Общая и политическая социология
Социология как наука, согласно позиции Ю. Хабермаса, возникает как теория буржуазного общества, и на ее долю выпадает задача объяснить протекание и аномические формы проявления капиталистической модернизации добуржуазных обществ. Именно социология, по словам Ю. Хабермаса, есть в первую очередь наука о кризисе перехода от традиционных к современным обществам, именно она, единственная из социальных дисциплин, сохранила связь с проблемами всего общества. Иными словами, социология становится социологией одновременно с тем, как современность становится модерном, она представляет собой совершенно новую попытку постигнуть общество как общество, а не только его экономику, политику, искусство или религию. Она претендует на особое место в ряду установившихся дисциплин. Какова бы ни была в разных обществах и в разные исторические периоды роль политики как объемлющей сферы, основные понятия политической социологии и социологии вообще изначально привязаны именно к разделению сфер социальной жизни, к современному дифференцированному обществу.
На этом основании социологию подразделяют на общую и специальную. Общая социология исследует универсальные проблемы социальной действительности, специальная — изучает особенности проявления социального действия в различных сферах общества. К специальным областям социологического знания относятся экономическая, этническая, политическая социология, социология семьи, молодежи, образования, управления, культуры, науки и т. д.
Становление политической социологии неразрывно связано с развитием общей социологии, ее основных парадигм, теорий, понятий. Но было бы неверно умолчать о влиянии политической мысли (политической философии) на развитие и становление современного общества и современной политической социологии.
Современное общество в значительной степени сформировалось под воздействием политических теорий, которые, в свою очередь, в значительно большей степени отягощены грузом традиции, чем это явлено в социальных структурах и формах политической организации. Поэтому для социологической теории, безусловно, важны не только, например, исследования политической организации в так называемых «примитивных обществах» или высокоразвитых, но в высшей степени «незападных» политических системах Ближнего и Дальнего Востока. Однако следует акцентировать внимание на следующем. Социология вообще, и политическая в особенности, во многом наследуют традиции политической философии Запада и в ретроспективе обнаруживает свои непосредственные истоки у Платона и Аристотеля, у Макиавелли и Гоббса, у Локка и Юма, Ш-Л. Монтескье и Кондорсе, Сен-Симона и А. де Токвиля, не говоря уже о Канте, Гегеле, и Марксе. По мнению многих западных авторитетных ученых (Р. Бендикс, С. Липсет и др.),основателями политической социологии как науки были К. Маркс и М. Вебер.
Таким образом, понятия современной политической социологии, изначально создаваемой для описания современного западного общества, многослойны. Их нельзя ни правильно изложить, ни правильно применить вне широкой теоретической традиции. Знание теоретических традиций общей и политической социологии является своеобразным предварительным условием формирования правильных, с научной точки зрения, представлений о главных тенденциях как общественного, так и политического развитии современного общества.
Но теоретическое знание в политической социологии не сводится только к теориям и традициям, присущим западноевропейской и североамериканской социологическим школам. Русская философская и политическая мысль имеет не менее глубокие традиции, история которых берет свое начало с момента формирования русского государства. Как самостоятельная область научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения, природу и сущность государства, формы и типы политической организации государства и общества, оптимальные для России.
Среди русских ученых, занимавшихся вопросами общей и политической социологии, есть имена, во многом сопоставимые с именами классиков европейской социологической традиции. Широкую известность имеют труды отечественных исследователей: П.Л. Лаврова, Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, П.Б. Струве, П.А. Сорокина. Знание традиций русской общей и политической социологии является также необходимым условием формирования объективных научных взглядов как на политическую историю нашего общества и государства, так и на современные российские общественные и политические процессы. В единстве знания теоретических традиций зарубежной и отечественной общей и специальной социологии лежит ключ к успеху в понимании современных проблем политического развития как современной цивилизации в целом, так и отдельных региональных и национальных политических процессов.