Феномен и концепт имиджа политического лидера в современном информационном обществе. Природа, роль и функции имиджа политического лидера в условиях современной российской политике
Учитывая одинаковую природу двух данных вопросов, рассмотрим их в едином ключе.
Под политическим лидерством понимается постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.
Проблема личности лидера всегда была центральной в анализе российской политики:
1. Постперестроечный период: приход в политику неповторимых индивидуальностей. Чем более непохожими на прежних лидеров, критичным в их адрес они были, тем больше был шанс выдвинуться. Привлекательность в силу необычно яркой риторики, манеры общения и идеологического разнообразия. На политической сцене, особенно парламентской, блистали шоумены.
2. XXI век: смена типа лидерства, на смену ярким и харизматичным лидерам ельцинской эпохи пришли лидеры нового типа: более скромного, скорее непубличного «системного» типа. Социальный и политический кризис последних лет потребовал от лидеров демонстрации их личностного потенциала.
!!!В российской политической культуре вообще и в постперестроечный период особую роль играет параметр силы, что не удивительно в условиях незрелости правового государства. Сакрализация высшей власти в России глубоко укоренилась в традициях политической культуры, но в то же время критерии представительной демократии требуют от национального лидера повседневно доказывать обществу и самому себе собственные дееспособность и политическую активность.
Функции современного лидера:
1. Технологическая – социальная деятельность;
2. Экспертная – роль как источника знаний, касающихся эффективности;
3. Коммуникационная – генератор связей и коммуникационный центр;
4. Кодификаторская – носитель норм, инструкций, обязательных образцов;
5. Представительская – связь с внешней средой;
6. Функция мобилизации масс и легитимации строя
В настоящее время наиболее востребованным обществом является тип жесткого лидера с авторитарными методами управления, визуально постоянно доступного, деятельного и прямолинейного. Не важно, будет ли он избираем или назначаем, главное, чтобы у него была реальная власть, при помощи которой он мог бы обеспечивать минимальные социальные и правовые потребности граждан.
Под имиджем политического лидера понимается сформировавшийся у определенного круга людей устойчивый преимущественно эмоциональный образ политика, имеющий характер стереотипа
!!!Сложившийся у избирателей имидж лидера прямо влияет на их электоральный выбор и тем самым определяет его политическую карьеру. Опыт России и ряда других стран свидетельствует, что, обладая большими финансовыми и информационными ресурсами, можно сформировать у избирателей далекие от реальности имиджи лидеров, предопределяя успех одних и поражение других.
Функции формирования политического образа:
1. Удовлетворение инструментальных потребностей воспринимающих - представления масс о том, каким должен быть лидер складываются на основе особенностей их собственной жизни. Частично образ власти нужен людям для того, чтобы предсказывать будущее своей страны и свое собственное будущее.
2. Оценочная - в силу того, что власть олицетворяет собой определенный политический курс, конкретные традиции и ценности, суждения о власти отражают определенную идентификацию, систему ценностей, общее мировоззрение индивидов.
3. Познавательная - мнение о власти служит своеобразным стандартом или рамками соотнесения для понимания окружающего мира.
4. Экстернализация внутренних конфликтов - индивиды переносят свои внутренние конфликты на внешние, уменьшая, таким образом, внутреннюю тревожность.
Характеристики в структуре образа политического лидера:
1. Персональные - физические особенности (внешность, пол, возраст), психологические особенности (характер, личностные черты, манера говорить политика) и чисто политические, профессиональные и деловые качества (политические ориентации, организаторские способности, лидерский потенциал).Влияет на восприятие и манера политика говорить. Из деловых и политических качеств политика наиболее важной считается его компетентность.
2. Социальные - статус лидера – официальная позиция, принадлежность к определенной социальной группе, материальное положение; происхождение и биография; характер взаимодействия с различными социальными группами – сторонниками и оппонентами. Так, по отношению к сторонникам политик должен демонстрировать покровительство и любовь, а по отношению к противникам – агрессивность. Социальные характеристики являются довольно подвижной частью имиджа и конструируются в соответствии с требованиями реальности.
3. Символические - лидеры становятся знаками определенных идеологий, того или иного возможного будущего, определенного курса действий. Символические характеристики имиджа политика значительно усиливаются в переломные моменты истории, когда люди ощущают потребность в объединяющих символах. В подобное время «лидер персонифицирует сферу страхов и надежд», но в мирное время символическая нагрузка имиджа лидера становится менее всеобъемлющей и носит не такой драматический характер.
Очевидно, что личность и образ связаны между собой, но при этом никогда полностью не совпадают. С последнее время можно с точностью сказать, что власть образов – это очень специфическая сила.Так как в политике национального масштаба вероятность лично познакомится в кандидатом – чрезвычайно мала, то решение о выборе политика принимается избирателями на основании знакомства не с ним самим, а с его имиджем или как сейчас принято говорить брэндом, созданием которого, как правило, занимается не он сам, а команда специалистов-имиджмейкеров или политтехнологов. При этом политик и его имидж, хотя и связаны между собой, но могут изрядно отличаться друг от друга.
!!!!Такая ситуация - не только российский феномен. Примерно так же выбирают своих президентов и сенаторов американцы и англичане, французы и немцы. Правда есть и отличия: в развитых демократиях, как и в развитых экономиках – избиратель ведет себя как грамотный потребитель. Секрет воздействия современной власти на сознание граждан лежит не только во власти как таковой, и не в технологах, создающих образы, а в самом нашем политическом сознании, наполненном образами.