Развитие политической теории 18-19 в

Новое время (конец XVIII — XIX вв.) — это время становления индустриальной цивилизации, урбанизации, развертывания технической и социальных революций, массовых потрясений. Оно характеризуется рождением и распространением новых многочисленных политических идей, проектов и учений. Их центром становится Германия, а выразителем — философия.

Большая роль в развитии политической мысли принадлежит И.Канту (1724-1802 гг.), Гегелю (1770-1831 гг.). Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804 гг.). Вслед за Руссо он развивал идею о верховной власти народа, но пришел к выводу, что суверенитет народа на деле не осуществим и что воля народа должна оставаться в полном подчинении существующей власти. Одновременно Кант стремился обосновать, что существующее положение вещей может быть изменено. Он отвергал утверждения немецких крепостников, что народ «не созрел для свободы», противопоставлял феодальному бесправию и произволу свободу и буржуазный правопорядок. Он выдвинул и обосновал идею о правовом государстве как прообразе будущего устройства государственной власти.

Исходя из того, что идеальное состояние общества — это мир между людьми и государствами, Кант в своей работе «К вечному миру» разработал проект установления такого мира, в котором доказывал, что будущее общество — это федерация равноправных государств республиканского типа. Он обосновал необходимость для прочного мира экономического сотрудничества наций, просвещения и воспитания народов, а также обязательств благоразумия государственных правителей. Сегодня эти политические мысли и идеи Канта практически реализуются в Евросоюзе.

К числу представителей немецкой классической философии, оказавшей существенное влияние на формирование новых философских и политических идей, принадлежит и Г.-В. Ф. Гегелю (1770—1831 гг.). Он создал учение о диалектике, т. е. о законах развития природы, общества и мышления. Свои политические и правовые взгляды Гегель изложил в работе «Философия права». Он считал наилучшей формой государственного устройства конституционную монархию. Отрицая теорию «естественного права» в вопросе происхождения государства, Гегель, тем не менее, полагал, что «каждый народ достоин и заслуживает того правительства, которое он имеет». Ему также принадлежит идея о «гражданском обществе», в основе которого лежит индивидуализм и система частного интереса. Гражданское общество и государство существуют параллельно, тесно взаимодействуя между собой. При этом гражданское общество-оппонент государству, которое должно соблюдать законы и заботиться об общих интересах гражданского общества. Такое единство может быть достигнуто путем согласования различных интересов, с помощью группового представительства, т. е. в условиях существования правового государства.

Большое влияние на развитие западно-европейской социально-политической мысли оказало учение Карла Маркса (1818-1883 гг.) - марксизм. В основу своих теоретических построений Маркс закладывает идею социально-экономической, классовой обусловленности политических явлений и процессов, классового происхождения и классовой обусловленности сущности государства. Совокупность производственных отношений, по Марксу, составляет экономическую структуру общества – базис. Над ним возвышается соответствующая политическая надстройка. «Политическая власть является лишь порождением экономической власти, а государство является институтом «экономически господствующего класса». Государство это средство для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Это значит, что политическую реальность нельзя понять только из самой себя, что для этого следует обратиться к материальным отношениям. Такой подход хотя и позволил взглянуть по-новому на многие вопросы политической жизни, но в целом привел к недооценке чисто политических явлений в общественном развитии.

Руководящей нитью марксистского анализа политики, как общественного явления выступает выдвинутое К.Марксом и Ф.Энгельсом положение о сущности классовой борьбы. Раньше буржуазные мыслители также знали о существовании классов и классовой борьбы, но они не рассматривали борьбу классов, как движущую силу истории. К.Маркс и Ф.Энгельс с классовых позиций подходили и к сущности политической власти, определяя ее следующим образом: "политическая власть - это организованное насилие одного класса для подавления другого". Таким образом, Маркс и Энгельс выступали за необходимость уничтожения классов и к обществу без классов. В таком обществе, по их мнению, существование и государства и политики будет ненужным.

На сегодняшний день, несмотря на то, что многие положения теорий Маркса опровергнуты историей, было бы неправильно на этом основании отрицать значение Маркса в развитии общественной мысли.

Наши рекомендации