Американская цивилизация в XIX веке.
Задание 1. Выполните задания к разделу темы «Война за независимость в Латинской Америке (1810–1826).Образование независимых государств».
1. Определите предпосылки войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке.
2. Первыми вождями освободительной борьбы в Мексике были сельские священники Идальго и Морелос, тогда, как католическая церковь во главе с высшим духовенством активно поддерживала испанских колонизаторов, отлучала от церкви и предавала суду инквизиции священников, участвовавших в борьбе за независимость. Чем объясняется, что церковь поддерживала колониальные власти? Почему первыми вождями освободительной борьбы стали сельские священники?
3. Вожди восстаний в Мексике – Идальго и Морелос издали указы о ликвидации рабства, расового неравенства, феодальных повинностей, о возращении индейцам земель, захваченных колонизаторами, об отмене многочисленных налогов, провозгласили независимость страны. Интересы каких классов и слоев населения, участвовавших в борьбе, удовлетворили эти указы?
4. До 1816 г. отдельные восстания в испанских колониях Латинской Америке терпели неудачу. В этом году Боливар обратился к населению Венесуэлы с воззванием о полной отмене рабства, а затем издал указ о конфискации имущества испанского короля и его сторонников, о наделении землей революционной армии. Чем объясняются успехи освободительной борьбы в Южной Америке после этих указов Боливара?
5. Между различными классами, участвовавшими в освободительной борьбе, существовали глубокие противоречия. Какие общие цели объединяли участников освободительной борьбы?
6. Найдите на карте крупнейшие центры и районы национально-освободительной борьбы; походы освободительных армий под руководством Боливара и Сан-Мартина; государства, образовавшиеся в результате освободительной борьбы и даты их основания.
7. Определите итоги национально-освободительных буржуазных революций в Латинской Америке, сделав записи в таблице.
Задачи революции, которые были решены | Нерешенные задачи революции |
На основе мероприятий определите сущность войны за независимость в Латинской Америке. Сравните эти мероприятия с теми, которые были проведены в Англии, США и Франции в ходе буржуазных революций. Объясните, почему страны Латинской Америке в дальнейшем отставали от них в своем развитии.
8. Война за независимость испанских колоний вызвала различное к себе отношение: Англия и США считали для себя выгодным отделение колоний от Испании, а страны, входившие в Священный Союз, в течение ряда лет разрабатывали планы вооруженной интервенции с целью восстановления испанского владычества в Латинской Америке.
9. Освободительное движение шло под сильными демократическими лозунгами. Однако, его победа вовсе не обозначала торжество демократических принципов. Как вы думаете почему?
10. Каково было международное значение войны за независимость колоний в Латинской Америке?
11. Назовите независимые государства, образовавшиеся к середине XIX в.
12. Объясните, почему войны за независимость колоний в Латинской Америке следует считать революциями.
13. За какие заслуги Идальго и Морелос считаются народными героями Мексики, а Боливар заслужил почетное звание «Освободитель»?
14. Раскройте содержание понятия «антиколониальная революция» почему революции в Латинской Америке характеризуются как незавершенные?
15. Война за независимость испанских колоний вызвала различное к себе отношение. Англия и США считали для себя выгодным отделение колоний от Испании, а страны, входившие в Священный Союз, стремились к восстановлению испанского владычества в Латинской Америке. Чем вы можете объяснить такие разные позиции этих держав?
16. Заполните таблицу.
Годы | Основные события | Результаты |
17. Покажите на карте государства, образовавшиеся в результате освободительной борьбы народов Латинской Америке.
18. Как вы думаете, почему именно в Латинской Америке стало возможно такое явление, как каудильизм.
19. Отмена рабства в Латинской Америке происходила мучительно трудно. Только в 1850-х гг. оно отменено в Колумбии, Перу и Венесуэле. В Бразилии оно было упразднено лишь в 1880-х гг. Столь же трудно было установить демократические принципы. В Бразилии до 1889 г. сохранялась монархия. В прочих латиноамериканских государствах время от времени к власти приходили диктаторы-каудильо. Как вы думаете, почему диктатура становиться столь привычным явлением для стран Латинской Америке?
20. Отсталость стран в значительной мере определялась тем, что этот регион сохранял социальную структуру колониальных времен, которую в несколько упрощенном виде можно обрисовать так: плантатор – зависимый крестьянин. При этом процесс урбанизации протекал в Латинской Америке чрезвычайно медленно, что объясняется низким уровнем развития промышленности. Почему промышленность столь медленно развивалась в регионе? Что преимущественно экспортировала Латинская Америка?
21. Знаком «+» или «–» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями.
После завершения национально-освободительного движения в Латинской Америке сохранились следующие явления, мешавшие быстрому экономическому развитию молодых независимых государств:
1) длительные войны с целью территориальных захватов;
2) политическая нестабильность, выражавшаяся в бесконечных государственных переворотах, сменах правительств;
3) господство диктаторских режимов;
4) долгий путь создания национальных государств;
5) сильное влияние католической религии на повседневную жизнь населения латиноамериканских государств;
6) существование отношений, характерных для традиционного общества;
7) узость внутреннего рынка, вызванная нищетой большинства населения;
8) существование рабства;
9) жесткая иерархия, соблюдавшаяся в отношениях между людьми;
10) бедность населения, постоянно порождающая крестьянские восстания, выступления рабочих, революции.
22.Объясните название раздела – Латиноамериканский «плавильный котел».
Источники и литература
1. Айзuн Б.А. Альтернативы Германской истории в конце XIX – начале ХХ вв. // Новая и Новейшая история. – 1992. – № 4.
2. Берти Дж. Демократы и социалисты в период Рисорджименто. – М., 1965.
3. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. – М., 1940–1941. – Т. 1-3.
4. Валовой д.В. и др. Дерзновение: Тиберий Гракх, Спартак, Брут, Разин, Марат, Робеспьер, Герцин, Лафарг, Желябов, Перовская, Халтурин, Бауман, Ухтомский / Л. Валовой Л., М. Валовой. – М.: Молодая гвардия, 1989.
5. Васильев В.И. История германского феодализма // Новая и Новейшая история. – 1998. – № 3.
6. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. – М., 1993.
7. Восточная Пруссия. С древнейших времен до конца второй мировой войны. – Калининград, 1996.
8. Галкин И.С. История Германской империи. 1815–1871. – М., 1986.
9. Галкин И.с. Создание германской империи 1815–1871 гг. Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «История» – М.: Высш. школа, 1986.
10. Гарибальди Д. Мемуары. – М., 1966.
11. Гарибальди Д. Мои мемуары. – М., 1931.
12. Германская история в новое и новейшее время. – М., 1970. – Т. 1.
13. Герцен А.И. Былое и думы // Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. – М., 1956–1957. – Т. 5-6.
14. Герцен А.И. Письма из Франции и Италии // Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. – М., 1956. – Т. 5.
15. Дебидур А. Дипломатическая история Европы. – Ростов н/Д., 1995. – Т. 1-2.
16. Дебидур А. Дипломатическая история Европы. – Ростов н/Д., 1995. – Т. 1-2.
17. Дени Э. Объединение Германии 1852-1870 // История XIX в. – М, 1938. – Т. 6.
18. Дычков В.А Исторические альтернативы для Европы 40–70-х годов XIX в. // Вопросы истории. – 1993. – № 7.
19. Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. – М., 1968.
20. Из истории европейского парламентаризма: Италия. – М., 1997.