Тема 7. Имидж политического лидера (семинар)

Вопросы для дискуссии

1. Психологические концепции имиджа политического лидера.

2. Культурный герой и политический лидер.

3. Роль архетипов коллективного бессознательного в формировании имиджа политического лидера.

4. Имидж и личностный бренд политического лидера.

Обязательная литература

Водотынский Д., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю. и др. Как делать имидж политика. Психология политического консультирования. М.: ИМА-пресс, 1995. С. 36–54.

Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995. С. 9–28.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. С. 108–145.

Егорова-Гантман Е.В., Байбакова В.Б., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Никколо-М, 1999. С. 204–227.

Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. С. 36–55.

Соколов И.В. Как стать президентом: Технология популярности. − Минск: Белорус. об-во «Книга», 1995. С. 53–68.

Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности. М.: КСП+, 1997. С. 365–389.

Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. С. 34–47.

Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской элиты. М., 2000. С. 254–279.

Дополнительная литература

Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. С. 252–286.

Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хадеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом: современное социальное программирование. Пермь: ПГУ, 2002. С. 145–188.

Дубов И.Г., Пантелеева С.Р. Восприятие политического лидера // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 25–34.

Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М.: Знание, 1994. С. 77–98.

Наполитан Дж. Электоральная игра. М.: Никколо-М, 2002. С. 235–268.

Фрейд 3. Коллективная психология и анализ «Я». М.: АСТ, 2004. С. 115–129.

Юнг К.Г. О современных мифах: Сб. трудов.М.: Практика, 1994. С. 84–108.

Задания для самостоятельной подготовки

При подготовке к дискуссии на семинарском занятии необходимо ответить на ряд следующих стимулирующих вопросов:

· Определите соотношение понятий: образ, имидж, бренд в восприятии личностью обывателя современного действующего политика.

· Выстройте последовательность коммуникативных стратегий в рамках осуществления политической кампании по позиционированию имиджа политика: пропаганда, реклама и PR – и попытайтесь определенную Вами последовательность обосновать.

·Из каких элементов состоит структура политического имиджа, предложенная Е.В. Егоровой-Гантман, чем она отличается от подобных структур других авторов (например, Т.Э. Гринберг)?

· Можно ли сказать, что успешность создания имиджа политического лидера определяется его возможностями по манипуляции общественным мнением в вопросах, касающихся его деятельности?

· Формируется ли имидж политического лидера, если он не предпринимает усилий по его формированию в глазах общественности?

Для успешного понимания обсуждаемой на семинарском занятии темы решите самостоятельно следующий кейс.

Перед вами примерная содержательная модель политического имиджа одного из правых политиков, бывшего руководителя РАО ЕЭС России А. Чубайса, сложившаяся в массовом сознании россиян.

Примерная содержательная модель политического имиджа А. Чубайса, разработанная на основе квадрата политического имиджа П. Тулли[1]

Мы о себе (данные о том, как политик определяет себя в ходе политических практик, здесь представляются все положительные характеристики имиджа политика, позиционируемые избирателю)   1. Демократы, отстаивающие личные свободы и рыночные отношения в стране. 2. Наиболее прогрессивный политический слой страны, продвигающий страну вперед путем политических и социально-экономических преобразований. 3. Выступает за все меньшее вмешательство государства в жизнь общества, в том числе и за счет снижения патерналистской поддержки различных слоев социума. 4. Конкурентная политическая среда, в которой оппозиция имела бы широкие каналы коммуникации для донесения своей точки зрения до общества. 5. В своей политике ориентируется на Запад. Мы о них (данные о том, как вы определяете свою целевую аудиторию: кто она, в чем нуждается, чего от нас требует) 1. Относительно молодой мобильный слой общества, быстро приспособившийся к новым «правилам игры», предложенным новыми рыночными условиями существования страны в 1990-е гг., другие неконкурентоспособны, поэтому не могут понять представляемые либеральными демократами идеи. 2. Самостоятельная часть общества, которая четко знает, что ей нужно от жизни, поэтому с ней надо работать, так как другие не знают, чего они хотят. 3. Наша целевая аудитория хочет иметь реальные возможности альтернативы своего саморазвития, умея принимать решения и нести за них ответственность, другие же ждут «царя-батюшку», который за них все решил бы и сам нес ответственность за все, что происходит в стране. 4. Только конкурентная среда для целевой аудитории кандидата способна отразить всю палитру политических настроений в обществе, а для других данная среда – покушение на их традиционное восприятие политики и власти. 5. Ядерный электорат хочет надежных коммуникаций с западными партнерами, тогда как другие с опаской смотрят на них, боясь, что эти отношения неравноправные, а с выгодой для наших партнеров.
Они о нас (взгляд на политика и его политическую кампанию со стороны электората, что в политике вызывает уважение, а что вызывает неприятие, с какими проблемами может политик столкнуться во время избирательной кампании) 1. Демократы, которые развалили великое государство, а сейчас хотят разворовать последнее, что осталось у народа. У ядра электората А. Чубайса представление о нем как о спасителе России от развала, осуществившем пусть болезненные для большинства общества реформы, но сохранившем при этом целостную экономику страны. 2. Занимаются вечной болтологией, переругались между собой и никак не могут договориться об объединении. 3. Слабый управленец, который всегда наживался за счет структур, которыми руководил, существенно не улучшая их деятельность. Сторонники же, напротив, считают его одним из лучших менеджеров страны. 4. Ваучеры способствовали бандитскому накоплению капитала избранных, хотя сочувствующие полагают, что это был безболезненный для страны раздел бывшей государственной собственности. 5. В стране во всем виноват А. Чубайс, тогда как сторонники полагают, что это власть сделала его «козлом отпущения». Они о себе (что думает о себе электорат, чем он гордится, а чего он стыдится в осуществленном ранее политическом выборе)   1. Самый лучший народ на свете, который заслуживает лучшей политической власти, нежели нынешние ее представители. 2. Во всех бедах страны виноват не электорат, а политики, которые, играя в свои игры, часто забывают о народе. 3. Большинство электората хочет сохранить традиционную для политической культуры страны преемственность политической власти, хотя целевая аудитория хочет, чтобы власть соответствовала западным образцам демократии. 4. Для большинства электората патернализм со стороны государства является одним из главных критериев оценки деятельности власти, для сторонников же главное, чтобы власти обеспечили равный доступ к разным ресурсам общества. 5. Мы все хорошо разбираемся в политике, так что нас непонятными словами (ваучер, приватизация и др.) не обманешь. Мы сами себе эксперты и знаем, какой должна быть страна и какие политики ею должны управлять.

Задания

1. Определите психологический профиль имиджа данного политика и оцените его возможные электоральные перспективы на будущих выборах президента РФ в 2012 г.

2. Если бы вы были консультантом данного политика по его имиджу, то, исходя из определенного вами ранее психологического профиля имиджа, предложите возможные сценарии предвыборной кампании А. Чубайса, которые могли бы максимально эффективно позиционировать имидж данного политика, имея в виду сложившееся в настоящее время в массовом сознании стереотипы об этом политике.

3. Как вы полагаете, имеет ли в настоящее время месседж президентской кампании 1996 г., одним из разработчиков которого была команда А. Чубайса, «Голосуй или проиграешь» электоральные перспективы или же психологическое восприятие этого лозунга сейчас иное, чем когда он был предложен? Как вы думаете, какая бы целевая аудитория восприняла этот лозунг и поддержала бы кандидатов его выдвигающих.

На занятии студенты обсуждают предложенные по этому кейсу решения.

Наши рекомендации