Политическая система: элементы и структура

Существование политической системы определяется через разде­ление системы и окружающей среды. Вообще данные понятия могут быть употребимы тогда, когда мы имеем представление о пространс­тве и времени существования социально-политических явлений.

Политическое пространство образуется в границах человеческих коммуникаций по поводу распределения власти. Оно образуется по­тому, что каждый человек живет не только в географическом мире, но и в мире подобных себе. Человек изначально социализирует этот мир, наделяя его необходимыми для межличностного общения свойствами и качествами. Такого рода социокультурный макрокосм, спаянный во­едино культурой и традицией, состоит из отдельных «миров» - пра­вового, экономического, политического, религиозного и других.

Так, сфера политического рассматривается как ограниченное про­странство, наполненное жизнью. Значит, внутри этого пространства происходит постоянное взаимодействие различных интересов, их стол­кновение и кооперация. Преобладание одного из них ведет к потере значения других, столкновение интересов приводит к конфликту, кото­рый влияет на многие области политической жизни в целом. В зависимо­сти от широты охвата политическим взаимодействием, можно выделить три уровня политического пространства: микро-, макро-, и мегауровень.

В микрополитике основным является взаимодействие индивидов и групп, динамика их интересов во власти.

Макрополитика в большей степени связана с характеристикой пространства функционирования базового агента современной политической жизни — «государства-нации», лимитированного административно-правовыми границами распространения легитимной публичной власти.

Содержание мегаполитического уровня - связи и внешние взаимодействия национально-государственных и наднациональных субъектов в глобальных отноше­ниях по поводу мирового политического порядка. С этой точки зрения именно нация-государство вызывает наибольший интерес для иссле­дования, так как содержит в себе элементы микро- (партии, движения, группы интересов) и мегаструктуры (международные объединения) политического мира.

Итак, национальное государство выступает ядром политического пространства, его основным функциональным компонентом. Оно со­единяет в себе множество разнонаправленных векторов всего спектра политических сил. Осознание этого, разработки системной теории в естественных науках, острота необходимости соединить теоретические разработки с эм­пирически наблюдаемым привели к появлению теории систем в сфере политического.

Наиболее серьезные исследования в области теории политической системы связаны с «системной» моделью Д. Истона, «функциональной» моделью Г. Алмонда и «кибернетической» моделью К. Дойча. Обобщая их классические подходы, можно составить представление о политиче­ской системе.

В рамках политической системы происходит превращение (конвер­сия) общественных требований в политические решения, они воздейс­твуют на среду и в ней происходят соответствующие изменения, что, в свою очередь, влечет изменения в общественном мнении, и процесс конверсии повторяется. Этот процесс описывается с помощью понятий «вход-выход» и «обратная связь».

Вход в систему обеспечивает поток информации, идущей от среды в политическую систему. По Д. Истону, такая информация выражает­ся в требованиях и в различных формах поддержки. Это требования, касающиеся:

1) распределения материальных и духовных ценностей;

2) регулирования поведения, т. е. издания норм;

3) участия в политике - права голоса, доступа к политической системе и т.п.;

4) необходимой информации о деятельности властных органов и т. д.

Поддержка, в свою очередь, проявляется:

1) в материальной форме - уплате налогов и прочих платежах;

2) в форме подчинения существующим нормам;

3) через политическое участие - в выборах, митингах, демонстрациях
и т. п. в поддержку существующей системы и принимаемых в ее рамках решений;

4) в различных формах выражения уважения к государству: государственной символике, церемониям и т. д.

Субъекты принятия решений перерабатывают полученную инфор­мацию и обеспечивают выход из политической системы. Они опреде­ляют порядок распределения ценностей; издают нормы поведения; устанавливают формы и способы материальной поддержки; предлага­ют образцы политической символики и др.

Взаимодействие между «входом» и «выходом» обеспечивается «об­ратной связью»: принятые решения воздействуют на среду, вызывают в ней изменения и, соответственно, обуславливают возникновение но­вых потребностей, желаний, требований, стремящихся к «входу» в по­литическую систему. Таким образом, политика предстает в виде беско­нечного процесса.

Эффективность политической системы оценивается в зависимости от ее способности:

1) извлекать необходимые материальные и челове­ческие ресурсы из окружающей среды;

2) эффективно распределять материальные и духовные ценности (товары, услуги, почести и т. д.);

3) регулировать и контролировать поведение индивидов и групп, ис­пользуя при необходимости принуждение;

4) обеспечивать себе под­держку со стороны общества, прививая ему уважение к утверждаемой государством символике, т. е. воздействовать на чувства и установки людей, а в более широком плане - на политическую культуру с тем, чтобы использовать ее для своей легитимации.

В конечном счете, эф­фективность политической системы определяется ее способностью адекватно реагировать на изменения, происходящие в среде.

Строго говоря, любая политическая система является вторичной в том смысле, что она складывается в ответ на требования среды, а ее устойчивость и эффективность определяются способностью адаптироваться к происходящим в среде изменениям. Это касается содержа­ния принимаемых решений и структурных характеристик систем.

Обращение к данной категории есть способ изучения власти как продукта совокупной деятельности людей, как процесса и результата взаимодействий законов, административной системы, партий, ассоци­аций, лидеров, элиты. Эти эмпирически наблюдаемые явления рассмат­риваются в теории как взаимодействия внутренне сложных структур и процессов по поводу принятия и реализации властных решений. Пер­вичными элементами в политической системе являются политические ресурсы, то есть те или иные силы, которые могут быть использова­ны для реализации власти, интересы, благодаря которым индивид или группа вовлекается в процесс принятия и реализации решений; цен­ности и ориентации субъектов в политическом поведении.

По Д. Истону, изучение политики сосредоточено на осознании того, как принимаются авторитетные решения и как они осуществля­ются в обществе. Если политика заключается в авторитетном распре­делении ценностей, то политическая система — это организм, который реагирует на поступающие к нему импульсы, предотвращает конфлик­ты, возникающие по поводу распределения ценностей.

Г. Алмонд пред­ложил понимать под политической системой все типы действий, имею­щих отношение к принятию политических решений или выступающих как набор взаимодействующих ролей. С его точки зрения, основными понятиями в системном анализе власти являются роль и взаимодейст­вие, которые могут дать гораздо больше, чем отдельно взятые понятия института, группы, так как предполагают учет как формальных, так и неформальных отношений. Согласно взглядам Алмонда, под поли­тической системой следует понимать существующую во всех само­стоятельных обществах систему взаимодействий, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического насилия.

Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделяют как общий признак для всех определе­ний политической системы ассоциацию с применением узаконенного физического принуждения в обществе, так как вообще данная кате­гория связана с понятием власти и составляет стержень политической системы, определяющий ее сущность, природу, структуру и границы. В целом политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, норм и правил, опре­деляющих их взаимоотношения по поводу власти, и психологических установок и ориентаций индивидов относительно характера осущест­вления власти в обществе. Исходя из такого определения, можно вы­делить основные компоненты, или подсистемы, политической систе­мы, составляющие ее сущностные характеристики:

1) Институциональная.

2) Нормативная.

3) Коммуникационная.

4) Культурно-идеологическая.

Центр институциональной системы - государство, которое есть совокупность элементов: законодательная власть, структура исполни­тельной власти и государственного аппарата (бюрократия), судебная власть. Помимо государства, сюда входят и институционализирован­ные элементы гражданского общества - партии, лоббистские струк­туры.

Институциональная система взаимодействует с системой норма­тивов и создает необходимые для подчинения правила (нормы) участия во властных отношениях, которые порождаются и принимаются всем обществом, но легитимируются через провозглашение их государ­ством. Это объясняется тем, что именно оно обладает монополией на применение узаконенного насилия в случае неисполнения установлен­ных норм.

Сами отношения по поводу власти существуют постольку, поскольку люди вступают в общение друг с другом, поэтому нормы и институты возможны лишь в области человеческих коммуникаций. В современных системных разработках коммуникация понимается как основа общества. Так, например, Н. Луман утверждает, что понимать социум как совокупность индивидов нельзя, ибо все его структуры и системы существуют лишь в области наших коммуникаций. Человек в обыденном смысле вообще исключается из понятия общества.

Изучение политической системы не сводится к исследованию ее внутреннего пространства. Выделяется среда ее обитания, как внут­ренняя, так и внешняя. Д. Истонопределяет внутреннюю среду по­нятием «интрасоциетальная», а внешнюю - «экстрасоциетальная».

Первая состоит из систем, которые не являются политическими по определению политической системы, обладают другими типами взаимодействия. Интрасоциетальные системы включают такое множество типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социаль­ная структура, межличностные отношения. Они являются компонен­тами общества в целом, частью которого является и сама политическая система. В этом социуме перечисленные системы выступают источни­ками влияния на действия политической системы.

Другая часть среды экстрасоциетальна и включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают в качестве функцио­нальных компонентов международного окружения. Истон приводит как пример экстрасоциетальной системы межнациональную систему культуры.

Оба рассмотренных класса систем образуют полное окру­жение политической системы. Так как политическая система являет­ся открытой, то окружающая среда оказывает возмущающие воздей­ствия на нее, и наоборот. Механизм этих взаимодействий описывается в терминах «входа» и «выхода».

Под «входами» понимается тот материал, который система долж­на переработать и оформить ради установления общих норм и правил поведения общества в процессе распределения ценностей для предот­вращения конфликтов.

Принятые решения - это «выходы» системы, они реализуются в обществе.

Среди «входов» политической системы Истон выделяет два основ­ных их вида: требования и поддержка. Эти «входы» придают системе динамичный характер, так кактребования — это материал или инфор­мации, которые система призвана перерабатывать, а поддержка есть энергия, необходимая системе для работы. Требования являются не­обходимым компонентом организации любой социальной системы, так как индивиды вступают в процесс общения ради удовлетворения своих потребностей.

У Алмонда под политическим («входным») процессом понимается поток требований общества к политике и вовлечение их в процесс принятия авторитетного решения. Административный процесс («на выходе») есть процесс, посредством которого политика осущест­вляется и подкрепляется.

В модели Истона присутствует понятие обратной связи. Суть ее в том, что результат принятия политического решения воспринимает­ся окружающей средой (как интрасоциетальной, так и экстрасоцие­тальной), которая реагирует на принятое решение и посылает импуль­сы этой реакции на «входы» политической системы.

В первых своих разработках Истон уделял мало внимания ядру по­литической системы — центру принятия решений, или, как его назвали, «черному ящику». Именно там концентрируется большинство функ­ций, выполняемых системой. Функции политической системы можно определить как действия ее структурных компонентов, направленные на достижение поставленных перед системой целей. Достижение цели содержит в себе способность системы взаимодействовать с окружающей средой, адаптироваться к меняющимся условиям существования и само­сохраняться. Акцент на функциональном аспекте политической систе­мы сделал в своих работах Алмонд.

Итак, можно выделить основные составляющие политической сис­темы: среда, отношения между системой и средой («входы», «выходы»), структура, функции.

Наши рекомендации