От изоляции к глобализации
Глобализация как ведущая тенденция мирового развития
Феномен глобализации
Возникновение феномена глобализации, понятой как процесс становления единого взаимозависимого мира, ныне мало кем оспаривается и ставится под сомнение. Его по-разному воспринимают, интерпретируют и оценивают, вплоть до взаимоисключающих характеристик и выводов. Многие исследователи отмечают неопределенность, расплывчатость самого термина «глобализация», но отказаться от него, пренебречь им в дискурсе о современности и будущем человеческой цивилизации уже не могут. В этом плане существенный вклад внесли работы Р. Робертсона, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, М. Кастельса, У. Бека, А. Уткина и др. исследователей, посвятивших феномену глобализации специальные работы.
В литературе по глобализации легко просматривается широкое и узкое толкование этого понятия: от обозначения особой стадии всемирно-исторического процесса до наименования конкретных явлений и тенденций. Говорят о «глобальных вызовах», «глобальной экономике» или «глобальной безопасности», называют признаки-тенденции, вроде размывания национальных барьеров в экономике или суверенитета государств, отождествляют с информационной или технологической революциями. Например, под глобализацией понимают «общественный процесс, в ходе которого уменьшается зависимость социального и культурного развития от географического фактора, и это во все большей степени осознается людьми» (М. Уотерс); по определению Международного валютного фонда, это «интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капитала».
Большинство авторов трактуют и применяют понятие глобализации в значении, близком этимологии самого слова «глобальное», т.е. как нечто взятое в целом, всеобщее, всемирное. К глобальным относят явления, факторы, тенденции и процессы, которые стали общезначимыми, общечеловеческими для мирового сообщества в целом, затрагивают интересы и выражают потребности всех народов и граждан, стран и культур и так ими воспринимаются и оцениваются. Это и возрастающее единообразие товаров, поставляемых на мировой рынок и пользующихся всеобщим спросом, и стандартизация навыков и приемов в сфере профессиональной деятельности (в производстве, науке, технологии), и распространение и укоренение поведенческих стереотипов и манер общения людей, никак не связанных с их национальной и культурной принадлежностью. Всеобщее признание и популярность термина «мировой стандарт» явно навеяно и укоренено в сознании людей именно процессом глобализации, а не какими-то сугубо внутренними, локальными причинами и факторами. Люди разных верований, убеждений и привычек, не возражая и не договариваясь друг с другом, просто принимают как данность и нечто само разумеющееся некие общие формы и нормы общения и поведения, одежды и этикета, бытовых удобств и развлечений. Оставаясь во многом разными, они в чем-то жизненно важном становятся похожими друг на друга, не испытывая при этом неловкости и несвободы.
Будучи символом всеобщего, глобализация, однако, в ее гуманистическом смысле и толковании не имеет ничего общего с унификацией, стандартизацией и обезличиванием. Глобализация — это то, что свойственно и принадлежит всем, не требуя ни от кого отказа от своей индивидуальности и своеобразия. С другой стороны, все глобальное перестает быть только локальным, частным и автономным и становится общим достоянием. Как и почему это возможно? Ответ на этот вопрос позволяет раскрыть и понять сущность глобализации как процесса, способного гуманизировать мир и всю систему человеческих отношений.
Сущность глобализации открывается в явлениях и процессах более глубокого уровня, чем она предстает в феноменологическом срезе. Отправным пунктом является осознание и признание объективного факта: в мире возникли вопросы и проблемы, которые ни одна страна и народ не могут решить автономно, изолированно и безотносительно друг к другу. Благодаря развитию информационных технологий, преодолевающих любые организационные ограничения и политический контроль, произошло такое уплотнение, сжатие мирового пространства и времени, что привычные способы и механизмы взаимодействия и сотрудничества стран и народов уже не срабатывают, не дают ожидаемого результата и эффекта.
Жестко фиксируя усиливающуюся зависимость стран, народов и культур друг от друга, глобализация соединяет ее с взаимностью, тем самым обозначая рубикон в естественно-историческом процессе развития человеческой цивилизации. Государства и сообщества, продолжая решать свои текущие дела и проблемы, вдруг оказались перед необходимостью сообща, солидарно искать и находить ответы на вызовы времени, которые породила отнюдь не глобализация, но именно ей предстоит эту историческую миссию взять на себя. Важно не только признать взаимозависимость как тенденцию и потребность глобализирующегося общества, но сделать ее принципом, законом сосуществования и солидарности людей.
Существуют подходы и теории, наделяющие глобализацию исключительно негативной, разрушительной силой, вещающих о рождении некоего «сверхобщества», которое надстраивается над современным социумом и процветает за счет всего остального человечества. Важно определить и обозначить основание, из которого исходят авторы той или иной точки зрения или концепции.
В концептуальном социально-философском плане, по мнению В.И. Толстых, следует отдать предпочтение идее единства мира, рассматривая его в качестве глубинного и конститутивного принципа построения и жизнеустройства будущего глобального общества. Российский ученый исходит из того, что мы все - христиане и мусульмане, иудеи и буддисты, люди разных рас и культур — обитаем в едином пространстве планеты Земля, которая является нашим общим домом. Живем по разным календарям, как бы в разных временных координатах и измерениях, каждый отсчитывая «свое» время, и вместе с тем, находимся в одном и том же времени, именуемом современностью. Глобализация будет настолько благом и принята мировым сообществом народов, культур и цивилизаций, насколько сумеет аккумулировать в себе великую потребность человека и человечества выжить и выстоять в каждодневной борьбе за существование и жизнь, достойную называться человеческой. Видимо, наступило как раз то время, когда эта потребность, возникшая вместе со становлением человеческого рода, становится осознанной необходимостью и получает реальный шанс превратиться в ведущую и доминирующую тенденцию всемирно-исторического развития.
В отличие от расхожей идеи неизбежности столкновения цивилизаций В.И.Толстых исходит из того, что существующее многообразие культур и цивилизаций есть исторически сложившийся способ сосуществования, сожительства людей, народов, наций и стран с природой и друг с другом. Акцент ставится на единстве, а точнее — единстве в многообразии. Такой подход и взгляд представляется наиболее плодотворным для осмысления феномена глобализации. Научиться жить самим, давая жить другим, — в этом и заключается основная идея глобализации (в ее гуманистическом истолковании).
Настаивая на приоритете единства, безусловно, нельзя забывать о многообразии мира, которое представляет собой не меньшую ценность. Единство и целостность человеческого бытия вне и без его многообразия — это мир-казарма, состоящий из «метрополии» и «резерваций». Созданный по образу и подобию некоего эталона, якобы единственного и наиболее прогрессивного, принципы и нормы жизнеустройства которого механически усваиваются другими, такой мир, конечно, не нуждается в плюрализме культур и образов жизни. Многообразие выступает и выглядит тогда как преграда на пути универсализации мира. Глобалисты-гегемонисты как раз и рассчитывают на эрозию, стирание культурной самобытности и особенностей образов жизни, ментальностей народов и этносов, на подчинение их некоему единому образцу цивилизованного бытия.
Поэтому можно понять осторожность тех исследователей, которые тезис о единстве и целостности мира относят главным образом к сферам экологии и экономики.Касаясь сфер политики, и особенно культуры, они применяют его менее категорично, высказывая ряд серьезных оговорок и уточнений. Хотя глобализация дает о себе знать и в этих сферах, здесь многообразие и различия выступают как принцип и закон их полноценного существования и развития. Не следует упускать из виду и то, что покушение на многообразие в области политической и культурной жизнедеятельности, как правило, вызывает ответную реакцию самозащиты — в облике консервативного традиционализма и националистического фундаментализма. Это одна из ловушек глобализации, реальную опасность которой нельзя недооценивать.
Вызовы и проблемы глобализации имеют общий фокус и концентрируются вокруг вопроса человеческого измерения и самого процесса глобализации, и будущего глобального общества. Все они так или иначе упираются в главный вопрос: насколько грядущий глобальный мир будет лучше, гуманнее и справедливее современного мира, взятого со всеми его достоинствами и несовершенствами? Именно на него предстоит дать ответ мировому сообществу, которое оказалось ныне в ситуации альтернативных решений и выбора, который еще надо сделать.
Мировые религии и культуры внесли огромный вклад в выработку и определение универсальных ценностей и жизненных смыслов человеческого бытия, сформулировав их в понятиях солидарности, свободы, равенства, братства, справедливости, терпимости, ненасилия, сотрудничества и т.д. Каждая новая эпоха по-своему их толковала и пыталась реализовать, к сожалению, часто безуспешно и средствами, которые дискредитировали благородные намерения и высокие цели. Эпоха глобального мира - это время и шанс претворить идею человеческого всеединства в реальность. Поиски социальной, духовной и этической парадигмы глобального общества преследуют именно эту цель, и от того, насколько они будут успешными, зависит судьба и конечные результаты процесса глобализации.
От изоляции к глобализации
Понятие «глобализация» вошло в повседневный язык, и не проходит дня, чтобы политики, публицисты, журналисты не обращались бы к проблемам глобализации, рассматривая последнюю или как источник разных бед современного мира, или, наоборот, как шанс их преодоления. Появились термины, родственные глобализации или построенные на основании аналогий, сравнения с ней и метафор, имеющих порой юмористическую, порой негативную, уничижительную окраску, и в обыденном мышлении эти слова все шире распространяются, можно сказать, «делают карьеру»: макдонализация, кока-колизация, американизация, вестернизация, культурный империализм. На рубеже XX-XXI вв. в протестах, сопровождавшихся беспорядками и насилием, которые прошли в Сиэтле, Вашингтоне, Праге, Давосе, Генуе, проявилась новая волна радикальных социальных движений, направленных против глобализации.
Одним из первых, кто обратился к проблематике глобализации, был американский социолог Роланд Робертсон, который определял ее как «совокупность процессов, делающих единым социальный мир». В каком смысле единым? Это выражается в нескольких направлениях.
Во-первых, современные, новейшие технологии опутывают мир сетью коммуникаций и телекоммуникаций, и наиболее явным выражением этого является всемирная компьютерная сеть интернет. Достаточно бросить взгляд на карты авиалиний, маршрутов авиакомпаний или на схемы связей в интернете, чтобы отдать себе отчет в том, что в масштабе целого мира перемещаются люди, информационные блоки, изображения. Технология радио и телевидения позволяет огромным массам людей, рассеянных по всему земному шару, одновременно виртуально участвовать в одних и тех же «глобальных событиях»: в Олимпиадах, футбольных матчах на первенство мира, визитах в разные страны Папы Римского, концертах Роллинг-Стоунс. В этом смысле сбываются слова канадского теоретика средств массовой информации Маршалла Маклюэна, сказавшего, что мир превращается в «глобальную деревню».
Во-вторых, людские общества становятся все теснее связанными развитой сетью экономических, финансовых, политических, стратегических, культурных взаимозависимостей. События в одной части мира немедленно влияют на то, что делается в самых отдаленных от нее странах. Биржевой крах в Гонконге отдается эхом в обменных пунктах Варшавы. Падение добычи нефти в Ираке определяет повышение цен на бензин в Исландии. Заявление главы Центрального американского банка влияет на решения инвесторов в Бразилии. Визит российского президента в Китай вызывает тревогу у стратегов НАТО. Мини-самокаты или туфли на платформах появляются почти одновременно в магазинах Берлина, Милана, Лондона и Ломжи.
В-третьих, появляются новые формы экономических, политических, культурных организаций наднационального характера, не связанных с каким-либо конкретным государством или с какой-либо отдельной страной. Наиболее очевидным примером такого рода могут служить крупные промышленные корпорации, банки, торговые фирмы. Некоторые из них еще сохраняют символическую связь с той страной, откуда они ведут свое происхождение: «Сони», «Тойота», «Микрософт», «Боинг», но другие существуют уже в чисто международном пространстве: «Кока-Кола», «Макдональдс», «Каррефур», «Дженерал Моторс», «Ситибанк» и т.п. Масштаб их операций далеко выходит за границы одного государства. В политике гораздо более ранним явлением, обретающим, однако, сегодня новые формы, были международные организации ООН, ЮНЕСКО, Интерпол и т.п. Такие или подобные им организации обретают сегодня определенные атрибуты государственного суверенитета, им даются права принимать решения, обязательные для стран-членов этих организаций (таковы, например, Европейская Комиссия, Европарламент) или право осуществлять юрисдикцию над судами отдельных стран (таким правом обладает Трибунал по расследованию преступлений против человечества в Гааге, а также Верховный Суд по правам человека в Страсбурге). Типично наднациональный характер имеют новые социальные движения и отпочковавшиеся от них более прочные организации или ассоциации, например «Гринпис», который вышел из экологического движения, «Амнисти Интернэшнл» (Международная Амнистия), которая вышла из движения за права человека. В мире средств массовой информации существуют наднациональные телевизионные компании, например СиЭнЭн, международные журналы, например «Интернэшнл Геральд Трибьюн» или «Тайме». В области спорта самые знаменитые футбольные клубы уже не представляют свои страны (какую-либо отдельную страну), ибо разве можно считать команду голландской или британской, если в ее составе играет только один голландец или только три англичанина, а остальной состав формируют так называемые «интернационалы»? К сожалению, глобализация затрагивает также преступные организации, прежде всего такие, которые занимаются нелегальной доставкой и сбытом наркотиков или торговлей так называемым «живым товаром».
В-четвертых, появляются социальные группы, жизнь и трудовая деятельность которых уже совершенно оторвана от конкретного места. Когда-то в таком положении были только дипломаты, сегодня к ним добавились бизнесмены, менеджеры, финансисты, персонал авиакомпаний, профессиональные спортсмены, артисты, в известной мере ученые. Эти люди постоянно меняют место проживания, кружатся по всему миру, значительную часть своей жизни проводят в отелях, имеют свои офисы и квартиры во многих метрополиях, буквально не выходят из самолетов, пересекающих океаны по трансконтинентальным маршрутам. В крупных аэропортах для них приготовлены залы для конференций, чтобы они могли провести там деловые встречи, даже не посещая город, не покидая аэропорт. Недавно в связи с введением в строй новой авиатрассы из Нью-Йорка в Токио через Северный полюс, возникла проблема повышенной радиации в районе Северного полюса, которая может представлять опасность для пассажиров, пролетающих этой трассой чаще, чем три раза в неделю.
Результатом такого рода изменений становится прогрессирующая униформизация мира. Капиталистический экономический рынок с характерными для него формами сделок, организациями, институтами, этикой конкуренции, потребительской ментальностью раньше всего овладел миром. Как утверждает американский теоретик Иммануил Валлерстайн, уже с XV в. капитализм стал «мировой системой». Важный шаг в сторону установления полного господства этой системы был предопределен упадком плановой системы хозяйства, наступившим вместе с падением коммунистического режима в СССР и странах Восточной Европы. В политике очередная, «третья волна демократизации» (как называл это явление американский политолог Самуэль Хантингтон) прошла над миром в 1980-х годах, оставив нетронутыми только небольшие анклавы авторитарных и тоталитарных режимов. Типичные демократические институты и формы политической жизни (парламенты, выборы, предвыборные кампании, активное общественное мнение и т.п.) сегодня практически одинаковы в большинстве стран мира.
Гомогенизация охватывает также сферу культуры. Это прежде всего касается ядра культуры - языка. Все более интенсивные и распространенные международные, наднациональные контакты требуют общего языка. Идея эсперанто или других искусственных языков не прижилась в мире. Зато таким всемирным средством общения все более явно становится английский язык, международная карьера которого началась в среде авиаторов - пилотов и диспетчеров воздушных линий, а затем перекинулась в сферы туризма, науки, техники, компьютерного программирования, бизнеса и т.д. Сегодня знание английского языка становится все более распространенным, всеобщим образовательным требованием, а многие страны (скандинавские государства, Голландия) становятся практически двуязычными. Униформизация, стирание различий, в огромной степени охватывает сферы материальной культуры, потребительского рынка, моды, образа жизни. В магазинах всего мира можно купить одни те же продукты, стилисты и дизайнеры проектируют одинаковые автомобили, архитекторы строят похожие дома, портные шьют похожие костюмы и платья. Люди читают одни и те же книги, смотрят одни и те же фильмы, одни и те же футбольные матчи, слушают одни и те же мелодии и хиты. Подобными становятся обычаи, даже в столь тесно связанных с местными традициями сферах жизни, какими являются семья и религия.
Психологическое отражение всех этих явлений в групповом сознании имеет амбивалентный характер. С одной стороны, люди все чаще начинают мыслить в категориях общей судьбы, общих угроз и надежд. Понятие «Мы» расширяется, выходя за границы общины и национального государства. Появляется региональная идентичность (например, понятие «мы - европейцы»), а также зародыши истинномировой солидарности. Сильнейшим выражением такой солидарности является идея прав человека, которые обретают универсальное измерение, не ограниченное (как политические права) интересами граждан какого-либо одного государства, или (как социальные права) отдельных классов, или дискриминируемых групп.
С другой стороны, глобализация мобилизует оборонительное сознание, направленное на защиту утраченной или утрачиваемой культурной самобытности, собственных обычаев, традиций, верований, образа жизни. Усиливаетсялокальная идентичность и лояльность, ее этнические и религиозные проявления. Французский социолог Мишель Маффесолипишет в этой связи о рождении новой«племенной культуры».
Столкновение этих двух противоположных тенденций (с одной стороны, расширения горизонта мышления и воображения за пределы собственной деревни, города, страны, региона, континента - на весь мир, а с другой - сильнейшей идентификации с локальными культурами) является фактом, характеризующим общественное сознание, и это столкновение может иметь сильнейшее революционное воздействие на общества будущего. В таком мире живем мы сегодня.
Этапы глогбализации
Глобализация — слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на быстром перемещении капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, коммуникационном сближении, планетарной научной революции; для нее характерны межнациональные социальные движения, новые виды транспорта, телекоммуникационные технологии, интернациональная система образования (А.И.Уткин). Постепенное сближение стран и континентов покрывает всю историю человечества. Но революционно быстрыми темпами это сближение осуществлялось лишь дважды.
Первый этап глобализации. На рубеже XIX и XX вв. мир вступил в фазу активного взаимосближения на основе того, что торговля и инвестиции распространились в глобальном масштабе благодаря пароходу, телефону и конвейеру. Такие теоретики первой волны глобализации, как Р.Кобден и Дж. Брайт, убедительно для многих экономистов и промышленников обосновали то положение, что свободная торговля необратимо подстегнет всемирный экономический рост и на основе невиданного процветания народы позабудут о распрях. Британиясо всем своим морским, индустриальным и финансовым могуществом стала гарантом этой первой волны глобализации.
Идея благотворного воздействия глобализации на склонную к конфликтам мировую среду получила наиболее убедительное воплощение в книге Нормана Эйнджела«Великая иллюзия» (1909). В ней автор аргументировал невозможность глобальных конфликтов вследствие сложившейся экономической взаимозависимости мира: перед 1914 г. Британия и Германия (основные внешнеполитические антагонисты) являлись вторыми по значимости торговыми партнерами друг друга, при том что на внешнюю торговлю Британии и Германии приходилось 52% и 38% их валового национального продукта соответственно. Но в августе 1914 г. предсказание необратимости глобального сближения наций показало всю свою несостоятельность. Первая мировая война остановила процесс экономически-информационно-коммуникационного сближения наций самым страшным образом.
Для реанимации процесса понадобилось немало времени. Лишь в последние десятилетия XX в., после двух мировых войн, Великой депрессии и многочисленных социальных экспериментов, либеральный экономический порядок, созданный в XX в., стал возвращаться в мировую практику. В соревновании с плановой экономикой западная — рыночная система экономической организации — победила, превращая мир в единую рыночную экономику.
Второе рождение (или возрождение) глобализации началось в конце 1970-х гг. на основе невероятной революции в информатике, телекоммуникациях и дигитализации (перевода информации в цифровую форму). За последние тридцать лет мощь общего числа компьютеров удваивалась в среднем в течение восемнадцати месяцев. Объем информации на каждом квадратном сантиметре дисков увеличивался в среднем на 60% в год начиная с 1991 г. В результате всех этих изобретений стоимость переноса информации сократилась драматически, и ныне огромные объемы информации могут быть перенесены посредством телефона, оптического кабеля и радиосигналов.
Стал очевидным новый характер глобализационных процессов. Например, британский концерн «Юнилевер», имеющий 500 подчиненных компаний в 75 странах, как и «Эксон», 75% доходов которого получаются не в США, могут быть названы национальными лишь условно. Транснациональные корпорации и неправительственные организации стали легко пересекать национальные границы и осуществлять власть над населением менее развитых стран, поскольку «ни национальные правительства, ни локальные власти не смогут собственными силами справиться с проблемами, порожденными растущей взаимозависимостью». Согласно данным, оглашенным на Конференции ООН по торговле и развитию (май 2000 г.), в 1999 г. общая сумма слияний между фирмами различных стран и поглощений местной фирмы иностранной составила 720 млрд. долл.
Современный этап глобализации. К началу XXI в. были выработано Соглашение об информационной технологии, заключены многочисленные соглашения о телекоммуникациях и финансовых услугах, достигнуты такие важные соглашения, как о приеме во Всемирную торговую организацию Китая.
Если на первом (столетней давности) этапе глобализации опорой ее служила глобальная Британская империя, то ныне за процессом резко ускорившейся глобализации стоятСоединенные Штаты. Они бросили свой несравненный вес, свою фактическую гегемонию ради процесса открытия мировой экономики: создание многосторонних институтов, активное участие в многосторонних раундах торговых переговоров, открытие собственных рынков для импорта, шаги по реализации торгового либерализма.
С точки зрения американца Т. Фридмана, глобализация — это новая система, которая заменила «систему холодной войны». Не каждая страна может считать себя частью этой системы, но практически все государства (как и промышленные компании) находятся под давлением - они должны адаптироваться к вызову глобализации. Но политический и экономический выбор большинства правительств резко ограничен тем, что в мире существует одна сверхдержава и правит в мире капитализм.
Прежняя система международного разделения труда, основанная на взаимоотношениях между «развитой индустриальной основой мира», полупериферией индустриализирующихся экономик и периферией неразвитых стран, изменяется в сторону создания единой глобальной экономики, в которой доминирует «глобальная триада» Северной Америки, ЕС и Восточной/Западной Азии. Здесь размещены главные производительные силы мира и «мегарынки» мировой глобальной экономики, в которой центральную роль играют глобализированные транснациональные корпорации.
Глобализация — это процесс, определяемый рыночными, а не государственными силами. Чтобы привлечь желанный капитал и надеяться на блага, на плоды современной и будущей технологии, государства должны жестко следовать правилу сбалансированного бюджета, приватизации экономики, открытости инвестициям и рыночным потокам, стабильной валюты.
Глобализация означает гомогенизацию жизни: цены, продукты, уровень и качество здравоохранения, уровень доходов, процентные банковские ставки имеют в данном случае тенденцию к выравниванию на мировом уровне. Глобализация изменяет не только процессы мировой экономики, но и ее структуру. Набирает силу невероятный по мощи воздействия на человечество процесс, генерирующий трансконтинентальные и межрегиональные потоки, создающий глобальную по своему масштабу взаимозависимость. Мировая экономика не просто становится взаимозависимой — она интегрируется в практически единое целое. Различие между взаимозависимой экономикой и экономикой глобализированной — качественное. Речь идет не только о значительно возросших объемах торговых потоков, но и о таком мировом рынке, который выглядит как рынок единого государства.
Понижая барьеры между суверенными государствами, глобализация трансформирует внутренние социальные отношения, жестко дисциплинирует все «особенное», требующее «снисходительного» отношения и общественной опеки, она разрушает культурные табу, жестоко отсекает всякий партикуляризм, безжалостно наказывает неэффективность и поощряет международных чемпионов эффективности.
Инвестиции ТНК к 2020 г. увеличатся в четыре раза и достигнут уровня в 800 млрд. долл. Не меньшими темпами увеличится стоимость товаров, произведенных в заграничных филиалах транснациональных корпораций (5 трлн. долл. в конце XX в.). Возникнет подлинно единая международная система, ценящая прежде всего технологические новшества, позитивные перемены. Центром усилий в XXI в. станут образование, развитие инфраструктуры, занятие конкурентоспособных позиций на мировом рынке информатики, микроэлектроники, биотехнологии, телекоммуникаций, космической техники, компьютеров, т. е. привнесения новаций, модернизация как константа национальной жизни.
Американский теоретик Р. Фолк полагает: «Очевидно, что растущая экономическая взаимосвязь, совмещенная с влиянием Интернета и глобальных средств связи (особенно телевидения), воспевающих консьюмеризм и создающих общее и одновременное восприятие новостей, изменяет наше представление о мировом порядке фундаментальным образом. Государство не является более доминирующей силой на мировой арене. Глобальные рыночные силы в виде многонациональных корпораций и банков излучают сильное и независимое влияние. Они действуют на международной арене с минимальными ограничениями. Существенно воздействие локальных и транснациональных инициатив отдельных групп граждан по всевозможным проблемам местного значения — от строительства дамб до противодействия правительственным репрессиям. Международный порядок, определяемый этими силами, представляет собой переход от мира суверенных территориальных государств к возникающей мировой деревне... В значительной мере социал-демократическая версия сочувствующего гражданам государства заменяется неолиберальным жестоким государством».
Глобализация заставляет правительства гармонизировать национальную экономическую политику с потребностями и пожеланиями соседей и потенциальных конкурентов. В обстановке интенсивной конкуренции, когда ускоряется движение потоков капиталов, лишь немногие страны могут позволить себе до определенной степени независимую валютную политику и поддерживать определенную экономическую самодостаточность.
Особая заинтересованность в глобализации характерна для лидеров мировой экономической эффективности - 34 государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которых живет чуть больше десятой доли человечества, но которые владеют двумя третями мировой экономики, международной банковской системой, доминируют на рынке капиталов. Они обладают возможностью вмешательства практически в любой точке земного шара, контролируют международные коммуникации, производят наиболее сложные технологические разработки, определяют процесс технического образования.
Как любой процесс, по мнению Э.Л. Азроянца, глобализация структурируется взаимно порождающими, а не отрицающими друг друга тенденциями. Так, существуют субъективная и объективная составляющие, разные правила игры для тех, кто в центре, и тех, кто вдали от него, довольных и недовольных ее последствиями.
Субъективный аспект реализуется в основном через стратегию и тактику поведения акторов процесса для достижения своих интересов вне зависимости от интересов других участников.
Объективный аспект, в свою очередь, представляет интегральный результат общих усилий, как правило, отличающийся от всех субъективных устремлений, но связанный с ними характером траектории достижения цели.
В субъективном срезе процесса глобализации выделяются следующие моменты:
Ø западная культура предлагается миру как единственно универсальная и прогрессивная, а вестернизация — как механизм реализации этого проекта;
Ø предпринимаются попытки доказать и убедить людей в том, что тотальная унификация мира безальтернативна;
Ø широко распространяется мнение, что либеральная (неолиберальная) экономика и демократия не исчерпали своего созидательного потенциала и являются главными инструментами глобализируюшегся мира;
Ø настойчиво разрушаются представления о государстве, которому противопоставляется «глобальное свободное общество»;
Ø культурная экспансия конвертируется в экономическую зависимость;
Ø приватизируется политика, поскольку в нее все чаще и интенсивнее вторгаются частные акторы, принимая на себя функции, ранее принадлежащие государству;
Ø воздействие на сознание людей превратилось в высокодоходный бизнес.
Объективный аспект проблемы включает следующие моменты:
Ø цель глобализации на современном этапе (в плане объективного хода исторического развития), заключается в том, чтобы создать условия качественного перехода общества (экономического, политического, социального) в глобальное общество, доминантой которого станет духовное производство и глобальное сознание;
Ø неизбежную тесноту взаимодействия и формирования глобального общества следует строить по принципу сочетающегося, а не унифицированного единства культур, ненасильственного построения наднациональных структур и консенсусных форм управления и координации;
Ø необходимы равноправный диалог культур через поиск «площадок» бесконфликтного сотрудничества и веротерпимость, выравнивание цивилизационного уровня развития.
4. Глобализация как процесс формирования единого финансово-информационного пространства
Глобализация — процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий (М.Г. Делягин). В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является.
Атрибуты глобализации — глобальное телевидение, «финансовое цунами» спекулятивных капиталов, сметающее и воздвигающее национальные экономики, первый кризис глобальной экономики в 1997—1999 гг. и второй в 2008-2009 гг. и, наконец, вершина всего — Интернет, виртуальная реальность, интерактивность. Однако внешние атрибуты и инструменты глобализации не должны заслонять главного — влияния новых информационных технологий на общество и, шире, на человечество в целом.
Единый мир возник на базе качественно новых компьютерных технологий, которые породили новые информационные технологии, а те в свою очередь качественно изменили природу бизнеса.
Главное в глобализации — изменение предмета труда. Основной формой существования человека на всем протяжении его истории было изменение природы. Информационные технологии сделались наиболее прибыльными, наиболее коммерчески эффективным бизнесом стало не преобразование мертвых вещей, которым занималось человечество с момента своего появления, но преобразование живого человеческого сознания — как индивидуального, так и коллективного.
Информационные технологии впервые удешевили и упростили технологии формирования сознания до такой степени, что они в отличие от государственной пропаганды стали практически общедоступны и коммерчески эффективны.
В результате изменением нашего сознания занимается не национальное и даже не зловещее «мировое» правительство, а практически любой желающий. Тот, кто не делает этого, давно вытеснен из бизнеса, в котором нечего делать без PR-технологий: в отличие от традиционного маркетинга они приспосабливают не товар к предпочтениям людей, а, напротив, людей — к уже имеющемуся товару.
Превращение формирования сознания в наиболее выгодный бизнес - не частный вопрос коммерции. Оно изменяет сам характер человеческого развития: если раньше человечество изменяло окружающий мир, то теперь оно перешло к изменению самого себя. В силу эффективности, влиятельности и привлекательности своей деятельности элитой информатизированного общества становятся люди, участвующие в формировании сознания. Это «информационное сообщество», обладающее специфическими мировоззрением, системой ценностей и стилем поведения, неминуемо обособляется в рамках каждого отдельно взятого общества.
В результате в рамках каждого общества возникает глубокое противоречие между «информационной элитой», осуществляющей формирование общественного и индивидуального сознания, и основной массой населения (в том числе высокообеспеченного и образованного), в силу специфики своей деятельности не имеющей доступа к информационным технологиям и являющейся поэтому исключительно объектом их применения. При этом чем более развитым является общество, тем острее в нем проявляется данное противоречие, так как тем выше в процентном отношении доля «информационной элиты» и тем заметнее ее деятельность.
Обособление во всех странах групп людей, работающих с информационными технологиями, в «информационное сообщество» неизбежно ведет к постепенной концентрации этого сообщества (в силу материальных, в том числе потому, что интеллект, хотя и выживает, не воспроизводится в бедности и опасности, и интеллектуальных факторов) в наиболее развитых странах.
Это создает объективно обусловленный технологический разрыв, в первую очередь между развитыми и развивающимися странами.
Данный разрыв закрепляется из-за кардинального изменения ключевых ресурсов развития человеческого общества, происходящего под воздействием информационных технологий: это уже не пространство с жестко закрепленным на нем производством, а в первую очередь мобильные финансы и интеллект. Соответственно эффективное освоение территории — уже не оздоровление находящегося на ней общества, но, напротив, обособление (которое обычно является результатом кризиса) внутри него и изъятие его финансов и интеллекта. При этом прогресс более развитого общества идет за счет деградации «осваиваемого», причем масштабы деградации, как всегда при «развитии за счет разрушения», превосходят выигрыш более развитого общества.
Таким образом, распространение информационных технологий и глобализация качественно изменили сотрудничество между развитыми и развивающимися странами: созидательное освоение вторых первыми при помощи прямых инвестиций (бывшее содержанием как основанной на прямом политическом господстве «английской» модели колониализма, так и основанной на косвенном экономическом контроле «американской» модели неоколониализма) уступает место разрушительному освоению при помощи изъятия финансовых и интеллектуальных ресурсов. Именно осмысление реалий и последствий этого перехода породило понятие «конченых стран», безвозвратно утративших не только важнейшие — интеллектуальные — ресурсы развития, но и способность их производить.