Тема 4. Механизмы политических ориентаций
(практическое занятие)
Технология организации практического занятия (тренинг проходит в виде ролевой игры «Праздник 4 ноября»)
Цель ролевой игры: выработать у студентов навыки организации политических коммуникаций между акторами, имеющими различные политические ориентации, используя различные механизмы, оказывающие влияние на выработку подобных политических ориентаций, что позволит закрепить знания, полученные на лекциях по данной теме курса.
Участники игры: представители городской администрации – мэр города, руководитель подразделения, отвечающий за коммуникацию с различными общественно-политическими организациями и политическими партиями, представители четырех политических партий и общественно-политических движений «Единая Россия», КПРФ, «Русское национальное единство» и «Союз мусульман России».
Примерный сценарий игры. В небольшом российском городе N, в котором недавно был избран мэр, имеется лишь одна центральная площадь.
Впереди праздник 4 ноября – День народного единства. Естественно, что все политические силы города, имеющие различные политические ориентации, желают отметить этот праздник по-своему.
Одни – как День народного единства, сплотивший когда-то народ России против власти самозванца и иностранных захватчиков, другие – как праздник Великой Октябрьской социалистической революции, создавшей одну из самых великих держав мира, жизнью в которой гордились многие миллионы советских граждан, третьи в это день готовы провести «Русский марш», направленный на объединение всех русских, а четвертые – как день конфессионального праздника жертвоприношения (Курбан-байрам). За неделю до этого дня они заявили городской администрации и ее главе о своем желании отметить это событие в одном и том же месте – на центральной площади города. Поскольку предыдущая сходка традиционных противников закончилась столкновениями между ее участниками, а старый мэр из-за этих событий был отправлен в отставку, то новый мэр города решил, перед тем как принять окончательное решение, провести переговоры со всеми заинтересованными сторонами, чтобы прийти к взаимоприемлемому решению, но при этом максимально обезопасить жителей города от беспорядков.
Мэр – человек демократических взглядов, и потому у него и в мыслях нет запрещать кому-то из представленных акторов с различной политической ориентацией выражать свои взгляды. Но его задача состоит в том, чтобы проводимые праздничные мероприятия прошли в рамках конституционных норм. Он тщательно готовится к переговорам, предварительно встречается с представителями политических партий и общественно-политических движений, составляет карту переговорного процесса (с кем по очередности и когда мэр будет встречаться), формулирует повестку дня переговоров, обдумывает процедуры, примерное соглашение. Готовятся к переговорам и участники, стремясь максимально выразить свои требования к городским властям и выторговать для себя как можно больше преимуществ в день, на который назначены праздничные мероприятия. И вот день переговоров мэра города с заинтересованными политическими силами наступил.
Студенты из своей группы выбирают «мэра города» и делятся на четыре команды, представляющие в игре ранее обозначенные политические партии и общественно-политические организации и приступают к подготовке к переговорам с «мэром города». На подготовку дается 25–30 минут. «Мэр» определяет модель ведения переговоров и выбирает механизмы, с помощью которых он будет воздействовать, чтобы найти решение, устраивающее все политические силы. Команды в это время продумывают свои требования к мэру и к условиям проведения праздничных мероприятий. Составляют сценарий праздника на центральной площади города. Таким образом, студентам, участвующим в проведении этой деловой игры, необходимо смоделировать переговоры представителей власти города с акторами с различной политической ориентацией, чтобы прийти к какому-то соглашению по формату и условиям проведения праздника, а затем проанализировать свое поведение во время ведения переговоров и провести работу над ошибками.
Основная часть занятия посвящена проведению переговоров мэра с представителями всех четырех общественно-политических сил города. Для этого отводится 40 минут. «Мэр» сам определяет формат этих переговоров. Он может одновременно вести переговоры со всеми четырьмя участвующими в игре акторами, а может вести переговоры по отдельности. В последнем случае на переговоры с каждой из четырех сторон отводится по 10 минут. В конце переговоров ее участники должны прийти к соглашению по тому, как будет использоваться центральная площадь города 4 ноября, либо, если все же соглашение не будет достигнуто, мэр должен объявить свое решение по поводу празднеств в этот день, которое бы устроило большинство акторов проходившего переговорного процесса.
Рефлексия
В ходе рефлексии, продолжающейся 20–25 минут, студенты подводят итоги дискуссии, которая проходила в ходе переговоров. Они определяют, верную ли стратегию и механизмы воздействия на своих оппонентов и «мэра города» выбрали. В свою очередь «мэр города» анализирует свою удачу или неудачу при организации переговорного процесса с общественными и политическими силами, придерживающимися различных политических ориентаций. Вместе они вырабатывают ряд рекомендаций для своей группы по оптимизации коммуникации отдельных представителей и в целом политических сил, придерживающихся различных политических ориентаций. Цель рефлексии – показать студентам возможности взаимодействия с лицами, которые придерживаются различных политических ориентаций, для нахождения нужных механизмов воздействия на оппонентов, и иметь представление о том, как эти политические ориентации вырабатываются и на основе чего они функционируют.
В качестве домашнего задания преподаватель просит всех участвовавших в игре при помощи виртуальных СМИ рассказать, как прошли основные праздничные мероприятия в городе N 4 ноября. И следующее семинарское занятие начинается с краткого обсуждения видения сторонами прошедшего накануне праздника (произошло ли сближение позиций сторон, позиций сторон и мэра города, были ли эксцессы со стороны участников праздника, или праздник прошел в тихой спокойной обстановке).
Обязательная литература
Артемов В.Л. По тылам психологической войны. М.: Молодая гвардия, 1973. С. 27–42.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. С. 172–182.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. С. 146–184.
Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка // Социс, 1995. № 4. С. 3–13.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. С. 44–72.
Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. С. 18–25.
Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. С. 19 –33.
Дополнительная литература
Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки. 2000–2005. М.: Новое издательство, 2006. С. 285–349.
Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. С. 250–268.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. С. 67–79.
Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Пер. с англ. М.: Медиум, 1996. С. 235–274.
Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago: Chicago Univ. Press, 1984. P. 31–48.