Судебная власть как разновидность государственной власти.

Судебная власть – это система независимых государственных органов – судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях правовые споры и конфликты. В судебную власть входит также совок. тех ответственных властных полномочий, которыми наделён суд в целях восстановления нарушения права и справедливости, применения мер государственного принуждения к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в том числе и мер уголовного наказания к преступникам. Судебная власть осуществляется только судом. В отличие от исполнительной власти, кот строится на силе, судебная власть основывается на авторитете, уважении, традиции. Решения судебных органов являются законом, обязательным к исполнению.

В Республике Беларусь - это – Конституционный, Верховный, Высший хозяйственный, областные, районные и др.

Существенное место в системе судебных органов занимает Прокуратура Республики Беларусь. В соответствии со ст.125 Конституции она призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и иных нормативных актов министерствами и другими гос органами, местными представительными и исполнительными органами, общественными организациями и гражданами. Она же осуществляет надзор за исполнением законов при проведении расследования, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным и административным правонарушениям, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает гос обвинение в судах. Согласно ст. 35 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» прокурор выносит протест на противоречащие закону действия и, они пересматриваются.

Назначение суда в государстве и обществе в том, чтобы быть гарантом прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия. Основными же ф-циями судов являются:

· ф-ция наказания за нарушение государственных предписаний;

· ф-ция разрешения споров между гос-вом и гражданином;

· ф-ция разрешения конфликтов между гос и иными стр-рами;

· ф-ция восстановления, реабилитации справедливости.

В демократических государствах судебная власть строится на следующих принципах:

· независимость суда, кот обеспечивается рядом гарантий, в том числе, и очень часто, пожизненным назначением судей, их выборностью;

· коллегиальность при рассмотрении большинства дел;

· профессионализм судей. Например, согласно ст.62 «Закона о судопроизводстве в Республике Беларусь», судьей может быть гражданин республики, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы не менее 2-х лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении 2-х лет и сдавший квалификационный экзамен (для судей областей и города Минска – стаж 3 года, Верховного суда – 5 лет);

· право на обжалование решений.

Кассация – это жалоба в суд другой инстанции на недостатки в судебных процедурах. Апелляция – это просьба на повторное рассмотрение дела, с целью изменения наказания.

· гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел;

· состязательность;

· равенство субъектов правовых отношений перед законом и другие.

Классификации:

1. Судебные системы с судами универсальной юрисдикции (рассматривают любые дела)

2. Системы судов специализированных (финансовые, военные, патентные, дисциплинарные и иные суды)

Суды первой, второй и третьей инстанции. В некот. странах бывают суды четырёх инстанций. Суд первой инстанции рассматривает обычно малозначимые дела, второй – более тяжкие. Суды второй инстанции могут служить апелляционными и кассационными судами для судов первой инстанции. Суды третьей инстанции – высшие суды. Они рассматривают необычные и редкие дела и являются кассационными и апелляционными для судов первой и второй инстанции.

Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом, шесть – избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда – 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного суда – 70 лет.

Конституционный суд по предложению Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного, Высшего хозяйственного судов, Совета Министров Республики Беларусь даёт заключение о соответствии законов, декретов, указов Президента, любого другого государственного органа Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Нормативные акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определённом законом. Решение Конституционного суда имеет юридическую силу закона. Принимая обязательные для исполнения заключения, Конституционный суд оказывает влияние на формирование правовой системы, отвечающей международным нормам, правам граждан.

Наши рекомендации