Теория распределения материальных средств 6 страница
В Советском Союзе образование было строго централизовано. Обучение на всех уровнях находилось под контролем двух центральных министерств: Министерства просвещения и Министерства высшего и среднего специального образования. В свою очередь, министерства подчинялись Коммунистической партии и Совету Министров (Розен, 1978). Эти организации контролировали выпуск учебников, подготовку учителей и ассигнования на обучение (Волков, 1979). Их основная цель заключалась, не в приобщении к знаниям максимального числа людей, а в удовлетворении потребностей го-
сударства - имеются в виду создание продуктивной экономики и строительство коммунистического общества.
В Китайской Народной Республике образование тоже централизовано. Группа исследователей, возглавляемая Кларком Керром, охарактеризовала китайцев как народ, с огромным энтузиазмом осуществляющий великую задачу всеобщего образования. Занятия проводились в школах, на фабриках, в коммунах, по радио и в телевизионных программах. В результате правительственной политики "искоренения неграмотности" уровень грамотности народа повысился более чем на 70 процентов. Как правило, правительство придает основное значение обучению и профессиональной подготовке без Отрыва от производства. Это обходится сравнительно дешево И не связано с потерей драгоценного рабочего времени (Керр и др., 1978).
В отличие от этих стран американская система образования всегда была в какой-то мере децентрализованной. Федеральное правительство никогда не осуществляло прямого контроля за деятельностью системы образования на каком-либо уровне. Лишь в последние десятилетия его влияние на образование стало более заметным. Это обусловлено выделением правительственных фондов на программы научных исследований, оказанием финансовой помощи студентам, а также политическими мероприятиями, например поддержкой некоторых начинаний. Тем не менее принимаются решительные меры, направленные против вмешательства правительства в повседневный процесс обучения. Контроль за образованием в Америке сохраняется главным образом на государственном и местном уровнях. В 1979 г. местные налоги на собственность использовались для финансирования около 42 процентов начальных и средних школ. Местные педагогические советы самостоятельно решали, каким образом следует тратить эти деньги. Кроме того, американская система образования включает огромное число частных школ, которые не контролируются правительственными органами. В 1979 г. почти половина расходов на высшее образование оплачивалась за счет фондов, собранных из неправительственных источников.
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Система образования часто используется для удовлетворения потребностей экономики. Как уже упоминалось, в прежнем Советском Союзе и Китайской Народной Республике образование ориентировано главным образом на овладение навыками, которые требуются в промышленном производстве.
Поэтому в системах образования этих стран главное значение придается профессиональной, технической и научной подготовке.
Гуманитарное образование, широко распространенное в США, существенно отличается от системы, сложившейся в Советском Союзе. Типичные американские четырехгодичные программы в области гуманитарных наук не используются для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Однако во многих колледжах и университетах с гуманитарным уклоном введено практическое, техническое и профессиональное обучение. Например, в учебных заведениях гуманитарного профиля часто преподаются курсы по патронажу, журналистике и технике. Кроме того, в некоторых университетах технического профиля в условиях преобладания технических дисциплин изучаются также гуманитарные науки.
ОБРАЗОВАНИЕ В АМЕРИКЕ
Независимо от различий школы в каждом обществе можно считать формальными организациями, которые пытаются достичь определенных целей. Более того, большинство школ создано на основе бюрократических принципов. Как упоминалось в 6-й главе, термин "бюрократия" обозначает организацию, где работают на полную ставку штатные высококвалифицированные сотрудники, роли которых четко разделены. Для бюрократии характерна также строгая иерархизация власти. Школа точно соответствует этой характеристике. Четко регламентированные обязанности работников (администраторов, учителей, секретарей и специалистов в области хозяйственно-технического обслуживания) регулируются на основе кодекса правил и стандартов. Этот кодекс составляется представителями школьной власти: педагогическим советом, директором школы и др.
Во времена, когда школа состояла лишь из одного класса, не было оснований говорить о бюрократии. Часто единственный учитель выполнял многие роли: преподавателя, секретаря, уборщика и т.д. Методика преподавания определялась главным образом самим учителем, а не государством. Как только школа расширилась, превратилась в совокупность отдельных классов (1, 2, 3-го и т.д.) и уровней (речь идет о начальной и средней школе), она стала более бюрократизированной. Требования, выполнение которых давало право на получение диплома учителя, были стандартизированы. Были установлены специальные правила продвижения по служеб-
ной лестнице и повышения в должности. Обязанности распределялись в соответствии с планом работы школы.
В настоящее время, пытаясь приспособиться к обезличенной системе образования, предлагающей сложные задания по курсу вычислительной техники и обширные лекции, многие учащиеся, вероятно, грустят по прошлому, когда учиться было значительно легче. Однако бюрократизация образования даст и некоторые преимущества. В то время как в школах обычно уделялось главное внимание обучению чтению, письму и арифметике, в наши дни многие школы пекутся о "всестороннем развитии ребенка". Эта тенденция наблюдается даже, несмотря на сокращение бюджета в последние годы, что привело к отмене многих специальных программ. Специалисты помогают учащимся справиться с трудностями, возникающими в процессе овладения навыками чтения и речевыми навыками; они стимулируют физическое развитие школьников и оказывают на них позитивное влияние в других отношениях. Еще один элемент бюрократической системы - увеличение количества правил также дает некоторые преимущества. Правила могут способствовать защите и учащихся, и преподавателей от дискриминации, необоснованного исключения или увольнения.
РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ
Один из недостатков бюрократической системы образования состоит в потенциальной возможности ролевых конфликтов среди учителей. В начальной и средней школах ролевые конфликты могут возникать по поводу дисциплины учащихся. Учителя должны укреплять власть директора школы и бороться с непослушанием учащихся. Если учащиеся плохо себя ведут, учитель оказывается перед выбором: не обращать внимания на недисциплинированных детей и не нарушать ход урока или удалить их из класса и отвести к директору. Первый вариант часто воспринимается родителями, учащимися, другими учителями и директором как свидетельство некомпетентности. Вторая, "жесткая линия поведения" часто помогает наладить дисциплину в классе, но, кроме того, мотет привлечь внимание директора к проблемам, о которых учитель не хотел бы ему сообщать (Гордон, 1968).
В колледжах и университетах также возникают различные ролевые конфликты. Преподаватели должны выбрать для себя приоритеты и решить, следует ли придавать основное значение делам своего факультета или добиваться достижения более широких профессиональных целей. Те, кто выбирает
первое, в большей мере поглощены преподавательской и общественной работой на благо факультета. Те, кто следует по второму пути, тратят больше времени на проведение исследований и организацию публикаций, выступления на конференциях специалистов и работу в качестве консультантов. Все это делается ради собственной выгоды.
Независимо от выбора приоритетов члены профессорско-преподавательского состава иногда становятся администраторами. В этой роли они могут столкнуться с другим типом конфликта. Его причиной может стать противоречие между интересами колледжа или университета в целом и интересами некоторых бывших коллег нового администратора. Покинув учебные аудитории, они находят друзей среди других администраторов. Иногда они вынуждены принимать решения (например, о сокращении бюджета), которые не отвечают коренным интересам факультетов, где они преподавали. Преподаватель, который становится администратором, в какой-то мере тоже утрачивает статус научного работника и самостоятельность (Мортимер, Мак-Коннелл, 1968).
ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ
Наряду с учителями на формирование личности учащихся и их успехи оказывают влияние группы сверстников. Хотя группа сверстников давно уже признана как важная социальная сила, эта точка зрения нашла дальнейшее подтверждение в исследовании, проведенном Джеймсом Коулманом в конце 50-х годов. Коулман изучил" социальную структуру 10 средних школ, отличавшихся по количеству и составу учащихся. Он обнаружил, что такие качества, как спортивное мастерство мальчиков, а также приятная внешность и личное обаяние девочек, способствовали популярности и высокому социальному статусу среди учащихся (Коулман, 1961). А вот хорошие оценки и успехи в освоении знаний довольствовались низкой популярностью.
Аналогичная картина наблюдается и на уровне колледжей. Мартин Троу (1966) сравнил четыре типа своего рода "культур", сложившихся в колледже; каждая из них имела свои собственные ожидания. Он выделил четыре категории студентов и назвал их "коллегиалами", "профессионалами", "академиками" и "нонконформистами".. "Коллегиалы" любят устраивать вечеринки и заниматься спортом; книги и хорошие оценки имеют для них лишь второстепенное значение. "Профессионалы" стараются хорошо учиться, но их мало волнует "академическая" деятельность профессоров, ведь она не по-
влияет на карьеру студентов в будущем. Согласно классификации Троу, в эту категорию входят студенты медицинских факультетов; их интерес к учебе питается стремлением получать хорошие оценки и хорошо устроиться в будущем. "Академики" увлечены учебой от души, а не ради выгоды; в дальнейшем они часто учатся в аспирантуре и становятся преподавателями колледжей. Наконец, "нонконформисты", или представители так называемой богемы, не придают важного значения ни научным, ни профессиональным интересам; они предпочитают вести особый образ жизни и с презрением относятся к господствующим ценностям "обывательского" общества.
Классификация студентов, предложенная Троу, интересна и полезна, но следует учитывать неустойчивость выделенных типов студентов, Часто в результате политических и экономических перемен один из них может стать преобладающим по сравнению с другими (Вуд, 1976). Эта тенденция наблюдалась в период с 20-х по 80-е годы. В 20-е годы преобладал "коллегиальный тип. В то время получили широкое распространение студенческие братства, женские землячества и объединения студентов колледжей. В 30-е годы наметилась противоположная тенденция. Это было время политического нонконформизма, отражавшего социальные и личностные проблемы, вызванные великой депрессией. В 50-е годы, когда солдаты, охваченные стремлением к достижениям, возвращались с полей сражений второй мировой
войны. научные и профессиональные интересы выдвинулись на первый план.
Период 60-х годов был отмечен движением за гражданские права и выступлениями студентов против войны по Вьетнаме. Снова наметилась заметная тенденция к политическому и эстетическому нонконформизму. Наконец, в 70-е годы, когда закончилась вьетнамская война, и возникли экономические трудности, резко повысилось значение профессиональных интересов. Студенты были настолько озабочены своей будущей работой, что преподаватели начали жаловаться на их равнодушие к науке и аполитичность. Произошла
глубокая перемена в настроении студентов - ведь в 60-е годы профессора были недовольны их слишком активным участием в политических делах! Рискованно предсказывать, какими станут студенты в 90-е годы, поскольку, как мы только что убедились, их настроения и интересы резко меняются. Одна ко, можно с уверенностью предположить, что в недалеком будущем их по прежнему будут волновать вопросы работы, особенно если конкуренция на
рынке груда останется такой же острой, как в наши дни. Но, если США вступят в войну, осуждаемую народом, и правительство объявит призыв студентов на военную службу, легко предвидеть повторение ситуации в духе 60-х
годов.
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Вернемся к одной из основных функций образования - социализации. Мы уже узнали, что взаимодействие между студентами колледжа, выросшими в различном этническом, социальном и экономическом окружении, оказывает влияние
на усвоенные ими ценности, жизненные позиции и поведение. Например, они становятся более терпимыми к другим группам (Павалко, 1968). В связи с этим возникает любопытный вопрос. Способствует ли образование однородности или многообразию жизненных позиций и типов поведения? Как показывают несколько научных исследований, среди молодых людей обычно легче формируются различные мнения по социальным и политическим вопросам, чем среди людей более старшего возраста (Гленн, 1968).
Кроме того, на основе, опыта приобретенного в колледже, студенты усваивают более либеральные взгляды по спорным политическим вопросам. Согласно результатам изучения политических взглядов студентов из некоторых колледжей, большинство студентов, выросших в окружении республиканцев, считали, что колледж повлиял на их политические убеждения. Вследствие этого они были готовы выйти из республиканской партии и присоединиться к демократам или независимым (Росс, 1968).
Интенсивность и длительность контактов студентов с членами других групп также воздействуют на их религиозные и социальные взгляды. Меняется их формальное религиозное поведение - например, они реже посещают церковь или синагогу, но чаще курят, употребляют спиртные напитки и усваивают привычку нерегулярно спать. Это свидетельствует о некоторой утрате религиозности студентов, в то же время в период учебы в колледже их социальные позиции становятся более независимыми (Астин, 1972).
В учебных заведениях с ярко выраженной профессиональной ориентацией, где главное внимание уделяется овладению будущей профессией, наблюдается противоположная тенденция. Анализ взглядов выпускников медицинского, юридического и других факультетов показал, что, как правило, до поступления в университет они имеют различные жизненные позиции, но в процессе учебы у них формируются устойчивые ценности и убеждения, которые традиционно разделяют представители их профессии. Например, у студентов-отличников медицинских" факультетов формируется преданность своему делу и консервативные политические взгляды, что характерно для практикующих врачей. Эта перемена обусловлена изоляцией студентов и отсутствием влияний извне. Аспиранты общаются в основном с представителями своего факультета; тяжелая нагрузка оставляет им мало времени для других занятий (Павалко, 1968; Вегнер, 1976).