Объект и предмет политической науки.

Объект и предмет политической науки.

Политология — наука о политике. образован из двух греческих слов: politike — «общественные, государственные дела» и logos — «учение, знание».

Политология как наука представляет собой симбиоз теоретических (фундаментальных, методологических) и прикладных (имеющих непосредственно-практическую направленность и значимость) знаний. Политология как учебная дисциплина базируется на политологии — науке. У них общий предмет изучения, но различные цели. Цель политологии — учебной дисциплины — политическое образование и воспитание членов общества.

Предмет политологии — политическая власть, закономерности ее становления, функционирования и изменения. Политическая власть — ядро политики, главное средство, обеспечивающее жизнедеятельность политической системы общества.

Политология «предстает» перед нами в двух качествах: как наука и учебная дисциплина.Объект политологии — политическая сфера общества (политика во всех ее проявлениях).

Методы политологии.

Методы политологии: 1) Институциональный (Политических институтов (права, государства, политических партий, общественных движений и др.), их структуры и взаимодействия); 2) Исторический (Политических отношений, институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего); 3) Социологический (Социальной обусловленности политики и ее влияния на общественную жизнь); 4) Бихевиористский (поведенческий) (Непосредственно наблюдаемого политического поведения конкретных личностей); 5) Системный (Политики как целостного общественного явления); 6) Психологический (Психологических механизмов политического поведения людей); 7) Нормативно-ценностный (Политического воздействия на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, уважения достоинства и благополучия граждан); 8) Сравнительный (Однотипных политических систем, партий, режимов и других политических явлений с целью выявления их общих черт и специфики).

Функции и структура политического знания.

Категории политологии — не «застывшие», раз и навсегда урегулированные понятия. Они — развивающиеся формы мышления, исторически обновляемый «продукт» практической познавательной деятельности предшествующих поколений. Люди усваивают политологические категории в процессе учения и воспитания, политической социализации, благодаря чему обретают способность к плодотворному политическому общению и цивилизованному взаимодействию.

Политология выполняет важные функции, влияет на стабильность, развитие и прогресс общества.

Познавательную. Исследует и объясняет политические явления и процессы. Обогащает способы и приемы познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями и практическими навыками политического участия.

Инструменталистскую. Овладев политическими знаниями, практическими навыками политического участия, люди обретают способность сознательно оценивать и изменять политическую действительность, свободно в ней самоопределяться. К тому же, политология вырабатывает рекомендации для властных структур и других субъектов политики. Они используются в качестве инструмента совершенствования политических отношений, политических технологий, политического управления обществом.

Прогностическую. Прогнозирует развитие и последствия политических процессов, предвидит перспективы политических систем и отношений.

Воспитательно-мировоззренческую. Способствует приобщению личности и общества к демократической политической культуре.

Осн. ф-ции суда: ф-ция наказания (кары) за наруш. гос. предписаний; ф-ция рассм. споров и конфликтов между гос-вом и гражданином; разреш. конфликтов между гос. структурами: между субъектами федерации; местными органами власти, центральными органами власти. В РБ сущ. Конституционный суд, который возбуждает дела по предложению Президента и Парламента, а сам такими полномочиями не обладает. В него входят 12 судей, срок их полномочий 11 лет. Число сулей в РБ 1022.

Партийные системы

Партийные системы—это обусловлена историческими традициями хар-ра, деления общества по национальному, религиозному либо по этнокультурному признаку, а также рядом других характеристик.

Типы партийных систем

В монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Отсутствие конкурентов обрекает такую партию на деградацию, застой и политическую гибель.

В двухпартийной системе несколько партий, но, как правило, преобладают две наиболее влиятельные (пример — лейбористская и консервативная партии Великобритании, республиканская и демократическая партииГСША).

Двухпартииная система обладает преимуществами перед другими в плане формирования стабильного правительства. Победившая на парламентских выборах партия обретает возможность активно влиять на выработку и проведение государственной политики, преобразования в обществе. Главный недостаток этой системы: в случае поражения партии на очередных выборах возможна смена политического курса страны.

В многопартийной системе несколько партий действуют на политической сцене. Пример многопартийности — страны Западной Европы. В Италии — 14 партий, Нидерландах — 12, Швеции, Норвегии — более 5. Это негативно влияет на стабильность правительства и общества, повышает значимость согласия и компромиссов.

Партийные системы «поляризованного плюрализма» отличаются тем, что в отношениях партий, выступающих противполитического режима в стране и желающих победы на парламентских выборах, нет взаимопонимания и согласия, преобладают центробежные тенденции. Это подрывает их политический потенциал и не позволяет_ДОСтичь поставленных целей.

Свои особенности имеет и партийная система «умеренного плюрализма». Как правило, за власть борются от трех до пяти партий, но ни одна из них не в состоянии завоевать достаточное количество голосов избирателей и парламентских мандатов. Заключая соглашения о совместных действиях, идя на компромиссы, они нередко побеждают, что открывает им путь для формирования коалиционных правительств.

Политическая модернизация.

Политическая модернизация – это процесс формирования, развития и распространения современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры, кот. характеризуется след чертами:
• заключается в переходе от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем.
• используемый механизм - заимствование (копирование, имитация) образцов.
• связана с соц. мобилизацией и пол. участием

39. Понятие и сущность политической деятельности.

Политическая деятельность — это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни.

В структуре политической деятельности выделяют: субъекты, объекты, политические отношения, средства и методы политических действий.

В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные, групповые, институциональные.

Индивидуальные субъекты — «рядовые» граждане и «профессиональные» политики.

Групповые субъекты — общности, группы, коллективы.

Институциональные субъекты — организации и учрежде#ния, выполняющие представительские и исполнительные фун#кции в политической системе общества.

Субъекты политики совершают конкретные действия (поступки) в политической сфере, по-разному влияют на принятие политических решений и реализацию государственной политики. Их политическое поведение — это реальные поступки, мотивированные политическими целями и интересами, способы и методы влияния на государственную власть.

Субъекты политического процесса вступают в иерархические отношения друг с другом. Эти отношения носят характер конкурентного взаимодействия, обусловленного взаимным стремлением к завоеванию и использованию государственной власти. Они, как правило, отличаются напряженностью и конфликтностью. Потому что ежедневно сталкиваются несовпадающие или противоположные интересы, ценности и позиции, мотивы и психологические свойства, нормы и правила поведения, суеверия и предрассудки, личные способности и умения. Основные формы конкурентного взаимодействия субъектов политики — соперничество и сотрудничество, союз и конфронтация, изоляция и нейтрализация (конкурентов), гегемония и монополия.

Политическая деятельность выражается в политическом поведении — совокупности мотивированных действий — и политическом участии — средстве выражения и реализации политических интересов.

40. Политическое поведение и участие.

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы.

Политическое участие личности (граждан) выражается в сознательных политических поступках. Оно проявляется на местном, региональном и национальном уровнях. Его формы, виды, способы и направленность зависят от многих факторов — характера политического режима, целей, интересов, мотивов, потребностей, политической культуры конкретной личности или социальной группы. По характеру, масштабности и интенсивности политического участия граждан можно судить о степени демократичности и прогрессивности политической системы общества.

Типы политического участия:

• традиционное и новаторское;

• индивидуальное и коллективное;

• добровольное и принудительное;

• легитимное и нелегитимное. Формы политического участия:

• активные и пассивные;

• прямые и опосредованные; автономные и мобилизационные.

Понятие политической элиты

ПЭ—это небольшая внутренне сплоченная соц группа участвующая в процессе принятия решений либо оказывающая влияние на этот процесс.

Слово «элита» (лат. eligere и фр. elite) означает «луч-
шее», «отборное», «избранное». С конца XIX века этот тер-
мин стал применяться для определения и характеристики
привилегированных социальных групп, занимающих выс-
шее положение в системе социальной иерархии общества.
При этом подразумевается, что люди, входящие в состав
элиты, занимают привилегированное положение в обществе,
обладают выдающимися качествами и способностями (на-
пример, моральным, интеллектуальным превосходством, орга-
низаторскими способностями, высоким культурным уров-
нем), позволяющими им оказывать определяющее воздействие
на поведение людей. Также представители элиты должны
обладать типичными чертами, характеризующими ту соци-
альную группу, на базе которой сформирована элита, но эти
черты должны быть выражены у ее представителей в макси-
мальной степени ярко и интенсивно по сравнению с рядовы-
ми членами группы.

Классические теории элит

Классические: Поретто, его теория «Циркуляция элит» . Смысл теории: в любом об-ве сущ-ет правящая и контр элита.

Михельс, теория алегархии. Осн идея: сложная соц организация, неизбежно пораждает сложную организац стр-ру, в к-ой формир узкая правящая элита.

Моска, теория правления и парламентское правление. Осн идея: в любом общ-ве полит руководство осущ-ся меньшенством.

Политическая культура.

Политическая культура является:

• качественной характеристикой политической сферы общества;

• критерием его демократической зрелости;

• необходимым условием и средством преобразования политической действительности.

Содержание понятия «политическая культура» отличается многозначностью и многогранностью. Свидетельство тому — около 50 определений этого понятия. Сам термин появился в XVIII в. — его впервые ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. Теория политической культуры сформировалась позже, в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. В разработку теории внесли личный вклад американские исследователи Г. Алмонд, Л. Пай, С. Верба, французские ученые М. Дюверже, Р. Ж. Шварценберг и другие.

Политическая культура — это исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовные побуждения и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса. Структура политической культуры

Политическая культура — органическая часть духовной культуры общества, совокупность ценностных ориентации субъектов политики относительно политической действительности, собственной политической деятельности, институтов политической системы. Она включает познавательные, эмоционально-чувственные, оценочные, поведенческие компоненты и воплощается в культуре политического сознания и поступков людей, функционирования политических институтов.

Культура политического сознания проявляется в мировоззрении индивидов, их политических знаниях, убеждениях и интересах, ценностных ориентациях, мотивах поступков.

Культура политического поведения «материализуется» в характере политической деятельности и ее социальной плодотворности, цивилизованности взаимосвязей индивидуальных и групповых субъектов политики.

Культура функционирования политических институтов отражается в степени демократичности их отношений с гражданами и обществом, содержании, средствах и методах, качестве и результатах управления социально-политическими процессами и конфликтами.

Функции политической культуры

Коммуникативная

• Усваивая политическую культуру, личность приобщается к политике, обретает качества сознательного и активного субъекта политического процесса.

• Предписывая обществу определенные стандарты, образцы и нормы политического бытия, политическая культура выступает эффективным регулятором социально-властных отношений и созидательных действий граждан.

• Политическая культура является незаменимым инструментом формирования социальной базы демократии, консолидации общества и его преобразования.

• Политическая культура обеспечивает цивилизованное взаимодействие субъектов политики, властных структур с гражданами.

Политическая социализация.

Политическая социализация — процесс усвоения личностью социально-политических аний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения, обходимых для сознательного, добровольного и эффектив-ого участия в управлении обществом.

Понятие «социализация личности» было введено в научный оборот в конце XIX в. американским социологом Ф. Гид-дингсом и французским психологом Г. Тардом.

На политическое становление и развитие личности воздействует совокупность факторов:

• макросреда — уклад общественной жизни, национальные политические традиции, господствующая в обществе духовная культура и идеология, политический курс государства, культура взаимоотношений и деятельности субъектов политики, характер эпохи и политической системы общества, национальные и международные средства массовой информации и коммуникации;

• микросреда — трудовой коллектив, учебное заведение, семья, общественные объединения, группы общения;

• образование и воспитание человека;

• социально полезная деятельность (включая политическое участие);

• социальное положение личности, ее биогенетические особенности и природно-географические условия жизни.

В реальной общественной жизни указанные факторы политической социализации личности «переплетены» и оказывают многостороннее и противоречивое воздействие на политическое сознание и поведение человека.

Типы политической социализации:

• гармоничный — человек уважительно и конструктивно относится к государству и обществу, законам и институтам власти, добросовестно исполняет конституционные обязанности;

• гегемонистский — отличается негативным отношением гражданина к любым социальным и политическим системам, кроме «своей», национальной;

• плюралистический — гражданин уважает права и свободы всех субъектов политики, многообразие политических интересов, взглядов, позиций, концепций и программ общественного развития;

• конфликтный — гражданин ориентируется на политическое противостояние с властными структурами и оппонентами, поддерживает равноправные и уважительные отношения только в «своей» социальной группе или общественной организации.

49. Политическая коммуникация.

Политическая коммуникация— процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику»

В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:

· Коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);

· Коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

· Коммуникация через неформальные каналы.

50. Политические конфликты и кризисы.

Политические конфликты дестабилизируют общество. Но они же и предваряют, стимулируют политические изменения, трансформацию властных структур и поведение участников политического процесса. Политические конфликты можно назвать важным источником обновления, преобразования социально-политической действительности.

Политика конфликтна по своей сути. И мудрость политиков заключается не в том, чтобы не допустить конфликтов (это сделать невозможно), а в умении управлять ими, не допустить разрушительных последствий для общества.

Политический конфликт — одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством между ними за распределение властных полномочий.

Признаки политического конфликта:

• наличие не менее двух противоборствующих субъектов;

• несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов;

• непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирующих субъектов.

Конфликты проявляются на межличностном, групповом уровне, на уровне подсистем общества, региональном и глобальном уровне.

Причины (источники) политических конфликтов:

• несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти;

• противоречия между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества;

• несовместимость политических целей, интересов и ценностей;

• ошибки и некомпетентность правящей элиты.

Типы политических конфликтов:

• интересов (ущемление или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики; ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников);

• ценностей (расхождения между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройства государства, преодоления кризисных процессов в стране);

• идентификации (неудовлетворенность ролевыми функциями в политической системе, характером взаимоотношений с государственной властью).

Политический кризис — это высшая точка социального "напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятель-ыо политико-властных структур.

Политологи различают несколько типов политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический.

Правительственный кризис отражает неспособность прави-ьства управлять обществом.

Парламентский кризис — кризис представительных органов власти. Проявился в Беларуси в 1994—1996 гг. После приня-15 марта 1994 г. Конституции страны Верховным Советом были назначены новые выборы в парламент. Парламент продолжал действовать как монополист власти, незаконно продлил свои полномочия на 2 года. Игнорировал политические решения Президента. Принял немало «сырых» законов и постановлений. Политическая конфронтация Парламента, Пре-u цента и Конституционного Суда негативно отражалась на стабильности общества. В центре конфликта был вопрос о форме правления в стране — президентской или парламентской.

Конституционный кризис отражает несовершенство конституционных норм государства. К примеру, в Беларуси в 1996 г. резко обострился конфликт между Верховным Советом и Президентом, что потребовало уточнения их полномочий, закрепленных в Основном Законе. Парламент отказался рассмотреть президентский проект изменений и дополнений действующей Конституции. В то же время конституционные полномочия Президента не отвечали степени его ответственности за положение в стране. Референдум 24 ноября 1996 г. разрешил конституционный кризис.

Общенациональный кризис знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти.

51. Пути урегулирования политических конфликтов.

Пути преодоления политических кризисов: • кризиса легитимности — корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффек#тивности управления для обеспечения поддержки орга#нов власти населением; кризиса участия — ускорение преобразований политичес#кой системы, способствующих вовлечению в управление государством возможно большего числа граждан, совер#шенствование системы представительства социальных интересов;

• кризиса идентичности — разработка политической эли#той и усвоение обществом новой государственной идео#логии, которая отвечает потребностям социальной модер#низации и способствует устранению предубежденности граждан в чужеродности политической системы;

• кризиса распределения благ — обеспечение социальной направленности реформ, активное внедрение новых мето#дов хозяйствования и принципов распределения матери#альных и духовных благ, адекватных условиям рыночных отношений;

• кризиса проникновения — реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных орга#нов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.

52. Государственная политика и управление: структура, функции, критерии.

Государственная политика получает импульсы от разнообразных социальных сил общества, каждая из которых стремится достигнуть собственных целей, оказывая влияние на постановку целей и интересы других социальных групп, вовлекая государство в качестве посредника в урегулирование споров и конфликтов.

И потому государственную политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации общественно значимых интересов. В этом смысле государственная политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с правительством, которое тоже представляет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.

Государственная политика является целостной и качественно определенной областью социальной жизни. Ее структура такова: политическая система, политический процесс и политическое сознание.

Политическая система, сердцевиной которой является государство, характеризует роль и значение институтов публичной власти в политической жизни общества. Помимо государства, она включает в себя партийные организации, группы давления, разного рода общественные движения. Она позволяет аккумулировать политическую волю различных социальных слоев и воплощать их в определенных политических решениях и действиях.

Рассматривая специфику властных отношений, выделяют следующие основные качества власти, присущие любому ее типу. Власть – это:

1) форма управления, регулирования и контроля, вид направления энергии, возможностей и ресурсов, которыми располагает человеческое общество;

2) мощное средство упорядочения социальных отношений;

3) волевое отношение, имеющее целенаправленный (целенаправляющий) характер, это изменение поведения через изменение мотивов и целей людей.

Власть связана с:

1) культурой человеческих сообществ, с мерой, нормированием отношений людей, с принятием ими на себя определенных ограничений в поведении;

2) дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ. Как управление в условиях социальной дифференциации, власть носит политический характер. Высокая оценка значения властных и государственных отношений для регуляции жизни человеческих сообществ не означает отказа от видения другой стороны медали – связи власти с жестокостью, подавлением, усилением межгрупповой и внутригрупповой дифференциации и эксплуатации. Существует очевидная опасность бесконтрольности власти, обостряющая значение ее регулирования.

53. Бюрократия в системе власти.

Негативная часть деятельности практически любого государственного образования – бюрократизм, смысл которого заключается не просто в наличии специальной группы людей, занятых осуществлением функций социального управления, а именно в образовании у этой социальной группы особых, отличных от задач государства и общества интересов и целей. Бюрократ подчиняет политическую деятельность, государственную службу обслуживанию только своих эгоистических интересов. Тенденция кбюрократизации власти в политике как социальный феномен, вырастающий из диалектики общих и частных интересов, есть всегда, и любое общество нуждается в выработке соответствующих правовых, культурных, политических гарантий, способных ограничивать или блокировать такую тенденцию.

Бюрократия как социальное явление обладает рядом технико-организационных и социальных характеристик. К ним относятся:

1)иерархическое построение властных отношений в бюрократической организации;

2)нацеленность этой организации на реализацию определенной задачи;

3)строгое разделение труда между членами бюрократической организации;

4)небольшое значение персональных характеристик для осуществления бюрократических функций;

5)подчинение деятельности бюрократа жестким правилам;

6)стремление к обеспечению тайны, закрытости политических процессов;

7)активное использование различных политических и социальных привилегий при строгом ранжировании их доступности, размера и качества для каждой категории лиц бюрократического труда;

8)представление государства как главного источника благополучия социального порядка;

9)подчинение законодательства исполнительной власти;

10)коррупция;

11)равнодушие к закону как главная черта массовой психологии граждан в бюрократическом обществе.

Бюрократизм характеризуется ярко выраженным консерватизмом, отношением к существующим формам руководства и управления как к неизменным структурам, что рано или поздно оборачивается политической слепотой, потерей способности видеть необходимость перемен (желаемое принимается за действительное). Возникают шаблоны мышления, серьезно упрощающие социальную реальность, а те политические акции, которые на них строятся, ведут не к разрешению социальных и экономических противоречий, а к их умножению. У такого рода упрощения политического мышления и политического действия вполне определенный социальный смысл: он заключается в подведении реальной картины социального, политического процесса под мерку собственного, частного интереса занятых управлением социальных групп.

Объект и предмет политической науки.

Политология — наука о политике. образован из двух греческих слов: politike — «общественные, государственные дела» и logos — «учение, знание».

Политология как наука представляет собой симбиоз теоретических (фундаментальных, методологических) и прикладных (имеющих непосредственно-практическую направленность и значимость) знаний. Политология как учебная дисциплина базируется на политологии — науке. У них общий предмет изучения, но различные цели. Цель политологии — учебной дисциплины — политическое образование и воспитание членов общества.

Предмет политологии — политическая власть, закономерности ее становления, функционирования и изменения. Политическая власть — ядро политики, главное средство, обеспечивающее жизнедеятельность политической системы общества.

Политология «предстает» перед нами в двух качествах: как наука и учебная дисциплина.Объект политологии — политическая сфера общества (политика во всех ее проявлениях).

Методы политологии.

Методы политологии: 1) Институциональный (Политических институтов (права, государства, политических партий, общественных движений и др.), их структуры и взаимодействия); 2) Исторический (Политических отношений, институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего); 3) Социологический (Социальной обусловленности политики и ее влияния на общественную жизнь); 4) Бихевиористский (поведенческий) (Непосредственно наблюдаемого политического поведения конкретных личностей); 5) Системный (Политики как целостного общественного явления); 6) Психологический (Психологических механизмов политического поведения людей); 7) Нормативно-ценностный (Политического воздействия на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, уважения достоинства и благополучия граждан); 8) Сравнительный (Однотипных политических систем, партий, режимов и других политических явлений с целью выявления их общих черт и специфики).

Наши рекомендации