Вопрос. Кризис и падение римской иперии

Кризис полиса

Экономический аспект – сформировалось товарно-денежное хозяйство, распространившееся по всему Средиземноморью и объединившее страну в единую экономическую общность (подорвана автаркия).

Социальный аспект – сложилось новое соотношение сил и противоречий среди свободного населения в границах империи (разрушена замкнутость гражданского коллектива)

Политический аспект –республиканский аппарат самоуправления, действовавший в интересах римского нобилитета, оказался бессилен в управлении полиэтничным и разнокультурным населением Средиземноморья.

Причины кризиса республиканского правления

Римский плебс впитал большое количество выходцев с Востока, которые превратили его в безземельный пролетариат, легко поддающийся демагогам (Л.Росс-Тейлор).

Массы утратили веру в «нравы предков», а естественные руководители государства впали в апатию (Э. Коуэлл).

Реакция широких демократических слоев на господство сената как замкнутой корпорации. По движущим силам это была демократическая революция, но под монархическим флагом (Т.Моммзен, Г. Ферреро, М.И. Ростовцев).

Аристократическая революция, характер которой определялся борьбой аристократических кланов за власть, богатство и славу (Р. Сайм, Дж. Норт, Р.Ю. Виппер).

Демократическая революция неполисных элементов против Рима-полиса, против староримской аристократии, против крупного землевладения с целью превратить Рим в федеративное государство с единой территорией и единым гражданством. Однако, установление монархии означало не победу революции, а реакцию нобилитета на революционное антиполисное движение (С.Л. Утченко).

Союзническая война в Италии
(91-88 гг. до н.э.)

Требования – политическое и экономическое равенство с римскими гражданами

Последствия:

Италики получили доступ к общественной земле на равных правах с римлянами

Италики приобрели римские права, а следовательно, право на участие в комициях

ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ

яркое проявление клас. борьбы (между крупными землевладельцами-рабовладельцами и мелкими производителями, а также между различными группировками господств, класса) в рабовладельч. обществе Рима. Восстания рабов в понятие "Г. в. в Р." обычно не включают. Первыми вспышками гражд. войн можно считать отд. эпизоды борьбы в период агр. реформ Гракхов (133 и 123-122 до н. э.) (см. Гракхов реформы) и трибуната Апулея Сатурнина (100 до н. э.). Особенно широкого размаха гражд. войны достигают во время столкновений сторонников Мария и Корнелия Суллы (88-82 до н. э.), в период борьбы Юлия Цезаря за диктатуру (49-45 до н. э.), а также в эпоху второго триумвирата (43-30 до н. э.). В ходе Г. в. в Р. к власти пришли новые слои господств, класса (муниципальная аристократия, богатые отпущенники, ветераны и т. п.), в интересах к-рых рим. республика была заменена новым политич. строем- империей.

Цезарь постепенно собирал политическую власть в своих руках. В 60е гг. участие Цезаря на ранних этапах заговора Катилины вообще заставило его отойти на некоторое время от политических дел. Однако, в свою очередь, это в некоторой степени сблизило его с Помпеем и Крассом, с кем Цезарь в 60 г. «создали» первый триумвират, в котором он не играл первой роли, она была отдана Помпею, хотя и тот, и другой стремились к единоличной власти. Поэтому очевидно, что их коалиция была не долгой. Возвышение Цезаря было очень стремительным. Консульство сделало Цезаря одним из первых политиков республики, но он мог потерять власть после окончания срока магистратуры. Поэтому было необходимо закрепить положение, получив Галльские провинции. Так, с 58 по 56 г. Цезарь вёл войны в Галлии, итогом которых стало присоединение всей территории между Альпами, Рейном и Пиренеями к Риму. К тому же эти победы дали Цезарю главное - любовь римского народа. Но срок наместничества кончался, а согласно лукскому соглашению триумвиров, Цезарь выдвигал свою кандидатуру в консулы через 10 месяцев. Поскольку и Помпей, и Цезарь стремились к единоличной власти, но первый представлял меньшую опасность для сенаторов, поэтому они пошли на союз с Помпеем. Накал внутриполитической обстановки перерос в гражданскую войну, в которой Цезарь одержал победу, что сделало его самым сильным политиком Рима. Гражданская война привела к обострению социальной борьбы и поставила перед господствующими классами вопрос о военной диктатуре, а самой вероятной фигурой для этого был Цезарь. Диктатура Цезаря носила чисто римский характер, она выросла из предшествующего развития элементов авторитарной власти. Таким образом, правомерно говорить, что монархическая по существу власть Цезаря юридически возникла из сосредоточения в его особе высших республиканских магистратур. Став диктатором, Цезарь во внутренней политике, в основном, преследовал три цели: усиление своей личной партии, общую стабилизацию и решение проблем по трансформации Рима в империю.

Вопрос. Принципат Августина

Принципат

система политического дуализма, "диархия" сената и императора (Т.Моммзен)

система, в которой вся полнота власти принадлежит сенату, а принцепс является лишь охранителем устоев восстановленной республики (Э.Мейер, Г.Ферреро)

Особый вид монархии, при которой формально сохранились основы республиканских форм правления (Э.Д.Гримм, Н.А.Машкин)

новая политическая система, представлявшая собой сложное динамичное сочетание полисно-республиканских и имперско-монархических элементов

Одной из таких задач было создание монархической структур на месте существование столетиями полисно - общинной, т. е. в принципе республиканской, формы государства. 13 января 27 г. до н. э. Октавиан объявил, что он отказывается от всех предоставленных ему полномочий и «восстанавливает республику». В действительности это торжественное заявление ничего не значило. Октавиан не собирался отказываться от своего единовластия, которого он достиг ценой таких больших усилий. Римское государство фактически превратилось в монархию. Имя Октавиана теперь значилось первым в списке сенаторов. Он был объявлен «принцепсом» - первым, как бы почетным главой сената. Как первый в списке сената, он получил право раньше всех высказывать свое мнение на заседании, и никто из сенаторов не рисковал ему возражать. Так как главу государства называли теперь принцепсом, то и государственный строй, созданный Октавианом и просуществовавший около 300 лет, принято называть принципатом. Ряд законов, принятых при Августе, был направлен на укрепление устоев рабовладения. Для решения демографических проблем, был принят закон Паппия-Поппея о браке, а для восстановления добрых нравов — закон о роскоши. Политика, проводившаяся Августом в провинциях, способствовала созданию прослойки населения, заинтересованной в сохранении римского господства.

Август разделил Рим на 14 округов, украсил город многочисленными новыми строениями (императорский дворец и форум, алтарь Мира, мавзолейна Марсовом поле и др.) и по справедливости мог гордиться, что «принял его кирпичным, а оставляет мраморным». В его правление построены первые большие общественные бани и библиотека. Улучшение финансового положения империи позволило сформировать постоянное оплачиваемое войско, создать в Риме пожарную службу и полицию, улучшить снабжение зерном, вести строительство дорог, водопроводов, храмов, библиотек, школ. Потерявшим реальное значение магистратурам Август противопоставил бюрократический аппарат. В отношении плебса император придерживался политики «хлеба и зрелищ». Опорой императорской власти была армия, подвергшаяся масштабной реформе. Количество легионов (большей частью недоукомплектованных) было существенно сокращено.

Юлии-Клавдии-В сознании элиты закреплена идея приемлемости монархической власти. Ликвидирована монополия власти староримской аристократии.

Флавии-Законодательное закрепление властных полномочий императорской власти, сформулированных предыдущей династией. Передача власти италийской элите от староримской знати Правление Флавиев подготовило расцвет римской державы во II веке, поскольку они представляли ту часть элиты, для которой главными были интересы единого государства, охватывающего весь известный римлянам мир.

Вопрос.

Наши рекомендации