Раздел VI. Политическая культура. Политические идеологии
1. Корректно ли рассматривать политическую культуру исключительно как систему «позитивных» ценностей по отношению к данной политической системе.
В какой степени и как влияет на государство и общество оппозиционный и «негативный» потенциал политической культуры? Приведите примеры контркультуры в ее агрессивной и пассивной формах.
2. В разных странах имеются большие отличия в ориентациях и ценностях политической жизни. Так, в Африке, как правило, одинаково голосуют на выборах члены одного рода-племени; мусульмане могут иметь четыре жены; в России критически относятся у тем, кто занимается коммерцией; в Китае, наоборот, неудачником считается тот, кто не смог организовать свое маленькое дело; в Италии уважительно относятся к тем пожилым людям, кто никогда не занимался государственной работой и т. д. и т. п.
Обсудите возможные перспективы развития культурно-ценностных ориентаций различных народов. Определите свое отношение к следующим возможным вариантам:
а) эти и другие различия будут расти и углубляться, стимулируя новые конфликты и противостояние культур;
б) ценности будут сближаться и сглаживаться, мир станет более единым;
в) будут происходить лишь несущественные изменения в плане сближения политических культур и ценностей;
г) демократические ценности постепенно вытеснят авторитарно-тоталитарные и патриархальные типы культуры. Будет создан единый мировой порядок по образцу западной цивилизации.
3. Француз Ж. Сорель ввел в оборот термин «политический миф», т. е. веру в будущее, связанное с достижением политической программы. Это во многом предопределяет решительное и даже героическое поведение людей. Каждое крупное политической движение предполагает свой миф. Л.С. Санистебан полагает, что политическое действие требует абсолютной веры в конечную победу. В чем, на Ваш взгляд, суть политической мифологии? Все ли политические партии и движения подвержены ей? Приведите конкретные примеры из истории.
4. Процесс приобщения человека к политическим ценностям называется:
а) предвыборной агитацией;
б) культурной интеграцией личности;
в) политической социализацией;
г) политической стратификацией.
5. Какое из следующих утверждений верно?
а) семья является главным источником политической социализации личности, даже там, где о политике не говорят;
б) церковь и школа – наиболее важные проводники политической социализации;
в) процессы социализации личности всегда очевидны, никогда не комуфлируются и не прячутся теми, кто пытается сформулировать у людей ту или иную систему;
г) в семьях, где политика никогда не обсуждается, родители не разделяют политических взглядов детей.
6. Сравните (охарактеризуйте) либерально-демократический и авторитарно-тоталитарный типы политической культуры.
Заполните таблицу:
Тип политической культуры | Характеристика |
Либерально-демократический Авторитарно-тоталитарный |
7. Известный английский политолог Р. Роуз следующим образом характеризует политическую культуру элиты английского общества:
«Изменение ради изменения не привлекает английских политиков: они предпочитают приспособиться к своим престарелым политическим институтам, нежели отвергнуть их». Если использовать классификацию Г. Алмонда, к какому типу культуры можно отнести данную политическую культуру? Аргументируйте свой ответ.
8. Как Вы думаете, существует ли взаимосвязь между уровнем материального положения и типом политической культуры? Известный американский политолог С. Липсет отстаивает тезис о естественной приверженности малоимущих слоев населения к политическому экстремизму: склонности к немедленному решению социальных проблем насильственными методами. Либеральные ценности, по мнению С. Липсета, недоступны необразованным рабочим в силу их сложности. Аргументируйте свой ответ.
9. Как Вы думаете, чем можно объяснить преобладание в западной политической культуре ценностей согласия и толерантности?
10. По результатам исследования Г. Алмонда и С. Вербы регулярно за общенациональными политическими событиями следят 27 % американцев, 23 % англичан, 35 % немцев, 11 % итальянцев, 15 % мексиканцев. Можно ли по этому показателю судить об уровне политической культуры?
11. Какой тип политической культуры выражен в формуле китайского философа Конфуция «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном»? Какие ценности лежат в основе данного типа политической культуры?
12. В сознании американцев существует устойчивое представление о том, что их политическая система, созданная на основе конституции, близка к совершенству и не нуждается в существенных изменениях. Так, в 1988 г. 80 % опрошенных американцев считали излишним вносить дополнительные поправки к конституции, 8 % не имели по этому вопросу конкретного мнения, а 12 % предлагали внести поправку, запрещающую дефицит федерального бюджета. Однако, по данным другого опроса, 55 % респондентов считают, что правительство действует в интересах промышленно-финансовых групп, и лишь 39 % полагали, что оно работает на благо всех. Как совмещаются в американской политической культуре вера в совершенство американской демократии с невысокой оценкой деятельности ее отдельных институтов?
13. Чем объясняется, на Ваш взгляд, такая черта немецкой политической культуры, как высокий уровень политического доверия граждан? По данным немецкого политолога В. Бюрклина, легитимность режима опирается на политическую поддержку 80,5 % граждан, легитимность правительства – 65,2 %, эффективность режима – 47,4 %.
14. Сравните следующие определения понятия «идеология»:
а) Идеология включает философию истории, виденье нынешнего положения дел, некоторые оценки возможного направления будущего развития, комплекс предписаний, предусматривающий, как ускорить, замедлить или модифицировать то или иное общественное развитие (Д. Лапаламбара).
б) Идеология – это знание, рассматриваемое в качестве инструмента социальных изменений. Сила идеологии в силе страсти и приверженности идее (Р. Рейс).
в) Идеология имеет несколько элементов:
– комплекс моральных ценностей, рассматриваемых как абсолюты;
– схема некоего хорошего общества, в котором эти ценности будут реализованы;
– систематическая критика или систематическое подтверждение социальной организации и ее динамики;
– стратегический план перехода из настоящего в будущее (Р. Хайбер).
г) Идеология представляет собой логически связанную систему символов, которая в рамках более или менее разработанной системы истории связывает познавательные и оценочные восприятия социального положения субъекта – особенно его перспектив на будущее с программой коллективных действий для сохранения, изменения или трансформацию общества (В. Меллинз).
д) Идеология – совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретически более или менее систематизированной форме отношения людей к окружающей действительности и друг к другу, служащая для изменения и развития отношений в обществе на основе определенных интересов. В классовом обществе идеология носит классовый характер. (Философская энциклопедия).
15. В основу какой концепции легли следующие положения?
а) идея разделения властей;
б) идея верховенства закона над государством и его органами;
в) идея естественных, неотчуждаемых, прирожденных прав личности;
г) идея необходимости гарантии прав и свобод.
16. Основоположник консерватизма Э. Берк выводит систему ценностей консерватизма. Сформулируйте «антиценности» консерватизма и запишите их в таблицу.
Ценности консерватизма | «Антиценности» консерватизма |
1. Религиозность и духовность политической деятельности 2. Культ нравствености 3. Культ традиций, патриотизма 4. Авторитет церкви, школы, семьи 5. Сильное иерархическое государство 6. Прагматизм, здравый смысл 7. Постепенность и осторожность реформирования 8. Свобода и ответственность |
17. Какая из идеологий особенно утверждает приоритет стабильности, традиций, лояльности к власти, веры в бога, патриотизма:
а) социализм; б) либерализм; в) консерватизм; г) анархизм; д) ничего из вышеназванного.
18. Какая их идеологий особо аппелирует к необходимости рыночной экономики, свободы личности и ограничения государственного вмешательства:
а) социализм; б) фашизм; в) консерватизм; г) классический либерализм; д) ничего из вышеназванного.
19. Какая из идеологий особо утверждает, что человек меняется под воздействием окружающей среды:
а) фашизм; б) марксизм-ленинизм; в) консерватизм; г) либерализм; д) социал-демократизм.
20.Тождественны ли понятия «идеология» и «программа партии»?
21. Охарактеризуйте основные признаки либерализма, консерватизма и социал-демократизма. Выявите различия и общие черты. Назовите страны, где доминируют эти идеологии.
22. По словам авторитетного европейского социолога Р. Дарендорфа, «в условиях, когда опасность аномии возрастает, важнейшей задачей либерала становится создание институционных структур» (Р. Дарендорф. После 1989. Размышления о революции в Европе. М., 1998. С. 61). В чем заключается смысл этой задачи? И насколько она актуальна для российского общества?
23. По авторитетному свидетельству Ф. Хайека, «никогда демократия не действовала успешно, если не было достаточно развито звено местного самоуправления» (Фридрих А. Хайек. Дорога к рабству. М., 1992. С. 173 –174). Как объяснить отмеченную зависимость? В чем состоит роль местного самоуправления в формировании и развитии демократической системы вообще? Отвечая на поставленные вопросы, ознакомьтесь с Европейской хартией о местном самоуправлении (Социс. 1997. № 1. С. 90 – 94) и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
24. По словам известного французского ученого и государственного деятеля А. Токвиля, «трудно представить себе, каким образом люди, полностью отказавшиеся от привычки самим управлять своими делами, могли бы успешно выбирать тех, кто должен ими руководить» (А. Токвиль. Демократия в Америке. М., 1992. С. 498). Разделяете ли Вы «сомнение» классика? Аргументируйте свой ответ. Оцените актуальность токвилевского суждения для российского общества.
25. Более века тому назад в связи с работой Редакционных комиссий по крестьянскому вопросу Н.Г. Чернышевский заметил, что «так называемая гласность» (в их деятельности) — это «бюрократическое выражение, придуманное для замены выражения "свобода слова", и придуманное по догадке, что выражение "свобода слова" может показаться неприятным или резким кому-нибудь...» (Н.Г. Чернышевский. Письма без адреса// Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1987. С. 358-359). — Отправляясь от критической реплики Н.Г. Чернышевского, оцените значение «гласности» периода «перестройки». Что отличало «гласность», по Горбачеву, от демократической практики свободы слова?
26. В начале 70-х годов, когда во Франции стали все чаще практиковаться опросы общественного мнения, журнал «Тан модерн» опубликовал статью известного социолога П. Бурдье под названием «Общественное мнение не существует». Автор доказывал, что центры, занимающиеся массовыми опросами, в действительности не измеряют «общественное мнение», а фабрикуют артефакты, и что «нет ничего более неадекватного, чем выражать состояние общественного мнения через процентное отношение» (П. Бурдье. Социология политики. М., 1993. С. 161 –177). Разберите аргументы П. Бурдье и определите свое отношение к ним. Оцените в связи с этим практику российских ЦИОМ.
27. В сравнительном исследовании «политических установок и демократии пяти наций»: США, Мексики, Италии, Великобритании и Германии известные политологи Г. Алмонд и С. Верба выделяют три типа политических культур: «патриархальную», «подданническую» и культуру «участия» (Г. Алмонд, С. Верба. Гражданская культура // Антология мировой политической мысли. Том II. М., 1997. С. 598 – 599). Какие «измерения политических ориентаций» положены в основу указанной типологии? Как они проявляются у носителей «подданнической» культуры?
28. По свидетельству выдающегося отечественного мыслителя Н.А. Бердяева, «для русских характерно совмещение и сочетание антиномических, полярно противоположных начал. Россию и русский народ можно характеризовать лишь противоречиями» (Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 15). В чем проявлялась и проявляется эта «антиномичность» по отношению к государству? Чем она обусловлена в прошлом и настоящем?
29. Размышляя о влиянии религиозных воззрений на упрочение демократической республики в США, А. Токвиль заключал, что «религию, которая в Соединенных Штатах никогда не вмешивается в управление обществом, следует считать первым политическим институтом этой страны» (А. Токвиль. Демократия в Америке. М., 1992. С. 223). Что дает основание для подобной оценки и какова роль религии в формировании политической культуры вообще? Для сравнения обратитесь к работе Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» (введение) и фрагментам из трудов духовного лидера Ирана аятоллы Р. Хомейни (Новое время. 1993. № 15. С. 58 – 59).
30. В ходе международного социологического опроса, проведенного в 1999 году, респондентам среди прочих был предложен вопрос: Какое значение имеет для Вас слово «коммунизм»? Распределение положительных и отрицательных оценок понятия (в %, за вычетом «затруднившихся ответить») получило по странам следующий вид: Россия – 35:41; Франция – 18:71; Италия – 17,4:48,2; Польша –
17,3:16,9 ... (Наши надежды в зеркале статистики // Общая газета, 1999, № 44). — Как бы Вы прокомментировали результаты опроса? Что они дают для понимания специфики политических культур?
Раздел VII. Мировая политика и международные отношения
1. В своей книге «Сто страниц будущего для будущего» (Нью-Йорк, 1981 г.)
А. Печчеи подчеркивает, что основными факторами «упадка» современной цивилизации являются: продолжающийся демографический взрыв; полное отсутствие радикальных программ решения глобальных проблем, истощение и деградация биосферы, мировой экологический кризис, нехватка дешевой энергии; прогрессирующая милитаризация мира; глубоко укоренившиеся социальные язвы и пороки; архаичное научно-техническое развитие; старые, не поддающиеся адаптации социально-экономические институты; конфронтация «Запад-Восток» и «Север-Юг»; недостаток морального и политического лидерства.
Считаете ли Вы, что перечисленные факторы достаточно точно характеризуют кризисные явления, охватившие мир? Какие из этих факторов характерны для современной России?
2. Взаимозависимость, масштабность и долговременность глобальных проблем по-новому ставят перед человечеством вопрос о том, как нейтрализовать или ослабить их. В силах ли, на Ваш взгляд, человечество преодолеть негативные последствия его собственной деятельности? В чем, по-Вашему, специфика глобальных проблем, отличие их от любых других?
3. По свидетельству аналитиков, к концу XX века выявилась следующая закономерность: не во всех странах с рыночной экономикой установлена демократическая форма правления, но во всех странах с демократической формой правления действует рыночная экономика (см.: Р.Даль. О демократии. М., 2000. С. 60). Чем объяснить отмеченную зависимость? Каковы ее конкретные механизмы? Соотнесите свои представления по этим вопросам с комментарием Р. Даля.
4. Если исходить из аналогии международных отношений с взаимоотношениями на личностном уровне, то какими общечеловеческими ценностями можно и должно руководствоваться правительствам во внешней политике? Проанализируйте эту проблему с учетом конкретных внешнеполитических событий.
5. Справедливо ли утверждать, что внешняя политика страны является квинтэссенцией политики внутренней? В какой степени внутриполитические факторы влияют на внешнюю политику?
6. Большинство аналитиков характеризует появившееся в начале 90-х годов распределение сил на мировой арене как:
а) биполярное; б) многополярное; в) классический вариант «баланса сил»; г) ничего из названного.
7. Заполните схему типологии и содержания международных отношений:
Типы международных отношений | Основные черты |
1. Международные отношения господства и подчинения | |
2. Международные отношения сотрудничества | |
3. Смешанный (переходный) тип международных отношений | |
4. Международные отношения под эгидой и патронажем мирового сообщества |
8. Используя справочную литературу, заполните следующую таблицу:
Страны, обладающие ядерным оружием | Страны – постоянные члены СБ ООН | Страны–члены большой семерки |
9. Используя справочную информацию, заполните следующую таблицу:
Страны – члены ЕЭС | Страны – члены НАТО | Страны – члены Европарламента | Страны – члены СНГ | Главы государства | Обстоятельства прихода к власти |
Библиографический список
1. Альбом схем по политологии /Сост. Е.В. Макаренко, В.И. Сушков.
Краснодар: Кубанский науч. центр полит. и правовых исследований, 1995. 168 с.
2. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997. 460 с.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Просвещение. Универ, 1993. 420 с.
4. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975. 223 с.
5. Белов Г.А. Политология. М.: ЧеРо, 1997. 303 с.
6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл научного коммунизма. М.: Наука, 1990. 222 с.
7. Бурдье П. Социология политики. М.: SocioLogos, 1993. 333 с.
8. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 805 с.
9. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 1997. 541 с.
10. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Соцэкгиз, 1936. 502 с.
11. Гражданская культура и стабильная демократия / Г. Алмонд, С. Верба // Полис. 1992. №4.
12. Даль Р. Демократия и ее критики. М.: РОССПЭН, 2003. 574 с.
13. Даль Р. О демократии. М.: Аспект – Пресс, 2000. 204 с.
14. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.
15. Липсет С. Политическая социология // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972. 392 с.
16. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. 79 с.
17. Монтескье Ш. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.
18. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 477 с.
19. Мухаев Р.Т. Политология. М.: ПРИОР, 2001. 428 с.
20. Панарин А.С. Политология. М.: Проспект: Велби, 2004. 438 с.
21. Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Юрист, 1999. 600 с.
22. Политология: Хрестоматия / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. 843 с.
23. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект – Пресс, 1997. 447 с.
24. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: КАНОН – Пресс, 1998. 413 с.
25. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект – Пресс, 2004. 558 с.
26. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Весь Мир, 2000. 559 с.
27. Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика: МП «Эконом», 1992. 175 с.
28. Чанышев Н.А. Аристотель. М.: Мысль, 1987. 220 с.