Тема: Латинская Америка между первой и второй мировыми войнами с конца 10-х до конца 30-х гг.XX века

Документы:
Задания: 1. Что представлял из себя режим «революционного каудильизма» в Мексике 20-х гг.? 2. Какие преобразования осуществило правительство Карденаса? Как можно оценить их содержание и результаты? 3. В чем состояли особенности процесса модернизации в Мексике?
Тесты:

1.Кризис 1929—1933 гг. и Великая депрессия:

а) усилили борьбу за независимость в странах Азии и Африки;

б) сделали страны Азии и Африки более покорными своим метрополиям;

в) способствовали установлению политического союза между колониями и метрополиями.


Литература:

21. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки с древнейших времен до начала XX в. М., 1991.

22. Белоусов Л.С., Григорьева И.В., Смирнов В.П. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1918-1945 гг. М.: Простор, 2004.

23. Гонионский С.А. Очерки новейшей истории стран Латинской Америки. М., 1964.

24. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки / Под ред. И.П.Дементьева, А.И.Патрушева. М., 2000.

25. История Латинской Америки. Составители Шумов, Андреев и др. М., 2003.

26. История Латинской Америки. 70-е годы XIX века - 1918 год. М., 1993.

27. История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI – XIX веков / Ин-т всеобщ. истории РАН; Редкол.: Е.А. Ларин. М.: Наука, 2010.

28. Латинская Америка в международных отношениях. ХХ век. т.1,2. под ред. А.Н.Глинкина, Б.М.Мартынова, А.И.Сизоненко и др. М., Наука, 1988.

29. Ларин Е.А. Всеобщая история: латиноамериканская цивилизация. М.: Высш. школа. 2007.

30. Ларин Е.А. Политическая история Кубы ХХ века: Учебное пособие. М., 2007.

31. Матлина А.А. Латинская Америка в меняющемся мире. М., 1992.

32. Мексика: капитализм и общество. Противоречия развития. М., 1990.

33. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 ч. Под ред. Родригеса А.М., Пономарева М.В.

34. Ревуненков В.Г. История стран Латинской Америки в новейшее время. М., 1963;

35. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в Новейшее время: учеб. для студ. вузов / А.М. Родригес. М.: Проспект, 2010.

36. Проблемы Латинской Америки и международное право. М., РАН, 1995., кн. 1,2.

37. Сороко-Цюпа О., Смирнов В., Посконин В. Мир в первой половине XX века. 1918—1945

38. Строганов А.И. Латинская Америка в ХХ веке. – М.: Высшая школа. – 2002.

39. Хрестоматия по новейшей истории. В 3-х т. – М., Т.2. – С. 558-561, 570-571; М., 1960 – Т.1. – С. 562-563.

40. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). Курс лекций. Изд. 3-е. М.: Изд-во МГУ, 2006.

Латинская Америка с середины 70- х. гг. XX века до начала XXI века.

Задания для самостоятельной работы

1. Чем можно объяснить различия в уровнях экономического развития государств Латинской Америки? Раскройте причины бразильского «экономического чуда».

2. Основные проблемы стран Латинской Америки во второй половине XX века? Пути их решения (привести примеры каждого из путей). Почему ни один путь не решил проблем?

3.Заполните таблицу:

Период Развитие экономики Важнейшие политические события
  70-е г.        
  80-90 -е г.        

4. Выделить успехи и неудачи первой и второй волны «неолиберальной» модернизации.

    Успехи   Неудачи  
  I этап      
    II этап          

Открытие и завоевание Вест-Индии, Южной и Центральной Америки европейцами.

Заполните таблицу первооткрывателей в хронологическом порядке.

Дата Первооткрыватель Открытые земли

2. Охарактеризуйте личности Колумба и Магеллана, опишите их роль в великих географических открытиях.

3. У завоевателей был девиз «Бог, слава и золото!» Подумайте, чьи это ценности? Представители каких слоев населения могли входить в состав экспедиции завоевателей? Какие цели они преследовали?

4. Охарактеризуйте доколумбовые цивилизации Америки. Что облегчило их завоевание конкистадорами? Выделите племена Америки, достигшие наивысшего расцвета в доколумбовую эпоху.

5. По каким трем главным направлениям шли Великие географические открытия?

6. Плавания X. Колумба и Ф. Магеллана были подготовлены энергичной организаторской деятельностью португальского принце Генриха, прозванного в XIX в. Мореплавателем. И хотя он сам не принимал участия в тех плаваниях, инициатором которых являлся, он, по мнению ученых, «был тем человеком, который действительно показал своему народу и всему человечеству путь в Индию и в Америку». Почему?

7. В XVI в. Англия и Нидерланды, не желая отставать от Испании и Португалии, начали поиски нового пути в Восточную Азию. Открытия шли в других направлениях, так как южные пути были для них недоступны. Каких? Что вам о них известно?

8. Перечислите изобретения, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

9. Какие обстоятельства способствовали великим географическим открытиям?

10. Покажите на карте географические названия связанные с великими мореплавателями.

11. Выделите положительные и отрицательные следствия великих географических открытий.

12. Великие географические открытия устранили изоляцию двух миров, привели к созданию мирового рынка, но ценой этого достижения стало уничтожение древних государств с их высокой культурой и физическое уничтожение индейцев. Следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением в истории развития общества?

13. Раскройте смысл выражения «открыть континент».

Наши рекомендации