Темы контрольной работы по предмету
«Международное право»
Вариант 1 (А, Б, В, Г, Д)
1. Нейтралитет в войне.
2. Юридическая природа Европейского союза.
3. Международная защита прав женщин.
Задание
Какие из следующих ситуаций регулируются нормами международного права:
1. сессия Генеральной Ассамблеей ООН;
2. не официальный визит Президента РФ в Италию;
3. обращение России к Турции о выдаче угонщиков Российского воздушного судна;
4. конгресс Международной демократической федерации женщин;
5. обращение Правительства РФ к Международному валютному фонду о получении кредита;
6. отношения между работником и работодателя по вопросу начисления заработной платы;
7. обращение Генеральной прокуратуры РФ к прокуратуре Литвы о передаче гражданина России, осужденного в Литве, для отбывания наказания в России.
Вариант 2 (Е, Ж,З,И).
1. Соотношение статуса гражданского лица и комбатанта.
2. Структура международного договора.
3. Признаки субъектов международного права.
Задание
В каких из ниже перечисленных случаев нарушается принцип невмешательства во внутренние дела:
1. предоставление исключительно гуманитарной помощи;
2. поддержка террористических формирований, преследующих неполитические цели;
3. предоставление вооруженной поддержке оппозиции правительства;
4. экономическая блокада;
5. применение принудительных мер по решению совета безопасности;
6. вооруженная поддержка правительства в борьбе с оппозицией, стремящейся его свергнуть.
Вариант 3 (К, Л,М,Н)
1. Стадии заключения международного договора.
2. Состояние войны и его правовые последствия.
3. Соотношение международного права и конституционного права.
Задание
По требованию швейцарской компании «Нога» судебный исполнитель наложил арест на российское судно «Седов», прибывшее в город Брест (Франция) для участия в международной регате. «Седов» принадлежит Мурманскому государственному техническому университету.
МИД России заявил протест послу Франции и потребовал немедленно принять меры для освобождения судна. Россия расценила эти действия как судебный произвол, как нарушение основополагающих норм международного права.
Каков режим государственной собственности РФ и собственности резидентов РФ за границей?
Вариант 4 (О,П,Р,С)
1. Теории соотношения международного права и национального права.
2. История создания ООН.
3. Ответственность в международном праве.
Задание
В марте 2001 г. власти США объявили персонами нон грата группу российских дипломатов в США. В ответ на эти действия Россия объявила персонами нон грата четырех представителей разведывательных служб США, работавших под дипломатическим прикрытием. Еще 46 дипломатов должны были покинуть Россию до июля 2001 г. «Таким образом, - подчеркнули Российские власти, - Москва полностью применила зеркальный подход в своем ответе на действия США по высылке группы российских дипломатов»
Правомерны ли с точки зрения международного права действия США и России? Каково значение реторсии в современных международных отношениях?
Вариант 5 (Т,У,Ф,Х)
1. «Понятие перемирия», «понятие капитуляция». Виды перемирия и капитуляции.
2. Деятельность Международного уголовного суда.
3. Индивид как субъект международного права.
Задание
В здании генконсульства Украины в г. Тюмени вспыхнул пожар. Компетентные органы обратились в консульство с просьбой разрешить тушение пожара. В консульстве ответили, что глава консульства, а только он может решить эти вопросы.
Через некоторое время, так и не получив согласия, пожарные вошли в помещение консульства и приступили к тушению пожара.
Дайте правовую оценку ситуации. Сравните положения Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и Консульской конвенции между Российской Федерацией и Украиной по вопросу регулирования неприкосновенности.
Вариант 6 (Ц,Ч,Щ,Ш)
1. Совет Европы.
2. Санкции в международном праве.
3. Понятие и виды международных организаций.
Задание
Какие из перечисленных документов являются международными договорами:
1. Устав ООН 1945 г.;
2. Декларация о принципах международного права 1970 г.;
3. Парижская хартия для новой Европы 1990 г.;
4. Заключительный акт СБСЕ 1975 г.;
5. Протокол, касающейся статуса беженцев 1967 г.;
6. Положение о Министерстве иностранных дел РФ 1995 г.;
7. Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г.;
8. Статут Международного суда ООН;
9. Определение агрессии. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г.;
10. Статут Международного уголовного суда 1998 г.;
11. Решение Совета Безопасности ООН на основе ст. 41 Устава ООН о введении санкции против Ирака;
12. Проект статей об ответственности государств, подготовленный Комиссией международного права ООН.
Вариант 7 (Э,Ю,Я)
1. Понятие и виды международных конференций.
2. Роль международных организаций в борьбе с преступностью.
3. Соотношение международного публичного права и международного частного права.
Задание
1. Предоставление особых преимуществ какому-либо государству или группе государств – это:
а) национальный режим;
б) преференциальный режим;
в) режим наибольшего благоприятствования;
г) принцип не дискриминации.
2. Режим, который распространяется на все государства без исключения – это
а) национальный режим;
б) преференциальный режим;
в) режим наибольшего благоприятствования;
г) принцип не дискриминации.
3. Предоставление иностранным гражданам определенных прав и льгот в данном государстве при условии, что его граждане, находящиеся в соответствующих государствах, пользуются аналогичными правами и льготами – это
а) принцип международной вежливости;
б) принцип взаимности;
в) реторсии;
г) принцип не дискриминации.
Методические рекомендации по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов
Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса международного права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.
В связи с этим основными задачами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов, изучающих международное право, являются:
во-первых, продолжение изучения международного права в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;
во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, правотворческому процессу.
Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.
В связи с резким возрастанием объема учебного и научного материала по курсу международного права при практически неизменном количестве аудиторных часов, предназначенных на его изучение, самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов приобретает в рамках учебного процесса очень большое значение.
Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы по международному праву, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий.
Основными формами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов являются:
— подготовка докладов по отдельным темам программы по международному праву;
— участие в работе научного студенческого кружка по международному праву;
— участие в научных студенческих конференциях;
— подготовка курсовых и дипломных работ по международному праву;
— написание домашних контрольных работ;
— организация и проведение деловых игр во внеаудиторное время.
В рамках ряда форм самостоятельной работы студентов основное внимание необходимо уделять следующим принципиальным вопросам.
1. Чтение по рекомендации преподавателя новейших монографических изданий по международному праву, а также наиболее значимых статей в юридических журналах; конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях или на заседании научного студенческого кружка (на научной студенческой конференции).
2. Составление кратких обзоров по наиболее характерным делам Международного суда ООН. Итоги таких обзоров должны критически обсуждаться на практических занятиях или на заседании научного (студенческого кружка (на научной студенческой конференции).
Отдельные формы самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
Участие в научных студенческих конференциях. Участие в научной студенческой конференции имеет своей целью дать студенту возможность приобрести навыки научной работы, связанные со способностью публично высказывать на высоком теоретическом уровне свои суждения и делать обоснованные теоретические выводы, основанные на глубоком изучении и обобщении мнений, высказанных в научно-теоретической литературе различными авторами, а также анализе нормативного материала и правоприменительной практики.
Участие студентов в таких конференциях не предполагает массовости. Привлечение студентов к такой форме самостоятельной работы осуществляется преподавателем на основании признания в соответствующей группе определенного студенческого доклада лучшим, материалов подготовленной курсовой (ряда курсовых) или дипломной работы, мнения руководителя научного студенческого кружка по международному праву о сделанном студентом докладе как о лучшем.
Организация и проведение деловых игр во внеаудиторное время. Основной целью проведения студенческих деловых игр во внеаудиторное время является привитие студентам навыков решения конкретных юридических вопросов и накопление ими практического опыта в решении процедурных вопросов на основе создания конкретных деловых ситуаций, максимально приближенных к реальным жизненным условиям.
Исходным материалом для организации и проведения деловых игр во внеаудиторное время может являться конкретное судебное дело или ситуация. Однако в любом случае деловая игра предполагает участие максимального количества студентов группы и распределение между ними определенных ролей.
Контроль за самостоятельной (внеаудиторной) работой студентов и подведение ее итогов
Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются еженедельные консультации преподавателя, на которых осуществляется:
а) контроль за подготовкой студентами планов, а также проверка нормативного материала и литературы по рефератам, курсовым и дипломным работам;
б) обсуждение планов и тезисов будущих докладов на кружке и научно-студенческих конференциях.
Формы подведения итогов самостоятельной работы студентов зависят от форм самой этой работы.
При подведении итогов написания рефератов, контрольных работ и деловых игр преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков с целью их дальнейшего устранения.
При подведении итогов работы соответствующего заседания научного студенческого кружка его руководителем, а также работы секции на научной студенческой конференции должна даваться оценка сделанным докладам, а также проводиться дискуссия по основным их положениям.
Формой подведения итогов подготовки курсовых и дипломных работ является их защита.
Методические указания по написанию, оформлению и защите дипломных работ по международному праву.
1. Назначение дипломной работы. Общие требования к ее содержанию
Подготовка дипломной работы и сдача государственных экзаменов — заключительные этапы обучения студентов на юридическом факультете.
Написание дипломной работы должно преследовать следующие цели:
— систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и практических задач правового характера;
— развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований при решении правовых вопросов;
— выяснение подготовленности студентов к работе в юридических учреждениях, а для рекомендованных в аспирантуру — подтверждение обоснованности рекомендации.
Дипломная работа — самостоятельное научное сочинение.
Она должна представлять собой сочетание теоретического освещения вопросов темы с анализом нормативно-правовых документов и юридической практики. Дипломная работа свидетельствует об индивидуальности ее автора как по научному освещению проблемы, оценкам существующих мнений и практики, так и по исполнению.
Дипломная работа должна быть творческим сочинением по форме и содержанию, свидетельствовать о добросовестности исполнителя, показывать общую и правовую культуру студента.
2. Выбор темы дипломной работы
Темы дипломных работ должны быть актуальными, учитывать потребности юридической практики и науки. По каждой учебной дисциплине кафедра составляет примерный перечень тем дипломных работ.
Студент выбирает для дипломной работы тему, основываясь, как правило, на материалах своих курсовых работ. Он может предложить иную тему с обоснованием ее целесообразности, актуальности и возможности раскрытия.
При выборе темы дипломной работы студент должен обращаться за консультациями к преподавателям кафедры и ее заведующему.
После выбора темы студент обращается с письменным заявлением на имя заведующего кафедрой, в котором просит кафедру утвердить тему, а также указывает, под чьим руководством хотел бы выполнить дипломную работу Заявления сдаются лаборанту кафедры.
На заседании кафедры утверждаются темы дипломных работ, научные руководители.
При этом учитываются пожелания студентов, в особенности если они ранее работали под руководством определенного преподавателя. Студенты могут присутствовать на заседании кафедры. Заведующий кафедрой обеспечивает равномерность распределения нагрузки по руководству написанием
дипломных работ.
3. Контроль кафедры за подготовкой дипломной работы.
После утверждения темы студент обращается к научному руководителю для согласования плана.
Научный руководитель дипломной работы:
а) дает оценку и вносит коррективы в предложенный студентом проект рабочего плана дипломной работы, разбивки на главы и параграфы, их примерные объемы, сроки представления в первом варианте;
б) проверяет, насколько обстоятельно подобраны студентом научная литература, правовые акты и другие источники по теме, помогает выделить наиболее важные из них; ориентирует студента на составление полной библиографии по теме, изучение практики и т.д.;
в) в дни консультаций, а по необходимости и чаще, беседует со студентом о ходе работы, о возникших затруднениях;
г) проверяет выполнение дипломной работы по частям и в целом.
Кафедра может заслушивать сообщения научных руководителей о ходе подготовки студентами дипломных работ и прохождении преддипломной практики. По этим вопросам студенты при необходимости приглашаются на заседание кафедры или на беседу к ее заведующему.
4. Подготовка дипломной работы
Работая над дипломным сочинением, студент должен:
а) всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты;
б) проанализировать научную литературу и нормативно-правовой материал по теме;
в) собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику ;
г) выработать собственное суждение по соответствующей проблеме, отношение к существующим научным позициям, точкам зрения, юридической практике;
д) по возможности сформулировать свои предложения по совершенствованию юридической практики и законодательства.
Дипломная работа имеет следующую структуру.
титульный лист; оглавление (содержание);
введение;
основной текст (главы, параграфы);
заключение (по согласованию с научным руководителем);
библиография, состоящая из трех частей: научная литература; нормативные акты; материалы юридической практики;
приложения (если они имеются).
Во введении раскрываются: актуальность темы, ее значение для практики и юридической науки; связанные с этим причины выбора студентом данной темы; степень ее освещения в литературе — с указанием основных научных источников; цели, которые ставит перед собой студент. Основной текст обычно разбивается на главы, поделенные на параграфы. В них освещаются вопросы темы. Желательно, чтобы главы и параграфы резко не отличались по объему.
В заключении подводятся итоги исследования, в обобщенном виде излагаются выводы и предложения автора.
Библиография дипломной работы состоит из следующих частей
1) нормативные акты;
2) практические материалы (архивные, текущая практика) и др
3) специальная литература — книги, статьи и др., расположенные в алфавитном порядке по авторам
В библиографии указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в дипломной работе.
В качестве приложений помещаются проекты нормативно-правовых документов, статистические и социологические анализы и обзоры, переводы, подготовленные автором.
Написание дипломной работы — это систематизированное, обстоятельное, отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, содержащее анализ научных концепций, юридической практики, отражающее понимание и оценку студентом соответствующих проблем, его предложения по их решению.
Защита дипломных работ происходит публично на заседаниях Государственной аттестационной комиссии (ГАК.)
Дипломные работы с отзывом и рецензией передаются лаборантом кафедры секретарю ГАК. День и время защиты определяет председатель ГАК в соответствии с графиком работы комиссии.
Защита дипломной работы происходит с соблюдением следующей
процедуры:
— краткое (5—7 мин.) сообщение студента об основном содержании работы, своих выводах и предложениях;
— вопросы студенту со стороны членов ГАК, других присутствующих на защите лиц и ответы на вопросы.
— выступление других лиц, пожелавших высказаться по существу вопроса;
— заключительное слово студента, в котором он определяет свое отношение к замечаниям, сделанным в отзыве и рецензии, и может кратко высказаться по другим вопросам.
Критериями оценки дипломной работы являются:
а) ее научный уровень, степень освещенности в ней вопросов темы, значение для юридической практики;
б) использование специальной научной литературы, нормативных актов, материалов преддипломной практики;
в) творческий подход к разработке темы;
г) правильность и научная обоснованность выводов;
д) стиль изложения;
е) аккуратность оформления дипломной работы;
ж) степень профессиональной подготовленности, проявившаяся как в содержании дипломной работы, так и в процессе ее защиты.
ГАК после рассмотрения дипломных работ, вынесенных на защиту в данном заседании, в отсутствии студентов обсуждает итоги и большинством голосов определяет оценку по каждой дипломной работе. Затем приглашаются студенты, и председатель оглашает выставленные оценки.
Примерные вопросы к экзамену
1. Виды и формы международно-правовой ответственности.
2. Внутренние морские воды. Понятие, правовой режим.
3. Внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.
4. Генеральная Ассамблея ООН.
5. Государство - основной субъект международного права.
6. Делегации государств, органы международной конференции, акты международной конференции.
7. Дипломатические иммунитеты и привилегии.
8. Дипломатические представительства.
9. История создания ООН.
10. Классификация норм международного права.
11. Классическое и современное международное право.
12. Консульское представительство. Понятие, состав, функции.
13. Международная правосубъектность государство подобных образований.
14. Международная правосубъектность индивида.
15. Международная правосубъектность международных организаций.
16. Международная правосубъектность наций, борющихся за независимость.
17. Международное право в период вооруженных конфликтов. Понятие, источники.
18. Международное правовое регулирование средств и методов ведения войны.
19. Международное признание. Понятие и виды.
20. Международное сотрудничество по борьбе с преступностью. Направления и формы сотрудничества.
21. Международное экологическое право. Понятие, источники.
22. Международно-правовые отношения. Понятие и виды.
23. Международные каналы. Правовой режим Суэцкого и Панамского каналов.
24. Международный обычай.
25. Международный суд ООН.
26. Механизм международно-правового регулирования.
27. Наука международного права.
28. Начало войны и правовые последствия.
29. Общая характеристика Экономического и Социального Совета и Секретариата ООН.
30. Отрасли международного права.
31. Подготовка и принятие текста международного договора.
32. Подготовка, созыв, порядок работы международной конференции.
33. Понятие и виды международных конференций.
34. Понятие и виды международных межгосударственных организаций.
35. Понятие и виды перемирия. Прекращение вооруженного конфликта.
36. Понятие и виды территорий.
37. Понятие и виды уголовных преступлений в международном праве.
38. Понятие и источники международного космического права.
39. Понятие и классификация принципов международного права.
40. Понятие и основания международной ответственности.
41. Понятие и условия действительности международных договоров.
42. Понятие субъекта международного права.
43. Понятие, источники международного воздушного права.
44. Понятие, источники международного уголовного права.
45. Понятие, источники права международных договоров.
46. Понятие, источники, принципы международного морского права.
47. Понятие, источники, принципы международного экономического права.
48. Понятие, правовой режим исключительной экономической зоны.
49. Понятие, правовой режим континентального шельфа.
50. Понятия архипелажных вод и прилежащей зоны.
51. Порядок назначения и отзыва главы дипломатического представительства.
52. Порядок обращения в Европейский Суд по правам человека.
53. Порядок принятия, исключения из ООН.
54. Право внешних сношений. Понятие, источники.
55. Правовое положение военнопленных.
56. Правовое положение сражающихся и несражающихся.
57. Правовой режим Антарктики. Международный договор 1959 года.
58. Правовой статус воздушного пространства.
59. Правопреемство в международном праве.
60. Принцип неприменения силы.
61. Роль ООН в обеспечении международного мира и безопасности. .
62. Санкции в международном праве.
63. Система органов ООН. Специальные учреждения ООН.
64. Совет безопасности ООН.
65. Совет Европы.
66. Согласие на обязательность международного договора.
67. Согласительные средства разрешения международных споров.
68. Создание и развитие Европейского Союза.
69. Соотношение категорий «война» и «вооруженный конфликт».
70. Соотношение понятий «международное право» и «национальное право».
71. Соотношение понятий «Международное публичное право» и «Международное частное право».
72. Сроки действия международных договоров и условия прекращения их действия.
73. Стадии заключения международных договоров.
74. Судебные средства разрешения международных споров.
75. Тенденции развития международного права.
76. Теории соотношения международного и национального права.
77. Территориальные воды. Понятие, отчет ширины, правовой режим.
78. Этапы развития международного права.
Самостоятельная работа студентов
График самостоятельной работы
№ | Тема | Форма контроля | Сроки |
Международное право – правовая система. Этапы развития международного права (Т. 1-2). | Домашняя контрольная работа; Решение задач; Консультации. | Первая половина сентября Еженедельно (согласно графику) | |
Система международного права. Основные принципы международного права (Т. 3-4). | Коллоквиум; Доклады; Решение задач; Консультации | Вторая половина сентября Еженедельно (согласно графику) | |
Международная правосубъектность государств. Международно-правовая ответственность (Т. 5-6). | Тесты; Доклады; Решение задач; Консультации. | Первая половина октября Еженедельно (согласно графику) | |
Право внешних сношений. Право международных договоров (Т. 7-8). | Тесты; Доклады; Решение задач; Консультации. | Вторая половина октября Еженедельно (согласно графику) | |
Право международных организаций. Международное право в период вооруженных конфликтов (9-10). | Доклады, сообщение; Задания; Консультации. | Первая половина ноября; Еженедельно (согласно графику) | |
Международное уголовное право. Международное морское право (Т. 11-12) | Доклады; Решение задач; Тесты; Консультации. | Вторая половина ноября; Еженедельно (согласно графику) | |
Международное воздушное право. Международное экономическое право. Международное экологическое право (Т. 13-15). | Доклады; Решение задач; Тесты; Консультации. | Декабрь; Еженедельно (согласно графику) |
Формы контроля к теме 1-2
Вопросы к домашней контрольной работе
1. Дайте определение международного права. Какие отношения регулируются международным правом? В чем их особенности.
2. Как соотносится международное и внутригосударственное право?
3. В чем состоит различие международного публичного и международного частного права?
4. Является ли индивид субъектом международного права?
Задания
1. Что представляет собой международное право? Выберите правильное из предложенных определений.
а) совокупность разнообразных отношений между субъектами международной системы: политических, экономических, торговых, научно-технических, культурных и др.;
б) систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения международного мира и безопасности.
в) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы;
г) целостную совокупность, включающую в себя субъектов международного права и международные отношения;
д) систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и др. субъектами международного права;
е) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между различными субъектами;
ж) сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами, межгосударственными организациями и др. правосоздающими субъектами международного права, путем соглашения и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения.
2. Выделите среди перечисленных ниже ситуаций международные межгосударственные отношения и международные отношения негосударственного характера:
а) обращение гражданки Болгарии в компетентные органы России о выплате алиментов;
б) заключение сделки между Российской организацией и иностранной фирмой;
в) обращение гражданина РФ в Европейский суд по правам человека.
г) отношения между супругами, имеющими разное гражданства, проживающими в России, по поводу раздела имущества;
д) подача гражданином Польши искового заявления в суд России о наследовании имущества.
3. Какие из указанных источников ст. 38 Статута Международного суда ООН называет основными:
а) судебные решения;
б) общие принципы права;
в) международный договор;
г) международный обычай;
д) решения международных организаций;
е) доктрины ученых в области международного права.
4. Какая статья Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее составной системы:
а) ст. 5;
б) ст. 15;
в) ст.35;
г) ст. 45.
5. К какой из указанных теорий соотношения международного и национального права примыкает современная российская доктрина:
а) теория примата международного права над национальным;
б) теория примата национального права над международным;
в) теория диалектического дуализма;
г) дуалистическая теория.
6. В каком году вышла в свет книга голландского юриста Гуго Гроция «О праве войны и мира»:
а) в 1525 г.;
б) в 1625;
в) в 1725 г;
г) в 1825 г.
7. Г. Гегель и ряд других немецких юристов сформулировали:
а) теорию примата международного права над национальным;
б) теорию примата национального права над международным;
в) теорию дуализма;
г) теорию диалектического дуализма.
8. Классическое международное право характеризуется следующими признаками:
а) по происхождению является европейским;
б) оно охватывает сферой своего де6йствия все государства мира;
в) по своему происхождению оно было договорным;
г) оно действовало в основном в отношении между европейскими странами.
Формы контроля к теме 3-4
Задания
1. Какие из следующих ситуаций регулируются нормами международного права:
а) сессия Генеральной Ассамблеей ООН;
б) не официальный визит Президента РФ в Италию;
в) обращение России к Турции о выдаче угонщиков Российского воздушного судна;
г) конгресс Международной демократической федерации женщин;
д) обращение Правительства РФ к Международному валютному фонду о получении кредита;
е) отношения между работником и работодателя по вопросу начисления заработной платы;
ж) обращение Генеральной прокуратуры РФ к прокуратуре Литвы о передаче гражданина России, осужденного в Литве, для отбывания наказания в России.
2. Могут ли акты международных организаций носить обязательный характер и являться источниками международного права? Приведите примеры.
3. Согласно ст. 25 Устава ООН государство – участники Организации соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
Означает ли эта формулировка Устава квалификацию решений Совета Безопасности как источника международного права?
4. Государство А совершило массированную воздушную атаку по объектам находящихся на территории государства Б. Квалифицировав действия государства А как акт агрессии и прибегнув к самообороне, государство Б уничтожило авиабазу на территории государства А.
Определите правомерность действий государств применительно к принципу неприменения силы или угрозы силы.
5. Дайте определение самообороны и агрессии. Что такое коллективная самооборона? Раскройте механизм применения вооруженной силы по решению Совета безопасности.
6. В каких из ниже перечисленных случаев нарушается принцип невмешательства во внутренние дела:
а) предоставление исключительно гуманитарной помощи;
б) поддержка террористических формирований, преследующих неполитические цели;
в) предоставление вооруженной поддержке оппозиции правительства;
г) экономическая блокада;
д) применение принудительных мер по решению совета безопасности;
е)вооруженная поддержка правительства в борьбе с оппозицией, стремящейся его свергнуть.
7. Укажите какая часть представленной нормы международного права является гипотезой и какая является диспозицией.
1. Ст. 2 Факультативного протокола к Международному праву о гражданских и политическ5их правах 1966 г. Устанавливает:
«Лица утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшее все внутренние средства правовой защиты, могут представить в комитет по правам человека письменное заявление об этом».
8. Нормы договора между РФ и КНР о выдаче преступников являются:
а) универсальными;
б) региональными;
в) локальными;
г) федеральными.
9. Нормы о нераспространении ядерного оружия являются:
а) универсальными;
б) региональными;
в) локальными;
г) федеральными.
10. Нормы Европейского Союза являются:
а) универсальными;
б) региональными;
в) локальными;
г) федеральными.
11. Какие из указанных основных принципов в настоящее время противопоставляются друг другу:
а) принцип невмешательства во внутренние дела государств и принцип нерушимости границ;
б) прин6цип мирного разрешения международных споров и принцип добросовестного выполнения международных обязательств;
в) принцип суверенного равенства государств и принцип сотрудничества государств;
г) принцип территориальной целостности государств и принцип равноправия и самоопределения народов и наций.
12. В каком документе впервые были зафиксированы все основные принципы международного права:
а) в Уставе ООН 1945 г.;
б) в Декларации о принципах международного права 1970 г.;
в) в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.
Формы контроля к теме 5-6
Задания
1. Представитель Министерства иностранных дел РФ в официальном заявлении заявил, что субъекты РФ не обладают статусом субъектов между народного права, а соглашения, заключаемые субъектами РФ, не могут рассматриваться как международные договора.
Дайте толкование норм Конституции РФ, федеральных законов «О международных договорах РФ» и «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» с точки зрения того, являются ли субъекты РФ субъектами международного права, а заключаемые ими соглашения – международными договорами.
2. По требованию швейцарской компании «Нога» судебный исполнитель наложил арест на российское судно «Седов», прибывшее в город Брест (Франция) для участия в международной регате. «Седов» принадлежит Мурманскому государственному техническому университету.
МИД России заявил протест послу Франции и потребовал немедленно принять меры для освобождения судна. Россия расценила эти действия как судебный произвол, как нарушение основополагающих норм международного права.
Каков режим государственной собственности РФ и собственности резидентов РФ за границей?
3. Военные корабли КНДР, применив силу, задержали в своих территориальных водах военный разведывательный корабль США.
Правомерны ли действия властей КНДР? Является ли в данном случае применение силы необходимой обороной? Обоснуйте свой ответ ссылками на нормы Устава ООН и Конвенции ООН по морскому праву.
4. Космический спутник сошел с орбиты, упал на территорию государства А и причинил существенный ущерб. Потерпевшее государство предъявило претензии о возмещении