В чем заключалась уникальность развития культуры ХIХ в.?

Своеобразие духовного климата ХIХ в. не могло отразиться на развитии художественной культуры. В начале века тон развитию искусства задавала Франция. С приходом к власти Наполеона несколько трансформировалось ведущее художественное направление – классицизм. Он стал более условным, холодным. Неоклассицизм нового столетия называют ампиром, стилем Империи. Это стиль монументальный в экстерьере, изысканно-роскошный во внутреннем убранстве, использующий древнеримские архитектурные формы. В этот период возводятся сооружения, призванные внушить мысль о величии державы Наполеона (Вандомская колонна, Триумфальная арка на площади Этуаль и др.). Стиль ампир завоевывает популярность повсюду в Европе. В этот период привлекательной выступала и судьба самого Наполеона. Она служила докозательством того, что человек новой эпохи может достигнуть всего благодаря прежде всего своим личным качествам. О Наполеоне размышляли Д. Байрон и Г. Гейне, его рисовали Давид и Гро, Бетховен собирался посвятить ему третью симфонию (Героическую).

Поражения Наполеона и реставрация Бурбонов принесли передовой интеллигенции Франции разочарования в возможном переустройстве общества, о котором страстно мечтали просветители ХVIII в. С крушением божественных идеалов разрушились и основы классического искусства. На почве осознания критических уроков, преподанных Французской революцией и наполеоновскими войнами, рождается в западноевропейских странах новое мощное течение – романтизм, которое пытается искать нормы прекрасного и справедливого вне рамок рационализма ХVIII в.

Романтики абсолютизировали роль чувства, боготворили воображение, стремились постичь тайну личности через проникновение в ее внутренний, духовный мир. Романтики отрицали необходимость объективного отражения действительности, им было свойственно тяготение к символике, условности. Романтизм наиболее ярко заявил о себе в европейской литературе. «Властителем дум» своего времени становится величайший представитель английского романтизма – поэт Д. Г. Байрон. Видным представителем немецкого романтизма был Г. Гейне. Французский роматизм представляли Р. Шатобриан, Ж. де Сталь, А. Де Ламантин, В. Гюго, Ж. Санд и др. Близким к романтизму было творчество поэта Ш. Бодлера.

Крупных мастеров эпохи романтизма выдвинуло изобразительное искусство. В этом жанре работали французские художники Т. Жерико, Э. Делакруа. В Англии симпатии романтиков снискал пейзажист Д. Констебл.

Важную роль в европейской культуре романтизма играла музыка. Прославленные произведения в романтическом духе пишут Р. Шуман, Ф. Шуберт. Во второй половине ХIХ в. видным представителем романтизма в музыке был Р. Вагнер.

Во второй половине ХIХ в. в европейской культуре в качестве самостоятельной художественной системы складывается реализм. Стремление к объективизации, раскрытию сущности социальных противоречий делает реализм противоположным романтическому направлению. Наиболее значительными достижения реализма были в прозе.

Его представителями были А. М. Стендаль, О. Бальзак, П. Мериме, Г. Флобер, Э. Золя во Франции, Ч. Диккенс, У. М. Теккерей в Англии.

Блестящие образцы реализма дало и изобразительное искусство, представленное прежде всего в деятельности французских художников – Т. Руссо, Ж. Ф. Милле, Г. Курбе.

В последней трети ХIХ в. после падения Парижской Коммуны в европейской культуре укрепляются позиции академизма, требовавшего незыблемости определенных эстетических форм. Но это искусство в среде европейской интеллигенции находит резкую оппозицию. Наиболее радикальной реакцией на него стал импрессионизм, который затем сменил постимпрессионизм. Мастера нового направления создали новые художественные приемы, позволяющие передать ощущение света, запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира. Известными художниками-импрессионистами были Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега и др.

Открытия импрессионистов сказались на развитии музыкального искусства. Новатором в этом жанре выступил К. Дебюсси.

В конце ХIХ в. получил развитие новый жанр культуры – кинематограф, который в ХХ в. завоюет симпатии зрителей.

Глава 8

Наши рекомендации