Классификация локальных нормативных актов

Примерный перечень локальных нормативных актов, исполь­зуемых в процессе управления персоналом организации, в основе которого лежит необходимость нормативного регулирования воп­росов применения основных кадровых технологий, может вклю­чать следующие их виды:

— положение о порядке приема на работу;

— положение об испытательном сроке;

— положение о конкурсе для замещения вакантных должно­стей;

— положение о профессионально-должностном развитии пер­сонала (о карьере персонала);

— положение о порядке назначения на руководящие должно­сти;

— положение о ротации персонала;

— положение об аттестации персонала;

— положение о квалификационном экзамене (о порядке при­своения квалификации);

— положение об оценке персонала;

— положение о профессиональной подготовке персонала (ре­гулирует в том числе вопросы переподготовки, повышения ква­лификации, стажировки персонала);

— положение о кадровом резерве;

— положение о порядке увольнения персонала;

— положение о сертификации персонала (при наличии внут­ренней системы сертификации персонала организации).

Ряд локальных актов издается в целях упорядочения кадро­вого пространства, четкого определения штатно-должностной структуры организации и правового статуса ее персонала. В част­ности, это:

— устав организации;

— правила служебного (внутреннего) распорядка организа­ции;

— положение о персонале (определяет статус основных катего­рий и групп персонала);

— штатное расписание;

— положения о структурных подразделениях организации, сре­ди которых особое значение имеет положение о кадровой службе (службе управления персоналом);

— положение о персональных данных и их защите;

— положение о рабочем (служебном) времени и времени отды­ха персонала;

— должностные инструкции (служебные регламенты). Отдельные лекальные акты могут издаваться для регулирования

вопросов стимулирования персонала. Среди них могут быть:

— положение о материальном вознаграждении персонала;

— положение о пенсионном обеспечении персонала (при на­личии корпоративной системы пенсионного обеспечения);

— положение о моральном стимулировании персонала;

— корпоративный кодекс поведения персонала.

Если нет необходимости в излишней дифференциации си­стемы локальных нормативных актов, допустимо издание соответ­ствующих укрупненных юридических документов.

Кроме того, в процессе развития системы локальных норма­тивных актов организации их можно дифференцировать по сте­пени важности. В этом случае правомочно вести речь об актах обязательных, желательных и вспомогательных. В целях упоря­дочения самого процесса и порядка локального нормотворчества может также быть издан соответствующий акт.

Немаловажное значение имеет сама форма локального акта, выбор которой определяется работодателем (представителем нанимателя) исходя из важности и необходимости придания соответствующей юридической силы издаваемому документу. Они выстраиваются в соответствии с определенной иерархией: устав, приказ, распоряжение, правила, положение, кодекс и т. д. В развитие указанных документов, прежде всего положений, го­товятся материалы методического характера, носящие в отличие от локальных актов не обязательный, а рекомендательный, техно­логический характер.

При помощи приказов и распоряжений может придаваться официальный статус документам, носящим стратегический, по­литический либо программный характер, таким, как:

— миссия организации;

— концепция социальной политики организации;

— концепция кадровой политики;

— концепция политики в области управления персоналом;

— программа профессионального развития персонала и пр. Федеральный закон «О государственной гражданской службе

Российской Федерации» в ряде статей прямо или косвенно тре­бует от представителя нанимателя издания соответствующих ло­кальных актов по следующим вопросам:

— установление квалификационных требований к профес­сиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ст. 12, п. 6);

— о служебном распорядке (ст. 15, п. 1, пп. 5 и др.);

— об испытании гражданского служащего (ст. 27);

— о порядке изменения существенных условий контракта (ст. 29);

— о подразделении по вопросам государственной службы и кадров (ст. 44, п. 2);

— о должностном регламенте (ст. 47, п. 1 и 5);

— об аттестации гражданских служащих (ст. 48);

— о квалификационном экзамене (ст. 49);

— о порядке выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий (ст. 50, п. 5, пп. 5);

— о единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 50, п. 5, пп. 6);

— о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые усло­вия гражданской службы (ст. 50, п. 7);

— о порядке выплаты материальной помощи (ст. 50, п. 8);

— о единовременном поощрении (ст. 55, п. 3);

— о специфических показателях эффективности и результа­тивности деятельности государственного органа (ст. 50, п. 17);

— о видах, форме и продолжительности получения дополни­тельного профессионального образования в зависимости от групп и категорий должностей гражданской службы (ст. 62, п. 10);

— о кадровом резерве (ст. 64) и др.

Наши рекомендации