Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ

Парламентсубъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти, избираемым его населением. Все основные вопросы организации деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Федерации регламентированы в их конституциях, уставах и законах. Законодательный орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Наименование органа представительной власти и количество депутатов (представителей), включая работающих на штатной оплачиваемой основе, определяются органами государственной власти субъекта РФ с учетом исторических, национальных и других условий и традиций.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет структуру и способы формирования законодательного органа государственной власти. Депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.

В основном парламенты субъектов РФ однопалатные, состоят не более чем из 50 депутатов. Встречаются парламенты и с большим числом депутатов. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Двухпалатные представительные органы действуют в Республике Башкортостан – Государственное Собрание (Палата Представителей и Законодательная Палата), Парламент Кабардино-Балкарской Республики (Совет Республики и Совет Представителей), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (Палата Республики и Палата Представителей), Законодательное Собрание Свердловской области (Палата представителей и областная Дума). Их компетенция сходна с компетенцией соответствующих палат Федерального Собрания РФ.

Не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет.

Расходы на обеспечение деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и распоряжение средствами бюджета субъекта РФ в процессе его исполнения законодательным органом, отдельными депутатами или группами депутатов не допускаются. При этом полномочия законодательного органа субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются. Правомочность заседания законодательного органа субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта РФ. При этом заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 % от числа избранных депутатов. Такое правомочное заседание проводится не реже одного раза в три месяца.

Вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации срок, который не может превышать тридцать дней со дня его избрания. Заседания законодательного органа субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением установленных нормативными актами случаев.

Порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов РФ определяется их регламентом. Обычно они избирают из своего состава председателя и его заместителей, которые руководят работой этого органа. Органы представительной власти субъектов РФ являются постоянно действующими органами, хотя и работают в сессионном порядке. Заседания законодательного органа являются открытыми, но допускается и закрытая форма, что устанавливается регламентом этого органа. Для предварительного рассмотрения и подготовки к слушанию вопросов, относящихся к ведению этих органов, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты).

Правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации обладают:

1) депутаты,

2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации),

3) представительные органы местного самоуправления.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено и иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации. Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и осуществляет иные полномочия. К иным полномочиям можно отнести избрание на должность, например, Уполномоченного по правам человека, судей конституционного (уставного) суда, члена Совета Федерации от законодательного органа данного субъекта РФ, а также наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.

Полномочия законодательного органа достаточно обширны. Это:

- утверждение программ социально-экономического развития региона;

- установление налогов и сборов и порядка их взимания по предметам ведения субъекта);

- установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, установление отчетности о расходовании средств этих фондов;

- управление и распоряжение собственностью субъекта РФ;

- утверждение и расторжение договоров субъекта РФ;

- установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

- установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;

- проведение выборов в органы местного самоуправления;

- деятельность органов местного самоуправления субъекта РФ;

- определение административно-территориального устройства и порядок его изменения;

- утверждение схемы управления субъектом, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Законом субъекта Российской Федерации:

1) утверждаются: бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении и программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении; заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

2) устанавливаются: порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий, установленных федеральным законом; налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ; выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения; система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

- принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

- оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, данное решение принимается на совместном заседании палат;

- назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта РФ;

- назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

- назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

- оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие;

- утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

- одобряется проект договора о разграничении полномочий;

- назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации и оформляются иные решения по вопросам ведения.

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.

Проект закона субъекта РФ рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным органом по представлению высшего должностного лица либо при наличии заключения указанного лица в срок не менее 14 календарных дней.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Органы власти субъектов РФ обеспечивают соответствие своей деятельности и принимаемых нормативных правовых актов федеральному законодательству. Установлена их ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных законов, игнорирование решений судов, в результате которых были созданы препятствия работе федеральных органов власти, местного самоуправления, нарушены права и свободы человека, охраняемые законом интересы юридических лиц.

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

1) принятия решения о самороспуске;

2)роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;

3)вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Правом досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ обладают высшее должностное лицо субъекта РФ и Президент РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае:

1)принятия им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательным органом в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

2)если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.

Данное решение принимается в форме указа (постановления).

Президент Российской Федерации также имеет право вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации в форме указа. Если в течение трех месяцев со дня вынесения предупреждения указанный орган не принял соответствующих мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Президент РФ вносит в Государственную Думу проект закона о роспуске законодательного органа, а Государственная Дума обязана в течение двух месяцев рассмотреть указанный проект).

Еще один случай досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ связан с отклонением представленной Президентом РФ кандидатуры высшего должностного лица РФ. В случае, если после представления в третий раз на должность высшего должностного лица субъекта РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта принял решение об ее отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями должностного лица субъекта РФ, Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через 120 дней (6 месяцев) со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий.

Наши рекомендации