Система управления персоналом государственной службы в зарубежных странах

Государственная служба в зарубежных стра­нах понимается как особый социальный инсти­тут, что ведет к определению особых процедур приема, отбора персонала, замещения вакант­ных должностей, карьерного продвижения и пр. В большинстве зарубежных стран обмен кадрами между разными сферами трудовой деятельности затруднен и сопряжен с соблюдением норматив­ных требований.

В настоящее время основными факторами развития системы управления персоналом в зарубежных странах являются:

— доступность государственной службы независимо от проис­хождения, пола, расы, вероисповедания, религиозных или поли­тических убеждений, личных и деловых связей;

— гарантированная занятость (пожизненное назначение на должность);

— принцип назначения на должность;

— конкурсный отбор на государственную службу;

— иерархическая подчиненность и субординация должностей;

— повышение в должности в зависимости от профессиональ­ных, личностных и морально-нравственных качеств с соответ­ствующим изменением уровня заработной платы;

— регулярное проведение профессиональной подготовки;

— проверка эффективности деятельности путем проведения аттестации, сдачи квалификационных экзаменов и пр.;

— государственное пенсионное обеспечение.

Служебное продвижение служащих и процедуры замещения вакантных должностей регулируются правовыми актами, кото­рыми определяются статуо-чиновников, их служебные функции и задачи. В большинстве стран профессиональная деятельность государственных служащих регулируется не трудовым, а публич­ным правом, в котором наряду с общегражданскими правами и обязанностями фиксируется особый социальный статус работни­ков органов государственного управления.

В большинстве зарубежных стран к категории государственных служащих относятся работники, получающие заработную плату из государственного бюджета. Система государственной службы зарубежных стран имеет два уровня: в первый уровень входят так называемые публичные служащие (преподаватели вузов, учителя, врачи, работники государственных железных дорог, почты и пр.); второй уровень составляют непосредственно работники органов государственного управления — чиновники, работающие в ми­нистерствах и ведомствах. Статус каждой категории работников в разных странах различен, но при этом для чиновников законода­тельно установлены особые условия прохождения службы, более жесткие правила и ограничения.

Так, в Германии под государственной службой понимается де­ятельность в целях решения общегосударственных задач управления. В институциональном плане это определенный круг лиц, выполнение которыми публичных функций составляет их специ­ализированную деятельность'.

Государственные служащие делятся на чиновников (в том числе политических чиновников) и лиц наемного труда. По прин­ципу подчинения государственные служащие подразделяются на федеральных служащих (состоят в непосредственном подчинении федерации), чиновников земель и чиновников общины. По сроку нахождения на службе выделяются четыре категории работников: назначенные на испытательный срок, назначенные на неопреде­ленный срок (их могут уволить в любой момент), назначенные временно (например, бургомистры, военнослужащие), назначен­ные пожизненно (карьерные служащие). Для каждой категории работников существуют свои требования и полномочия.

Во Франции к государственным служащим относятся лица, получающие жалованье из государственного бюджета. Это служа­щие центральной администрации и администрации регионов, де­партаментов и коммун. Государственными служащими считаются работники, принятые на работу по контракту, принятые на работу в государственное учреждение, работающие на государственных предприятиях. Конституция Французской Республики от 4 ок­тября 1958 г. закрепляет разделение компетенции парламента и правительства по разработке норм, касающихся чиновников2.

В Великобритании государственными служащими являют­ся «гражданские слуги Короны». Это лица, состоящие на госу­дарственной службе в каком-либо министерстве или ведомстве, за исключением лиц, занимающих политические или судебные должности и получающих жалованье из бюджетных средств3. Все государственные служащие делятся на публичных служащих (служащие публичного сектора экономики) и гражданских (ра­ботающие в министерствах и ведомствах). При этом гражданские служащие делятся на постоянных (при наличии специального сертификата) и временных работников (для выполнения конк­ретной работы).

В США государственным служащим в широком смысле сло­ва считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти. В целом в катего­рию государственных служащих включаются как должностные лица — вспомогательно-технический персонал, обеспечивающий реализацию государственно-властных полномочий, так и те, кто работает по найму в государственных учреждениях1. По сроку на­хождения государственные служащие делятся на карьерных слу­жащих; на служащих, нанимаемых на определенный срок (до трех лет); на служащих, нанимаемых на срок действия чрезвычайных обстоятельств (не более 18 месяцев); на государственных служа­щих на резервируемых должностях.

Наши рекомендации