать себе лидера. В роли льва выступает преподаватель, а студентам группы он предлагает разделиться на 3–4 команды, которые будут представлять партии различных животных леса: волков, лис, кабанов, бобров, змей, горных козлов, ослов и т. д. Представительство разных животных делает тренинг живым в выражении эмоций и усиливает восприятие личностных черт представителей той или иной команды через ассоциации, возникающие в сознании человека по отношению к тем животным, которых он представляет. И здесь главная роль преподавателя, выступающего в качестве модератора, заключается в том, чтобы проходящая по ходу занятия дискуссия не выходила за рамки делового общения и не превращалась в конфликтную коммуникацию, когда бы студенты слишком активно выражали свое отношение к животным, которых представляют в деловой игре их партнеры. Поэтому здесь преподаватель следит за тем, чтобы игра шла вокруг обсуждения вопросов, касающихся будущей жизни леса при новом хозяине, а не превращалось бы во взаимные нападки.
Преподаватель, разделив группу на несколько партий, представляющих интересы тех или иных животных, живущих в лесу, дает им 15–20 минут для подготовки к презентации программы своих партий, с чем они идут на выборы в лесной парламент. Команды готовят предвыборную программу, различные листовки, направленные как на позитивную рекламу достоинств своей партии, так и на выявление недостатков партий, конкурирующих с ними на выборах. При подготовке к презентации команды используют ватман и цветные фломастеры, доску и маркеры для наглядности агитации.
После подготовки командам дается по 5 минут на выступление с кратким изложением позиций, с которыми они идут в лесной парламент, и представлением другим командам своего лидера, который и будет баллотироваться на должность хозяина леса. Другие команды в течение следующих 5 минут могут задать вопросы презентующейся партии животных.
Второй этап игры состоит в кратком изложении лидерами партии своей программы. В ней они обозначают свое отношение к взаимодействию различных видов животных в рамках леса, а также как они будут выстраивать свою политику по отношению к животным из других лесов (проблема миграции животных, политические отношения с руководством других лесов, создание межлестных сообществ и т. д.) и как они будут регулировать отношения с людьми, которые попадают в их лес (например, с охотниками). Обсуждение платформ лидеров партии проходит в роли диспута всех участвующих в игре команд. На подготовку к диспуту дается 5 минут. Сам диспут состоит из кратких заявлений лидеров партий (не более 3 минут) и вопросов, которые лидеры партии задают друг другу (не более одного от лидера партии и одного вопроса от его сторонников, членов партии, которую представляет лидер). Здесь преподаватель должен жестко придерживаться регламента, иначе игра может не уложиться во время, отведенное на семинар.
На третьем этапе игры от каждой из команд (партии животных этого леса) выдвигается представитель в лесной избирком, который определяет процедуры выборов, очередность голосования команд и вырабатывает механизм подсчета голосов. Важно учитывать, что представители команды не могут голосовать за свои партии, они обязаны выбирать наиболее понравившуюся из числа соперников команду и за нее голосовать. После подсчета голосов председатель лесного избиркома подводит итоги и объявляет нового хозяина леса, а также победившую на выборах партию. В заключение игры новый хозяин леса приносит присягу, в которой обязуется соблюдать все права лесных граждан и законы, действующие в нем.
Рефлексия
В ходе рефлексии продолжающейся 5–10 минут студенты подводят итоги игры и отмечают правильные стратегии коммуникации с другими командами во время своих презентаций. Преподаватель делает особый акцент на то, что важно при выстраивании коммуникации с другими участниками диалога учитывать их личностные особенности, прежде всего в плане восприятия, и уже исходя из этого презентовать собственное видение обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии студенты должны определить причины своих удачных выступлений, а также причины не совсем удачного выступления, не позволившего команде стать победителем в игре. Цель рефлексии – показать студентам роль и место личности политика в выстраивании им различных моделей коммуникации как со своими сторонниками, так и со своими оппонентами, что важно для выработки практических компетенций студентов по правильной публичной презентации собственных личностных черт.
Обязательная литература
Политическая психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 144–161.
Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. С. 36–55.
Соколов И.В. Как стать президентом: Технология популярности. Минск: Белорус. об-во «Книга», 1995. С. 53–68.
Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности. М.: КСП+, 1997. С. 365–389.
Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. С. 34–47.
Дополнительная литература
Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 18–32.
Гринстайн Ф. Личность и политика // Социально-политические науки. 1991. № 10. С. 67–74.
Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хадеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом: современное социальное программирование. Пермь: ПГУ, 2002. С. 145–188.
Егорова-Гантман Е. Игры в солдатики. Политическая психология президентов. М.: Николло-М, 2003. С. 91–108.
Комаровский В.С. Типология избирателей // Социологические исследования. 1990. № 3. С. 56–67.