Государственной службы зарубежных стран
Всистеме управления персоналом государственной службы зарубежных стран особое место занимает развитие профессионального потенциала и компетентности кадров государственного управления. Можно выделить ряд общих для всех стран параметров:
— государственная служба понимается в большинстве стран как профессиональная управленческая деятельность, требующая базового профессионального образования по специальности «Государственное управление» или соответствующего образования по профилю деятельности государственного органа;
— наличие профессионального образования является обязательным условием поступления на государственную службу;
1 См. подробнее: Лобанов В.В. Работа с высшим административным персоналом в США и других зарубежных странах. М., 2005.
Глава 36. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах 601
- карьерный рост государственных служащих тесно связан с повышением их профессиональной квалификации;
- подготовка, организация и контроль за соблюдением требований в области профессионального обучения и содержания образовательных программ возложены на органы управления государственной службой.
В целом можно выделить две основные модели профессиональной подготовки государственных служащих - западноевропейскую и американскую. Подобное разделение связанос историческими особенностями институционального развития государственной службы, статусными характеристиками государственных служащих как особой социально-профессиональной группы, кардинальными различиями в системах подготовки специалистов и повышения профессиональной квалификации.
Основными принципами западноевропейской модели профессионального развития государственных служащих являются:
- системность и этапность профессионального обучения (базовая подготовка, профильное образование, курсы переподготовки и повышения квалификации);
- непрерывность обучения чиновников;
- универсальность и сбалансированность образовательных программ;
- централизация и преемственность системы профессионального подготовки;
- блочно-модульный принцип построения учебных программ.
В странах Европы профессиональное развитие государственных служащих тесно связано с принципом пожизненного найма, и постоянное повышение квалификации чиновников является условием их карьерного роста. Подготовка специалистов для государственной службы включает в себя два основных уровня: базовое профессиональное образования и повышение квалификации в процессе служебной деятельности. Базовое профессиональное образование дается в рамках единого стандарта МРА- Master of Public Administration - либо на уровне программ по подготовке специалистов государственного управления. Повышение квалификации государственных служащих происходит преимущественно в государственных специализированных образовательных учреждениях, находящихся в подчинении органов управления государственной службы.
В Германии базовое профессиональное образование соответствует степени бакалавра, осуществляется в течение двух лет, предназначено для изучения широкого круга базовых дисциплин. Его цель — подготовка чиновников низшего звена. Программа обучения ориентирована на знакомство с основными задачами государственной службы, с полномочиями, обеспечивающими выполнение служебных обязанностей. На стадии профильной подготовки (2—3 года) обучающийся получает диплом магистра или диплом о высшем образовании1.
Повышение квалификации государственных служащих проходит в государственных институтах повышения квалификации, которые созданы на уровне федерации, земель и общин. На федеральном уровне образовательные учреждения обучают чиновников среднего и высшего уровня (Федеральная академия государственного управления, Академия руководящих кадров Федерального министерства почты и связи, Федеральная академия военной администрации и военной техники, Федеральная финансовая академия). Образовательные программы в этих образовательных учреждениях носят краткосрочный и среднесрочный характер и ориентированы на требования, предъявляемые к той или иной государственной должности.
Особое внимание уделяется содержанию программ подготовки руководящих кадров. Повышение квалификации этой категории служащих, осуществляемое в Федеральной академии государственного управления, ориентировано не столько на получение профессиональных знаний, сколько на расширение и углубление способностей к концептуальному и инновационному мышлению, приобретению знаний в области национального и международного развития, обучению методам мотивации и руководства.
Американский (англосаксонский) подход к профессиональному развитию государственных служащих тесно связан с образовательной концепцией в целом и ориентирован на синтез с программами подготовки кадров для частного бизнеса2. Поскольку система государственной службы в этих странах включает в себя два компонента — карьерное развитие и продвижение в порядке внеочередного назначения на высшие должности, профессиональное развитие служащих включает в себя подготовку в процессе должностного роста и специализированное обучение служащих высшей категории.
Доминантой в данной модели является юридическое образование либо образование в области МРА. Основными принципами профессионального развития государственных служащих являются:
— децентрализация;
— взаимосвязь с программами подготовки кадров в сфере бизнеса;
— многоуровневость и ранжированность;
— взаимосвязь с управленческой практикой;
— значительная самостоятельность образовательных учреждений в выборе и содержании программ обучения.
В англосаксонских странах централизованной системы подготовки кадров для государственной службы не существует. В целом, как и в европейских странах, подготовка кадров включает два основных компонента: получение высшего образования (юридического, экономического, в области государственного управления, по программам МРА и пр.) и повышение квалификации во время работы в государственной должности.
Так, в Великобритании в рамках программы реформирования государственной службы (80 — 90-е гг.) повышение квалификации и освоение образовательных программ стали основным условием продвижения по службе и присвоения очередного классного чина. При этом субъектами образовательной деятельности выступают не только Колледж государственной службы, где обучаются служащие среднего и высшего звена, но и негосударственные учреждения, имеющие право вести подготовку по программам МРА. Содержание и структура обучения тесно связаны с потребностями министерств и ведомств, которые разрабатывают программы подготовки кадрового резерва с учетом планов развития самих государственных органов и должностной структуры. Поэтому содержание программ отличается большой гибкостью, вариативностью, позволяет оперативно откликаться на цели и задачи текущей деятельности ведомств.
Система подготовки профессиональных кадров в США в большей степени ориентирована на правовые дисциплины, в частности на административное право. Она во многом носит децентрализованный характер, особенно при получении высшего базового образования. Значительную роль в подготовке кадров для государственной службы играют негосударственные учебные заведения, которые готовят бакалавров и магистров в области государственного управления.
В настоящее время подготовка кадров и определение содержания образовательных программ возложены на Службу управления персоналом при Администрации Президента США. При этом важнейшими функциями Службы являются:
- планирование, развитие и координация обучения кадров;
- оказание содействия министерствам и ведомствам в составлении образовательных программ;
- организация обучения на межведомственной основе;
- организация специальных курсов для подготовки кадрового резерва, в том числе для Службы высших руководителей;
- организация исследований в области подготовки кадров. Система переподготовки кадров относится преимущественно к
тем, кто уже работает в государственных учреждениях. При этом более половины служащих осваивает образовательные программы в рамках внутриведомственного обучения. Специальные отделы подготовки кадров в министерствах и ведомствах оценивают потребности в обучении кадров, организуют набор кандидатов для участия в программах обучения. В их функции входят также разработка учебных планов, подготовка учебных программ, выбор методов обучения и пр.
Существуют различия в профессиональной подготовке и содержании образовательных программ для членов Службы высших руководителей. Членам Службы высших руководителей рекомендуется иметь план индивидуального развития с четко определенными целями и задачами, а также программы развития профессиональной компетентности. Наиболее распространение в настоящее время получили три формы профессионального развития: повышение квалификации; ротация кадров; стажировка1.
В США создан специальный общенациональный центр по подготовке работников высшего звена — Федеральный административный институт, являющийся структурой Службы управления персоналом, а его руководитель подчиняется непосредственно помощнику директора Службы. За время существования института обучение прошли свыше 16 тыс. человек. В настоящее время Федеральный административный институт предлагает для чиновников высшего уровня два типа программ: «Лидерство в демократическом обществе» и «Развитие управленческих навыков». Содержание программ обучения выходит за рамки ведомственных задач и проблем и все в большей степени ориентируется на включение дисциплин, связанных с формированием инновационных и лидерских качеств, с творческим решением управленческих задач. Таким образом, система профессионального образования в зарубежных странах тесно связана с социальными характеристиками государственной службы, зависит от специфики национальной образовательной сферы и отражает современные тенденции социального развития общества и государства. Подготовка специалистов для государственной службы включает в себя два основных уровня: базовое профессиональное образования и повышение квалификации в процессе служебной деятельности.
Выводы
Служебное продвижение государственных служащих в зарубежных странах и процедуры замещения вакантных должностей регулируются правовыми актами, которыми определяются статус чиновников, их служебные функции и задачи. В большинстве стран профессиональная деятельность государственных служащих регулируется не трудовым, а публичным правом, в котором наряду с общегражданскими правами и обязанностями фиксируется особый социальный статус работников органов государственного управления.
Выделение двух моделей профессионально-должностного развития государственной службы - романо-германской (карьерной) и англосаксонской (должностной) — основывается на специфике правового статуса и профессиональной деятельности служащих. При карьерной организации государственной службы чиновник назначается на должность по принципу «пожизненного найма», по которому государство гарантирует служащему пожизненную занятость. Карьерное продвижение происходит в зависимости от опыта и стажа работы, на основе сдачи профессиональных (квалификационных) экзаменов. Должностная система государственной службы основывается на принципе «свободного найма и открытых дверей», что предусматривает заполнение вакантных должностей на всех уровнях не только служащими, имеющими стаж работы, но и теми, кто ранее не работал в системе органов государственного управления. При этом работа в государственных учреждениях приравнивается к занятию в любой другой сфере профессиональной деятельности.
Общими для многих зарубежных стран являются применение концепции нового государственного менеджмента (в разной степени ее реализации), перераспределение ответственности между уровнями управления, использование в образовательном процессе технологий бизнес-структур.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные факторы развития системы управления персоналом государственной службы в зарубежных странах.
2. Дайте характеристику основных моделей организации профессионально-должностного продвижения государственных служащих.
3. Каковы особенности профессионального развития и повышения квалификации государственных служащих в зарубежных странах?
Список литературы
Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах. М, 2003.
Лобанов В. В. Работа с высшим административным персоналом в США и других зарубежных странах. М., 2005.
Правовое обеспечение государственной службы в зарубежных странах: Учебное пособие: В трех частях. М., 2005.
Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................. о