Тема 11. СССР в эпоху перестройки (1985–1991 гг.) и современная Россия

План

1. СССР в период перестройки (1985–1991 гг.)

2. Социально-экономическое развитие России в 1992–2010 гг.

3. Россия в мировой политике конца XX–XXI вв.

Литература

1. Жигунова, М. Какие мы теперь, русские? / М. Жигунова // Родина. – 2011. – № 3.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006.

3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.

4. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010.

5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009.

6. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010.

7. Повседневная жизнь в условиях перестройки // Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010. – С. 424–426.

8. Славкина, М. Газовый экспорт России: мифы и реальность / М. Славкина // Родина. –2011. – № 1.

Требования к написанию контрольных работ

Контрольная работа по истории Отечества является самостоятельной учебной работой студента в области гуманитарных наук. Контрольная работа оформляется в соответствии со следующими требованиями:

1) объем контрольной работы должен составлять не менее 12–15 стандартных листов рукописного текста;

2) работа должна быть напечатана или написана разборчивым почерком;

3) обязательно наличие полей шириной 4–5 клеток или 2–3 см;

4) страницы контрольной работы должны быть пронумерованы;

5) на титульном листе работы указываются: Ф.И.О. автора, шифр зачетной книжки, факультет, специальность (образец оформления титульного листа смотрите приложение № 1);

6) на первой странице работы помещается план, который должен состоять из введения, основной части, заключения и списка литературы (образец оформления библиографического описания смотрите приложение № 3);

7) содержание основных частей контрольной работы состоит в следующем:

во введении автор работы дает анализ изученной литературы и определяет цель контрольной работы;

в основной части исследования, состоящей из нескольких глав или параграфов, автор раскрывает содержание темы контрольной работы;

в заключении содержатся выводы, к которым пришел автор в результате изучения данной темы;

в конце работы указывается список использованной литературы, в котором источники располагаются в алфавитном порядке.

8) после списка литературы ставится подпись автора и дата написания контрольной работы;

9) написанная контрольная работа сдается в методический кабинет кафедры истории и социально-политических дисциплин не позднее, чем за месяц до начала экзаменационной сессии.

Начинать написание контрольной работы нужно с изучения соответствующей литературы, в том числе монографических работ и статей научных журналов. Для выяснения смысла неизвестных терминов нужно использовать энциклопедию или словарь. Воспроизведение литературных источников возможно в форме пересказа или цитирования. В любом случае должны быть подстрочные ссылки с кратким описанием источника, т.е. с указанием фамилии, имени и отчества автора, названия книги, места издания и количества страниц. Также возможно использование затекстовых ссылок, при котором в конце работы составляется пронумерованный список литературы, а в тексте, в скобках, указывается номер источника и цитируемая из него страница. В выводах, сделанных в контрольной работе, необходимо высказать собственное мнение, которое должно быть обоснованно ссылками на соответствующие источники. Для описания текущих событий возможно использование местного фактического материала, хотя в качестве основной литературы необходимо использовать учебники по истории. Ниже приведены темы контрольных работ по истории Отечества, к каждой из которых указан список дополнительной литературы. В приложении № 2 указаны ресурсы удаленного доступа по всему курсу «Отечественная история».

Тематика контрольных работ

Тема 1. Древняя Русь (VIII–XIII вв.)

План

  1. Восточные славяне в древности.
  2. Образование и развитие Древнерусского государства.
  3. Период феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия.

Рекомендации

В ходе работы над контрольной нужно начать с теорий о происхождении славян. Далее следует выявить места расселения славянских племен, описать занятия и образ жизни восточных славян и их соседей – степных кочевников (хазар, печенегов, половцев), народов Поволжья, Урала и Зауралья.

При изложении второго вопроса нужно отразить основные исторические события IX – первой трети XII вв., а также деятельность первых князей Киевской Руси (от Рюрика до Мстислава Великого). Обязательно уделите внимание современным дискуссиям о происхождении Древнерусского государства – «норманнской» и «антинорманнской» теориям, новейшим научным данным, результатам последних археологических раскопок.

Третий вопрос плана предполагает анализ причин феодальной раздробленности на Руси: отсутствие чёткой системы наследования феодальных вотчин, политическое соперничество среди древнерусских князей, господство натурального хозяйства и другие. В разделе о монголо-татарском нашествии охарактеризуйте причины поражений русских войск, а также последствия этих событий для дальнейшего развития Руси.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 17–38, 39–51, 52–68.

2. Ивонин, А. Р. Политическая история России IX–XVII вв. / А. Р. Ивонин. – Барнаул, 2003. – С. 16–92.

3. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 16–39, 48–69.

4. Ключевский, В. О. Русская история / В. О. Ключевский. – М., 2007. – С. 8–76.

5. Кузнецов, И. Н. Отечественная история / И. Н. Кузнецов. – М., 2010. – С. 32–33, 44–48, 52–54, 61–69.

6. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 15–18, 28–41.

7. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М., 2009. – С. 21–66.

8. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 279–286.

Дополнительная литература

1. Анохин, Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси / Г. И. Анохин // Вопросы истории. – 2000. – №3. – С. 51–61.

2. Арцыбашева, Т. Н. Славяне – русы – варяги – кто они? / Т. Н. Арцыбашева // Вопросы истории. – 2004. – №1. – С. 118–124.

3. Бычков, А. Происхождение славян / А. Бычков. – М., 2007.

4. Горский, А. А. Древняя Русь: очерки политического и социального строя / А. А. Горский. – М., 2008.

5. Горский, А. А. Начало Руси: Славяно-варяжская дилемма / А. А. Горский // Родина. – 2009. – № 9. – С. 15–18.

6. Крадин, Н. Н. Империя Чингисхана в новых западных исследованиях / Н. Н. Крадин // Вопросы истории. – 2010. – №5. – С. 9–24.

7. Крадин, Н. Н. Теорема Чингисхана. Опыт средневековой глобализации / Н. Н. Крадин // Родина. – 2006. – №9. – С. 23–30.

8. Морозова, Л. Е. Затворницы: Миф о великих княгинях / Л. Е. Морозова. – М., 2003.

9. Седов, В. В. Соседи Рима, кельтов и германцев / В. В. Седов // Родина. – 2006. – №4. – С. 6–11.

10. Фомин, В. В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян / В. В. Фомин // Отечественная история. – 2008. – №2. – С. 170–189.

11. Фомин, В. В. Открытый разговор о варяжской Руси / В. В. Фомин // Отечественная история. – 2004. – №2. – С. 206–210.

12. Хрусталёв, Д. Г. Русь: От нашествия до «ига». 30–40 гг. XIII в. / Д. Г. Хрусталёв. – СПб., 2004.

13. Ярослав Мудрый и его эпоха / под ред. И.Н. Данилевского, Е.А. Мельниковой. – М., 2008.

Наши рекомендации