Оциально-этнические общности и национальная политика.
1. Социально-этнические общности как объекты и субъекты политики.
2. Национальная политика государства.
1. На земном шаре сегодня живет по разным оценкам от 2000 до 3000 различных народов.
Только 327 народов являются многочисленными.
В мире сегодня существует около 200 государств, следовательно, 90 % этнических групп входят в состав многонациональных государств.
Российская Федерация – многонациональное, полиэтническое государство.
83 % ее населения – русские,
3, 8 % - татары,
3% - украинцы,
1, 2 % - чуваши,
0, 9 % - башкиры.
На остальные 8,1 % приходится 113 народов.
Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологии, а также сознание своего единства и отличия от других образований.
Существует ряд отраслей науки, которые изучают этнос:
этнография (народоописание),
этноантропология (описание индивидов отдельных рас и народностей),
этносоциология.
Существует и этнополитология.
Этнос может существовать в форме
племени,
народности,
нации.
Этнос обретает форму нации тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоопределении.
Нация – политически, государственно-организованный народ.
Нация – единство исторической судьбы большого множества людей.
Нация – это исторически возникшая специфическая самоорганизующаяся целостность со своим особым генетическим кодом, особым социальным механизмом накопления, хранения и передачи информации, опыта поколений и свойственных нации стереотипов.
Нации стали складываться в эпоху становления индустриальной цивилизации.
Провозглашенный Французской революцией лозунг «Один народ – одна нация» действовал более ста лет, но к концу XIX века устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был, выдвинут лозунг самоопределения наций как путь освобождения от национального гнета.
Самоопределение стало рассматриваться целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов.
Государственное отделение нужно, если невозможно достичь уничтожения национального гнета, достижения суверенитета другими путями.
В современном мире одновременно действуют процессы дезинтеграции и интеграции (глобализации).
Начавшийся в XYIII веке процесс дезинтеграции продолжается и в настоящее время. Первоначально его причина заключалась в проведении имперской колониальной политики в отношении народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий для самостоятельного, суверенного развития в условиях унитарного государства. Процесс дезинтеграции пережили Австрия, Франция, Испания, Великобритания. В настоящее время он происходит в Индии, Югославии, некоторых других странах.
Однако со второй половины ХХ века бурно развивается и другая тенденция – интеграция. Этот процесс характерен для Западной Европы, Южной Америки.
Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития: нациями, народностями, этническими группами и их государственными образованиями.
Эти отношения бывают трех типов: равноправные, господства и подчинения, этноцида (попытки уничтожения других субъектов).
Национальные отношения относятся к числу трудно управляемых объектов. Они требуют длительного, постоянного воздействия, а результаты управленческой деятельности бывают отдаленными, желаемые преобразования происходят медленно. Непродуманные, необоснованные решения способны нанести огромный ущерб отношениям между нациями. Национальные отношения – это деликатная тема, где нужен осторожный, тонкий подход.
Особенностями политического управления национальными отношениями является, прежде всего, то, что они относятся к числу интегральных отношений, включающих экономические, социальные, государственно-правовые, культурные и другие аспекты. В национальных отношениях отражается вся совокупность общественных отношений, специфика которых обусловлена реальным существованием этнических общностей. Поэтому национальные отношения не существуют «в чистом виде», а проявляются как специфическая форма каких-либо иных отношений.
Непосредственной связи между социально-экономическим состоянием общества и сферой межнациональных отношений не прослеживается. Ухудшение социально-экономической ситуации действительно может способствовать развитию межэтнических конфликтов. Но сама по себе стабилизация экономики едва ли автоматически повлечет за собой полный межнациональный мир и всеобщее сотрудничество.
Еще одна особенность национальных отношений – их историческая обусловленность, заданность. Национальный вопрос уходит корнями в прошлое, оставляет следы в исторической памяти народов, которая цепко удерживает как позитивную, так и негативную информацию.
Специфика национальных отношений обусловлена также консервативностью некоторых сторон национальной жизни (национальные обычаи, привычки, традиции, национальная психология, национальные особенности культуры и пр.), что делает весьма затруднительным воздействие на них.
Национальные отношения испытывают сильное влияние эмоций, чувств, которые трудно поддаются воздействию, особенно, если они переплетаются с религиозными. В межнациональных конфликтах эмоции всегда затмевают разум, верх берет иррационализм.
Ключевыми, решающими по воздействию на национальные отношения являются политические факторы. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков национальных культур, подготовка и представительство национальных кадров в структурах власти и ряд других вопросов.
Можно выделить ряд основных сфер конфликтных ситуаций в многонациональных государствах: во-первых, отношения между центральными органами и регионами (республиками, землями, штатами, кантонами и т.п.); во-вторых, отношения между регионами; в-третьих, отношения между автономными образованиями внутри регионов; в-четвертых, проблемы этнических групп, не имеющих собственных государственных образований; в-пятых, проблемы разделенных народов.
Управлять национальными отношениями можно и нужно. Под управлением национальными процессами отнюдь не имеется в виду вмешательство в естественноисторический ход развития наций, в национальную жизнь, межнациональные отношения. Конечно, речь не идет об изменении этнических признаков национальных общностей. Недопустимы также насильственная ассимиляция и межэтническая интеграция. Говоря иначе, управление национальными процессами несовместимо с субъективизмом и волюнтаризмом.
Суть управления национальными процессами заключается в том, чтобы в точном соответствии с законами и тенденциями, объективно действующими в системе национальных отношений, создать благоприятные условия для развития этнических общностей, разрешать проблемы и противоречия, возникающие в сфере их взаимоотношений. Если многонациональность общества из фактора его слабости становится одним из факторов силы и могущества, значит, управление национальной сферой осуществляется на основе продуманной, взвешенной национальной политики.
Как правило, управление национально—этническими процессами осуществляется опосредованно, через экономические, социальные, духовные, демографические, миграционные и иные факторы общественной жизни. Управление национальными отношениями представляет собой процесс целенаправленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности наций.
Чтобы управлять национальными отношениями и процессами, нужно разработать государственную национальную политику, которая определяет цели управления, его основные задачи, пути и средства их решения.
Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Национальная политика особенно тесно увязана с региональной и демографической политикой.
Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерасти в столкновение, конфликт. Ее главным назначением является управление интересами и через интересы национальностей.
Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.
Целями национальной политики могут быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение, слияние наций. Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального от инонационального влияния. По содержанию она может быть как гуманной, так и антигуманной. По направленности – миротворческой, созидательной или же воинственной, разрушительной. Национальная политика может осуществляться в формах господства, подавления, репрессий, унижений или же ненасилия, толерантности.
В национальной политике следует различать стратегические цели и задачи, требующие концептуального подхода, и задачи ближайшего характера. Задача современной национальной политики российского государства – достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение. Основа свободного национального развития и межнационального мира – установление оптимальных отношений между преобладающим численно русским народом и другими народами российского государства. От русских требуется уважение национальных интересов и чувств, населяющих Россию народов, от народов России требуются уважение, признание и учет интересов и объективного положения русских в России.
Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации – равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к этноцентризму, национализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов и пр.
Функциями национальной политики являются: 1) функция целеполагания: определение целей и задач, выработка программ деятельность в соответствии с интересами всех наций и этнических групп страны; 2) организационно-регулятивная функция: функция регулирования деятельности социальных и политических институтов, общественных групп, национальных организаций и движений, групп населения и т.д.; 3) функция интеграции: сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей; 4) функция разрешения межнациональных противоречий, выработки эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов; 5) прогностическая функция: разработка превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнополитической ситуации в стране, регионе; 6) функция воспитания в духе уважения национального достоинства, высокой культуры межнационального общения.
Национализм – явление многоликое и многогранное. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относятся национальное самосознание, национальная гордость, национальный стыд, дающий возможность самоочищения, стремление к национальному саморазвитию. К отрицательным – признание собственной национальной исключительности, противопоставление своей этнической группы другим, стремление обеспечить превосходство своей нации за счет интересов других народов, национальный нигилизм.
Даже эти весьма неполные данные показывают неизбежность возникновения множества проблем в межнациональных отношениях.
Прежде всего, это проблемы социального неравенства этнических общностей: существуют огромные нации (китайцы (хань) — 1 млрд. 200 млн. чел.) и небольшие племена в несколько сотен человек. В этих условиях остро встает проблема ассимиляции, т.е. поглощения малых этносов большими этносами. Процесс этот постоянно идет в истории человечества. Современное человечество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы действительно могут потерять статус автономных самодостаточных единиц. Но процесс этот находится только в самом начале и недопустимо его искусственное подталкивание, особенно вопреки воле конкретных этнических групп.
Второй комплекс проблем состоит в исторически сложившемся неравенстве уровней социально-экономического развития этнических общностей. Реальное неравенство социально-экономических возможностей этносов накладывается на историческую канву межнациональных отношений. Например, социально-экономические успехи большинства современных европейских наций базируются на их прошлом положении колониальных империй. Этнические общности, бывшие когда-то в колониальной зависимости от этих наций, выдвигают к ним вполне обоснованные претензии.
Третий комплекс проблем возникает из практики совместного проживания различных этносов на одной территории, в рамках одного государства. Комплекс этих проблем неизбежно принимает социально-политический характер. Одни проблемы существуют в государствах, которые признают себя полиэтническими. Это проблемы политико-административного самоопределения этнических общностей в форме автономий, федеративных и пр. образований, проблемы определения их государственно-правового статуса. Другие проблемы возникают в государствах, официально не признающих себя полиэтническими. В таких государствах возникает ситуация, когда представители одной этнической общности занимают высшие статусные позиции, а все другие этнические общности неизбежно стремятся к признанию со стороны власти своего правового статуса. Это стремление может принимать разнообразные формы политического протеста и политической борьбы вплоть до экстремистских.
Свои проблемы у этнических меньшинств, которые идентифицируют себя с родственной этнической общностью в соседнем государстве. В этом случае стремление такого этноса к национальному единению может создать угрозу территориальной целостности того государства, на территории которого данный этнос проживает. Очень серьезные проблемы возникают у государства, на территории которого проживают многочисленные этнические группы, ни одна из которых не занимает доминирующего положения. Этнические группы, проживающие по обе стороны границы двух государств, в населении которых они являются меньшинствами, могут породить проблему для обоих этих государств в своем стремлении к национальному самоопределению (например, проблема басков для Испании и Франции). Отдельная проблема — этнические иммигранты и беженцы, в массовом порядке появляющиеся на территории отдельных стран.
Четвертый комплекс проблем относится к социально-психологической сфере. Для отношений этнических общностей, как и для отношений любых других общностей, характерны межгрупповая враждебность и внутригрупповой фаворитизм. В основе объединения людей в социальную общность всегда лежит определенный социально-психологический механизм: разделение «своих» и «чужих» (межгрупповая враждебность) и двойной стандарт в оценке одних и тех же поступков «своих» и «чужих», при котором те поступки «чужих», которые оцениваются отрицательно, оправдываются, если они совершаются «своими». Можно сказать, что проблемы межнациональных отношений во многом носят иррациональный характер.
Государство обязано знать и вовремя решать те или иные проблемы межнациональных отношений, чтобы по возможности избегать возникновения на их основе социальных конфликтов.
У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 июня 1996 г. N 909
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях всестороннего учета интересов народов России и
обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления при реализации
государственной национальной политики, руководствуясь частями
2 и 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации,
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной
национальной политики Российской Федерации.
2. Рекомендовать федеральным органам государственной
власти, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления руководствоваться
Концепцией государственной национальной политики Российской
Федерации при решении конкретных задач в сфере национальных
отношений, а также при разработке федеральных, региональных и
местных программ национального развития и межнационального
сотрудничества.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Б.ЕЛЬЦИН
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Концепция государственной национальной политики
Российской Федерации представляет собой систему современных
взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных
органов государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации (далее именуются -
органы государственной власти) в сфере национальных отношений.
Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и
целостности России в новых исторических условиях развития
российской государственности, согласования общегосударственных
интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания
их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков
и культур.
Государственная национальная политика основывается на
принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных
нормах международного права и находит свое выражение в системе
федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а
также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Концепция призвана стать ориентиром для органов
государственной власти при решении задач национального
развития и регулирования межнациональных отношений,
обеспечения конституционных прав человека и гражданина.
I. Современная ситуация в области национальных отношений
в Российской Федерации
Российская Федерация - одно из крупнейших в мире
многонациональных государств, где проживает более ста народов,
каждый из которых обладает уникальными особенностями
материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство
народов страны на протяжении веков сложились как этнические
общности на территории России, и в этом смысле они являются
коренными народами, сыгравшими историческую роль в
формировании российской государственности. Благодаря
объединяющей роли русского народа на территории России
сохранились уникальное единство и многообразие, духовная
общность и союз различных народов.
В условиях переходного этапа в жизни страны
непосредственное влияние на межнациональные отношения
оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития:
стремление народов к самоопределению и объективный
процесс интеграции российского общества;
возрастающая самостоятельность субъектов Российской
Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской
государственности;
потребность в проведении общего курса экономических и
политических реформ и разные социально-экономические
возможности регионов, обусловленные их исторической и
хозяйственно-культурной спецификой;
стремление сохранить и развивать национально-культурную
самобытность и приверженность духовной общности народов России.
На развитие межнациональных отношений оказывает
существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем
народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной
системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением
многих национальных культурных ценностей. Наряду с
достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые
имелись в советский период, проводился курс на унификацию,
заложивший основу нынешних противоречий.
После распада СССР начался новый этап в развитии
государства на основе традиций российской государственности,
принципах федерализма и гражданского общества. Однако
отсутствие концепции государственной национальной политики
затрудняло процесс становления Российского федеративного
государства, осуществления реформ и достижения
межнационального согласия.
Наследие прошлого, геополитические и психологические
последствия распада СССР, социально-экономические и
политические трудности переходного периода обусловили ряд
кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных
отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях,
соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах
сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах
с проблемами "разделенных народов", на территориях со сложной
социально-экономической, экологической и криминогенной
обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка
ресурсов жизнеобеспечения.
На межнациональные отношения серьезное негативное
воздействие оказывают также безработица, особенно в районах,
располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая
неурегулированность земельных и других отношений, наличие
территориальных споров, проявление этнократических устремлений.
Каждый из перечисленных факторов находит свое
специфическое проявление в жизни населения различных регионов,
что требует, помимо общей концепции, разработки специальных
региональных и местных программ.
Узловыми проблемами, требующими решения, являются:
развитие федеративных отношений, обеспечивающих
гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской
Федерации и целостности Российского государства;
развитие национальных культур и языков народов Российской
Федерации, укрепление духовной общности россиян;
обеспечение политической и правовой защищенности
малочисленных народов и национальных меньшинств;
достижение и поддержание стабильности, прочного
межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
поддержка соотечественников, проживающих в государствах -
участниках Содружества независимых государств, а также в
Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской
Республике, содействие развитию их связей с Россией.
Принятие Конституции Российской Федерации, подписание
Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между
федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации снизили
остроту нерешенных проблем. В то же время сохраняются факторы,
ослабляющие государственность России и порождающие
межнациональную напряженность. Об этом свидетельствуют как
сепаратистские, так и унитаристские тенденции, факты
дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по
национальному признаку.
На государственном уровне еще не утвердился системный,
взвешенный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при
разработке и проведении государственной национальной политики
опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и
оценка последствий принимаемых решений.
Дает о себе знать отсутствие эффективных программ
национальной политики, а также необходимых нормативных
правовых актов, призванных регулировать различные стороны
федеративных и национальных отношений.
В государственной национальной политике нужны новые
концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что
национальный вопрос не может занимать второстепенное место или
быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его
разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в
этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы
национальных отношений в Российском государстве.
Национальная политика может стать консолидирующим
фактором лишь в том случае, если она будет отражать все
многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале
четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение
приобретает общность позиций органов государственной власти,
различных политических и общественных сил в национальном
вопросе, основанных на конституционных принципах, научно
обоснованных выводах и рекомендациях.
II. Принципы государственной национальной политики
Основными принципами государственной национальной
политики в Российской Федерации являются:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо
от его расы, национальности, языка, отношения к религии,
принадлежности к социальным группам и общественным
объединениям;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Российской
Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государственной
власти;
гарантия прав коренных малочисленных народов в
соответствии с Конституцией Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации;
право каждого гражданина определять и указывать свою
национальную принадлежность без всякого принуждения;
содействие развитию национальных культур и языков народов
Российской Федерации;
своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
защита прав и интересов граждан Российской Федерации за
ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в
зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка,
культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с
Родиной в соответствии с нормами международного права.
III. Основные цели и задачи государственной
национальной политики
Основные цели государственной национальной политики
Российской Федерации состоят в обеспечении условий для
полноправного социального и национально-культурного развития
всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и
духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и
свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.
При реализации национальной политики перед Российским
государством и обществом стоят следующие неотложные задачи:
1) в политической и государственно-правовой сфере:
формирование Федерации, которая отвечала бы современным
социально-экономическим и политическим реалиям и историческому
опыту России, путем развития и углубления федеративных
отношений;
создание правовой базы для регулирования федеративных и
национальных отношений;
объединение усилий всех звеньев государственной системы и
гражданского общества, политических и религиозных деятелей для
достижения межнационального согласия, утверждения принципа
равноправия граждан различных национальностей и
вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;
обеспечение правовых, организационных и материальных
условий, способствующих учету и удовлетворению
национально-культурных интересов народов;
выработка государственных мер раннего предупреждения
межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных
проявлений и массовых беспорядков;
разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами
Российской Федерации путем согласительных процедур на основе
Конституции Российской Федерации, конституций (уставов)
субъектов Российской Федерации, а также соответствующих
договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;
обеспечение правовой защиты национальной чести и
достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание
межнациональной розни;
решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного
национализма;
2) в социально-экономической сфере:
реализация экономических интересов народов в соответствии
с государственной региональной политикой, на основе учета их
традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;
выравнивание уровней социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации;
рациональное использование многообразия хозяйственных
возможностей субъектов Российской Федерации, их природных
ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового
потенциала, преимуществ территориального разделения труда и
производственной кооперации при общей направленности на
комплексное социально-экономическое развитие страны и
отдельных ее регионов;
осуществление специальных программ занятости в
трудоизбыточных регионах, мер по подъему "депрессивных"
районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном
Кавказе;
развитие государственных систем коммуникации и информации
в целях совершенствования единого экономического,
информационного и культурно-образовательного пространства
Российской Федерации;
содействие развитию региональных ассоциаций
экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации
как фактора гармонизации межнациональных интересов,
обеспечения комплексного решения социально-экономических и
национально-культурных проблем;
3) в духовной сфере:
формирование и распространение идей духовного единства,
дружбы народов, межнационального согласия, культивирование
чувства российского патриотизма;
распространение знаний об истории и культуре народов,
населяющих Российскую Федерацию;
сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие
национальной самобытности и традиций взаимодействия
славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских
и других народов России в рамках евразийского
национально-культурного пространства, создание в обществе
атмосферы уважения к их культурным ценностям;
обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития
языков всех народов России, использования русского языка как
общегосударственного;
укрепление и совершенствование национальной
общеобразовательной школы как инструмента сохранения и
развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием
уважения к культуре, истории, языку других народов России,
мировым культурным ценностям;
учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов
с религией, поддержка усилий религиозных организаций в
миротворческой деятельности;
4) в области внешней политики:
содействие процессу реинтеграции на новой основе
государств - бывших республик СССР в политической,
экономической и духовной сферах; совместная с этими
государствами выработка на основе Конвенции об обеспечении
прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам,
подписанной государствами - участниками Содружества
независимых государств в 1994 году, общих подходов к проблеме
обеспечения прав и интересов национальных общностей,
проживающих на их территориях;
реализация международных соглашений о защите национальных
меньшинств;
заключение договоров и соглашений с государствами -
бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве
в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных
районах национальных общностей, включая особое регулирование
пограничного режима;
выработка и осуществление на межгосударственном уровне
механизмов решения проблем беженцев и вынужденных
переселенцев;
сотрудничество государств - бывших республик СССР в
предотвращении и мирном разрешении конфликтов.
IV. Совершенствование федеративных отношений
Совершенствование федеративных отношений входит в число
приоритетных задач внутренней политики и призвано реализовать
на практике конституционные принципы федерализма, особенно
принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации в
отношениях с федеральными органами государственной власти,
обеспечить равенство всех национальных общностей в каждом
субъекте Российской Федерации и в России в целом при
осуществлении ими своих социально-экономических, политических
и национально-культурных прав.
Оптимизация федеративных отношений не преследует цель
"губернизации" республик или, наоборот, "республиканизации"
краев и областей. Своеобразие российского федерализма состоит
в сочетании территориального и национального начал.
Для развития федеративных отношений необходимо:
принятие федеральных законов, заключение договоров и
соглашений, конкретизирующих принципы организации и
взаимодействия федеральных органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
в целях укрепления общероссийской государственности и
повышения самостоятельности субъектов Российской Федерации;
совершенствование механизма учета интересов субъектов
Российской Федерации на федеральном уровне, расширение
полномочий органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, повышение их ответственности за положение дел не
только в своем регионе, но и в стране;
осуществление мер политического, экономического и
правового характера, обеспечивающих государственную поддержку
и стимулирование экономической активности регионов;
разработка правовых механизмов реализации совместных
полномочий федеральных органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
совершенствование экономического механизма федеративных
отношений, в том числе бюджетной системы и системы
налогообложения;
совместная реализация федеральных и региональных программ
развития.
Развитие федерализма предполагает учет региональных
особенностей при проведении экономических реформ и
обусловливает необходимость межрегионального сотрудничества
для обеспечения стабильности в обществе, в том числе в сфере
национальных отношений.
V. Национально-культурное самоопределение
(национально-культурная автономия) народов России
Национальная политика должна выражать интересы граждан и
обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией
Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их
национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод
может осуществляться на основе многовариантных форм
национально-культурного самоопределения народов в Российской
Федерации с учетом разрозненного проживания многих народов на
ее территории.
Одной из таких форм самоопределения должна стать
национально-культурная автономия, позволяющая гражданам
Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным
общностям, в частности малочисленным, разрозненно расселенным
народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения
и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры,
образования.
Национально-культурная автономия является важным
средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов
граждан, достижения межнациональной стабильности,
предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи
экстерриториальным общественным формированием,
национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов
Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией
Российской Федерации, расширяет их возможности и
ответственность в осуществлении государственной национальной
политики.
Важная роль в становлении и развитии
национально-культурной автономии принадлежит органам местного
самоуправления, которые призваны непосредственно выражать
интересы жителей и способствовать более гибкому учету их
национально-культурных запросов.
Посредством различных форм национально-культурного
самоопределения граждане Российской Федерации независимо от
территории проживания реализуют свое право:
создавать самоуправляемые общественные образования в
местах компактного проживания национальных и этнических групп;
формировать в рамках действующего законодательства
ассоциации и другие общественные объединения, способствующие
сохранению и развитию культуры, более полному участию
национальных групп в общественно-политической жизни страны;
получать поддержку со стороны органов государственной
власти;
обращаться через национально-культурные ассоциации и
объединения в органы государственной власти, органы местного
самоуправления и представлять свои национально-культурные
интересы;
учреждать в установленном порядке всероссийские,
региональные и местные средства массовой информации, получать
и распространять в них информацию на родном языке;
принимать участие в создании и деятельности
образовательных и научных организаций, учреждений культуры;
приобщаться к национальным культурным ценностям,
содействовать сохранению и развитию народных промыслов и
ремесел, приумножению исторического и культурного наследия
своего народа;
участвовать в культурном сотрудничестве народов,
этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды;
устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации
свободные и мирные контакты через границы с гражданами других
государств, с которыми они связаны историческими,
национальными, религиозными и языковыми узами;
участвовать через своих полномочных представителей в
деятельности международных неправительственных организаций.
Органы государственной власти призваны оказывать
содействие созданию правовой базы становления и
функционирования различных форм национально-культурной
автономии на федеральном, региональном и местном уровнях,
решению проблем различных национальных общностей, в частности
посредством предоставления гарантий национального равноправия,
удовлетворения информационных, культурно-образовательных и
иных гуманитарных потребностей и интересов граждан, связанных
с их национальной принадлежностью.
VI. Основные направления региональных программ
государственной национальной политики
Одним из инструментов реализации государственной
национальной политики является программно-целевой подход,
который обеспечивает объединение усилий органов
государственной власти, органов местного самоуправления и
национальных общностей в достижении общей цели улучшения
качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов
всех народов Российской Федерации.
Федеральные программы социально-экономического и
национально-культурного развития народов, соответствующие
программы субъектов Российской Федерации должны учитывать
положения настоящей Концепции.
В основу таких программ должна быть положена система мер,
направленных на сохранение и развитие культур, языков,
традиций народов, расширение сотрудничества и духовное
взаимообогащение граждан всех национальностей.
Основополагающим требованием к программе
национально-культурного развития каждого народа является учет
органического единства традиций и новаций, бережное отношение
к традициям, обычаям и иным ценностям, а также институтам,
отражающим особенности культуры каждого народа и общие
ценности Российского государства.
Свою роль должны сыграть и меры по поддержке различных
форм местного самоуправления, созданию условий для проявления
инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также
учет их интересов и потребностей в деятельности органов
местного самоуправления.
Межнациональные отношения в стране во многом будут
определяться национальным самочувствием русского народа,
являющегося опорой российской государственности. Потребности и
интересы русского народа должны в полной мере найти отражение
в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться
в политической, экономической и культурной жизни республики и
автономных образований Российской Федерации. Не меньшее
значение имеет решение комплекса проблем народов республик,
автономных образований, а также национальных общностей,
проживающих в других субъектах Российской Федерации,
обеспечение соответствующего представительства народов
Российской Федерации в органах государственной власти и
органах местного самоуправления.
В этих целях необходимо:
обеспечить сохранение и развитие традиционных форм
хозяйствования, приумножение духовных ценностей, создаваемых
искусством и литературой, народным творчеством, развитие и
расширение сферы применения национальных языков, утверждение
принципов культурного плюрализма, двуязычия и многоязычия при
интегрирующей роли русского языка;
использовать федеральные, региональные и местные средства
массовой информации как инструмент обмена духовными ценностями
народов России. Организовать на радио и телевидении выпуск
программ на языках народов Российской Федерации, а также
циклов передач о жизни регионов страны, о самобытности культур
народов России, их взаимовлиянии и взаимообогащении;
принять исчерпывающие меры по обеспечению равенства прав
граждан любой национальности в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, исключив случаи дискриминации по
национальному признаку в той или иной форме;
оказывать поддержку диаспорам в удовлетворении
национально-культурных потребностей на основе договоров между
субъектами Российской Федерации и посредством расширения
связей с национально-культурными объединениями;
рассмотреть вопрос о создании в г.Москве Всероссийского
дома народов России;
обеспечить разработку программ и курсов, способствующих
воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению
детей, молодежи, населения с духовным богатством народов
России, и их внедрение в систему дошкольного воспитания,
среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров,
а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях.
Следует создать условия для равноправного участия
малочисленных народов в управлении государственными и
общественными делами, развития традиционных для них отраслей
хозяйства, духовного возрождения, сохранения и развития
национальной культуры, родного языка.
В отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока на первый план выступают социальные и
экологические проблемы, проблемы сохранения их языка и
культуры. Необходимо законодательное отражение особенностей
бюджетной системы, приватизации, налогообложения,
предпринимательской деятельности, участия иностранных
инвесторов в освоении природных ресурсов, традиционного
использования промысловых угодий и пастбищ, охраны окружающей
среды.
В этой связи должны быть приняты меры, обеспечивающие:
восстановление разрушенных экосистем, ограничение
деятельности хозяйственных структур, наносящих непоправимый
ущерб среде обитания;
выделение средств на финансирование здравоохранения,
строительства больниц, поликлиник, их материального и
кадрового обеспечения.
Регионом со сложной этнополитической ситуацией является
Северный Кавказ. При разработке государственной программы
развития этого региона необходимо учитывать его
историко-культурную специфику, особое геополитическое
положение, а также потребность преодоления последствий
вооруженных конфликтов.
Специальные федеральные программы должны быть посвящены
защите прав и обустройству беженцев и вынужденных
переселенцев, включая реализацию мер по их приему и размещению
с учетом потребностей регионов России в трудовых ресурсах, а
также профессиональной структуры и национально-культурных
особенностей переселенцев.
Требует своего разрешения ряд проблем репрессированных
народов: следует ускорить разработку и реализацию
соответствующих законодательных актов, направленных на
устранение последствий репрессий и депортаций в отношении этих
народов.
Нуждаются в государственной поддержке соотечественники за
рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и
культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим
в государствах - участниках Содружества независимых
государств, в Латвийской Республике, Литовской Республике и
Эстонской Республике. На основе межгосударственных
договоренностей должны быть созданы условия для большей
свободы передвижения, расширения гуманитарных контактов, а
также гарантированы права собственности, согласованы вопросы
пенсионного обеспечения и социальной защиты этнических
россиян.
VII. Механизм реализации государственной национальной
политики
Проведение государственной национальной политики
осуществляется прежде всего посредством обеспечения
эффективной реализации конституционно-правовых принципов
регулирования межнациональных отношений, разработки и
выполнения государственных программ и поддержки общественных
инициатив в достижении целей национальной политики, а также
налаживания плодотворного диалога между органами
государственной власти и национальными общностями.
Для этого важно реализовать следующие меры:
рассмотреть вопрос об образовании Ассамблеи народов
России для налаживания диалога между органами государственной
власти и национальными общностями, ее участия в
законотворческом процессе, осуществлении миротворческой
деятельности.
Правительству Российской Федерации и органам
государственной власти субъектов Российской Федерации:
согласовывать цели национальной политики с основными
приоритетами экономических и политических реформ, равно как с
прогнозами и программами социально-экономического развития
Российской Федерации и ее субъектов, и соответственно
разрабатывать и осуществлять такие программы с учетом
приоритетов государственной национальной политики;
совместно решать межрегиональные проблемы в сфере
федеративных и национальных отношений;
разрабатывать и финансировать (на долевой и конкурсной
основах) федеральные и региональные программы, направленные на
национальное развитие и расширение межнационального
сотрудничества народов Российской Федерации;
осуществлять информационное обеспечение основных
направлений национальной политики, содействовать освещению
национальных проблем в средствах массовой информации и
распространению знаний об истории и культуре народов России;
организовать подготовку и повышение квалификации кадров
государственных служащих, специализирующихся в области
национальной политики;
учитывать отечественный и зарубежный опыт при разработке
федеральных и региональных программ предотвращения и
разрешения конфликтов на этнической почве.
На первом этапе реализации Концепции государственной
национальной политики Российской Федерации Правительству
Российской Федерации считать приоритетной задачей внесение в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации следующих законов:
об отношениях автономных округов с краем или областью, в
состав которых они входят;
о порядке изменения конституционно-правового статуса
субъекта Российской Федерации;
о реализации Закона РСФСР "О реабилитации
репрессированных народов".
Повысить роль Министерства Российской Федерации по делам
национальностей и федеративным отношениям:
в разработке и экспертизе проектов федеральных законов и
иных нормативных правовых актов по вопросам национальных
отношений или затрагивающих сферу этих отношений;
в организации мониторинга состояния межнациональных
отношений и кризисных ситуаций с последующей выработкой
рекомендаций для соответствующих органов государственной
власти;
в разработке и осуществлении программ
национально-культурного развития и межнационального
сотрудничества субъектов Российской Федерации.
В выработке и реализации государственной национальной
политики наряду с Министерством Российской Федерации по делам
национальностей и федеративным отношениям призваны участвовать
следующие федеральные органы исполнительной власти:
Министерство культуры Российской Федерации, Министерство
образования Российской Федерации, Министерство юстиции
Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской
Федерации, Министерство экономики Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации, Министерство
строительства Российской Федерации, Министерство иностранных
дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской
Федерации, Министерство науки и технической политики
Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по
сотрудничеству с государствами - участниками Содружества
независимых государств, Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Государственный комитет
Российской Федерации по высшему образованию, Государственный
комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера,
Государственный комитет Российской Федерации по физической
культуре и туризму, Комитет Российской Федерации по делам
молодежи, Комитет Российской Федерации по печати, Комитет
Российской Федерации по кинематографии, Федеральная
миграционная служба России, Федеральная служба России по
телевидению и радиовещанию, Федеральная служба занятости
России и другие заинтересованные органы.
Для реализации государственной национальной политики и
принятых в этих целях федеральных и региональных программ
Правительству Российской Федерации при разработке проекта
федерального бюджета на очередной год предусматривать
специальную статью расходов.
Настоящая Концепция представляет собой изложение общих,
принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере
национальных отношений.
______________________________________________________________
"Российская газета" N 128 от 10.07.96 г.