Общая социология и социология управления.

Общая социология и социология управления.

Социология управления является пограничной синтетической наукой, которая появилась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и менеджмента. Так как основной задачей социологии является максимально объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом, социология в основном изучает общество в самых разнообразных формах его проявления: начиная с общих законов развития и заканчивая поведением малых групп и отдельных личностей.

Таким образом социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Объект и предмет социологии управления.

Cоциология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управленияв условиях складывающихся в обществе социальных отношений.

Объект -управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

(системы управленческих взаимодействий)

Предмет - изучение, оценка и совершенствование процессов управленияразличных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп. (складывающиеся в них управленческие отношения)

Задачи:

1)изучение реальных фактов, составляющих жи­вую, постоянно развивающуюся социальную ткань управ­ленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

2)из огромного и многообразного скопления ре­альных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичныеи на этой основе обнаружитьтенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

3)объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иныеновшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах.

4) построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем,т.е. прогноз ее совершенствования

5) сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.

Основные смыслы понятия управления.

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

Диагностика как элемент управления.

Прогнозирование как элемент управления.

Школа человеческих отношений.

Родоначальником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.

Движение человеческих отношений стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент делался на заботе о людях, а в движении научного управления - на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. То есть речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

ШЧО стала отправной точкой в социально-психологическом подходе к изучению управления. ШЧО – гуманистическое, сильно психологизированное, антропоцентрическое направление в управленческой теории и практике. ШЧО считает первостепенными следующие принципы:

· развитие и всестороннее использование организацией способностей работников и удовлетворение их разносторонних потребностей;

·использование механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за поведением и деятельностью работников;

·стимулирование процессов групповой динамики;

· демократизация управления;

· гуманизация труда.

В результате реализации этих принципов в группе формируется феномен коллективизма.

В ШЧО организация именуется общиной и рассматривается как сфера решения не только производственных и деловых проблем, но и социальных.

ШЧО и разработанная ею модель управления возникли в результате крупномасштабного и долгосрочного социального Хоторнского эксперимента.

Теория "человеческих отношений" – это современная концепция менеджмента, излагающая принципы и задачи управления на предприятиях и пытающаяся изобразить отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми как "человеческие отношения", основанные зачастую на христианских началах. По существу, теория "человеческих отношений" разрабатывает программу мероприятий, маскирующих эксплуатацию рабочих и отвлекающих их от классовой борьбы. В программу мероприятий могут входить следующие виды воздействия на подчиненных:

· участие рабочих в прибылях монополий,

·приобретение рабочими акций,

· групповое страхование,

·посещение предпринимателями рабочих на дому,

·вручение праздничных подарков,

· совместные консультации рабочих и администрации,

·некоторое улучшение условий изнурительного труда на автоматизированных предприятиях и др.

Расходы на эти мероприятия покрываются предпринимателями за счет интенсификации труда рабочих. Обусловленная требованиями научно-технического прогресса, теория человеческих отношений ставит своей целью повышение производительности труда, преодоление неудовлетворенности трудом и неприязни к нему у рабочих, смягчение классовых противоречий. Теория "человеческих отношений" – основа политики предпринимателей в США, Франции, Италии и др. стран.

Одним из основателей теории "человеческих отношений" стал Элтон Мэйо.

Смысл взглядов ШЧО на природу человека сводится к следующим положениям:

·человек – социальное животное, которое может быть свободно и счастливо только в группе;

·человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в современных технологизированных организациях;

·организация – это сфера не только приложения трудовой деятельности, но и удовлетворения социальных потребностей человека;

·для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда, поскольку они противоестественны и противоречат природе человека;

·проблема установления социальной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деятельности государства и общества, но и организации.

Теория Х и теория У.

Дуглас Мак Грегор – известный ученый в области лидерства назвал предпосылки появления авторитарного и демократического стиля руководства.

Теория Х – предположения руководителя-автократа, который не принимает во внимание способностей исполнителей:

· люди изначально не любят трудиться и по-возможности избегают работы;

· у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

· больше всего они хотят защищенности;

· чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Теория У – предположения руководителя-демократа:

· труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

· если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и контроль;

· приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

· способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Общая социология и социология управления.

Социология управления является пограничной синтетической наукой, которая появилась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и менеджмента. Так как основной задачей социологии является максимально объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом, социология в основном изучает общество в самых разнообразных формах его проявления: начиная с общих законов развития и заканчивая поведением малых групп и отдельных личностей.

Таким образом социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Наши рекомендации