Теория распределения материальных средств 6 страница

В Советском Союзе образование было строго централизо­вано. Обучение на всех уровнях находилось под контролем двух центральных министерств: Министерства просвещения и Министерства высшего и среднего специального образова­ния. В свою очередь, министерства подчинялись Коммуни­стической партии и Совету Министров (Розен, 1978). Эти ор­ганизации контролировали выпуск учебников, подготовку учителей и ассигнования на обучение (Волков, 1979). Их ос­новная цель заключалась, не в приобщении к знаниям макси­мального числа людей, а в удовлетворении потребностей го-

сударства - имеются в виду создание продуктивной экономи­ки и строительство коммунистического общества.

В Китайской Народной Республике образование тоже цен­трализовано. Группа исследователей, возглавляемая Клар­ком Керром, охарактеризовала китайцев как народ, с огром­ным энтузиазмом осуществляющий великую задачу всеобщего образования. Занятия проводились в школах, на фабриках, в коммунах, по радио и в телевизионных программах. В ре­зультате правительственной политики "искоренения негра­мотности" уровень грамотности народа повысился более чем на 70 процентов. Как правило, правительство придает основ­ное значение обучению и профессиональной подготовке без Отрыва от производства. Это обходится сравнительно дешево И не связано с потерей драгоценного рабочего времени (Керр и др., 1978).

В отличие от этих стран американская система образова­ния всегда была в какой-то мере децентрализованной. Феде­ральное правительство никогда не осуществляло прямого контроля за деятельностью системы образования на каком-либо уровне. Лишь в последние десятилетия его влияние на образование стало более заметным. Это обусловлено выделе­нием правительственных фондов на программы научных исследований, оказанием финансовой помощи студентам, а так­же политическими мероприятиями, например поддержкой некоторых начинаний. Тем не менее принимаются решитель­ные меры, направленные против вмешательства правительства в повседневный процесс обучения. Контроль за образова­нием в Америке сохраняется главным образом на государственном и местном уровнях. В 1979 г. местные налоги на собственность использовались для финансирования около 42 про­центов начальных и средних школ. Местные педагогические советы самостоятельно решали, каким образом следует тратить эти деньги. Кроме того, американская система образова­ния включает огромное число частных школ, которые не контролируются правительственными органами. В 1979 г. почти половина расходов на высшее образование оплачивалась за счет фондов, собранных из неправительственных источников.

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Система образования часто используется для удовлетворе­ния потребностей экономики. Как уже упоминалось, в преж­нем Советском Союзе и Китайской Народной Республике об­разование ориентировано главным образом на овладение на­выками, которые требуются в промышленном производстве.

теория распределения материальных средств 6 страница - student2.ru теория распределения материальных средств 6 страница - student2.ru Поэтому в системах образования этих стран главное значение придается профессиональной, технической и научной подго­товке.

Гуманитарное образование, широко распространенное в США, существенно отличается от системы, сложившейся в Советском Союзе. Типичные американские четырехгодичные программы в области гуманитарных наук не используются для подготовки к определенной профессиональной деятельно­сти. Однако во многих колледжах и университетах с гумани­тарным уклоном введено практическое, техническое и про­фессиональное обучение. Например, в учебных заведениях гуманитарного профиля часто преподаются курсы по патро­нажу, журналистике и технике. Кроме того, в некоторых университетах технического профиля в условиях преоблада­ния технических дисциплин изучаются также гуманитарные науки.

ОБРАЗОВАНИЕ В АМЕРИКЕ

Независимо от различий школы в каждом обществе можно считать формальными организациями, которые пытаются до­стичь определенных целей. Более того, большинство школ со­здано на основе бюрократических принципов. Как упомина­лось в 6-й главе, термин "бюрократия" обозначает организа­цию, где работают на полную ставку штатные высококвали­фицированные сотрудники, роли которых четко разделены. Для бюрократии характерна также строгая иерархизация власти. Школа точно соответствует этой характеристике. Четко регламентированные обязанности работников (адми­нистраторов, учителей, секретарей и специалистов в области хозяйственно-технического обслуживания) регулируются на основе кодекса правил и стандартов. Этот кодекс составляется представителями школьной власти: педагогическим советом, директором школы и др.

Во времена, когда школа состояла лишь из одного класса, не было оснований говорить о бюрократии. Часто единствен­ный учитель выполнял многие роли: преподавателя, секрета­ря, уборщика и т.д. Методика преподавания определялась главным образом самим учителем, а не государством. Как только школа расширилась, превратилась в совокупность от­дельных классов (1, 2, 3-го и т.д.) и уровней (речь идет о на­чальной и средней школе), она стала более бюрократизиро­ванной. Требования, выполнение которых давало право на получение диплома учителя, были стандартизированы. Были установлены специальные правила продвижения по служеб-

ной лестнице и повышения в должности. Обязанности распре­делялись в соответствии с планом работы школы.

В настоящее время, пытаясь приспособиться к обезличен­ной системе образования, предлагающей сложные задания по курсу вычислительной техники и обширные лекции, многие учащиеся, вероятно, грустят по прошлому, когда учиться бы­ло значительно легче. Однако бюрократизация образования даст и некоторые преимущества. В то время как в школах обычно уделялось главное внимание обучению чтению, пись­му и арифметике, в наши дни многие школы пекутся о "всестороннем развитии ребенка". Эта тенденция наблюдается даже, несмотря на сокращение бюджета в последние годы, что привело к отмене многих специальных программ. Специали­сты помогают учащимся справиться с трудностями, возника­ющими в процессе овладения навыками чтения и речевыми навыками; они стимулируют физическое развитие школьни­ков и оказывают на них позитивное влияние в других отно­шениях. Еще один элемент бюрократической системы - уве­личение количества правил также дает некоторые преимуще­ства. Правила могут способствовать защите и учащихся, и преподавателей от дискриминации, необоснованного исклю­чения или увольнения.

РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ

Один из недостатков бюрократической системы образова­ния состоит в потенциальной возможности ролевых конфлик­тов среди учителей. В начальной и средней школах ролевые конфликты могут возникать по поводу дисциплины учащихся. Учителя должны укреплять власть директора школы и бо­роться с непослушанием учащихся. Если учащиеся плохо се­бя ведут, учитель оказывается перед выбором: не обращать внимания на недисциплинированных детей и не нарушать ход урока или удалить их из класса и отвести к директору. Первый вариант часто воспринимается родителями, учащи­мися, другими учителями и директором как свидетельство некомпетентности. Вторая, "жесткая линия поведения" часто помогает наладить дисциплину в классе, но, кроме того, мо­тет привлечь внимание директора к проблемам, о которых учитель не хотел бы ему сообщать (Гордон, 1968).

В колледжах и университетах также возникают различные ролевые конфликты. Преподаватели должны выбрать для себя приоритеты и решить, следует ли придавать основное зна­чение делам своего факультета или добиваться достижения более широких профессиональных целей. Те, кто выбирает

теория распределения материальных средств 6 страница - student2.ru теория распределения материальных средств 6 страница - student2.ru теория распределения материальных средств 6 страница - student2.ru первое, в большей мере поглощены преподавательской и об­щественной работой на благо факультета. Те, кто следует по второму пути, тратят больше времени на проведение исследо­ваний и организацию публикаций, выступления на конфе­ренциях специалистов и работу в качестве консультантов. Все это делается ради собственной выгоды.

Независимо от выбора приоритетов члены профессорско-преподавательского состава иногда становятся администрато­рами. В этой роли они могут столкнуться с другим типом кон­фликта. Его причиной может стать противоречие между ин­тересами колледжа или университета в целом и интересами некоторых бывших коллег нового администратора. Покинув учебные аудитории, они находят друзей среди других адми­нистраторов. Иногда они вынуждены принимать решения (например, о сокращении бюджета), которые не отвечают ко­ренным интересам факультетов, где они преподавали. Препо­даватель, который становится администратором, в какой-то мере тоже утрачивает статус научного работника и самостоя­тельность (Мортимер, Мак-Коннелл, 1968).

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ

Наряду с учителями на формирование личности учащихся и их успехи оказывают влияние группы сверстников. Хотя группа сверстников давно уже признана как важная социаль­ная сила, эта точка зрения нашла дальнейшее подтверждение в исследовании, проведенном Джеймсом Коулманом в конце 50-х годов. Коулман изучил" социальную структуру 10 сред­них школ, отличавшихся по количеству и составу учащихся. Он обнаружил, что такие качества, как спортивное мастерст­во мальчиков, а также приятная внешность и личное обаяние девочек, способствовали популярности и высокому социаль­ному статусу среди учащихся (Коулман, 1961). А вот хоро­шие оценки и успехи в освоении знаний довольствовались низкой популярностью.

Аналогичная картина наблюдается и на уровне колледжей. Мартин Троу (1966) сравнил четыре типа своего рода "куль­тур", сложившихся в колледже; каждая из них имела свои собственные ожидания. Он выделил четыре категории студен­тов и назвал их "коллегиалами", "профессионалами", "ака­демиками" и "нонконформистами".. "Коллегиалы" любят ус­траивать вечеринки и заниматься спортом; книги и хорошие оценки имеют для них лишь второстепенное значение. "Про­фессионалы" стараются хорошо учиться, но их мало волнует "академическая" деятельность профессоров, ведь она не по-

влияет на карьеру студентов в будущем. Согласно классифи­кации Троу, в эту категорию входят студенты медицинских факультетов; их интерес к учебе питается стремлением пол­учать хорошие оценки и хорошо устроиться в будущем. "Ака­демики" увлечены учебой от души, а не ради выгоды; в даль­нейшем они часто учатся в аспирантуре и становятся преподавателями колледжей. Наконец, "нонконформисты", или представители так называемой богемы, не придают важного значения ни научным, ни профессиональным интересам; они предпочитают вести особый образ жизни и с презрением от­носятся к господствующим ценностям "обывательского" об­щества.

Классификация студентов, предложенная Троу, интересна и полезна, но следует учитывать неустойчивость выделенных типов студентов, Часто в результате политических и экономических перемен один из них может стать преобладающим по сравнению с другими (Вуд, 1976). Эта тенденция наблюдалась в период с 20-х по 80-е годы. В 20-е годы преобладал "коллегиальный тип. В то время получили широкое распространение студенческие братства, женские землячества и объединения студентов колледжей. В 30-е годы наметилась противоположная тенденция. Это было время политического нонконформизма, отражавшего социальные и личностные проблемы, вызванные великой депрессией. В 50-е годы, когда солдаты, охваченные стремлением к достижениям, возвращались с полей сражений второй мировой

войны. научные и профессиональные интересы выдвинулись на первый план.

Период 60-х годов был отмечен движением за гражданские права и выступлениями студентов против войны по Вьетнаме. Снова наметилась замет­ная тенденция к политическому и эстетическому нонконформизму. Наконец, в 70-е годы, когда закончилась вьетнамская война, и возникли экономические трудности, резко повысилось значение профессиональных интересов. Сту­денты были настолько озабочены своей будущей работой, что преподаватели начали жаловаться на их равнодушие к науке и аполитичность. Произошла
глубокая перемена в настроении студентов - ведь в 60-е годы профессора были недовольны их слишком активным участием в политических делах! Рискованно предсказывать, какими станут студенты в 90-е годы, поскольку, как мы только что убедились, их настроения и интересы резко меняются. Одна ко, можно с уверенностью предположить, что в недалеком будущем их по прежнему будут волновать вопросы работы, особенно если конкуренция на
рынке груда останется такой же острой, как в наши дни. Но, если США всту­пят в войну, осуждаемую народом, и правительство объявит призыв студентов на военную службу, легко предвидеть повторение ситуации в духе 60-х
годов.

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Вернемся к одной из основных функций образования - со­циализации. Мы уже узнали, что взаимодействие между студентами колледжа, выросшими в различном этническом, со­циальном и экономическом окружении, оказывает влияние

теория распределения материальных средств 6 страница - student2.ru теория распределения материальных средств 6 страница - student2.ru теория распределения материальных средств 6 страница - student2.ru на усвоенные ими ценности, жизненные позиции и поведе­ние. Например, они становятся более терпимыми к другим группам (Павалко, 1968). В связи с этим возникает любопыт­ный вопрос. Способствует ли образование однородности или многообразию жизненных позиций и типов поведения? Как показывают несколько научных исследований, среди моло­дых людей обычно легче формируются различные мнения по социальным и политическим вопросам, чем среди людей бо­лее старшего возраста (Гленн, 1968).

Кроме того, на основе, опыта приобретенного в колледже, студенты усваивают более либеральные взгляды по спорным политическим вопросам. Согласно результатам изучения политических взглядов студентов из некоторых колледжей, большинство студентов, выросших в окружении республи­канцев, считали, что колледж повлиял на их политические убеждения. Вследствие этого они были готовы выйти из ре­спубликанской партии и присоединиться к демократам или независимым (Росс, 1968).

Интенсивность и длительность контактов студентов с чле­нами других групп также воздействуют на их религиозные и социальные взгляды. Меняется их формальное религиозное поведение - например, они реже посещают церковь или сина­гогу, но чаще курят, употребляют спиртные напитки и усваи­вают привычку нерегулярно спать. Это свидетельствует о не­которой утрате религиозности студентов, в то же время в пе­риод учебы в колледже их социальные позиции становятся более независимыми (Астин, 1972).

В учебных заведениях с ярко выраженной профессиональ­ной ориентацией, где главное внимание уделяется овладению будущей профессией, наблюдается противоположная тенден­ция. Анализ взглядов выпускников медицинского, юридиче­ского и других факультетов показал, что, как правило, до по­ступления в университет они имеют различные жизненные позиции, но в процессе учебы у них формируются устойчи­вые ценности и убеждения, которые традиционно разделяют представители их профессии. Например, у студентов-отлич­ников медицинских" факультетов формируется преданность своему делу и консервативные политические взгляды, что ха­рактерно для практикующих врачей. Эта перемена обуслов­лена изоляцией студентов и отсутствием влияний извне. Ас­пиранты общаются в основном с представителями своего фа­культета; тяжелая нагрузка оставляет им мало времени для других занятий (Павалко, 1968; Вегнер, 1976).

Наши рекомендации