Виды информации и ее правовой режим

Существование различных видов информации позволяет классифицировать по различным основаниям.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на (п. 3 ст. 5 ФЗ об информации):

информацию, свободно распространяемую;

информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Общедоступная информация включает в себя сведения из средств массовой информации, официальных документов, обязательно предоставляемой информации. Не может быть ограничен доступ к следующей информации: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления (Федеральный закон РФ от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ (с изм. и доп. от 16 октября 2006 г. № 160-ФЗ) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»[8]; Федеральный закон РФ от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»[9]) информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (Федеральный закон РФ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[10]), а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, накапливаемой в открытых фондах, предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иной информации, доступ к которой не ограничен федеральными законами (п. 4 ст. 8 ФЗ об информации).

Оборот информации может быть ограниченным, это обусловлено защитой информации, ее безопасностью. Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее собственника. Установление режима конфиденциальности состоит в том, что правовой режим секретности информации придается тем сведениям (данным), разглашение которых может нанести вред экономике, обществу и государству в целом.

Информация с ограниченным доступом подразделяется на несколько видов: персональные данные, государственная тайна, коммерческая тайна, ноу-хау, служебная тайна, профессиональная тайна, банковская тайна и другие. При этом нужно отметить, что термин «тайна» предопределяет ограничение информации и имеет два значения: 1) то, что еще не познано, не разгадано, не стало известным или еще не доступно познанию[11]; 2) есть нечто скрыто хранимое, что скрывают от кого-либо с намерением, таят[12].

В основе классификации информационных отношений могут быть и иные основания, например: по происхождению (первоначально предоставленная информация, вторичная или производная), по объекту (является ли получение информации основным условием в договорных отношениях или дополнительным объектом), по субъектному составу (обязательно предоставляемая информация, свойственная «вертикальным» отношениям; или диспозитивность информационных отношений, свойственная «горизонтальным» отношениям, между равнозначными субъектами), характеру самих правоотношений (имеется в виду предмет правоотношения) и по другим основаниям.

Остановимся более подробно на анализе правого регулирования видов информации с ограниченным доступом, правовой режим которых законодательно установлен.

Персональные данные

Ст. 24 Конституции РФ предусматривает право нераспространения информации о частной жизни лица без его согласия, что привело к появлению нового правового института – института персональных данных. В соответствии со статьей 85 Трудового Кодекса РФ персональные данныеработника-это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Данный институт помимо Главы 14 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»[13], где дается развернутое определение: персональные данные– любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Использование, и как указано в вышеупомянутых нормативных актах, обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (п. 1 ст. 86 ТК РФ).

Субъектами, которые имеют доступ к персональным данным, являются: операторы персональных данных, субъекты персональных данных, орган по защите прав субъектов персональных данных, третьи лица.

На данный момент, сведения, составляющие персональные данные содержатся в различных информационных системах – базах данных, архивах, фондах и др[14].

С одной стороны, персональные данные физического лица являются отражением частной жизни индивида, неприкосновенность которого охраняется законом. С другой стороны, персональные данные представляют собой своеобразную визитную карточку в обществе и являются юридической основой для реализации его праводееспособности[15]. Поэтому, персональные данные относятся к конфиденциальной информации, и Закон о персональных данных устанавливает обязанность операторов при обработке данной информации принимать меры по ее защите, например, технические, шифровальные и др.

Конфиденциальность сведений персонального характера не требуется в следующих случаях: обезличивания персональных данных (действий, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных), в отношении общедоступных персональных данных (персональные сведения, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности).

Появление нового вида информационных правоотношений - института персональных данных - приводит к появлению одного вида – тайны персональных данных работника.

Представляется необходимым предусмотреть защиту персональных данных государственных и муниципальных служащих. Данные отношения регулируются Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», где под персональными данными понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело (п. 2 данного Указа)[16]. Определение в Указе является более узким, чем в Законе о персональных данных, поэтому п. 2 Указа требует уточнения или дополнения.

Государственная тайна

Правовой основой режима государственной тайны является Конституция РФ, Закон от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»[17] и отдельные нормы ряда других нормативных правовых актов РФ.

Согласно ст. 2 Закона «О государственной тайне» государственная тайна -это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, относящихся к государственной тайне, пересматривается руководителями органов не реже, чем через каждые пять лет. Сам срок засекречивания сведений не должен превышать тридцати лет.

Существуют сведения, которые не могут быть отнесены к государственной тайне: сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности и др.

Допуск к государственной тайне осуществляется путем оформления права граждан после проверочных мероприятий (за исключением ст.ст. 21, 22 Закона о государственной тайне) на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, также и организациям (учреждениям, предприятиям) на проведение работ с использованием этих сведений. Согласно перечню, установленному Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении сведений, отнесенных к государственной тайне»[18], допуск осуществляется в добровольном порядке и только после его оформления гражданин может быть назначен на соответствующую должность. В том случае, если прекращен допуск к государственной тайне, трудовой договор может быть расторгнут[19].

Субъектами, обладающие полномочиями отнесения сведений к государственной тайне и их защиты, являются: Президент РФ, Правительство РФ, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Государственная тайна может быть три грифа секретности: особой важности, совершенно секретно, секретно. Каждое должностное лицо, имеющее доступ к государственной тайне, несет персональную ответственность в зависимости от степени тяжести ущерба, нанесенного безопасности РФ.

В абз. 2 п. 1 ст. 1262 ГК РФ устанавливается, что заявитель, подавший заявку на государственную регистрацию программы ЭВМ и базы данных, несет ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством РФ.

Любой субъект (физическое лицо, юридическое лицо, в том числе, государственные органы) могут обратиться с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне, на который должен быть дан ответ в трехмесячный срок (либо запрос должен быть передан в уполномоченный государственный орган). Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжаловано в суде.

Коммерческая тайна

Отношения, связанные с коммерческой тайной регулируются Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[20] (далее Закон о коммерческой тайне) и в п. 1 ст. 3 дано ее определение: «режим конфиденциальной информации, позволяющей ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Таким образом, под коммерческой тайной следует понимать сведения любого характера (научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе и секреты производства (ноу-хау)), а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, по отношению к которым применяются следующие признаки: 1) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к ней нет свободного доступа на законном основании; 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» (ст. 2 п. 2 Закона о коммерческой тайне).

Интересным является факт отнесения секретов производства (ноу-хау) к коммерческой тайне. Соответствующие отношения регулируется Главой 75 Гражданского кодекса Российской Федерации[21], а также Законом о коммерческой тайне. Секретом производства (ноу-хау)признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК РФ).

В данном случае речь идет о технических знаниях (опытные незарегистрированные образцы изделий, инструмента и т.д.), техническую документацию (расчеты, формулы, чертежи и др.), инструкции о регулировании процессов изготовления и использования продукции и многое другое.

Новшеством правового регулирования секретов производства являются договор об отчуждении исключительного права на секрет производства (ст. 1468), лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства (ст. 1469).

Право на распоряжение коммерческой тайной принадлежит ее обладателю. Фактическое обладание и надлежащая охрана коммерческой тайны создают для ее обладателя юридически оформленное право на ее использование, т.е. юридическую монополию[22].

Законодатель установил, что положения Закона о коммерческой тайне распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована (п. 2 ст. 1 Закона о коммерческой тайне).

Еще одной особенностью коммерческой тайны является ее конфиденциальность, не ограниченная сроком. Срок может быть установлен договором, но вне зависимости от этого, если обладателем информации принимаются меры по ее защите, разглашение этих сведений запрещено.

Исключением является предоставление коммерческой тайны органу государственной власти (а также иному государственному органу, органу местного самоуправления) по мотивированному требованию, а в случае не предоставления запрашиваемая организация может истребовать эту информацию в судебном порядке (Ст. 6 Закона о коммерческой тайне).

Мерами по охране конфиденциальности информации являются составление перечня коммерческой тайны, ограничение доступа к ней, контроль за доступом к информации, устанавливать правила обращения режима коммерческой тайны, нанесение грифов («Коммерческая тайна» с указанием юридического лица (либо индивидуального предпринимателя) и места нахождения).

Служебная тайна

В современном законодательстве однозначного понятия служебной тайны не существует. Наличие разрозненного законодательства, регулирующего служебную тайну, создает сложности не только в теории, но и на практике.

На данный момент в п. 3 Указа Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»[23] дается определение служебным сведениям, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Данные сведения рассматриваются как служебная тайна.

Помимо этого существует понятие служебной информации в ст. 31 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ[24] определяемой как «любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг». Данное определение позволяет заключить о наличии служебной информации как таковой, а ст. 1470 Гражданского кодекса РФ подтверждает наличие исключительного права на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, обозначаемого как служебный секрет производства.

Представляется, что правовой режим служебной тайны до конца не определен и регулируется статьями различных нормативно-правовых актов и позволяет сделать вывод о необходимости законодательного определения.

В правовой литературе существуют различные точки зрения об отнесении сведений к служебной тайне:

- инсайдерской информации[25];

- субъектами права на служебную тайну обладают органы государственной власти и государственного управления, а также органы местного самоуправления[26];

- служебная тайна относится к сфере публичного права и содержит в себе государственный интерес[27];

- лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность[28];

- сведения, относящиеся к отдельным видам предпринимательской деятельности[29].

Анализ законодательных и доктринальных положений приводит к формированию следующей точки зрения: служебная тайна– сведения и сообщения, используемые работниками при выполнении ими своих служебных обязанностей, на основании трудового договора (соглашения или иных локальных актов) и являющиеся конфиденциальной информацией.

Профессиональная тайна

Источники регулирования профессиональной тайны разнообразны и охватывают различные виды деятельности, такие как: страхование[30], медицина[31], адвокатская тайна[32], аудиторская тайна[33], нотариальная тайна[34] и множество других.

На основании исследования законодательных положений, можно заключить, что профессиональная тайна- это конфиденциальная информация, которая стала известной лицу только благодаря исполнению им своих профессиональных обязанностей от доверителя информации, и данные сведения не являются государственной тайной.

Субъектами правоотношений, связанных с получением, хранением, передачей профессиональной тайны, выступают доверители, держатели и пользователи профессиональной тайны.

Физическое или юридическое лицо (сюда же можно отнести и правопреемников), доверившее сведения (данные) другому лицу, является доверителем тайны.

К держателям профессиональной тайны можно отнести: адвокатов, третейских судей, нотариусов (нотариальные палаты и др.), страховщиков (страховые организации, страховые брокеры и т.д.), аудиторов, редакции средств массовой информации и иных лиц, осуществляющих деятельность при использовании профессиональной тайны.

Пользователями (держателем) профессиональной тайны могут являться лица (либо организации), которым были предоставлены эти сведения на законном основании.

Держатель профессиональной тайны несет ответственность за ее разглашение. Например, в полномочиях адвоката прямо предусмотрен запрет на разглашение сведений, сообщенных ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи[35].

Конституционный Суд РФ, рассмотрев дело о возможности отстранения адвоката от участия в качестве защитника в производстве, связанным с государственной тайной, ввиду отсутствия в него специального допуска к государственной тайне, установил следующее.

Дела граждан, разрешенные на основании положений ст. 21 Закона «О государственной тайне», подлежат пересмотру в установленном порядке, в связи с тем, что вышеуказанная статья распространяется на адвокатов, участвующих в качестве защитников в судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции РФ (ст. 48 и ст. 123 (ч.3.)[36]).

Данный пример показывает взаимосвязь различных видов информации, а в данном случае, государственной и профессиональной.

В том случае, если доверенные сведения были распространены, доверитель обладает правом защищать свои права и интересы в административном и судебном порядке (как гражданском, так и в уголовном процессе).

Банковская тайна

Сведения в банковской деятельности бывают общедоступными (например, обязательная публикация, лицензии, учредительные документы и др.) и сведения с ограниченным доступом. К последним относятся банковская тайна, включающая в себя тайну банковского счета и банковского вклада, а также операции по счету и сведения о клиенте(ст. 857 ГК РФ).

Субъектами права на банковскую тайну являются обладатели информации и ее держатели. К обладателям банковской тайны можно отнести клиентов или контрагентов предоставивших кредитной организации сведения (сообщения, данные), которые могут составлять банковскую тайну. К держателям банковской тайны относятся следующие субъекты: Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков[37]. Помимо перечисленных субъектов нужно отметить и тех, кто обладает возможностью получения и использования банковской информации. К пользователям банковской тайны относятся Агентство по страхованию вкладов, бюро кредитных историй, органы внутренних дел[38], судебные приставы[39], федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма[40], органы государственной налоговой службы и др. Истребование банковской тайны осуществляется на основании мотивированное запроса[41], при условии сохранения доверенной информации и в случаях предусмотренных законодательством РФ. Но нужно отметить, что безопасность банковской тайны может быть и нарушена, так как на международном уровне к субъектам можно отнести и Комитет Европейских банковских контролеров (надзирателей, инспекторов) на основании Решения Комиссии Европейского сообщества от 23 января 2009 (2009/78/ЕС)[42]. Несмотря на вышеперечисленные требования к пользователям банковской тайны, возникают прения в судебно-арбитражной практике, связанные с их не предоставлением.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа, рассматривал дело по жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупным налогоплательщикам по Оренбургской области к ЗАО «Углеметбанк» о взыскании штрафа. Налоговый орган затребовал банковские документы от ЗАО «Углеметбанк» о совершении сделок ОАО «Южно-Уральский никелевый комбинат», включая также и его контрагентов. Банк отказал предоставить документы контрагентов, на основании того, что налоговая проверка проводится в отношении ОАО «Южно-Уральский никелевый комбинат», а не в отношении контрагентов данной организации. В соответствии с этим, налоговый орган привлек банк к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.

Суд установил, что налоговый орган не может требовать у банка представления сведений о деятельности его клиентов-налогоплательщиков, в отношении которых не проводятся мероприятия налогового контроля и которые стоят на налоговом учете в других налоговых органах[43].

Гарантирование банковской тайны клиента обязывает служащих кредитной организации (аудиторской организации и др.) хранить банковскую тайну, к которой еще относят и иные сведения, устанавливаемые самой кредитной организацией (ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Запрет о разглашении банковской тайны относится также и к Банку России, аудиторским организациям, бюро кредитных историй, Агентству по страхованию вкладов, уполномоченному органу, осуществляющему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и к иным пользователям банковской информации, доступ к которой ограничен.

[1] СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448.

[2] СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448.

[3] Данной точки зрения придерживается В.А. Копылов, приравнивая экземплярность информации с «вещным» обрамлением, т.е. отображением на материальном носителе. / См.: Копылов В.А. Информационное право. Учебник. М., 2004. С. 50.

[4] Ст. 2 ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448; в абз. 2 пункта 2 ст. 1260 ГК РФ дается следующее определение: базой данных является представленная в объективированной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

[5] Данные понятия отражены в ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

[6] СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.

[7] Когда стало понятно, что html и Сеть пришли всерьез и надолго, необходимость скрещения Интернета финансами стало очевидным. Банковскими технологиями мы занимались достаточно давно, и ничего другого не оставалось, как сделать сначала некий интернет-банк. Виктор Турсков, исполнительный директор WebMoney. Ссылка по: Генкин С.А. Планета Web-денег. М., 2008. С. 225.

[8] СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.

[9] СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6217.

[10] СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

[11] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 683.

[12] См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т. 4. С. 711.

[13] СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451. Далее - Закон о персональных данных.

[14] Нужно отметить, что персональные данные могут быть предоставлены и на международном уровне, согласно Регламенту (ЕС) № 1987/2006. Персональные данные могут предоставляться по информационным запросам из Шенгенской информационной системы («СИС», «СИС II»). Положения данного регламента распространяются на государства-членов Европейского Сообщества, например, в ст.1, 2 и др. положения указанного документ. Regulation (EC) No. 1987/2006 of the European Parliament and of the Council on the Establishment, operation and use of the second Generation Schengen Information system (SIS II). Official Journal of the European Union.

[15] Петрыкина Н.И. К вопросу о конфиденциальности персональных анных // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 5. СПС «КонсультантПлюс». Версия «Проф».

[16] СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2242.

[17] СЗ РФ. 1997. № 41. Стр. 8220-8235.

[18] С последними изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 06 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 37. Ст. 4182.

[19] Постановление Президиума ВС РФ № 38пв-99 от 28 июля 1999 г. Дело по иску о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул, возмещении морального вреда передано на новое рассмотрение, так как судебные инстанции при рассмотрении дела нарушили нормы процессуального и материального права. Документ опубликован не был. СПС «Консультант-Плюс».

[20] Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изм. и доп. от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4041.

[21] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52. Ст. 5496.

[22] Коломиец А.В. Коммерческая тайна в гражданском праве Российской Федерации. М., 2000. С. 52.

[23] СЗ РФ. 1997.№ 10. Ст. 1127.

[24] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 2008. № 47. Ст. 4982.

[25] Добровольский В.И. Инсайдерская информация в мировой практике, служебная информация и коммерческая тайна в России // Предпринимательское право. № 4. 2008. С. 31-37.

[26] Согласно п. 3 Указа Президента «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

[27] Шаповалов А.Г. Правовое регулирование оборота инсайдерской информации на рыке ценных бумаг. Дисс. на соиск. уч. степ. к.ю.н. Оренбург, 2006. С. 138.

[28] Отнюкова Г. Коммерческая тайна // Закон. № 2. 1998.

[29] Садиков О.Н. Гражданское право Российской Федерации. Т. 1. М., 2008. С. 166.

[30] Глава 48 Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 21 марта 2005 г. № 22-ФЗ – 1068, 1081). Часть вторая. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г. № 197-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 52 (Часть 1). Ст. 5029 и др.

[31] Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изм и доп. от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) // СЗ РФ, 1995. № 32. Ст. 3198.

[32] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

[33] Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской тайне» (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г. № 219-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть 1). Ст. 3422.

[34] Основы законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11 февраля 1993 г. №4462-1 (с изм. и доп. от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. № 27.Ст. 3213.

[35] Пп. 5 п. 4 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

[36] Постановление Конституционного Суда РФ № 8-П от 27 марта 1996 г. «По делу о проверке конституционности статей и 21 Закона Российской Федерации от 21июля 1993года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ.1996. № 15. Ст. 1768.

[37] Ст. 26 Федерального закона от 21 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» / СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

[38] Законодательством РФ не установлено, какие сведения должны содержаться в справках по операциям и счетам юридических лиц, которые в соответствии с абз. 3 ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации вправе предоставлять органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений // Сборник разъяснений и консультаций (вопросы и ответы). XXIII годовое общее собрание. Ассоциация региональных банков России (Ассоциация «Россия»). М., 2008. С. 71.

[39] П. 8 ст. 69 Федерального Закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает: «у банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

[40] Абз. 2 ст. 5, п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[41] См., например: Постановление от 19 марта 2008 года № Ф04-2033/2008 (2420-А46-26). Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». Версия «Проф». В данном деле, требования истца были мотивированы тем, что ответчик (кредитная организация) в ответ на требование налогового органа о предоставлении информации направило письменный отказ от исполнения требования о предоставлении информации по причине отсутствия печати на полученном запросе, в связи с чем ответчик считает решение налогового органа незаконным.

[42] Commission decision of 23 January 2009 establishing the Committee of European Banking Supervisors (Text with EEA relevance) (2009/78-EC) Official Journal of the European Union. 29.1.2009. L 25/23 // http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2009:025:0023:0027:EN:PDF

[43] Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2005 г. № Ф09-5759/05-С7. Документ опубликован не был. СПС «Консультант-Плюс». Версия «Проф».

Наши рекомендации