Основные гарантии, предоставляемые государством гражданским служащим
Система социальной защиты гражданских служащих ныне строится на основе Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Существенной новеллой этого акта является комплекс основных и дополнительных государственных гарантий.
Основные гарантии предоставляются всем без исключения гражданским служащим. В перечень основных государственных гарантий, предоставляемых гражданским служащим, входят:
1. Равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» вводил в качестве одной из гарантий денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами, определял их структуру (ст. 17) и отсылал к так и не разработанному федеральному закону либо соответствующим законам субъектов Федерации, которые в большинстве из них также отсутствовали. Тем самым были созданы предпосылки для того, чтобы денежное содержание гражданских служащих зависело от подзаконных актов и значительно дифференцировалось не по показателям эффективности служебной деятельности, а по принадлежности гражданского служащего к тому или иному государственному органу, ветви власти или уровню государственной службы.
Действующий закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в гл. 10 установил единую строгую систему денежного содержания гражданского служащего, единый порядок определения размеров должностных окладов и окладов за классный чин, порядок их индексации, единые правила определения размеров дополнительных выплат за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, единые нормы формирования фонда оплаты труда с предоставлением права представителю нанимателя перераспределять эти средства, а также определять размеры премий и иных дополнительных выплат исходя из конкретного вклада каждого. В то же время в целях недопущения субъективизма и произвола закон устанавливает, что в каждом государственном органе локальным нормативным актом устанавливаются специфические показатели эффективности и результативности его деятельности, процедур принятия и исполнения управленческих решений, их всестороннего обеспечения.
Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, процедур принятия и исполнения управленческих решений, их всестороннего обеспечения, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации соответственно. По отдельным должностям гражданской службы, перечень которых определяется Указом Президента Российской Федерации по предоставлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Федерации, устанавливается особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Условия оплаты труда каждому гражданскому служащему, согласно ст. 24 действующего закона, устанавливаются в служебном контракте, в котором определяются и показатели эффективности и результативности его служебной деятельности, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей.
2. Право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
Введение данной нормы обусловлено положениями Трудового кодекса РФ и ряда иных нормативно-правовых актов, так как существовала порочная практика нарушения сроков выплаты денежного содержания. Исходя из этого ст. 23 Закона о гражданской службе обязывает представителя нанимателя своевременно и в полном объеме осуществлять указанные выплаты.
Указ Президента Российской Федерации от 19 января 1996 г. № 66 «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» предусматривает, что должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, при задержке указанных выплат или выделения средств из федерального бюджета отстраняются от выполнения указанных функций или увольняются за однократное грубое нарушение своих обязанностей.
За нарушение сроков выплаты заработной платы установлена также административная ответственность должностных лиц организаций (ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях) в виде штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемого органами Государственной инспекции труда. Повторное аналогичное нарушение влечет за собой дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Федеральным законом от 15 марта 1999 г. № 43-ФЗ Уголовный кодекс дополнен ст. 1451, согласно которой невыплата заработной платы свыше 2 месяцев влечет за собой уголовную ответственность руководителя независимо от формы собственности.
Поскольку Федеральный закон не определил конкретных сроков выплаты денежного содержания гражданского служащего, следует руководствоваться ст. 136 Трудового кодекса, согласно которой заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором (в нашем случае - служебным распорядком и служебным контрактом). В то же время Закон не запрещает представителю нанимателя издать по вопросам регулирования данных отношений локальный нормативный акт (положение об оплате труда гражданских служащих в государственном органе) и конкретизировать в нем эти сроки применительно к специфике государственного органа.
3. Условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.
В соответствии со ст. 14 действующего закона гражданский служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Основным юридическим документом, в котором конкретизируются условия профессиональной служебной деятельности, является служебный контракт. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданскому служащему соответствующие условия.
Важное место в процессе реализации указанной гарантии отводится коллективному договору, заключаемому представителем нанимателя и персоналом государственного органа. Статья 41 Трудового кодекса включает в содержание коллективного договора вопросы, связанные с улучшением условий труда как всего персонала, так и отдельных его категорий (женщин, молодежи и др.). Обязательства, по общему правилу, возлагаются на представителя нанимателя. Условия труда являются также существенным элементом содержания соглашения, принятие которого возможно в перспективе при создании отраслевого профессионального союза государственных гражданских служащих как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации. И коллективный договор, и соглашения являются нормативными документами, невыполнение положений которых влечет за собой юридические последствия.
К сожалению, в Федеральном законе не нашло отражения положение Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации о необходимости дифференциации и оптимизации норм размещения государственных служащих в служебных помещениях и оснащения их служебных мест в зависимости от замещаемой должности гражданской службы. В настоящее время назрела острая необходимость разработки единых нормативов оборудования типовых служебных мест. Логично предположить, что данные нормативы могут быть представлены в разрабатываемых в соответствии с требованиями ст. 47 этого закона примерных должностных регламентах, а также в административных регламентах государственного органа.
Кроме того, в практике функционирования государственных органов вопросы регулирования условий служебной деятельности находят свое отражение в таких локальных нормативных актах, как Правила по технике безопасности, санитарии и гигиене, противопожарной безопасности и др.
4. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.
Право на отдых является конституционным правом каждого человека и закреплено ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой работающему по трудовому договору гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск. Оно реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени вне пределов установленной нормальной продолжительности служебного времени.
Время отдыха в соответствии со ст. 106 Трудового кодекса -это время, в течение которого гражданский служащий свободен от исполнения должностных обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Чем ему заниматься в это время гражданский служащий решает исключительно сам. Видами времени отдыха на основании ст. 107 Трудового кодекса являются:
— перерывы в течение рабочего дня, которые определяются правилами внутреннего трудового распорядка организации;
— ежедневный отдых, представляющий собой время с момента окончания работы и до ее начала на следующий день;
- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) продолжительностью не менее 42 часов (ст. ПО Трудового кодекса), причем общим выходным днем является воскресенье, а второй выходной день устанавливается коллективным договором либо правилами внутреннего трудового распорядка организации;
- нерабочие праздничные дни — установленные ст. 112 Трудового кодекса свободные от работы дни, посвященные выдающимся событиям или памятным традиционным датам; при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день;
- отпуска - определенное число свободных от работы календарных дней (помимо праздничных нерабочих дней), предоставляемых работникам для непрерывного отдыха и восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности).
В статье 45 Закона о гражданской службе точно определена нормальная продолжительность служебного времени, которая должна быть не свыше 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе. Если режим служебного времени и времени отдыха гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа, то это обязательно оговаривается в служебном контракте. Для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности — законом устанавливается ненормированный служебный день. В соответствии со служебным распорядком государственного органа ненормированный служебный день может устанавливаться и для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы других групп по соответствующему перечню должностей и служебным контрактам. В этом случае гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа, который не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия предоставления этого отпуска устанавливаются федеральным гражданским служащим постановлением Правительства Российской Федерации, а гражданским служащим субъекта Федерации - нормативно-правовыми актами данного субъекта.
Статья 46 закона вводит ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего, который состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Продолжительность основного оплачиваемого отпуска зависит от группы замещаемых должностей и составляет 30 (для младших, старших и ведущих должностей) либо 35 (для высших и главных должностей) календарных дней.
Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются:
— за выслугу лет (1 календарный день за каждый год гражданской службы);
— за ненормированный служебный день;
— в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы;
— в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями.
Закон также устанавливает предельную продолжительность основного оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет. Она не должна превышать 40 или 45 календарных дней в зависимости от группы замещаемых должностей.
По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.
5. Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.
Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» гарантировал медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи. Уровень и качество этого обслуживания зависели в первую очередь от возможностей того или иного ведомства или субъекта Федерации, что объективно создавало неравные условия в предоставлении данной гарантии государственным служащим. Принципиально новым является включение в действующий Федеральный закон гарантии медицинского страхования. Тем самым законодательно закрепляется положение Концепции реформирования системы государственной службы о переходе от медицинского обслуживания, связанного с созданием и функционированием ведомственных медицинских организаций, к специальному медицинскому страхованию, в основе которого лежит предоставление государственному служащему или членам его семьи денежных средств при возникновении страхового случая (болезни, увечий и пр.).
Поскольку подобные мероприятия требуют длительной подготовки и всестороннего, в том числе и детального правового, обеспечения, то до вступления в силу отдельного Федерального закона о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации в соответствии с п. 10 ст. 71 Закона сохраняются прежние условия медицинского и санаторно-курортного обслуживания и продолжается практика прикрепления гражданского служащего к какому-либо медицинскому центру решением соответствующей комиссии. По мере введения специального медицинского страхования гражданских служащих и членов их семей, полностью обеспеченного источниками финансирования, пропорционально сокращается прямое финансирование ведомственных медицинских организаций из средств соответствующего бюджета.
6. Обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом.
7. Выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Статья 969 Гражданского кодекса устанавливает возможность обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества работников. Статья 22 Трудового кодекса обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Порядок страхования и выплат соответствующих сумм определяется законами о таком страховании, нормами трудового законодательства и иными нормативно-правовыми актами.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установил правовые, экономические и организационные основы этого вида страхования. В нем установлены виды страхового обеспечения: пособие по временной нетрудоспособности, единовременная страховая выплата, ежемесячная страховая выплата, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию работника.
В действующем Федеральном законе сфера страхования значительно расширена. В отличие от закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» страхуются не только случаи причинения вреда здоровью в связи с исполнением должностных обязанностей, но и любое заболевание или потеря трудоспособности в период прохождения гражданской службы. Кроме того, в развитие норм служебного законодательства введена гарантия по сохранению денежного содержания на время прохождения гражданским служащим медицинского обследования. Предусмотрено также принятие постановления Правительства Российской Федерации «О порядке прохождения диспансеризации, перечне заболеваний, препятствующих поступлению или прохождению государственной гражданской службы».
На практике данное страхование осуществляется на основе договоров, заключаемых представителем нанимателя и страховщиками, имеющими лицензию на проведение обязательного государственного страхования.
Общие нормы для гражданской службы в этой части отсутствуют, а процедуры страхования осуществляются на основе локальных нормативных актов, издаваемых в государственных органах. В силу этого возникает необходимость в принятии Федерального закона «Об обязательном государственном страховании гражданских служащих Российской Федерации», который детально бы отрегулировал все общие вопросы, связанные с реализацией данной гарантии гражданским служащим по аналогии с представителями других видов государственной службы, либо принятии закона об обязательном государственном страховании государственных служащих, который бы установил в этой области единые нормы для всей системы государственной службы.
Определенную роль в регулировании процессов реализации данной гарантии гражданским служащим играет Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», который определил условия, размеры и порядок обеспечения этих пособий.
8. Возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно Указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Служебная командировка - это поездка гражданского служащего по распоряжению представителя работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной службы. При направлении гражданского служащего в служебную командировку по общему правилу за ним сохраняются должность и среднее месячное денежное содержание.
Статья 168 Трудового кодекса обязывает работодателя возмещать работнику в случае направления в служебную командировку расходы на проезд, наем жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя. Установление порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками, обусловливается коллективным договором или локальным нормативным актом государственного органа.
Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. №813 «О порядке и условиях командирования федерального государственного гражданского служащего» и соответствующие нормативно-правовые акты субъектов Федерации устанавливают механизм реализации данной гарантии. В частности, они определяют должностных лиц, которым предоставлено право направлять гражданских служащих в командировки, порядок оформления соответствующих документов, гарантии сохранения должности, денежного содержания, возмещения расходов (по проезду, найму жилого помещения, суточных и пр.) и иные вопросы.
9. Возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Под переездом в другую местность следует понимать переезд в иной населенный пункт по существующему административно-территориальному делению.
Гражданскому служащему в этом случае выплачиваются компенсация стоимости проезда его и членов семьи, расходы на провоз имущества, суточные за каждый день нахождения в пути, единовременное пособие на него и каждого переезжающего члена семьи, денежное содержание за дни сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства. При невозможности точно определить размер компенсации гражданскому служащему выдается аванс.
К членам семьи гражданского служащего по общему правилу относятся муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на его иждивении и проживающие вместе с ним.
10. Защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных Федеральным законом.
В настоящее время основания и порядок применения такой защиты определены федеральными законами для отдельных категорий государственных служащих. Так, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. № 37 предусматривает в зависимости от конкретных обстоятельств ряд мер, включающих личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты, оповещение об опасности, временное помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах, перевод на другое место службы, переселение на другое место жительства, замену документов, изменение внешности и др. Осуществление этих мер возложено на органы внутренних дел, федеральные органы государственной охраны и другие государственные органы обеспечения безопасности. Этим законом предусматривается повышенная уголовная ответственность за посягательства на жизнь, здоровье или имущество защищаемых лиц, определяются права и обязанности последних.
11. Государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению является государственной денежной выплатой, предоставляемой государственному служащему в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги.
Действующий Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ в ст. 7 и 14 установил для федеральных государственных служащих право на пенсию за выслугу при увольнении с федеральной государственной службы по ряду оснований и ее размеры. Постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» от 28 апреля 2003 г. № 247 реализация данной гарантии возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации. Во исполнение данного постановления Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 44 утверждены Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты. Постановлением Правительства России от 31 мая 2005 г. № 346 установлены правила индексации пенсий федеральных государственных служащих за выслугу лет.
В отношении государственных служащих субъектов Федерации определено, что соответствующие условия устанавливаются в нормативно-правовых актах субъектов за счет их средств, что противоречит основным принципам построения и функционирования системы государственной службы страны, предполагающим в том числе единство ее правовых и организационных основ. Исходя из этого возникает необходимость дальнейшего развития законодательства в этой области и принятия отдельного нормативно-правового акта высшей юридической силы - Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей».