Ответственность и контроль в государственной службе
В поле зрения правительства постоянно находились вопросы повышения ответственности персонала за исполнение должностных обязанностей. Главным элементом формирования служебной ответственности чиновников являлась нормативно-правовая база — многочисленные законы, уставы, наказы, положения и другие документы, которыми определялась политическая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и другая ответственность государственных служащих. Требование служебной ответственности содержалось в таких исторически значимых установлениях, как Генеральный Регламент, Устав о гражданской службе, Уложение об уголовных и исправительных наказаниях и пр.
Ведущая роль в регламентировании служебной ответственности персонала государственной службы принадлежала Уложению о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.), в котором был выделен особый раздел — «О преступлениях и проступках на службе государственной и общественной». В этом разделе имелись главы, предусматривавшие соответствующие санкции в отношении чиновников, преступивших закон или нарушивших служебные правила.
Согласно Уложению, за должностные проступки по службе в соответствии со степенью их тяжести государственные служащие несли ответственность в виде таких дисциплинарных наказаний, как замечание, выговор без занесения в формулярный список, вычет из служебного стажа, вычет из жалованья, штраф, перемещение с высшей должности на низшую, недельный арест, увольнение с данной должности, полное отрешение от государственной службы1.
Прямые преступления по службе, а именно злоупотребление властью, «противозаконное бездействие» должностных лиц, взяточничество и взяткодательство, растрата государственных средств, нанесение государству существенного материального ущерба и т. д., влекли за собой уголовную ответственность чиновников и карались лишением всех прав состояния, различными сроками тюремного заключения, каторжными работами на «отдаленных заводах», ссылкой на поселение в сибирские губернии, отправкой в «исправительные арестантские роты» гражданского ведомства и другими жесткими наказаниями.
Действенным инструментом управления персоналом был государственный контроль. С петровских времен состав и деятельность корпуса государственных служащих являлись объектом контроля Сената, прокурорской службы и созданного позднее общегосударственного специального контрольного ведомства. В течение 1801-1851 гг. Сенат провел 86 комплексных губернских ревизий. Сенатские комиссии проверяли работу губернских и уездных административных учреждений, своевременность и качество выполнения указов и распоряжений центра по основным управленческим отраслям, отношение губернаторов и других чиновников к своим должностным обязанностям1.
При этом нередко ревизии контрольных органов для ряда должностных лиц заканчивались серьезными дисциплинарными взысканиями и даже уголовными наказаниями. В 40—50-х гг. XIX в. за различные должностные преступления было привлечено к судебной ответственности около 100 тыс. чиновников государственных учреждений. Имели место случаи, когда губернаторы и другие чиновники подвергались санкциям в массовом порядке. Например, с 1866 по 1868 г. высочайшими указами от своих должностей было освобождено 29 губернаторов - 55% их общего числа. Таким образом, государственный контроль силами Сената, прокурорской службы и общероссийского контрольного ведомства оказывал значительное регламентирующее и воспитательное влияние на персонал государственной службы.
Наряду с различного рода принудительными санкциями, направленными на повышение управленческой культуры персонала государственной службы, правительство стимулировало добросовестную высококвалифицированную служебную деятельность системой моральных и материальных поощрений. В Уставе о гражданской службе имелась глава «О наградах во время прохождения службы», в которой содержалось принципиальное положение о том, что государственные служащие на основании «испытанной верности и искусства» «трудами и достоинствами» могут рассчитывать на «соразмерную заслугам награду». За отличия на службе предусматривались такие виды наград: «1) Высочайшее его императорского величества благоволение. 2) Чины. 3) Ордена. 4) Назначения аренд и пожалование земель. 5) Подарки от Высочайшего его императорского величества имени. 6) Единовременные денежные выдачи».
Выводы
Исторический опыт свидетельствует, что в России накоплен значительный, хотя и противоречивый опыт управления персоналом государственной службы. В современных условиях заслуживают творческого учета определение задач и принципов комплектования государственных служащих исходя из особенностей и потребностей соответствующих исторических этапов эволюции государства; разработка правил приема в государственные учреждения, порядок назначения на штатные должности и прохождения службы.
Представляют интерес детальный комплекс требований к политическим, деловым и нравственным качествам служащих; создание механизма их ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и прямые должностные преступления; организация контроля за управленческой деятельностью персонала государственной службы. Небесплодным для управления современным персоналом государственной службы может быть изучение института кандидатов на замещение вакантных должностей; использование экзаменов, конкурсов и испытательных сроков при назначении на должность, практики аттестаций и составления текущих квалификационных характеристик профессиональной пригодности служащих.
Достойны внимания разработка статуса государственного служащего, обеспечение юридической защиты его чести и достоинства, предоставление определенных социальных льгот и преимуществ, установление системы стимулирования добросовестного и профессионального исполнения должностных обязанностей. Весьма поучителен опыт создания единой общегосударственной системы управления персоналом гражданской службы в лице Инспекторского департамента и затем Комитета о службе чиновников гражданского ведомства в структуре канцелярии или администрации субъекта верховной власти России, а также специальных кадровых служб министерств, ведомств и губернских правлений.
В то же время нельзя не видеть такие негативные стороны управления персоналом государственной службы, как авторитарность, гипертрофированный централизм, максимально детальная регламентация служебной деятельности чиновников, культ «начальника» и зависимость карьеры от его «благорасположения», насаждение безоговорочного «послушания» служащих и неприятие их «собственномыслия», недостаточная правовая и социальная защищенность чиновников и др.
В целом исторический опыт управления персоналом государственной службы в досоветской России при критическом отношении и творческом подходе может служить одним из «строительных материалов» современной системы формирования и деятельности корпуса государственных служащих Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания
1. Как формировалась и развивалась система органов управления персоналом государственной службы России в XVIII — начале XX в.?
2. Какие позитивные элементы усматриваете Вы в российском историческом опыте управления персоналом?
3. Что из опыта управления персоналом государственной службы досоветской России заслуживает критической оценки?
4. Назовите принципы и условия адаптации элементов исторического опыта управления персоналом в системе государственной службы Российской Федерации.
Список литературы
Огосударственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г.
Мельников В.Л. Государственная служба в России: исторический опыт. Разд. 1. Гл. 12. М., 2005.
Мельников В.П. Исторический опыт управления государственной службой // Управление государственной службой Российской Федерации: Материалы научно-практического семинара РАГС. М., 2004. Разд. 1. С. 95-126.
Мельников В.П. Кадровые службы в России: особенности их становления и деятельность // Служба кадров. 2000. № 2, 3.
Учреждение Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах: Указ Александра IIIот 6 мая 1894 г. // Свод законов Российской империи. Т. 1. Кн. 2. Гл. 7. М., 1910.
© Мельников В.П.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.