Классификация локальных нормативных актов
Примерный перечень локальных нормативных актов, используемых в процессе управления персоналом организации, в основе которого лежит необходимость нормативного регулирования вопросов применения основных кадровых технологий, может включать следующие их виды:
— положение о порядке приема на работу;
— положение об испытательном сроке;
— положение о конкурсе для замещения вакантных должностей;
— положение о профессионально-должностном развитии персонала (о карьере персонала);
— положение о порядке назначения на руководящие должности;
— положение о ротации персонала;
— положение об аттестации персонала;
— положение о квалификационном экзамене (о порядке присвоения квалификации);
— положение об оценке персонала;
— положение о профессиональной подготовке персонала (регулирует в том числе вопросы переподготовки, повышения квалификации, стажировки персонала);
— положение о кадровом резерве;
— положение о порядке увольнения персонала;
— положение о сертификации персонала (при наличии внутренней системы сертификации персонала организации).
Ряд локальных актов издается в целях упорядочения кадрового пространства, четкого определения штатно-должностной структуры организации и правового статуса ее персонала. В частности, это:
— устав организации;
— правила служебного (внутреннего) распорядка организации;
— положение о персонале (определяет статус основных категорий и групп персонала);
— штатное расписание;
— положения о структурных подразделениях организации, среди которых особое значение имеет положение о кадровой службе (службе управления персоналом);
— положение о персональных данных и их защите;
— положение о рабочем (служебном) времени и времени отдыха персонала;
— должностные инструкции (служебные регламенты). Отдельные лекальные акты могут издаваться для регулирования
вопросов стимулирования персонала. Среди них могут быть:
— положение о материальном вознаграждении персонала;
— положение о пенсионном обеспечении персонала (при наличии корпоративной системы пенсионного обеспечения);
— положение о моральном стимулировании персонала;
— корпоративный кодекс поведения персонала.
Если нет необходимости в излишней дифференциации системы локальных нормативных актов, допустимо издание соответствующих укрупненных юридических документов.
Кроме того, в процессе развития системы локальных нормативных актов организации их можно дифференцировать по степени важности. В этом случае правомочно вести речь об актах обязательных, желательных и вспомогательных. В целях упорядочения самого процесса и порядка локального нормотворчества может также быть издан соответствующий акт.
Немаловажное значение имеет сама форма локального акта, выбор которой определяется работодателем (представителем нанимателя) исходя из важности и необходимости придания соответствующей юридической силы издаваемому документу. Они выстраиваются в соответствии с определенной иерархией: устав, приказ, распоряжение, правила, положение, кодекс и т. д. В развитие указанных документов, прежде всего положений, готовятся материалы методического характера, носящие в отличие от локальных актов не обязательный, а рекомендательный, технологический характер.
При помощи приказов и распоряжений может придаваться официальный статус документам, носящим стратегический, политический либо программный характер, таким, как:
— миссия организации;
— концепция социальной политики организации;
— концепция кадровой политики;
— концепция политики в области управления персоналом;
— программа профессионального развития персонала и пр. Федеральный закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» в ряде статей прямо или косвенно требует от представителя нанимателя издания соответствующих локальных актов по следующим вопросам:
— установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ст. 12, п. 6);
— о служебном распорядке (ст. 15, п. 1, пп. 5 и др.);
— об испытании гражданского служащего (ст. 27);
— о порядке изменения существенных условий контракта (ст. 29);
— о подразделении по вопросам государственной службы и кадров (ст. 44, п. 2);
— о должностном регламенте (ст. 47, п. 1 и 5);
— об аттестации гражданских служащих (ст. 48);
— о квалификационном экзамене (ст. 49);
— о порядке выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий (ст. 50, п. 5, пп. 5);
— о единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 50, п. 5, пп. 6);
— о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы (ст. 50, п. 7);
— о порядке выплаты материальной помощи (ст. 50, п. 8);
— о единовременном поощрении (ст. 55, п. 3);
— о специфических показателях эффективности и результативности деятельности государственного органа (ст. 50, п. 17);
— о видах, форме и продолжительности получения дополнительного профессионального образования в зависимости от групп и категорий должностей гражданской службы (ст. 62, п. 10);
— о кадровом резерве (ст. 64) и др.