Парламент – высший представительный и законодательный орган государственной власти.

Парламент является высшим представительным и законодательным органом в стр-ре институтов власти. «Представительный» означает, что в этом органе заседают избираемые или частично назначаемые представители народа – депутаты (депутаты – это люди, кот путём выборов или назначения получают право представлять интересы людей, принимать от их имени гос решения), а «законодательный» означает их действия - принятие законов.

Парламенты бывают одно- и двухпалатными. Однопалатные парламенты, как правило, в небольших унитарных государствах (Дании, Греции, Швеции и др.).

Двухпалатные парламенты имеют место в федеративных и более крупных государствах – в США, Германии, Великобритании, Франции, России и многих других странах. В небольшой Беларуси парламент также состоит из двух палат. К примеру, парламент Великобритании состоит из Палаты общин и Палаты лордов, Франции – Национального собрания и Сената, Конгресс США – Палаты представителей и Сената, Федеральное собрание России - Государственной думы и Совета Федерации, Беларуси – Палаты представителей и Совета Республики.

Наличие 2 палат имеет определенные плюсы и минусы. Положительное заключается в том, что двухпалатные парламенты позволяют увеличить в нём представительство населения, представлять и народ, и регионы, региональную власть, принимать более взвешенные законопроекты, учитывать мнение местных властей. Недостаток – усложнение, бюрократизация принятия законопроектов.

Верхняя и нижняя палаты имеют ряд отличий:

а) нижняя палата всегда формируется путем прямых выборов, а верхняя - как по принципу избрания, так и по принципу назначения главой государства, а также по принципу частичного избрания и частичного назначения или по принципу наследования;

б) верхняя палата, как правило, имеет более продолжительный срок полномочий (США – верхняя 6 лет, нижняя 2 года, во Франции соответственно 9 и 5 лет);

в) в верхнюю палату возрастной ценз более высокий. В Беларуси соответственно 30 лет в верхнюю палату и 21 – в нижнюю.

г) по количеству верхняя палата меньше. Исключение составляет Великобритания, где верхнюю палату образуют около 1200 наследственных лордов.

Нижняяпалата белорусского парламента – Палата представителей состоит из 110 депутатов, кот избираются народом на всеобщих выборах. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Для выдвижения в депутаты необходимо собрать 100 подписей избирателей в округе, в котором баллотируется кандидат в депутаты или его может выдвинуть трудовой коллектив численностью 300 избирателей, а также зарегистрированное Министерством юстиции Республики Беларусь пол партия (если она имеет первичную партийную организацию в данном округе). Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Верхняя– Совет республики состоит из 64 депутатов. Совет республики является палатой территориального представительства. В неё от каждой области и города Минска на местных Советах избирается по 8 человек и 8 человек назначает Президент. Членом Совета может быть гражданин Республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее 5 лет. Белорусский парламент избирается на 4 года. Выборы состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий действующего парламента.

В большинстве развитых стран парламент является постоянно действующим органом, работающим на профессиональной основе. Там, как правило, заседают профессиональные п-ки, юристы. В Республике Беларусь большинство членов парламента составляют – агрономы, инженеры, врачи, учителя, председатели колхозов. В значительной части развитых стран депутатами парламента не могут быть гос чиновники, служащие силовых стр-р, священнослужители. В Беларуси такого ограничения нет.

Парламент Беларуси собирается на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября, продолжительностью не более 80 дней, вторая – 2 апреля на не более чем 90 дней.

Депутаты парламентов обладают парламентской неприкосновенностью.

В своей деятельности депутаты имеют следующие полномочия:

· право законодательной инициативы;

· право голоса при принятии законопроектов и др. решений;

· право запроса в устной или письменной форме;

· право избирать руководящие органы палаты и парламентских комиссий.

Парламентарии большинства стран имеют право создавать партийные фракции, блоки, комиссии. Депутаты белорусского парламента избирают постоянные комиссии для курирования отдельных сфер общественной жизни, предварительной подготовки и рассмотрения законопроектов, вопросов, относящихся к ведению палат.

Руководит работой парламента председатель (спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента. В Беларуси – это председатели палат.

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы правления.

Основными ф-циями (полномочиями) парламентов, как правило, являются:

· обсуждение и принятие законопроектов, резолюций;

· обсуждение и принятие государственного бюджета и отчета о его выполнении;

· участие в формировании государственных органов, где это предусмотрено Конституцией и контроль за их деятельностью;

· обсуждение направлений внутренней и внешней п-ки, ратификация и денонсация международных договоров и т.д.

Палата представителей (ст.97):

· рассматривает по предложению Президента, либо инициативе 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

· рассматривает проекты законов о гражданстве, государственном бюджете, налогах, военную доктрину, вопросы прав, свобод и обязанностей граждан.

· назначает выборы Президента, принимает его отставку, выдвигает обвинение против него;

· даёт согласие на назначение Премьер–Министра, заслушивает, одобряет или отклоняет его программу;

· отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Совет республики (ст.98):

· одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов;

· даёт согласие на назначение Президентом председателей Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов, Председателя и членов Правления Национального банка, Председателя Центральной комиссии по выборам;

· избирает 6 судей Конституционного суда и 6 членов Центральной комиссии по выборам;

· отменяет решения местных советов, когда и принимает решения об их роспуске в случаях нарушения ими законодательства;

· рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения, полной или частичной мобилизации не позднее чем в 3-дневный срок после их внесения;

· рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности.

Вместе с этим, парламенту Беларуси не хватает активности, боевитости. Хар-рным показателем этого явления то, что подавляющее большинство законопроектов инициируется не парламентом. Обсуждаемые законы плохо прорабатываются, не носят долговременного хар-ра, декларативны. Мало законов стимулирующих капиталовложения, развития предпринимательства, защиту интересов бизнесменов, соц групп населения.

Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, и затем в Совете республики. Рассматриваемые документы проходят неск. чтений. Законопроект становится законом, если за него проголосовало большинство от полного состава каждой палаты. Одобренные парламентом законопроекты становятся законом, если их подписывает Президент или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены с возражениями президента на доработку.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Правительству, депутатам, а также гражданам в количестве не менее 50 тысяч (обладающими избирательным правом).

В Конституциях государств оговорены условия роспуска парламента. В Беларуси Палата представителей может быть распущена при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра, либо грубом нарушении Конституции. Последнее является условием роспуска верхней палаты. Роспуск палат является одним из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной.

Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний, в последние шесть месяцев полномочий Президента, период решения вопроса о досрочном смещении Президента, чрезвычайного или военного положения.

Наши рекомендации