Политическая культура общества, ее основные функции и типы.
Политическая культура выполняет ряд функций:
1. Политическое обеспечение коренных интересов и целей общества, социальных слоев, наций, этнических групп, личностей.
2. Гносеологическая (познавательная) – дать знания, способы управления обществом.
3. Воспитательная – повышение п/сознания граждан, формирование активной гражданской позиции личности
4. Нормативно-регулятивная – направлена на регулирование п/жизни, обеспечение стабильности, совершенствование п/структуры.
5. Информационная – получение достаточных и достоверных сведений о политике
6. Прогностическая
7. Обеспечение исторической преемственности и непрерывности п/процессов.
Типы политической культуры (Алмон, Верба):
1. Патриархальная политическая культура – отсутствие политического интереса у большинства граждан общества. Присущ Средневековью и отсталым странам.
2. Авторитарная (подданническая) п/культура – сильная ориентация на п/культуру, п/систему общества. Отличается низкой политической активностью граждан.
3. Активистская п/культура (культура участия) – активное участие граждан в политической жизни общества, участие в выборах, предвыборных компаниях.
Могут выделяться и смешанные типы.
Культура гражданственности – активность, плюрализм.
Типы субкультур:
1. Региональная – обусловлена уровнем экономического развития
2. Возрастная – политическая культура молодежи отличается от политической культуры пожилых.
3. Социально-экономическая.
Основные институты, формирующие политическую культуру:
а) государство и общество в целом через определенные структуры
б) под воздействием политических партий и общественных организаций
в) общеобразовательная и высшая школы, трудовой коллектив, семья
г) воздействие СМИ (телевидение, Интернет)
д) церковь (особенно на Западе)
е) геополитический фактор
45. Политическая социализация общества, ее сущность, цели и задачи. Основные институты политической социализации и этапы развития.
Политическая социализация общества – формирование у граждан свойств и навыков борьбы за власть.
Политическая культура выступает важным фактором социализации личности.
Социализация (от лат.”socialis”- общественный) – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, приобретается и изменяется. Этот процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Политическая социализация – необходимый элемент воспроизводства и сохранения политической системы, ибо она готовит граждан к выполнению предписываемых ею политических ролей: гражданина, избирателя, члена партии, профсоюза и т.д.
Задачами политической социализации являются:
- передача новым членам политической культуры, привитие людям устойчивых социально-значимых образов поведения;
- преобразование некоторых из этих элементов как необходимое условие общественных изменений;
- создание новой политической культуры в особых обстоятельствах, например, при возникновении нового независимого государства.
Факторами (институтами) политической социализации являются: семья, школа, средства массовой коммуникации и информации, участие в политической деятельности и многое другое.
Социализация – процесс избирательный, в ходе которого идет усвоение тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни. По мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненно-политических позиций личности.
В политической социализации выделяют несколько этапов, связанных с основными периодами жизни человека.
Первый этап политической социализации происходит в детские и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников.
Второй этап – в процессе интенсивного обучения человека в различных учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных социальных институтов. В это время формируется информационная сторона мировоззрения индивида, закладываются основы политической культуры. Важность данного этапа обусловлена тем, что успешность его происхождения в значительной степени предопределяет будущее страны – активность и осознанность политических действий.
Третий этап - это социализация индивида как личности в ходе активной деятельности, его включения в работу политических институтов (государственных структур, партий, общественных организаций, выборов и т.д.), в подготовку и проведение всевозможных политических акций. Этим этапом завершается превращение индивида в гражданина, человека, осознающего себя членом государства.
Политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном.
Типы, образцы политической социализации:
-гармоничный тип политической социализации предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог субъектов политических процессов (англо-саксонские страны).
-плюралистический тип политической социализации, который преобладает в странах континентальной Европы. Этот тип характеризуется наличием значительного числа разнородных субкультур, что предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы.
-конфликтный тип политической социализации, который характерен для незападных цивилизаций. Имеющийся в этих странах высокий уровень нищеты большинства населения, жёсткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняют достижение согласия между носителями различных ценностей субъектами политических отношений и, прежде всего, властью.
-гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса, партии или определённой религии.
Главная проблема в отмеченном заключается в правильной организации процесса социализации.
46. Политическая идеология: ее происхождение, сущность и функции.
Идеология – то, что видно, смысл – концептуальная совокупность идей, представлений и духовных ценностей, предназначенных для обоснования и защиты интересов ее носителей; это система взглядов и идей, в которых выражается отношение к действительности.
Марксисты: п/идеология – целостное систематизированное отражение на теоретическом уровне коренных интересов класса, социального слоя, нации, связанных с борьбой за власть и ее осуществление в защиту данных интересов.
Западные политологи: п/идеология – систематизированная совокупность п/идеалов, целей, теорий, концепций, оценок, ценностей, которые служат обоснованию и оправданию политических действий по завоеванию и удержанию п/власти.
Курс идеологии РБ предусматривает:
- идеологическую работу среди всех социальных слоев
- использование государственной символики в торжественных мероприятиях
- организацию студентов и участие в субботниках, волонтерское движение
- придание реально культурного вида учебным заведениям и т.д.
Основные функции политической идеологии:
1. Когнитивная – знания об обществе, его конфликтах и противоречиях
2. Мобилизующая и интеграционная – объединение людей, социальных слоев, классов в единое социальное целое, направляет их на борьбу за свои интересы
3. Конструктивная – проявляется при принятии п/программы действий и реализации ее на практике
4. Нормативная – соотношение идеологической нормы и ее реализации на практике
5. Компенсаторная – вселяет надежду на благополучное изменение социального бытия, компенсируя неудовлетворительность, дискомфорт
6. Воспитательная – одна из важнейших функций политической идеологии
47. Идеология либерализма, его происхождение и основные ценности. Неолиберализм.
Либерализм – с лат. свободный – идейно-политическое направление общественной мысли, выступающее против любых форм контроля за экономической и духовной деятельностью личности и общества со стороны государства. Первая форма политической идеологии, сформировавшейся в обществе.
Главное: идея индивидуальной свободы. Свобода личности полагает уважение к естественным правам человека. Появилась в 17 в. У истоков: Т.Гоббс, Дж. Локк, А. Смит, Т. Джеферсон и др. Следствие первых буржуазных революций. Идеология либерализма впервые воплощена в Декларации прав и свобод 1789 г. во Франции, затем вошла составной частью Декларации прав и свобод гражданина 1949 г. Эпоха либерализма – XIX в. Выделяют либерализм классический и неолиберализм.
Основные идеи классическое либерализма:
1) центральная – идея индивидуальной свободы, т.е. абсолютная ценность личности, равенство всех людей от рождения
2) в политической области высшая ценность – право, главный тезис: где нет закона, там не может быть свободная личность. Дж. Локк: в основе свободы – право на личную собственность и ее неприкосновенность.
3) равенство всех граждан перед законом
4) принцип разделения властей, призванный обеспечить свободу и безопасность от произвола тех, в чьих руках власть.
5) разделение власти между различными социальными слоями (идея парламентской демократии)
6) в экономической области: свобода рыночных отношений, частной собственности, ее неприкосновенность, личная предпринимательская инициатива, полное освобождение экономической деятельности от надзора государства
7) государство выступает в роли «ночного сторожа» - охраняет собственника и собственность.
8) идеология сильных и богатых, бедных, не способных работать (антимонопольные законодательства и т.д.)
9) в социальной сфере отвергает социальное равенство, исходит из естественного неравенства людей, обусловленного биологическими, социальными и историческими факторами.
В середине XX века классический либерализм перерастает в неолиберализм:
1) на смену идее о государстве как ночном возникает идея государства «всеобщего благоденствия», предоставляющего права на образование, труд, пенсии. Главная задача – предотвращение социальных конфликтов путем поддержания социально незащищенных слоев общества на основе активного вмешательства в экономическую жизнь, в собственность, в бюджет.
2) создаются программы по государственному доступному для всех слоев медицинскому обслуживанию, бесплатные дошкольные и школьные учебные учреждения
3) получает распространение система социального обеспечения
4) усиление принципа плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных слоев в доступе к власти
У либералов истинная демократия – не правление народа, а свободная конкуренция политических лидеров за голоса избирателей (Япония, Канада). Либерализм больше теоретический.