Понятие глобализации. Правовые проблемы современной глобализации и пути их решения.

Глобализация — сложное, многоплановое, многоуровневое явление, затрагивающее политику, экономику, науку, технологию, идеологию и культуру, оказывающее влияние на развитие всего мирового сообщества и каждого человека в отдельности.

Глобализация началась в сфере экономики и в наибольшей степени повлияла на ее развитие. Причина в том, что экономика интернациональна по своей сути и в большей степени предрасположена и приспособлена для протекания глобальных социальных и природных изменений, оказывается более результативной и требующей меньших затрат сил и средств. Современное обострение планетарных проблем выдвигает перед властными структурами в мировом сообществе настоятельную необходимость широко и плодотворно использовать исторический опыт, достижения науки. Для осуществления политико-глобалистских исследований необходимо на основе глобального мировидения связать знания, как политологии, так и естественных и технических наук.

Для разрешения глобальных проблем необходимо проведение мировым сообществом целеустремленной согласованной стратегии, в которой следует выделитьдва основных направления:

1. Совершенствование и модернизация традиционных для нашего времени способов добычи и использования сырья и энергии, обработки различных материалов, а также защиты окружающей среды. Такой путь может помочь найти промежуточные решения глобальных проблем.

2. Создание принципиальнонового «глобального мышления», разработанная в докладах Римского клуба. Научно-технический прогресс признается силой, чуждой общественному прогрессу, поэтому, по мнению исследователей, лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем.

Разрешение всего комплекса глобальных проблем, стоящих перед человечеством, невозможно путем превращения западного потребительского общества в планетарную модель развития мира. Именно поэтому участники конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992 г.) приняли концепцию устойчивого развития. Суть ее заключается в том, что дальнейшее развитие производительных сил и повышение уровня благосостояния всего населения возможно лишь на основе качественного изменения модели производства и потребления, предусматривающей сохранение экологического баланса земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации

Правовые проблемы глобализации в системе социальных отношений - это не полемическая абстракция. Это сугубо практические проблемы, реальное значение которых занимает важное место в правосознании международного сообщества и которые требуют неотложных опережающих решений, способных обеспечить нормальные условия существования земной цивилизации.

Усложнение социального бытия, обусловленное целым рядом негативных факторов (истощение жизненно необходимых ресурсов планеты из-за их нерационального, эгоистического использования, природные и техногенные катастрофы, неизведанные заболевания, чрезмерные накопления разного рода вооружений, чиновничья коррупция, падение интеллектуального и нравственного потенциала человечества), со всей остротой поставило вопрос о переосмыслении правового регулирования общественных отношений, их международно-правовой универсализации, создании нового международного порядка.

Единые основополагающие правовые принципы, нормы, стандарты - главные условия, параметры единого мирового правового пространства, глобального правового сообщества. На этой основе все более расширяется и усиливается взаимодействие норм международного и внутригосударственного права. "Сближение национальных правовых систем в международном объеме стало решающей проблемой современности"

Международное право играет все большую роль в развитии и совершенствовании национальных, внутригосударственных нормативно-правовых систем. Международная сбалансированность этих систем (за некоторым исключением) стала правилом. Общепризнанные принципы и нормы международного права в подавляющем большинстве своем совпадают с национальными интересами отдельных государств (государственный суверенитет, незыблемость установленного конституционного строя, территориальная целостность государства и т.д.).

Международное право стало одним из критериев конституционности закона в правовом государстве, которое выступает в качестве важной институциональной предпосылки международного правопорядка.

В правовом государстве нормативно-правовая система гармонирует с международным правом, конституционно закрепляя функциональный приоритет его основополагающих принципов и норм, главной содержательной идеей которых являетсяидея прав человека как высшей социальной ценности, их охраны и защиты."Международное сообщество, - гласит Венская декларация 1993 г., - должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы". Особо подчеркивается, что "поощрение и защита прав человека являются вопросом первостепенного значения для международного сообщества..." <*>. Все международно-правовые акты о правах человека рассматривают правовое государство как инструмент утверждения, обеспечения всех прав человека, возлагая на него (государство) соответствующие правовые обязанности. Однако, как отмечалось, общее развитие человечества протекает неравномерно, неоднозначно.

Современные процессы глобализации в системе социальных отношений не лишены определенных противоречий, негативных тенденций, что вызывает среди определенной части населения разных стран критическое отношение к указанным процессам. В частности, многих людей отталкивает от глобализации то, что экономические блага ее становятся все менее доступными для рядового труженика. Немаловажную роль в росте антиглобалистских настроений играют многие разрешительные линии идеологического порядка (например, религиозные убеждения и традиции, политические взгляды и др.). Одним из препятствий для оптимального решения тех или иных проблем глобализации является низкий уровень правосознания, общей культуры широких слоев населения. "Миллионы людей во всем мире воспринимают глобализацию не как инструмент прогресса, а как разрушительную силу, подобную урагану и способную погубить жизнь, работу и традиции. Для многих людей характерно горячее желание воспрепятствовать этому процессу и прибегнуть к призрачному успокоению в мире национализма, фундаментализма и других "измов"

Поэтому так актуален и важен поиск правовых средств ограничения негативных аспектов современной глобализации, ее социальных последствий. В социальных отношениях не все можно и нужно подвергать правовой универсализации, унификации, стандартизации. Необходимы соответствующие согласования, апробации, совместные решения. Недопустима, например, глобализация религиозного или политического порядка, так же как не может быть интернациональной мировой религии, не может быть интернациональной мировой государственности с едиными нормативно-правовыми шаблонами, уничтожающими духовную специфику того или иного народа, той ли иной нации. Как замечал А.П. Чехов, есть "пределы общечеловеческого", которые обусловливают пределы глобализации в системе социальных отношений. Говоря языком Корана, "Бог сделал людей разными народами", поэтому существуют разные страны, государства с разными верованиями, разной управленческой инфраструктурой, разной культурной самобытностью, которые никто не вправе разрушить.

Если признавать какую-либо однополярную гегемонию (первенство, господство) на политическое властвование, на установление социального правопорядка, понятие государственного суверенитета теряет всякий смысл. Понятие той или иной социальной целостности, ее качественная определенность неразрывно связаны с определенной автономностью, т.е. относительной независимостью определенной внутренней структуры по отношению к той или иной внешней сфере. Признание универсальной мировой связи, взаимообусловленности всех явлений действительности не отрицает автономности как одного из фундаментальных свойств определенной объективной реальности.

Принудительный импорт нормативно-правовых систем одних стран в другие, без должного уважения нормативов последних, всегда осуждался и осуждается правовой мыслью. Верным является постулат, что следует различать социальные сферы тех или иных стран, которые созрели "для глобальной гармонизации и те, в которых гармонизация реальна лишь на региональном уровне" <*>. Поскольку еще не выработана общепризнанная модель международного консенсуса (предполагающего общее согласие), глобализация должна осуществляться методом различных согласований, координаций, субординаций в соответствии с общепризнанными принципами международного сообщества (принцип демократии, принцип суверенного равенства, принцип невмешательства, принцип равноправия народов и наций на самоопределение, принцип уважения прав человека, принцип справедливости <**>), международными стратегическими программами и, что чрезвычайно важно, в каждом конкретном случае с учетом ментальности того или иного народа, той или иной нации.

Наши рекомендации