Предпочтения избирателей, если разместить их на оси «левые-правые», сместилась к центру

В основной части стран региона процесс консолидации системы политических партий шел в 90-е годы ХХ в. относительно медленно и в начале ХХ1 века еще не был завершен. Утвердившаяся пропорциональная или смешанная (пропорционально-мажоритарная) избирательная система не привела к резкому уменьшению количества партий.

Специфика, характеризующая отдельные страны региона.

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века процедура регистрации партий была предельно упрощена.

Например,

· в начале трансформации в Польше для создания партии необходимы были подписи 15 взрослых граждан, а теперь для того, чтобы учредить партию необходимо не менее 1 тыс. человек.

· в Румынии для регистрации партии необходимо не менее 10 тыс. членов, по крайней мере 300 человек в 15 из 40 уездов.

· В Словакии для регистрации партии необходима поддержка 1 тысячи граждан. Но для того, чтобы участвовать в парламентских выборах партии необходимо иметь не менее 10 тыс. членов.

Особенности избирательных систем (пропорциональные с низким «избирательным барьером» от 3 до 5 %) обусловили сохранение значительного числа политических партий.

· В Албании для участия в парламентских выборах 2001 г. было зарегистрировано 38 партий.

· В Болгарии в 2001 году – 85 партий и коалиций предоставили заявки на участи в парламентских выборах.

· В Венгрии в 2001 г. официально было зарегистрировано более70 партий (в начале 90-х годов – около 200).

· В Македонии после обретения независимости было зарегистрировано 60 партий, из них в настоящее время активность проявляют 27

· В Польше , по данным на ноябрь 2001 г. действовало 130 официально зарегистрированных партий.

· В Румынии в парламентских выборах 2000 г. приняли участие 80 партий.

· В Сербии по данным на 2002 год были зарегистрированы и действовали 326 политических партий и объединений (при населении 7,5 млн. человек).

· В Словакии на 31 декабря 2002 г. было зарегистрировано 117 партий.

· В Словении в 2002 году действовало 38 партий.

В большинстве стран региона отсутствует достоверная информация о реальной численности партий. Они сами, как правило, завышают число своих членов. Центральный аппарат партий небольшой. Активность членов партий низкая.

· В Болгарии – 1% населения являются членами партий.

· В Венгрии – 2 % населения.

· В Словакии – 5 % граждан.

· В Польше Союз демократических левых сил насчитывает 79 тыс. членов (в результате проведенной проверки не подтвердили своего членства 71 тыс. чел.), Самооборона – 30 – 100 тыс., Гражданская платформа – 20 тыс. Право и справедливость- 5 тыс. чел.

Пример Польши показывает, что даже партии с небольшой численностью сторонников, если они получают доступ в парламент, со временем вполне могут приобрести значительно большее влияние и подняться на верхние ступени власти. Так, с частности, на последних по времени (соответственно - 2005 и 2007г.г.) выборах президентских и парламентских главными конкурентами оказались Гражданская платформа (Дональд Туск) и Право и Справедливость(Лех Качиньский).А те партии, которые прежде были лидерами оказались в роли аутсайдеров.

В выборах в Сейм и Сенат Польши в 2007 приняли участи 53,88 % избирателей (наибольшая явка со времен первых свободных выборов в июне 1989 года).

В Сейме теперь представлены 4 партии, а в Сенате - 2:

· Гражданская платформа - 41,5 % мест в Сейме в и 60 % - Сенате

· Право и Справедливость - 32,11 и 39.

· Левые и Демократы – 13,15.

· Польская Народная Партия – 8.

В выборах приняли участие 10 партий. По их итогам сформировалась коалиция «Гражданской платформы» и Польской Народной Партии (соответственно представители двух названных партий вошли в правительство , на посту премьер-министра Дональд Туск).

Несмотря на большое число зарегистрированных партий, ведущими являются от 2 до 5. Большая фрагментация партийной системы сохраняется в Словакии, Хорватии, Сербии и отчасти в Польше. Двухпартийная система сложилась к настоящему времени лишь в Венгрии. В этой стране партийная система складывалась легче, чем в других странах ЦВЕ и оказалась более стабильной. В пятом по счету парламент е в своей основе представлены те же партии, что и в первом. Не прекращавшиеся в последнее десятилетие попытки создать новые партии , в дополнение к уже существующим , не увенчались успехом. Общество оказалось весьма консервативным. В Венгрии сложилось примерное равенство сил двух крупнейших партий – конкурентов – Венгерской социалистической партии и ФИДЕС – Венгерской гражданской партии. Последняя, хотя в 2002 г. и потеряла власть, но свою политическую силу сохранила.

В настоящее время Румыния является единственной страной ЦВЕ, где одна партия – Социал-демократическая – доминирует в партийной системе вследствие слабости оппозиции.

На протяжении 90-х годов в большинстве стран ЦВЕ сохранялось жесткое идеологическое противостояние между партиями бывшей оппозиции и пост-коммунистическими. Но на рубеже ХХ1 века двухполюсная расстановка политических сил стала более «размытой». Идеологическая ориентация партий-лидеров избирательных кампаний стала более неопределенной. В странах ЦВЕ стали возникать «межсемейные» партийные альянсы (коалиционные правительства формируются из представителей различных партийных семей, которые в предвыборный период находились в жесткой оппозиции, а с приходом к власти уже готовы объединяться в коалицию ради сохранения власти).

Чешский политолог И.Пеге, оценивая парламентские выборы 2002 г., отмечал, что «партии не только утратили свой идеологический профиль , но и вообще пренебрегают значимыми идеями в своей агитации. Избирательная кампания отдельных партий носила популистский характер, была далека от каких-либо реальных проблем, а их лидеры неоднократно заявляли о своей готовности к коалиции с любой иной демократической партией независимо от того, совместимы ли их партийные программы».

Для развития партийных систем в ЦВЕ характерна взаимосвязь между снижением жизненного уровня населения и усилением влияния националистических и право-консервативных партий. Показательны в этом аспекте успехи польских партий – Самооборона и Лига польских семей, в Сербии - Сербской радикальной партии (В. Шешель), в Хорватии – Хорватского демократического содружества (Ф. Туджман).

2.Неправительственные организации

Гражданское общество для того, чтобы эффективно действовать, как известно, должно быть структурировано. Поэтому негосударственные некоммерческие объединения являются важной частью такого общества. Количество, состояние и эффективность деятельности неправительственных организаций (НПО) – это один из показателей развития гражданского общества.

В политическом, научном и юридическом языке стран ЦВЕ употребляются почти как равнозначные понятия «неправительственные организации», «общественные организации», «гражданские организации» , «ассоциации», «некоммерческие организации» и «третий сектор».

· В начале 90-х годов ХХ в. широко был распространен термин «общественные организации» («гражданские организации») или «ассоциации». Так подчеркивалось, что они добровольно созданы членами общества для общественных, а не для государственных или коммерческих целей.

· В середине 90-х годов получил распространение термин «неправительственные организации», которым пытаются подчеркнуть независимость, автономность организаций от власти, то, что они созданы гражданами, а не государственными органами.

· Во второй половине 90-х годов чаще начинает использоваться знакомый нам термин «некоммерческие организации».

Неправительственные организации объединяет также понятие «третий сектор», означающий, что наряду с государственным и частным существует еще один.

1. В 80-егоды существовало первоначальное, «теневое» гражданское общество в форме оппозиционных и диссидентских движений, таких как «Солидарность» в Польше, Хартия 77 в Чехословакии, различных диссидентских групп в Венгрии. Эти движения и сыграли важнейшую роль в переходе к демократии. В начале 90-х годов стали возникать в изобилии НПО . Например, в Румынии в 1990 г создавалось 400 НПО в месяц. В Венгрии в 1992 гг. число неправительственных организаций возросло втрое.

Важнейшую роль в зарождении гражданского общества в странах ЦВЕ сыграли западные форды и международные гражданские организации. Институты гражданского общества были во многом привнесены извне. Но, если в странах Центральной Европы для этого были соответствующие внутренние культурные и материальные условия, то в некоторых балканских государствах они отсутствовали: гражданские институты насаждались искусственно.

Английский политолог Б.Ломанс в статье «Странная смерть «гражданского общества» в посткоммунистической Венгрии» писал о судьбе первоначального гражданского общества в форме общественных движений: «Образованные слои общества и политическая элита предали народные революции 1989-1990 гг., а понятие гражданского общества использовали для легитимации своих позиций победивших». Когда в 1989 г. открылись возможности для воплощения идей гражданского общества в их классическом понимании, таких как терпимость, солидарность, самоорганизация, взаимодействие, то укрывшаяся за властными стенами интеллигенция тут же обо всем этом прочно забыла. Новая власть практически попыталась идентифицировать себя с гражданским обществом и предотвратить организацию действительно независимых структур самоуправления и взаимопомощи, усмотрев в их появлении опасность для самих себя. На смену общественным движениям и стихийным инициативам пришли неправительственные организации.

2. В 90-е годы в значительной части стран региона стал преобладать взгляд, что политически структурированное общество, в котором сложилась система представительных органов и многопартийность в политически активных неправительственных организациях не нуждается. НПО были вытеснены из политической сферы в сферу социальных услуг. Исключением стали Словакия 1994-2002 гг., Хорватия и Югославия в 90-е годы и в начале ХХ1 в. Там ведущие неправительственные организации были тесно связаны с демократической оппозицией и активно поддерживались Западом. Все они преследовали общую цель – отстранение от власти авторитарных режимов.

3. К настоящему времени правовая база функционирования неправительственных организаций в большинстве стран создана. Это – законы об общественных (гражданских) объединениях (организациях) или ассоциациях, законы о некоммерческих организациях, законы о фондах и законы об общественно-полезных организациях.

4. Например, в Чехии деятельность неправительственных организаций регулируется на основе закона об объединениях граждан 1990 г., закона о фондах 1997 г. и закона об общественно-полезных организациях 1995 г. В Словакии закон 1995г. регулирует деятельность ассоциаций, фондов и других некоммерческих организаций. В Болгарии закон о некоммерческих организациях был принят в 2000 г, в Румынии – в 2001 г., в Албании – в 2003 г., в Хорватии новый закон об ассоциациях – в 2001 г.

5. В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии и Чехии законодательно выделяется специальная категория НПО, имеющих большое общественное значение, «реализующих общественный интерес» В Польше и Чехии для регулирования деятельности таких организаций приняты специальные законы – закон об общестнно-полезных организациях 1995 г. В Венгрии и Словакии такая категория, как НПО была выделена в 1998 г. и 2001 г. на основе поправок к законам о некоммерческих организациях. В Румынии решение правительства от 2000г., в Болгарии в 2001 г. закон о некоммерческих организациях - содержат условия получения НПО статуса общественно-полезной организации.

6. В польском законе «деятельность общественной пользы» определяется как «общественно полезная деятельность, осуществляемая неправительственными организациями в сфере публичных (общественных) задач, определенных в законе». В понятие деятельности общественной пользы включены: благотворительная деятельность, здравоохранение, содействие занятости, поддержка предпринимательства, просвещение, экология, общественный порядок и безопасность, деятельность на пользу национальных меньшинств, помощь жертвам стихийных бедствий и европейская интеграция.

7. Таким образом, правовыми формами неправительственных организаций в странах региона являются общественные объединения или ассоциации, фонды и общественно-полезные организации.

8. В 90-е годы в странах ЦВЕ возникли десятки тысяч неправительственных организаций. В 2003 г. в Венгрии было зарегистрировано более 68 тыс. НПО, в Чехии – 55 тыс., в Польше – 41,5 тыс., в Румынии – более 25 тыс., Сербии – 24 тыс., в Словакии – более 21 тыс. и в Хорватии – около 20 тыс.

9. Неправительственных организаций значительно меньше в странах западной части Балкан. Идея гражданского общества, благотворительность и добровольная деятельность оказались чужды менталитету обществ Албании, Боснии и Герцеговины, Края Косово и Македонии. В этих странах подавляющее большинство НПО создано международными гражданскими организациями и иностранными фондами. В Боснии и Герцеговине международное присутствие в стране влияет негативно на отношение граждан к НПО.

10. В большинстве стран региона организации, действующие в сфере политики, составляют меньшинство от всех НПО. Это, прежде всего, правозащитные организации, деятельность которых сводится не только к правам человека в целом, но и к правам детей, женщин, инвалидов, заключенных. Существуют НПО, которые занимаются мониторингом деятельности правительства, выборов, СМИ.

11. .В Венгрии, Польше и Чехии только небольшая группа НПО проявляет активность в политической жизни. Однако в Словакии, Сербии, Румынии и Хорватии в 90-е годы ведущие неправительственные организации играли важную политическую роль, так как по существу были составной частью демократической оппозиции, которая активно финансировалась Западом.

12. Большинство специалистов по Югославии считают, что неправительственные организации в октябре 2000 г. внесли решающий вклад в свержение режима С.Милошевича. Это, в первую очередь, студенческая организация «Отпор» («Сопротивление») и организация экономистов «Г 17 плюс». В 2000 – 2002 г. НПО сыграли важную роль в разработке концепции политических и экономических реформ, которая стала основой экономической политики демократического правительства З. Джинджича. Центр либерально-демократических исследований участвовал в подготовке закона о приватизации, антикоррупционного закона и антимонопольного закона. Центр «продвинутых» правовых исследований принимал участие в подготовке законов о люстрации , о свободном доступе к информации и др. Новое правительство приветствовало вклад гражданского общества в процесс реформ. Наиболее значимые и активные НПО и сейчас остаются вовлеченными в политику. Поэтому неслучайно «Г 17 плюс» в декабре 2002 г. и «Отпор» в ноябре 2003 г. превратились в политические партии

13. Примечательно, что в странах ЦВЕ с наиболее развитой партийной системой и относительно благополучной экономикой значительная часть НПО переориентировалась на сферу широко понимаемых социальных услуг, на оказание благотворительной и гуманитарной помощи. В связи с переходом к рынку социальные функции и возможности государства сузились. Появились новые социальные проблемы – бедность, безработица, бездомные, наркомания. Этой проблематикой как раз и занимаются НПО и религиозные организации. В Польше около одной трети всех НПО работают в сфере социальной помощи. Они занимаются детьми молодежью, женщинами, в том числе, матерями-одиночками, больными и инвалидами, пожилыми людьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, бездомными и нищими, алкоголиками и наркоманами, безработными, беженцами. В Венгрии – 25% НПО оказывают социальные услуги, занимаются социальной помощью.

Наши рекомендации