Оценочные и диагностические средства итоговой

государственной аттестации и учебно-методическое

Обеспечение их проведения

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, ЭССЕ

(задания для индивидуальной и самостоятельной работы)

1. Проблема выбора оптимальных институтов.

2. Политические структуры и политические институты.

3. Культурологический и экономические подходы в изучении институтов.

4. Причины изменения институтов

5. Классификация политических институтов.

6. Понятие институтов государства и их классификация.

7. Классификация современных форм государства.

8. Территориально-политическое устройство государства.

9. Современные системы государственных органов.

10. Парламент как общегосударственный представительный орган власти.

11.Классификация парламентов.

12.Характеристика форм президентуры.

13.Различия правительства и кабинета.

14. Проблемы бюрократии в развивающихся странах.

15. Перспективы бюрократизма.

16. Модели гражданского контроля над армией.

17. Судебная система в социалистических странах.

18.Партии как политический институт.

19 Институт выборов.

20.Проблематика заинтересованных групп.

Формы текущего контроля

Контрольные мероприятия, используемые для проверки усвоения студентами дневного отделения учебно-программного материала, проводятся в конкретные недели межсессионного периода и включает тестирование. Сам тест является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине и постоянно обновляется.

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Понятие "политические институты"

2. Признаки и функции политических институтов

3. Теоретические подходы к определению политического института

4. Старый и новый институционализм о природе и сущности политических институтов

5. Теория "исторического институционализма", "рационального выбора", "социального"и "структурного институционализма"

6. Значение теории нового институционализма в исследовании политического явления

7. Теория институциональных матриц

8. Государство как сверхинституциональная организация

9. История и теория парламентаризма

10. Взаимоотношения органов государственной власти при различных формах правления

11. Эволюция политических институтов либерально-демократического типа

12. Органы местного самоуправления в России

13. Зарубежный опыт развития органов местного самоуправления

14. Тенденции развития современного государства

15. Политические партии как институт. Исторические этапы становления политических партий

16. Тенденции в развитии политических партий на этапе их становления (М.Острогорский, М. Вебер, Р. Михельс)

17. Роль политических партий в обеспечении взаимосвязи между различными уровнями и институтами политической власти

18. Роль общественно-политических организаций и движений в становлении гражданского общества и правового государства

19. История формирования политического лоббизма в США

20. Особенности политического лоббизма в США и европейских странах

21. Выборы как политический институт. Виды выборов

22. История становления политического института выборов и современных избирательных систем

23. Концепция М. Дюверже о взаимосвязи партийных и избирательных систем

24. Институт парламентаризма и отношение к нему в истории политической мысли России

25. Теория институциональных матриц и перспективы современных реформ в России

26. Особенности становления политических институтов в России

Формы итогового контроля

Формы контроля учебной работы студентов в течение курса:

- текущий контроль: эссе, реферат;

- рубежный контроль: экзамен.

Раздел

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Активность политическая- понятие, раскрывающее совокупность действий, выход энергии индивидов и социальных групп, направленные на изменение своего политического статуса и окружения. А. п. рассматривается, как правило, в единстве двух компонентов: материальных (реальное изменение политических отношений) и духовных (аккумуляция и трансляция политического знания и опыта, обмен информацией, межгрупповая и межличностная координация и пр.). Политическая активность проявляется в политических деятельности, общении, поведении и может быть направлена как на конструктивно-реформационное изменение политического качества, так и на деструкцию отживших политических форм. А. индивидуальная направлена на проявление тех способов жизнедеятельности, которые способствуют вовлечению личности в активное соучастие в политическом процессе, затрагивающем ее кардинальные интересы и ценности.

Аутсайдеры -политические партии, входящие в многопартийную систему, но не имеющие реальных шансов на победу в борьбе за власть. С помощью таких механизмов, как первичные выборы или пороги голосов, от решающей стадии избирательного процесса отсеиваются политические партии, не имеющие серьезной поддержки в обществе. Решающую роль приобретают партии-фавориты. Остальные же свое участие в политическом процессе выражают тем, что выдвигают списки своих кандидатов на выборах, конкурируют с традиционными фаворитами, могут даже завоевать определенное количество мест в законодательных органах (“зеленые” в ФРГ). Но решающей победы в борьбе за власть им не добиться. Максимум, на что они способны, - это временное участие в правящей коалиции на правах младшего партнера.

Баланс политических сил (фр. вalance - весы) - система показателей, которые характеризуют соотношение или уравновешивание политических сил в быстро изменяющейся политической жизни общества и государства.

Блок политический -объединение сил для достижения общих политических целей. Активными участниками Б.п. могут быть партии, общественные организации, государства. В парламентах партийные фракции объединяются в блоки для поддержания или отклонения какого-нибудь законопроекта или решения. Блоки могут быть долгосрочными или временными.

Борьба политическая– состояние противопоставления интересов политических субъектов с целью достижения определенных политических результатов. Виды политической борьбы многообразны.

Бюрократизм -(гр. - власть канцелярии) -система управления, осуществляемого с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата. Это и особый стиль управления, основанный на игнорировании интересов народа, на использовании административных форм воздействия, формализма, волокиты. Б. находит выражение и в чинопочитании, угодничестве, карьеризме, бездушии. Названные сущностные черты Б. определяют его как один из серьезных механизмов торможения в развитии любого общества.

Объективные корни Б. прежде всего в раздробленности и распыленности мелкого производства, в отсутствии реальных связей между отраслями производства. Но питательной почвой Б., как утверждал М.Вебер, может стать и сверхцентрализация экономики. Бюрократизму способствует также низкий уровень общей политической и правовой культуры населения.

Б. нельзя представить вне бюрократии. Чрезмерное расширение управленческого слоя в обществе, особые привилегии, которыми он себя окружает, низкий уровень профессиональной компетенции имеет прямое отношение к утверждению и упрочению Б. Б. проникает во все сферы общества, охватывает все уровни управления.

В связи с этим программа борьбы с Б. включает систему многообразных направлений:

модификацию экономических связей; политическое просвещение масс и включение их в управление; контроль снизу за всеми звеньями управленческого процесса;

совершенствование подбора и расстановки кадров, их систематическую сменяемость;

использование гласности и усиление ответственности управленцев на основе

развития антибюрократического законодательства и т.д.

Власть–это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительностивласти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни.

Власть законодательная -власть, обладающая полномочиями издавать законы, обязательные для исполнения на определенной территории и на конкретном участке деятельности; система государственных органов, имеющих и использующих право на принятие законов. В соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. В демократических государствах законодательная власть может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но и непосредственно избирателями путем референдума, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного принятия законов. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях принадлежит исключительно монарху. Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом России.

Власть законодательная – один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.

Власть политическая–совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей, людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.

Вотум- (лат. votum - желание) - решение, принятое голосованием. В. доверия или недоверия деятельности правительства, министра и т.д., вынесенный парламентом как правило влечет за собой отставку.

Государство– важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения.

Гражданское общество- понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и степень зрелости общества в целом, специфическую историческую его форму, состояние.

Гражданское соучастие (участие)- понятие, раскрывающее механизм и степень вовлеченности и включенности интересов и деятельности граждан и их объединений в процесс разработки и принятия решений по кардинальным проблемам гражданского общества.

Диагностика политическая (от греч.diagnostikos – способность распознавать) – учение о политологических методах и принципах познания политических явлений и процессов, ведущих к «постановке диагноза», квалифицированной оценке политической ситуации. Диагностика политическая – это, во-первых, анализ состояния субъектов и процессов политики, выявление проблем их функционирования и тенденций развития. Во-вторых, это совокупность принципов и методов установления политического диагноза, исследования политических процессов.

Диалог политический (греч. – разговор, беседа) – способ публичного выражения политических взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, так как отражает многопартийную систему общества.

Движения политические - динамические сообщества больших масс людей, осознавших единство своих социальных, экономических и духовных интересов и их отличие от интересов других классовых слоев и групп населения. Они могут различаться по:

- социальным истокам (рабочие, крестьяне и т.д.);

- идеологической направленности (коммунистические, демократические,

консервативные, анархические, фашистские и т.д.);

- половозрастным признакам (женские, молодежные, ветеранские и пр.);

- национальному составу и ориентации (интернациональные,

национально - освободительные, национально-сепаратистские, шовинистические и др.).

Отличительные признаки: массовость, добровольность, отсутствие фиксированного членства, четкой организационной структуры, комплексной программы, преобладание стихийности. Д.п. находятся в определенном соотношении с политическими партиями. В некоторых условиях они могут стать базой конституирования политических партий.

И, наоборот, политические партии в целях расширения своего влияния в обществе становятся организаторами Д.п.

Идеология (от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях) - в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной со­циальной структуры с позиций обособленного субъекта познания.

Избирательная система– установленный в законодательном порядке процесс организации и проведения выборов в органы, институты государственной власти, состоящий из совокупности правил и приемов, ведущих к свободному волеизъявлению населения.

Институт политический (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности.

Институт политический -устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе. Устойчивость политического института. достигается за счёт: норм, регламентирующих характер взаимодействия санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения опривычивания людьми сложившегося институционального порядка.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политический институт объективными, самовоспроизводящимися социальными образованьями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своём поведении на предписываемые модели поведения, на определённые нормы и правила. Вместе с тем политический институт существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. В современном обществе существуют следующие политические институты: институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве; институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся м.органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны; институт государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе; институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан; институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, делают взаимодействия людей достаточно определёнными, устойчивыми.

Исполнительная власть – один из основных видов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны или местного территориального сообщества людей.

Импичмент - система четких указаний о судебных наказаниях высших должностных лиц, в том числе президента, главы правительства за действия, противоречащие Конституции. И. предусматривает привлечение к ответственности должностного лица по инициативе нижней палаты парламента, а рассмотрение противоправного дела и вынесение приговора - силами верхней палаты. Такая система применяется в США, Англии, Японии и других странах и служит одной из конституционных гарантий против авторитаризма, злоупотребления служебным положением. И. по отношению к президентам предусмотрен и Конституцией России.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и гражданские институты, культуры и цивилизации, исторические системы и тенденции общественного развития.

Конституциональная система - правила и процедуры выборного представительства, которая включает: строгий порядок процедуры законотворчества; установление пределов законотворчества с тем, чтобы оно не могло нарушать права и свободы граждан; механизмы взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом смысл независимости судебной власти в том, что она независима от политики, а не в том, что она - структура и способ "делания" политики.

Конфедерация - (лат. confederatio - союз, объединение) - постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких- либо общих целей (по преимуществу политических или военных). Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им государствами - членами конфедерации. Эти органы, как правило, не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию, их решения, принимаемые по принципу единогласия, подлежат осуществлению, только с согласия органов власти соответствующих государств. Финансовые средства конфедерации складываются обычно из взносов входящих в нее государств. Например: Рейнская конфедерация (1254 -1350), Ганзейская лига (1367 -1669), Швейцарская конфедерация (1291 -1789 и 1815 -1848), США (1781 -1787), Германская конфедерация (1815 -1866), Конфедеративные штаты Америки, образованные во время Гражданской войны, когда временно распалась федерация (1861 -1865).

Концепция политическая (от лат. conceptio - понимание) - форма или уровень политического сознания, в котором дается метафизическое обос­нование какого-либо процесса политической жизни. В политической кон­цепции находят выражение такие моменты политической сферы, как теоре­тическое обоснование и правомочность ее осуществления в системе поли­тики и общества в целом; оформление системы ценностей и политических следствий, вытекающих из концептуальной основы; планирование и осмыс­ление способов реализации идеологических построений в политической ре­альности; подготовка политических механизмов и институтов, создание которых позволит воплотить данную систему идей.

Культура политическая - совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечи­вающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.

Кратология (греч. kratos - власть, греч. logos - учение) - это наука изучающая многочисленные общественные явления, связанные с властью, осмысленные через общественные институты власти.

Легитимность политической власти (лат.Legitimus - законный) — признание народом и политическими силами правомерности, законности по­литической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания.

Лоббизм - (англ. - кулуары) - разновидность закулисной теневой политики, особый механизм воздействия на властные структуры, на органы массовой информации в целях обеспечения интересов определенных социальных слоев и групп. Как правило, лоббисты действуют изнутри властных структур, проводят своих представителей в законодательные и исполнительные органы. Влияют не только на законодателей, но и на ответственных чиновников, политических лидеров, представителей печати. Воздействуют на общественное мнение через средства массовой информации. При этом давление приобретает координированный, массированный и организованный характер. Л. существует в политической жизни многих стран. Но только в США он получил официальное признание и существует легально, открыто. Последнее обстоятельство позволяет в определенной мере контролировать лоббистов-группы давления, отчасти препятствовать политическим интригам, использовать Л. в интересах различных слоев и организаций.

Мажоритарная избирательная система (фр. majoritaire от majorite - большинство) — процедура определения результатов голосования, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства.

Манипулирование политическое(фр. manipulation – махинация) - система способов психологического воздействия на массы, которые политические власти используют с целью политического обмана, внедрения в сознание нарда иллюзорных представлений о политической жизни.

Менталитет политический (фр. mentalite - склад ума, мироощущение) - единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта инди­видуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива ценности.

Монархия - (греч. monarchia - единовластие) - форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передается по наследству. Монарх назначает первых лиц государства, раздает посты и привилегии, формирует совещательные органы. Абсолютная М. - неограниченная монархия деспотического, т.е. абсолютного, произвольного характера, при которой политическая власть принадлежит всецело одному лицу - монарху.

Парламентарная М. - форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена парламентом. При этом законодательные функции переданы парламенту, а исполнительные - правительству.

При современной Конституционной монархии монарх царствует, но не управляет. За ним сохраняется право выражать согласие при назначении на должность первых лиц государства, открывать заседания парламента, проводить традиционные церемонии и т.д. Примером может служить Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Испания.

Дуалистическая М. - в стране правят монарх и парламент. Парламент имеет две палаты: нижняя формируется выборным путем, верхняя назначается монархом. Правительство подчиняется монарху, который по своему усмотрению назначает министров. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы. Сейчас существует в Иордании, Кувейте, Марокко.

Монополия политическая (греч. monopolion от poleo - [один] продаю) - форма политической организации общества, политической власти, при ко­торой вся полнота управления принадлежит единому субъекту политики. Носитель монопольной власти может быть персонифицирован, воплощен в одном человеке.

Национальное самосознание - совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности.

Общественно-политическое движение - добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей снизу, объединившихся на основе общности интересов для осуществления об­щих целей. Движение, как правило, структурно не оформлено. При общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди. Цели и задачи общес­твенно-политического движения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расши­ряются. В движении наличествует широкий, мас­совый и подвижный состав участников, широкая социальная база, организационная, идейная и духовно-ментальная рыхлость и

Объект в политике - та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс.

Оппозиция политическая (от лат. oppositia – противопоставление) – способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий другим политическим взглядам, действиям. Оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной и партийной власти, внутри каждой из них.

Организация политическая– вид общественной организации, созданной на основе совместной деятельности людей с целью реализации политико-властной цели, политических интересов. Для политической организации характерно устойчивое членство, структурированность, дисциплинированность и ответственность, использование многообразных средств для достижения общей цели. Она состоит из лидера, его заместителей – близких сторонников, активных и пассивных членов.

Паблик рилейшнз – это планомерная постоянно осуществляемая деятельность по обеспечению равноправного информационного взаимодействия и через это взаимопонимания между организацией и ее общественностью.

Парламентаризм – система правления, основанная на парламентском правлении. Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма. Парламентаризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или парламентская монархия. Определяющим фактором является роль парламента в его взаимоотношениях с правительством, то есть исполнительным органом власти. Партии парламентские - партии, ориентирующиеся на парламентскую работу. Классические парламентские партии - республиканская и демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании. Они функционируют во время выборов для получения большего числа мест в парламенте с целью формирования правительства и проведения своей политики через парламент и правительство. Лидер партии избирается парламентской группой и несет перед ней ответственность. Существуют разновидности таких партий. Некоторые рассматривают парламентскую работу как одно из направлений деятельности. Их партийные организации имеют устойчивое членство, с ними связаны профсоюзы или другие массовые организации (Лейбористская партия Великобритании, представляющая интересы профсоюзов).

Партийная система - составная часть политической системы общества. Она организует и структурирует социальные и политические взгляды, дает им возможность выражения на местном и государственном уровне. Является вторым после государства важнейшим каналом осуществления власти.

Однопартийная система - в строгом смысле - такая организация партийной системы, при которой исключается даже номинальное существование других партий. Такие партии являются как правило частью государственного аппарата (КПСС в бывшем СССР).

Двухпартийная система - ключевые позиции при такой организации партийной системы заняты двумя политическими партиями, периодически сменяющими друг друга у власти (Демократическая и республиканская партии США, Консервативная и Лейбористская артии Великобритании).

Многопартийная система - на государственном уровне действуют устойчивые коалиции двух или более партий. Партии проявляют самостоятельность в проведении избирательных кампаний и расстановка сил зависит от достигнутых каждой партией результатов.

Партия политическая (от лат.pars, partis - часть) - груп­па единомышленников, стремящихся к общей цели.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - идеология, основанная на принципе множественности, опосредствованности социально-политичес­кого универсума. В политическом пространстве идеология плюрализма реа­лизуется посредством равноправного взаимодействия множества политичес­ких субъектов.

Поведение политическое – форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие.

Политика(греч. politike – искусство управления государством) – область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть.

Политическая системаобщества – сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов. Основная функция демократической политической системы заключается в поддержании стабильности и порядка, имеющихся в обществе и государстве связей и отношений, базирующихся на законах, высокой политической и правовой культуре людей.

Политические отношения - связи, воспроизводящиеся между людьми в политике. В основе вычленения политических отношений лежит критерий наличия особого, специфического вида общественной деятельности, который характеризуется собственной, присущей именно ему структурой - обозначившимися целью, средствами, результатом, субъектом и объектом. Политические отношения - это всегда взаимосвязи и взаимодействия социальных общностей и личностей по поводу политической власти, управления и регуляции политических интересов субъектов. Это - процесс сознательной деятельности последних, в котором интегрируется самое значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе. Политические отношения невозможно осуществить только индивидуальными усилиями, пусть даже и выдающихся личностей.

Политические технологии (М.Г. Анохин)- это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над общественным мнением.

Политический режим (от лат. regimen - управление) - обозначение совокупности способов и средств осуществления власти в данном государстве. Кроме этого в понятие политического режима входят представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе политической культуры общества.

Политическое лидерство - политический феномен, представляющий один из субъектов осуществления властных функций в государстве и обществе.

Правительство -орган исполнительной власти государства, либо его автономий. Полномочия П. в цивилизованных странах определяются действующим законодательством (Конституцией, законами о П.). Деятельность П. строится по принципу иерархии: премьер-министр, министр, начальник департамента. Министерства как правило специализируются по сферам: экономика, военные дела, внешние сношения, внутренние дела, здравоохранение, образование, сфера труда и занятости и т.д.

Прогнозирование политическое (от греч. prognosis – предвидение) – научное исследование явлений и процессов политики с целью определения конкретных перспектив развития политических событий.

Программа политическая (от греч. programma – объявление, распоряжение, предписание) – изложение политической платформы партий или государственных институтов, основных положений целей их деятельности и способов их реализации, гарантий избирателям и т.д. Программы могут быть очень краткими, концептуальными, а могут быть детализированными.

Пропорциональная система представительства – одна из самых распространенных избирательных систем, при которой нет одного победителя, поскольку она основана на соответствии между количеством голосов, поданных за партию, и количеством получаемых ею депутатских мест. Чем больше голосов получает партия на выборах, тем больше ее членов становятся депутатами.

Процесс политический - совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантиро­ванных законом и включенных в динамику прак­тически-политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества.

Решение политическое - один из основных моментов политического процес­са, содержание которого заключается в идеологическом разрешении налич­ной проблемы и организации политического действия, направленного на стабилизацию или изменение политической ситуации. Политическое решение может иметь форму политического сознания, усмотрения, использования ритуала или традиции, а также закона.

Система партийная - механизм отношений, существующих между политическими партиями в данном государстве.

Сознание политическое - осознание социокультурной целостности частич­ным, идеологическим образом, направленное на сохранение и защиту наци­онально-государственного образования с учетом интересов господствующих социальных классов или слоев. Политическое сознание является моментом целостного общекультурного сознания, оно отражает все практические и духовные особенности наличной социальности.

Средства массовой информации (СМИ) - система сообщения населению ин­формации посредством печатных, технических, изобразительных и иных форм и средств, а также осуществление коммуникаций между культурными и политическими субъектами посредством образных форм в виде искусства, трансляции массовых зрелищ, спортивных и иных феноменов, несущих ин­формацию и воздействующих на человека как коммуникативного перципиента.

Статус политический (лат. status – состояние, положение) – совокупность прав, свобод и обязанностей человека, политических институтов, фиксирующих их политическое положение в обществе и государстве, закрепленное юридически.

Стереотипы политические (греч. stereos - твердый и tуpos - отпечаток) - устойчивое и массовое явление политического сознания или действия, формирующие политическое пространство. Стереотипы воспроизводятся на всех уровнях политической иерархии, матрицируют сферу бессознательного и рационального, а также господствуют в практической политике. Стереотипы выполняют функцию политических клише, шаблонов и трафаретов, соз­дающих единство в обществе и облегчающих управленческую деятельность элиты.

Стратегия и тактика в политике - уровни планирования и управления по­литическим процессом. Стратегия формируется как общая цель движения и общие принципы и способы ее достижения и реализуется через идеологи­ческие теории, манифесты, общие программы политических партий и элит. Тактика создается как дробление стратегического процесса на этапы или элементы, представляющие собой одновременно самостоятельные процессы и моменты целого. Таким образом, стратегия и тактика тождественны и раз­личны, являются одним целым, которое различено само в себе, состоит из элементов.

Строй политический - система политико-государственного и политико -негосударственного устройства, характеризующаяся определенными взаимоотношениями политических институтов и политической власти. Политический строй тесно связан с п<

Наши рекомендации