Лекции по учебной дисциплине 1 страница
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Автор
ИСКЕВИЧ ИРИНА СЕРГЕЕВНА
В учебном пособии раскрываются понятия, принципы, субъекты международного права, особенности международно-правовой регламентации положения населения, виды территории, вопросы ответственности в международном праве. Характеризуются основные отрасли международного права: права человека; право международных договоров, дипломатическое и консульское право, международное экономическое право, международное уголовное право, международное морское право,международное право охраны окружающей среды и другие отрасли.
Учебное пособие по изучению курса «Международное право» предназначено для студентов специальностей 030900.62, 030901.65, 40.04.01 «Юриспруденция» всех форм обучения, а также для преподавателей высших учебных заведений.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие международных отношений сегодня требует конкретного подхода к решению различных явлений международной жизни, анализа их с позиций общепризнанного современного международного права как единственно возможной формы отношений независимых суверенных государств. Международное право представляет собой особую систему права, состоящую из нескольких отраслей.
Изучение курса расширяет кругозор студента, позволяет давать юридическую оценку международным событиям, дополняет сведения, полученные при изучении гуманитарных дисциплин, способствует успешному освоению других юридических дисциплин.
Структура и содержание курса построены таким образом, чтобы обеспечить последовательное изучение принципов и источников международного права, а также теоретических положений науки международного права.
Важнейшей частью является комплекс вопросов, относящихся к проблеме обеспечения прав человека, а также изучение таких отраслей международного права, как морское, воздушное, космическое, гуманитарное, дипломатическое право, право международной безопасности.
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов целостного представления о современном международном праве не только как о регуляторе международного общения, но и как способе поддержания мира, развития сотрудничества. Укрепление современного международного правопорядка, соблюдение его основных принципов создают благоприятные условия внутреннего социального развития государств, решения внутренних вопросов жизни народов в интересах демократии и социального прогресса.
В соответствии с квалификационной характеристикой процесс изучения дисциплины направлен на решение следующих задач:
– дать общие сведения о состоянии международного права на современном этапе.
- сформировать навыки самостоятельно анализировать и оценивать международные события и давать им правовую оценку.
- ознакомить студентов с современным состоянием международных отношений,
- воспитывать чувство патриотизма к своей стране и уважение к другим народам.
Международное право как учебная дисциплина тесно взаимосвязано с другими юридическими дисциплинами и, прежде всего, с теорией государства и права, конституционным правом РФ и международным частным правом.
В результате изучения курса «Международное право» студенты должны иметь представление о тенденциях развития международно-правового регулирования международных отношений в современном мире, о проблемах правоприменения в современном международном праве, о системе международных норм и механизме их функционирования; знать систему международного права, ее отрасли и институты; принципы международного права; содержание международно-правовых актов, регулирующих международные отношения; уметь анализировать современную международно-правовую действительность; применять нормы международно-правовых актов к конкретным ситуациям; квалифицировать международное правонарушение и определять механизм разрешения возникающих споров.
Настоящее учебное пособие содержит лекции, методические рекомендации по изучению учебного курса «Международное право», список литературы по учебному курсу, перечень экзаменационных вопросов, словарь (глоссарий) наиболее важных понятий по международному праву и тестовые задания по проверке остаточных знаний по всем темам международного права.
ЛЕКЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»
Лекция по теме № 1
«Международное право - система права»
1. История развития международного права. Зарождение международного права. Международное право в эпоху феодализма. Формирование буржуазных институтов международного права. Возникновение и развитие современного международного права. Российское государство и международное право.
2. Понятие международного права. Предмет международного права. Метод международного права.
3. Функции международного права (регулятивная, стабилизирующая, охранительная).
4. Основные принципы международного права. Принцип суверенного равенства государств. Принцип неприменения силы или угрозы силой. Принцип мирного разрешения международных споров. Принцип невмешательства во внутренние дела государств. Принцип территориальной целостности государств. Принцип нерушимости границ. Принцип уважения прав человека. Принцип права на самоопределение народов и наций. Принцип сотрудничества между государствами. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
5. Система международного права. Комплексность международного права. Отрасли международного права.
6. Международное публичное и международное частное право: проблемы взаимодействия.
7. Наука международного права: понятие, предмет, система, историческое развитие.
Международное право возникло вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами.
Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами (jus inter gentes), то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.
Данные археологии показывают, что уже в то время союзнические связи племен не сводились лишь к заботе о внешней защите, а включали в себя множество других норм поведения, которые, закрепляясь с течением времени, привели к появлению права в форме обычая.
Международное право - результат общественной практики. Возникнув как способ осознания людьми (группами, классами) своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями, оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие государств и народов. В течение всей истории человечества оно не только развивалось вместе со сменой способов производства, но и определенным образом влияло на них.
Именно поэтому международное право имеет естественно-объективное значение. Общая предпосылка его становления - не воля государств, а условия материальной жизни человечества в их историческом развитии, взаимоотношения человека с окружающим миром, общественное разделение труда, возникновение государств и т. д. Воля государства сама является общественным отношением.
Как и весь мир общественных идей, международное право - это часть окружающего нас мира и, следовательно, постоянно оказывает обратное воздействие на человека, народы, государства, что является одним из источников человеческого прогресса.
В древнем мире международные отношения характеризовались региональностью. В этот период региональный характер имело и международное право.
Универсализации международного права предшествовал этап его деления на право "цивилизованных" и прочих народов. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (точка зрения о формировании права Европейских сообществ, о специфике международного права в практике мусульманских стран, недавние рассуждения о праве социалистических стран и т. п.).
Наука международного права зародилась в период средневековья. В ее развитие внесли свой вклад мыслители многих государств, включая Россию. Особенно большое значение российская наука международного права имела в конце XIX - начале XX столетия.
При всем разнообразии существующих в отечественной и зарубежной литературе определений международного права можно выделить общее: большинство авторов рассматривают международное право как особую правовую систему, состоящую из принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами.
Существующие определения отмечают те или иные черты юридической природы международного права, но не раскрывают его сущности.
В современной отечественной литературе по международному праву вопрос о его сущности в недавнем прошлом, как правило, сводился к вопросу о его классовом характере. Следует взглянуть на международное право шире, попытаться увидеть созидательную роль этой сферы общественного сознания. Необходимо постоянно помнить, что международное право - не только совокупность принципов и норм, поскольку сама эта совокупность является нормативным отражением международной формы правосознания, возникшей не менее пяти тысяч лет назад как результат осознания людьми своего интереса.
Принципы международного права - это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закреплённые начала международного права. Они являют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Принцип международного права - это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.
От принципов права следует отличать принципы правосознания - субъективные представления людей, общественных движений, политических партий и т. п. о том, как должны регулироваться те или иные общественные отношения. Принцип права - это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.
Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке "поправить" общественную практику с помощью нарушения принципов.
Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию.
Лекция по теме № 2
«Нормы международного права. Международные правоотношения»
1. Понятие нормы международного права. Стадии создания нормы международного права.
2. Императивные нормы международного права: понятие, особенности процесса создания, юридическая сила.
3. Виды норм международного права. Критерии классификации норм. Нормы-принципы. Нормы-определения. Нормы-правомочия. Нормы-обязанности. Нормы-запреты. Регулятивные и охранительные нормы. Материальные и процессуальные нормы. Универсальные, региональные и локальные нормы.
4. Эффективность норм международного права.
5.Международные правоотношения: понятие и состав. Субъекты, объекты и содержание международных правоотношений. Критерии классификации международных правоотношений. Виды международных правоотношений. Юридические факты в международном праве.
Исходя из того, что международное право - это особая система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений, особенность нормообразования данной правовой системы состоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты путем добровольного волеизъявления. Это позволяет считать, что международное публичное право носит согласительный, координирующий характер.
Поскольку, кроме самих субъектов данной системы права, в процессе нормообразования не участвуют какие-либо "внешние" по отношению к системе субъекты, за данной правовой системой отрицается субординарный характер. Никто не вправе установить правила поведения субъектов данной системы вопреки их согласию. Соответственно неверно употреблять применительно к международному праву такие понятия, как "законодательство", "международная законность" и т. п.
Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные действия субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.
Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения - отношения, урегулированные нормами международного права. В международные правоотношения входят субъекты, содержание и объекты. Субъекты- это участники правоотношений, имеющие международные субъективные права и юридические обязанности. Ими могут быть могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, международные организации, государствоподобные образования, физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье поведение регулируется нормами международного права. Один и тот же договор может обязывать и участвующие в нем государства, и находящихся под их юрисдикцией физических Содержание правоотношений образуют международные субъективные права и юридические обязанности участников. Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право - это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения. Юридическая обязанность - это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения не вправе отказаться. Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны: право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого. Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения. Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.) лиц.
Лекция по теме № 3.
«Источники международного права»
1. Понятие и виды источников международного права.
2. Международный договор — основной источник современного международного права.
3. Международно-правовой обычай. Соотношение международного договора и обычая.
4. Заключительные акты международных конференций.
5. Обязательные резолюции международных организаций.
Термин «источники права» употребляется в двух значениях - материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники права - это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права.
Виды источников международного права:
- международный договор как основной источник современного международного права;
- международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
- международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
- общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
- судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Квалификация правила поведения в качестве обычая является сложным вопросом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая используются вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.
К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный Суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон.
Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал им более или менее четкие формулировки. В качестве примера можно назвать решение Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболовстве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нормы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в качестве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.
В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.
В прошлом труды выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права. В настоящее время также нельзя исключать значение доктрины международного права, которая в некоторых случаях способствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. В частности, спорящие стороны в своих документах, представляемых в международные судебные органы, используют иногда мнения специалистов по различным вопросам международного права.
Лекция по теме № 4.
«Субъекты международного права»
1. Понятие и признаки международной правосубъектности. Первичные и вторичные субъекты международного права.
2. Международная правосубъектность государств. Суверенитет и иммунитет государства.
3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость. Национальный суверенитет. Право наций на самоопределение в современных условиях.
4. Международная правосубъектность международных организаций. Межправительственные и неправительственные международные организации. Основания международнойправосубъекгности международных организаций. Основные права международных организаций.
5. Международная правосубъектность государственно-подобных образований. Вольные города.
6. Индивид как субъект международного права.
Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные (междувластные) правоотношения.
По существу, все указанные характеристики субъекта международного права подчеркивают различные стороны одного и того же явления - международной правосубъектности, которая означает одновременно и подчиняемость непосредственному воздействию международного права, и обладание международными правами и обязанностями, и способность участвовать в международных правоотношениях.
Международная правосубъектность не зависит от количества прав и обязанностей, возникающих у лица, то есть от объема его международной правоспособности. Круг субъектов международного права определяется способностью лиц участвовать в международных отношениях, регулируемых международным правом. Участник только таких отношений может объективно подпадать под прямое воздействие международного права.
Первичных участников межгосударственных отношений и, следовательно, первичных субъектов международного права никто не создает в качестве таковых. Их появление - объективная реальность, результат естественно-исторического процесса. Это, прежде всего, государства и, в некоторых случаях, народы и нации. Возникнув как социальные организмы, они неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая для себя правила взаимного общения.
Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государство-подобные образования типа вольных городов. Создатели наделяют их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Как правило, правоспособность производных субъектов международного права определяется международными договорами.
Реально производной международной правосубъектностью наделяется лишь тот, кто действительно может после своего создания участвовать в межгосударственных отношениях.
Государственный суверенитет - верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Это - качество, свойство любого государства.
Абсолютного государственного суверенитета нет, поскольку государства взаимозависимы, и эта взаимозависимость в современном мире непрерывно возрастает. Когда, например, говорят об экономическом суверенитете государства, то имеют в виду не его экономическую изолированность от других членов международного сообщества, а лишь его право самостоятельно определять свою экономическую политику. Государства могут иметь различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, но, как носители суверенитета, они все равны юридически. Верховенство каждого из них в пределах своей территории означает, что нет юридически более высокой власти на этой территории, чем власть данного государства. Соответственно каждое государство обладает в международном общении одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с возникновением и исчезновением самого государства.
Государство представляет собой сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и власти. Территориально-организационная структура государства может быть различной. Различают простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство - федерация, представляющая собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Степень их самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в первую очередь ее конституцией. Федерация - государственно-правовое объединение. Иногда ее называют союзным государством.
Внешнеполитическая самостоятельность членов федерации может быть различной по объему. Как субъекты международного права члены федерации могут выступать лишь в том случае, если законодательство федерации признает за ними это качество (право от собственного имени заключать договоры, обмениваться делегациями, представительствами и т. д.). Их международная правосубъектность не зависит от признания их суверенитета конституцией федерации. Главное - самостоятельный выход в межгосударственную сферу. Член федерации всегда признает в каком-то отношении юридическое старшинство федерации и является частью федерации как государства в целом. Если это не так, тогда нельзя говорить о федерации как о государстве и субъекте международного права. Федерация в социальном и экономическом отношении - единый организм.
К сложным государствам относят унии. Термин "уния" устарел и в значительной степени имеет феодальную окраску. Так называемая реальная уния - это результат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и соответственно новый субъект международного права, а сливающиеся государства теряют свой суверенитет и международную правосубъектность. Один из самых известных примеров современной унии - недолговечная сирийско-египетская уния конца 50-х годов. Реальная уния может быть и федерацией, и унитарным государством.
Личная уния - это не сложное государство, а своеобразный союз государств, основанный на общности главы государства. Практически личная уния - явление, связанное с монархической формой правления. Один монарх мог одновременно быть главой двух или более государств, которые продолжали оставаться самостоятельными субъектами международного права.
Конфедерация - международно-правовое объединение государств, предполагающее тесную координацию их действий прежде всего во внешнеполитической и военной областях. Классическая конфедерация не является субъектом международного права. Международной правосубьектностью обладают лишь ее члены, что не исключает создания в рамках конфедерации некоторых общих органов. По своей сути конфедерация имеет сходство с международной организацией. В современных условиях создание конфедерации неизбежно означает и высокую степень экономического и правового сотрудничества между ее членами.
Лекция по теме № 5.
«Признание и правопреемство в международном праве»
1. Понятие и значение признания. Конститутивная и декларативная теории признания.
2. Виды и формы признания. Признание dejure и признание defacto. Признание аdhoc. Признание государств и признание правительств. Признание органов сопротивления и национально-освободительных движений.
3. Понятие и значение правопреемства. Теория правопреемства.
4. Правопреемство государств в отношении международных договоров.
5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов.
6. Правопреемство в связи с прекращением существования СССР. Континуитет России.
Признание - односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.
Обязанности признания не существует. Это - право государства. Разумеется, длительное непризнание, продиктованное откровенно политическими соображениями и игнорирующее реальности международной жизни, может стать фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения.
В доктрине существуют две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно первой, только признание придает дестинатору (адресату) признания соответствующее качество: государству - международную правосубъектность, правительству - способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Наиболее уязвимая сторона этой теории заключается в том, что, во-первых, неясно, какое количество признаний необходимо для придания дестинатору упомянутого качества, и, во-вторых, как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, эффективно представлять субъект международного права и без официального признания.
Существуют две формы официального признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure). Они используются при признании государств и правительств. Различие между ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях: при признании де-факто объем наступающих правовых последствий уже.
Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации. Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в статьях "Употребление терминов" правопреемство характеризуется как смена одного государства другим "в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории". Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника; 2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства. Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги.