Политическая мысль эпохи средневековья и возрождения.
Следующий период в развитии европейской политической мысли -Средневековье (конец V - середина XVII в.). Церковь практически безраздельно господствовала на протяжении этого периода в духовной сфере. Одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Виднейшим идеологом католицизма в средние века был монах Фома Аквинский (1225 - 1274). Он утверждал, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет от Христа. Отсюда проистекает обязанность христианских государей подчиняться церкви, "Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены". Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души - Богу, церкви, папе римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи. Он был убежденным сторонником контроля церкви над государством, наукой и искусством.
Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утвердить в Европе папоцезаризма. В ранний период средневековья папа Геласий I (492-496), опираясь на идеи Августина, чётко разграничивал сферы церковной и светской власти, сформулировал принцип дуализма светской и церковной власти, в котором была показана связь этих двух начал. В религиозных началах император подчиняется верховному иерарху, а в мирских делах клир подчиняется императору. Эта точка зрения господствовала до XI века. Однако с XI века усилиями папы Григория VII, принцип верховенства пап начинает распространяться и на политическую жизнь. Принятый при Григории документ «Диктат папы» содержит пункт о праве папы низлагать императоров. Согласно этому положению папа особенно внимательно должен следить за правителями. Если король следует не Богом и церковью, а руководствуется своей волей, то он теряет право на власть. Папа обладает полным правом наказывать и миловать, низлагать светских правителей или вновь давать им право на власть.
Период Возрождения (XIV-XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капиталистических отношений в Европе. Наряду с развитием светской литературы, искусства зарождалась и буржуазная политическая наука. Одним из первых ее представителей был Николо Макиавелли (1469-1527). "Государь", "История Флоренции" и др. произведения. В этих работах он противопоставил религиозной концепции государства теорию светского государства. Одна из главных функций государства - защита частной собственности. Наилучшей формой государственного правления он считал республику. Но если народ не готов к такой форме правления, то воспитать в нем республиканский дух должно государство с сильным правлением. "Природа создала людей таким образом, что люди честолюбивы, подозрительны". Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее. Как же управлять такими людьми? В книге "Государь" он даёт практические рекомендации правителю. Правитель для достижения своих целей может идти на подкуп, обман, убийство. Для политика все средства должны быть приемлемы. Правитель должен быть сильным, как лев, и хитрым, как лисица". Следует или вовсе не обижать никого, или удовлетворять своей ненависти одним ударом, а потом успокоить людей.
Лучше убить, чем грозить - грозя, предупреждаешь врага, убивая - отделываешься окончательно. Лучше внушать страх, чем любовь, - любят государей по собственному усмотрению, боятся - по усмотрению государя. Все обиды и жестокости надо учинять разом, благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше".
Правитель в любом случае будет оправдан, если результаты его политики окажутся хорошими. Впоследствии безнравственная политика стала называться "маккеавелизмом".
Жан Боден (1530-1596), "Шесть книг о государстве". Он впервые выдвинул и обосновал понятие суверенитета, как главнейшего признака государства. Суверенитет - это, прежде всего, независимость государства от папы римского и от церкви, от другого государства. Суверенитет включает право издавать, изменять законы, объявлять войну, заключать мир, взимать подати, в т.ч. Бодену принадлежит также идея географической типологизации государств. На севере, по его мнению, необходимо сильное государство. На юге жители будут подчиняться религиозной власти, для умеренного пояса необходимо государство разума (демократия или выборная монархия).