Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза

Цель:

§ изучить механизмы проницаемости биологических мембран

§ изучить строение и функции ионных каналов и переносчиков

§ проверить и закрепить знания о транспортных потоках через клеточные мембраны и их роли в генезе патологических состояний

§ изучения закономерностей транспорта лекарственных препаратов через клеточную мембрану.

Количество формируемых компетенций:знания, самообразования

Задания по теме:

1. Запишите формулу Борна.

2. Разновидности ионных переносчиков и их функции.

Методы контроля формируемых на СРС компетенций:

ü Тестирование на компьютере

ü Ответить на дополнительные вопросы

Форма выполнения:Изучение данной темы по литературе. Для проверки усвоения преподаватель предлагает 15 тестовых заданий.

Критерии выполнения: Изучить темы и написать краткий конспект

Сроки сдачи: студент должен своевременно выполнять и сдавать работы строго по календарному графику.

Критерии оценки: выполнение самостоятельной работы оценивается в баллах.

Литература:

1. А.Н.Ремизов, А.Г.Максина, А.Я.Потапенко «Медицинская и биологическая физика», М., 2004 г.

2. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г.

3. М.Е.Блохина, И.А. Эссаулова, Г.В.Мансурова. Руководство для лабораторных работ по медицинской и биологической физике. М. Дрофа.2002.

4. В.А. Тиманюк, Е.Н. Животова Биофизика М. 2003.

Контроль

Вопросы:

1. Механизмы проницаемости биологических мембран

2. Строение и функции ионных каналов и переносчиков

3. Пассивный транспорт веществ с помощью переносчиков.

4. Индуцированный ионный транспорт.

5. Механизмы электрогенеза

Общая оценка знаний

Преподаватель анализирует компетенций: знаний, самообразования по данной теме, проводит разбор общих ошибок допущенных студентами при сдаче тестов. В конце занятий выставляются соответствующие баллы.

Тесты

  1. Через мембрану могут переноситься не только отдельные молекулы,но и твердые

тела, то такой транспорт называется:

А) Эндоцитозом

В) Экзоцитозом

С) Фагоцитоз

Д) Пиноцитоз

Е) Вторично-активным

2. Через мембрану могут переноситься не только отдельные молекулы,

но и растворы, то такой транспорт называется:

А) Эндоцитозом

В) Экзоцитозом

С) Фагоцитоз

Д) Пиноцитоз

Е) Вторично-активным

3. Виды мембранных липидов:

А) фосфолипиды, гликолипиды, стероиды

В) углеводы, белки, гликолипиды

С) аминокислоты, углеводы, стероиды

Д) фосфолипиды, белки

Е) нейроны, аминокислоты

4. Виды биологических мембран:

А) нейроны, клеточная

В) клеточная, внутриклеточная, базальная

С) нервные волокна, базальная

Д) нейроны, белки

Е) холестерин, белки

5. Проницаемость мембраны для ионов калия в покое:

А) значительно больше проницаемости для ионов натрия

В) значительно меньше проницаемости для ионов натрия

С) приблизительно равна проницаемости для ионов натрия

Д) бесконечно

Е) нулю

6. Молекулы липидов какой формы, находясь в бислое, проявляют большую склонность

к образованию пор:

А) цилиндрической

В) конической

С) перевернутого

Д) линейного

Е) кубической

7. Транспорт веществ при участии переносчиков отличается от простой диффузии:

A) большей растворимостью

B) большими скоростями переноса

C) меньшими скоростями переноса

D) меньшей растворимостью в воде

E) меньшей растворимостью в липидах

8. Активный транспорт обеспечивает перенос вещества

A) по градиенту потенциала

B) по градиенту концентрации

C) против градиента концентрации

D) по градиенту давления

E) против градиента давления

9. Биологические мембраны являются барьерными структурами, резко ограничивающими (......) между цитоплазмой и средой:

A) активный транспорт

B) свободную диффузию

C) Фильтрацию

D) осмос

E) Латориальную дифузию

10. Состояние покоя цитоплазматическое мембрана максимально проницаема для ионов:

A) К

B) Na

C) Cl

D) Ca

E) Mg

11. Способность ионных каналов избирательно пропускать ионы какого-либо одного типа называют:

A) селективностью

B) Проводимостью

C) Транспортной активностью

D) Диффузией

E) фильтрацией

12. Ионные каналы представляютсобой комплекс (.........) пронизывающий мембрану:

A) органоидов

B) липидов

C) белков

D) Лизосом

E) мицелл

13. Функции мембран (3 ответа)

А) Создают ударную волну

Б) Осуществляют транспорт веществ

В) механическая опора клетки

Г) электрические изоляторы

Д) транспорт гематокрита

14. Функции мембранных белков

А) обеспечивают транспорт гидрофильных веществ через мембрану

Б) осуществляют сверхтекучесть

В) осуществляют передачу пульсовой волны

Г) служат источником электромагнитный волны

Д) повышают давления

15. Мембранные протеины

A) усиливают прочность липидного каркаса

B) осуществляют сверхтекучесть

C) осуществляют передачу пульсовой волны

D) служат источником электромагнитный волны

E) повышают давления

16. Биологические мембраны сочетают свойства

А) кристалла и жидкости

Б) только кристаллах

В) только жидкости

Г) газов

Д) газов и жидкости

17. Формула Больцмана для коэффициента распределения в жидком средах.

A) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

B) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

C) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

E) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

18. При переходе одновалентного иона из окружающей среды в канал изменение свободной энергии составляет:

A) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

B) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

C) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

E) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

19. Поток вещества, транспортируемого переносчиками:

1. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

2. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

3. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

4. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

5. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

20. Уравнение Лайнуивера – Бэрна:

A) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

B) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

C) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

E) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

Тема 2: Методы исследования электрической активности различных органов. Электрическая активность сердца, центральной нервной системы, мышц.

Цель:

  1. Ознокомление методами регистрации биопотенциалов появлящейся в сердцах, головном мозге и мыщцах..
  2. Формировать у студентов умение поставить дианоз пациенту по резултатам регистационных биопотенциалов.

Количество формируемых компетенций:коммуникативные навыки, самообразования.

Задания по теме:

1. Объеснять значения регистрации и анализов потенциалы различных органов для анализа процессов происходящих в биологической системе.

Методы контроля формируемых на СРС компетенций:

1.Демонстрация слайдов с соответствующими объяснениями обучаемого.

2. Выявить степень понимания содержания работы, что свидельствует о повышении самообразования.

Форма выполнения:подготовка презентаций

Критерии выполнения:

· Обьем презентации (количество слайдов) должен быть в пределах 15-25 слайдо.

· при разработке презентации рекомендуется использование 5-6 различных источников, в том числе и интернет.

· структура презентации, должна включать первый лист (название кафедры, тема и автор презентации), план, введение, основную часть, заключение и список литературы.

Сроки сдачи: студент должен своевременно выполнять и сдавать работы строго по календарному графику.

Критерии оценки: выполнение самостоятельной работы оценивается в баллах по объему и качеству выполненного задания.

Литература:

1. А.Н.Ремизов, А.Г.Максина, А.Я.Потапенко «Медицинская и биологическая физика», М., 2004 г.

2. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г.

3. М.Е.Блохина, И.А. Эссаулова, Г.В.Мансурова. Руководство для лабораторных работ по медицинской и биологической физике. М. Дрофа.2002.

4.В.А. Тиманюк, Е.Н. Животова Биофизика М. 2003.

Контроль

Вопросы:

1. Механизм возникновения биопотенциалов в тканях и органах, сущность тех или иных потенциалов в живом организме.

2. В чем состоит теория Эйнтховена? Что регистрирует кардиограмма и какую зависимость она показывает?

3. Как, пользуясь кардиограммой ,определить величину биопотециалов сердца в различные моменты сердечного цикла?

4. Какое условное обозначение интервалов кардиограммы? Нарисуйте.

5. Как определяется длительность временных интервалов? Какие значения она имеет?

6. Как пользуясь кардиограммой, определить частоту сердечных сокращений (пульс) и положение анатомической оси сердца.

7.Какие методы используется для регистраций ЭЭГ?

8.Основные типы электрической активности пирамидных нейронов.

9.Какие современные модели используется в ЭЭГ?

10.Какое значение имеет взаимосвязь электрической активности пирамидных нейронов.

11.Какое важное условие генеза ЭЭГ?

12. Особенности регистраций биопотенциалов мыщц.

13.Значение электромиографии в медицине

Общая оценка знаний

Преподаватель анализирует компетенций: знаний, самообразования по данной теме, проводит разбор общих ошибок допущенных студентами при обсуждении реферата. В конце занятий выставляются соответствующие баллы.

Тема 3Структурная схема съема, передачи и регистрации медико-биологической информации. Источники погрешностей при регистрации медицинских показателей.

Цель:

· Ознакомить студентов с целью физического практику­ма, показать значение физических методов диагностики и лечения, использу­емых в медицине, необходимость знания основ современной медицинской аппаратуры.

Количество формируемых компетенций:знания, самообразования.

Задания по теме:

  • Научить применению знаний физико-химические законов для объяснения процессов, протекающих в организме человека
  • Студент должен уметь производить основные физические измерения зарегистрированных параметров, обрабатывать результаты измерений с использованием вычислительных средств;

Методы контроля формируемых на СРС компетенций:

ü Тестирование на компьютере

ü Ответить на допольнительные вопросы

ü Самостоятельная работа с литературой

Форма выполнения:Изучение данной темы по литературе.

Для контроля усвоения преподаватель предлагает тестовых заданий.

Критерии выполнения: Изучить темы и написать конспекты по теме.

Сроки сдачи: студент должен своевременно выполнять и сдавать работы по календарному графику.

Критерии оценки: выполнение самостоятельной работы оценивается в баллах.

Литература:

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биофизика, М."Высшая школа".1987г. Ремизов А.Н. Курс физики, электроники и кибернетики. М. "Высшая школа".2003г.

2. Ремизов А.Н., Потапенко А.Я. Курс физики. М.Дрофа. 2002г.

3. Тиманюк В.А., Животова Е.Н. Биофизика. М., 2004 г.

4. Ремизов А.Н., Максина А.Г, Потапенко А.Я. «Медицинская и биологическая физика», М., 2004 г.

5. Антонов В.Ф., Черныш А.М., Практикум по биофизике, 2001 г.

Контроль

Вопросы:

  1. Физические величины, прямые и косвенные измерения физических величин.
  2. Случайные ошибки, понятие средне - арифметической величины.

стандартные ошибки, дисперсия.

  1. Закон нормального распределения случайных величин – Гаусса.
  2. Доверительный интервал, доверительная вероятность.
  3. Цена деления измерительных приборов.

Общая оценка знаний

Преподаватель анализирует компетенций: знаний, самообразования по данной теме, проводит разбор общих ошибок допущенных студентами при сдаче тестов. В конце занятий выставляются соответствующие баллы.

Тесты

1.Найдите выражение, определяющий закон Ома для участка цепи

А) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

В) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

С) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

Е) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

2. В каких направлениях совершается колебания в продольной волне?

А) Во всех направлениях

В) Только по направлению волны

С) Только перпендикулярно распространению волны

D) Правильного ответа нет

3. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов при

уменьшении расстояния между ними в 2 раза?

А)Уменьшится в 4 раза

В)Уменьшится в 2 р.

С)Увеличится в 4 р.

D)Увел. в 2 р.

Е)Не изменится

4. Какое из трех типов излучений - Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru , Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru или Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru -излучение обладает наибольшей проникающей способностью?

А) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru - излучение

В) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru - излучение

С) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru - излучение

D) Все примерно одинаковой

Е) Все не обладают этой способностью

5.Какая из величин: 1. V –скорость; 2. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru -длина волны; 3. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru - частота колебаний звуковой волны не изменяется при переходе звуковой волны из воздуха в воду?

А) 1

В) 2

С) 3

D) 2 и 3

Е) 1 и 3

6.В каком из приведенных перечней электромагнитные волны перечислены в порядке уменьшения их длин?

А) Ультрафиолетовые, световые, радиоволны

В) Рентгеновские, радиоволны, световые

С) Радиоволны, световые, ультрафиолетовые

D) Гамма-излучение, световые, ультрафиолетовые

Е) Световые, гамма-излучение, рентгеновские

7.Какая из приведенных ниже формул соответствует определению ускорения?

А) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

В) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

С) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

Е) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

8.Сила тока в спирали электрической лампы 0,5 А, напряжение на ее концах 2В. Чему равно сопротивление спирали?

А) 0,5 Ом

В) 1 Ом

С) 2 Ом

D) 4 Ом

Е) 1,5 Ом

9.Какая из приведенных формул выражает закон Гука?

А) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

В) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru 2

С) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

Е) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

10. Единица измерения расстояния

A) кг

B) м

C) с

D) Н

E) м2

11. Чему равна кинетическая энергия тела массой 2 кг движущегося со скоростью 3 м/с?

A) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

B) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

C) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

12. Укажите знак заряда ядра атома

А) положительный

В) отрицательный

С) равен нулю

D) для разных ядер разный знак

13. Чему равен модуль центростремительного ускорения?

A) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

B) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

C) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

14. Укажите прибор для измерения напряжения

A. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru В. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru С. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru Д. Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

15. Постоянная Авогадро

A) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

B) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

C) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

16. Точка движется по окружности с постоянной скоростью. Какой угол составляют векторы ее скорости и ускорения?

A) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

B) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

C) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

17. Какой температуре по абсолютной шкале Кельвина соответствует температура Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru ?

A) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

B) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

C) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

18. Положительный элементарный заряд присущ…

A) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

B) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

C) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

19. Какова скорость света в вакууме?

A) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

B) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

C) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

D) Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза - student2.ru

Наши рекомендации